Решение и предписание по делу № 8-4797-12/7

Номер дела: № 8-4797-12/7
Дата публикации: 17 октября 2012, 10:58

РЕШЕНИЕ

                                                                           

                                                                                                                               г. Самара

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» октября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» октября 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:…………..,

рассмотрев дело № 8-4797-12/7 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Самарской области (далее – Заказчик)  частей 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Самарское УФАС России поступило заявление ООО «Медпром» (далее – Заявитель) на действия Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области при проведении открытого аукциона в электронной форме по определению у субъектов малого предпринимательства исполнителя на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающими на территории Самарской области для Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области (Извещение № 0142200001312001922) (Далее – Аукцион).

Согласно доводам ООО «Медпром», документация об Аукционе содержит ряд нарушений законодательства Российской Федерации и ограничивает возможности участия поставщиков в данном аукционе. По мнению Заявителя, техническое задание, сформированное Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области, и требования, предъявляемые Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области к участникам размещения заказа, ограничивают конкуренцию и нарушают положения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Самарским УФАС России в ходе рассмотрения заявления ООО «Медпром» установлено, что включение в один  лот услуг подбора и выдачи слуховых аппаратов, проведение осмотра ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающих на территории Самарской области (далее -  Получатели) врачом сурдологом, проведение диагностики степени и характера нарушений слуха у Получателей и поставка слуховых аппаратов может содержать признаки нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Медпром», Самарским УФАС России было возбуждено дело № 8-4797-12/7 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Самарской области и Министерством социально-демографического развития Самарской области  частей 2, 3  статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

2. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 10.04.2012 г. № 175 «О формировании министерства здравоохранения Самарской области и министерства социально-демографического развития Самарской области» министерство здравоохранения и социального развития Самарской области реорганизовано в форме выделения из него министерства социально-демографического развития Самарской области.

Согласно п. 2.1 Положения о министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 г. № 290, в ведении министерства здравоохранения Самарской области  находятся: организация оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся техногенному и радиационному воздействию, больным отдельными видами заболеваний, а также отдельным категориям лиц, имеющим установленные законодательством меры социальной поддержки на медицинскую, лекарственную помощь, слухо-, зубо- и глазопротезирование.

На основании вышеизложенного, Определением о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении дела № 8-4797-12/7 (от 23.08.2012 г. исх. № 11394/7) участие Министерства социально-демографического развития Самарской области в данном деле прекращено.

 

3. Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующее.

Уполномоченным органом – Главным управлением организации торгов Самарской области на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0142200001312001922 о проведении   Аукциона.

Согласно документации об Аукционе, размещение заказа производилось без выделения лотов.

Пунктом 7 Технического задания  установлены требования к месту, условиям и срокам оказания услуг:

- обеспечение Получателей слуховыми аппаратами должно осуществляться на специализированных пунктах слухопротезирования Исполнителя в городских округах Самара, Тольятти, Сызрань;

- организация извещения, приема и регистрации Получателей;

- прием необходимых документов у Получателя для выдачи слухового аппарата;

- проведение осмотра Получателей врачом сурдологом;

- проведение диагностики степени и характера нарушений слуха у Получателей;

- проведение подбора, настройки и выдачи слуховых аппаратов Получателям;

- обучение Получателей пользованию слуховыми аппаратами;

-осуществление, по мере обращения Получателей, наладки, технического обслуживания и ремонта выданных слуховых аппаратов в течении гарантийного срока (срок ремонта не должен превышать 20 дней).

В соответствии со статьей 41.6 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1, 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Указанная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, включая условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, с учетом ограничений, установленных законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.

Документацией об Аукционе установлено, что предметом государственного контракта является оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающими на территории Самарской области для Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в соответствии с техническим заданием заказчика, в объемах, указанных в документации об аукционе в электронной форме.

Согласно техническому заданию, оказание услуги по обеспечению слуховыми аппаратами включает в себя  определение  медицинских показаний к слухопортезированию, выдачу рекомендаций по виду слухового аппарата, формирование реестра лиц, нуждающихся в слухопротезировании. Министерство здравоохранения Самарской области организует размещение заказа на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами с учетом данных рекомендации врача-сурдолога.

Из материалов дела следует, что в ходе оказания данной услуги, Получатели обеспечиваются слуховыми аппаратами один раз в четыре года, за этот период степень и характер  нарушений слуха изменяются, в связи с чем Министерством здравоохранения Самарской области заказывается комплексная услуга, которая включает в себя осуществление приема, регистрации, проведение осмотра врачом сурдологом, проведение диагностики  степени и характера нарушений слуха, проведение подбора, настройки и выдачи слуховых аппаратов, обучение пользованию ими, наладку, техническое обслуживание и ремонт выданных слуховых аппаратов в течении гарантийного срока.

При этом, при подборе слухового аппарата врач-сурдолог ориентируется на медицинские данные (уровень тонального слуха, разборчивость речи, данные осмотра ЛОР-органов) на момент получения слухового аппарата, всегда учитываются социальные потребности, активность пациента, его бытовые условия, социальный уровень, наличие или отсутствие психомоторных нарушений. Кроме того, при подборе врач может произвести примерку аппарата и выяснить субъективные ощущения пациента и определить разборчивость речи в этом аппарате, оценив тем самым эффективность реабилитации.

Согласно пояснениям Заказчика (исх. № 30-05/1514 от 14.08.2012 г.), Получатели  являются лицами пожилого возраста, как правило, имеющие ограниченные возможности, в интересах которых получать комплексную услугу в одной организации.

При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что услуга по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов, объединенные в один лот, функционально связаны с предметом торгов – услугами по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающими на территории Самарской области для Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в соответствии с техническим заданием заказчика, в объемах, указанных в документации об аукционе в электронной форме.

Таким образом, в действиях Заказчика по включению в один лот  услуги по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов отсутствует нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

4. Согласно статье 5 Закона о размещении заказов, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу статьи 8 Закона о размещении заказов, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В статье 11 Закона о размещении заказов к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов установлены обязательные требования. При этом установление Правительством Российской Федерации, заказчиком, уполномоченным органом иных требований к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, противоречит части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой  медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства от 16 апреля 2012 г. № 291, работы по сурдологии-оториноларингологии входят в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Как следует из пункта 11 технического задания, Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на осуществление медицинской деятельности, в части оказания услуг по сурдологии-оториноларингологии при обеспечении слуховыми аппаратами Получателей.

Между тем, Заказчиком при проведении Аукциона по обеспечению слуховыми аппаратами Получателей фактически осуществляется размещение заказа как на медицинские услуги по сурдологии-оториноларингологии, так и на услуги по поставке слуховых аппаратов.

Таким образом, с победителем  Аукциона заключается контракт на оказание двух видов услуг: при этом один вид услуг (поставка слуховых аппаратов) свободно обращается на рынке, а для реализации другого вида услуг (медицинские услуги по сурдологии-оториноларингологии) необходима лицензия.

Следовательно, установление требования к участнику размещения заказа о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности ограничивает круг участников Аукциона только теми, кто имеет лицензию на осуществление  медицинской деятельности (по специальности «сурдология-оториноларингология»).

Однако, как указано выше, поставка слуховых аппаратов не входит в перечень лицензируемых видов деятельности и, соответственно, может осуществляться более широким кругом лиц.

Требование технического задания о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в части осуществления работ и услуг по специальности сурдология-оториноларингология при оказании услуг по обеспечению слуховыми аппаратами Получателей, не является требованием, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание части услуг, являющихся фактическим предметом Аукциона (поставка слуховых аппаратов), поскольку установление заказчиком требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов противоречит части 4 статьи 11  Закона о размещении заказов.

Предъявление Заказчиком к участникам размещения заказа требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности ограничило число потенциальных участников размещения заказа.

Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Согласно пояснениям Заказчика (исх. № 30-05/1514 от 14.08.2012 г.), в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации при исполнении договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе для государственных и муниципальных нужд, исполнитель по такому договору  в общем случае не ограничен в возможностях по привлечению соисполнителей.

Указанный довод Заказчика не может быть принят во внимание, поскольку требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в документации об Аукционе установлено именно к участнику размещения заказа.

 

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе  от 04 июня 2012 г., к участию в Аукционе допущена одна заявка. Данная заявка была подана ООО «ТК «Медицинская техника».

Комиссией установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности у ООО «ТК «Медицинская техника» отсутствует. При этом ООО «ТК «Медицинская техника» заключен Договор № 143 на оказание услуг от 20 апреля 2012 г. с ООО «Центр ЛОР-Помощи и слухопортезирования», имеющим лицензию № ЛО-63-01-000171 от 08 сентября 2008 г.  на осуществление медицинской деятельности. 

Заявка, поданная ООО «ТК «Медицинская техника» на участие в Аукционе, содержала вышеуказанные договор и лицензию. 

В соответствии с  протоколом подведения итогов Аукциона от 06 июня 2012 г., заявка ООО «ТК «Медицинская техника» с наличием лицензией на осуществление медицинской деятельности ООО «Центр ЛОР-Помощи и слухопортезирования» Аукционной комиссией была признана соответствующей требованиям, установленным в документации об Аукционе.

 

5. Для получения дополнительных доказательств, позволяющих Комиссии сделать вывод о наличии (отсутствии) в действиях Министерства здравоохранения Самарской области ограничения доступа к участию в Аукционе, Самарским УФАС России проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку слуховых аппаратов и оказание медицинских услуг.

С указанной целью данным хозяйствующим субъектам направлены запросы, в которых организациям предлагалось дать ответ на следующие вопросы:

1. Имеются ли у хозяйствующего субъекта возможность принять участие в аукционе по обеспечению слуховыми аппаратами населения при условии, что услуга по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов включены в один лот?

2. Увеличится ли по мнению хозяйствующего субъекта количество участников Аукциона в случае размещения заказа на услугу по проведению осмотра и диагностики степени и характера  нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и на поставку слуховых аппаратов отдельными лотами?

В результате анализа полученной информации, Самарским УФАС России установлено следующее:

1) 62,5% хозяйствующих субъектов не имеют возможности принять участие  в аукционе по обеспечению слуховыми аппаратами населения при условии, что услуга по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов включены в один лот;

  2) 37,5 % хозяйствующих субъектов имеют возможность принять участие в указанном аукционе;

  3) по мнению 100% хозяйствующих субъектов, число участников вышеуказанного аукциона увеличится в случае размещения заказа на услугу по проведению осмотра и диагностики степени и характера  нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и на поставку слуховых аппаратов отдельными лотами.   

По мнению 50% хозяйствующих субъектов, принявших участие в опросе, причинами отсутствия возможности участия хозяйствующих субъектов в Аукционе является отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности по  сурдологии-оториноларингологии.

Результаты, полученные в ходе проведенного опроса свидетельствуют о том, что объединение в один лот услуги по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов   привело к ограничению количества участников Аукциона, так как потенциальные участники аукциона, ознакомившись с документацией об Аукционе, посчитали невозможным выполнить поставку в связи с отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии.

Подтверждением вышеуказанного вывода Комиссии является также заявление ООО «Медпром». Заявитель (ООО Медпорм»)  не смог принять участие в Аукционе, ввиду отсутствия лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии, наличие  которой необходимо у участника размещения заказа в соответствии с пунктом  11 технического задания документации об Аукционе.

При указанных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что действия Министерства здравоохранения Самарской области по установлению в документации об Аукционе требования о наличии у  участника размещения заказа лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии при проведении аукциона, включающего медицинские услуги и услуги по поставке слуховых аппаратов, привели к ограничению доступа к участию в торгах для лиц, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, и являются нарушением  части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссией рассмотрен вопрос о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела. Оснований для прекращения рассмотрения дела № 8-4797-12/7, перечисленных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Министерства здравоохранения Самарской области нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

2. Министерству здравоохранения Самарской области выдать предписание.

 

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

«16» октября 2012 г.                                                                                                        г. Самара

 

 

Комиссия Самарского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:……

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2012 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании решения по делу № 8-4797-12/7 о нарушении Министерством здравоохранения Самарской области (ул. Ленинская, д. 73, г. Самара, 443020) части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Министерству здравоохранения Самарской области  прекратить нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении требования к участникам размещения заказа, повлекшего ограничение доступа к участию в торгах,

а именно:

при последующем размещении заказа по определению исполнителя на оказание услуг по обеспечению  слуховыми аппаратами льготных категорий граждан, включающего услуги по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха и поставку слуховых аппаратов, не допускать ограничения доступа к участию в торгах  с учетом решения Комиссии по делу №  8-4797-12/7.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения (с представлением надлежащим образом заверенной копии документации проводимых торгов по определению исполнителя на оказание услуг по обеспечению  слуховыми аппаратами льготных категорий граждан).

 

stdClass Object ( [vid] => 7542 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 8-4797-12/7 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7542 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350975793 [changed] => 1368707447 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368707447 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                                           

                                                                                                                               г. Самара

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» октября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» октября 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:…………..,

рассмотрев дело № 8-4797-12/7 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Самарской области (далее – Заказчик)  частей 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Самарское УФАС России поступило заявление ООО «Медпром» (далее – Заявитель) на действия Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области при проведении открытого аукциона в электронной форме по определению у субъектов малого предпринимательства исполнителя на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающими на территории Самарской области для Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области (Извещение № 0142200001312001922) (Далее – Аукцион).

Согласно доводам ООО «Медпром», документация об Аукционе содержит ряд нарушений законодательства Российской Федерации и ограничивает возможности участия поставщиков в данном аукционе. По мнению Заявителя, техническое задание, сформированное Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области, и требования, предъявляемые Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области к участникам размещения заказа, ограничивают конкуренцию и нарушают положения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Самарским УФАС России в ходе рассмотрения заявления ООО «Медпром» установлено, что включение в один  лот услуг подбора и выдачи слуховых аппаратов, проведение осмотра ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающих на территории Самарской области (далее -  Получатели) врачом сурдологом, проведение диагностики степени и характера нарушений слуха у Получателей и поставка слуховых аппаратов может содержать признаки нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Медпром», Самарским УФАС России было возбуждено дело № 8-4797-12/7 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Самарской области и Министерством социально-демографического развития Самарской области  частей 2, 3  статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

2. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 10.04.2012 г. № 175 «О формировании министерства здравоохранения Самарской области и министерства социально-демографического развития Самарской области» министерство здравоохранения и социального развития Самарской области реорганизовано в форме выделения из него министерства социально-демографического развития Самарской области.

Согласно п. 2.1 Положения о министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 г. № 290, в ведении министерства здравоохранения Самарской области  находятся: организация оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся техногенному и радиационному воздействию, больным отдельными видами заболеваний, а также отдельным категориям лиц, имеющим установленные законодательством меры социальной поддержки на медицинскую, лекарственную помощь, слухо-, зубо- и глазопротезирование.

На основании вышеизложенного, Определением о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении дела № 8-4797-12/7 (от 23.08.2012 г. исх. № 11394/7) участие Министерства социально-демографического развития Самарской области в данном деле прекращено.

 

3. Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующее.

Уполномоченным органом – Главным управлением организации торгов Самарской области на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0142200001312001922 о проведении   Аукциона.

Согласно документации об Аукционе, размещение заказа производилось без выделения лотов.

Пунктом 7 Технического задания  установлены требования к месту, условиям и срокам оказания услуг:

- обеспечение Получателей слуховыми аппаратами должно осуществляться на специализированных пунктах слухопротезирования Исполнителя в городских округах Самара, Тольятти, Сызрань;

- организация извещения, приема и регистрации Получателей;

- прием необходимых документов у Получателя для выдачи слухового аппарата;

- проведение осмотра Получателей врачом сурдологом;

- проведение диагностики степени и характера нарушений слуха у Получателей;

- проведение подбора, настройки и выдачи слуховых аппаратов Получателям;

- обучение Получателей пользованию слуховыми аппаратами;

-осуществление, по мере обращения Получателей, наладки, технического обслуживания и ремонта выданных слуховых аппаратов в течении гарантийного срока (срок ремонта не должен превышать 20 дней).

В соответствии со статьей 41.6 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1, 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Указанная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, включая условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, с учетом ограничений, установленных законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.

Документацией об Аукционе установлено, что предметом государственного контракта является оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающими на территории Самарской области для Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в соответствии с техническим заданием заказчика, в объемах, указанных в документации об аукционе в электронной форме.

Согласно техническому заданию, оказание услуги по обеспечению слуховыми аппаратами включает в себя  определение  медицинских показаний к слухопортезированию, выдачу рекомендаций по виду слухового аппарата, формирование реестра лиц, нуждающихся в слухопротезировании. Министерство здравоохранения Самарской области организует размещение заказа на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами с учетом данных рекомендации врача-сурдолога.

Из материалов дела следует, что в ходе оказания данной услуги, Получатели обеспечиваются слуховыми аппаратами один раз в четыре года, за этот период степень и характер  нарушений слуха изменяются, в связи с чем Министерством здравоохранения Самарской области заказывается комплексная услуга, которая включает в себя осуществление приема, регистрации, проведение осмотра врачом сурдологом, проведение диагностики  степени и характера нарушений слуха, проведение подбора, настройки и выдачи слуховых аппаратов, обучение пользованию ими, наладку, техническое обслуживание и ремонт выданных слуховых аппаратов в течении гарантийного срока.

При этом, при подборе слухового аппарата врач-сурдолог ориентируется на медицинские данные (уровень тонального слуха, разборчивость речи, данные осмотра ЛОР-органов) на момент получения слухового аппарата, всегда учитываются социальные потребности, активность пациента, его бытовые условия, социальный уровень, наличие или отсутствие психомоторных нарушений. Кроме того, при подборе врач может произвести примерку аппарата и выяснить субъективные ощущения пациента и определить разборчивость речи в этом аппарате, оценив тем самым эффективность реабилитации.

Согласно пояснениям Заказчика (исх. № 30-05/1514 от 14.08.2012 г.), Получатели  являются лицами пожилого возраста, как правило, имеющие ограниченные возможности, в интересах которых получать комплексную услугу в одной организации.

При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что услуга по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов, объединенные в один лот, функционально связаны с предметом торгов – услугами по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающими на территории Самарской области для Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в соответствии с техническим заданием заказчика, в объемах, указанных в документации об аукционе в электронной форме.

Таким образом, в действиях Заказчика по включению в один лот  услуги по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов отсутствует нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

4. Согласно статье 5 Закона о размещении заказов, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу статьи 8 Закона о размещении заказов, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В статье 11 Закона о размещении заказов к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов установлены обязательные требования. При этом установление Правительством Российской Федерации, заказчиком, уполномоченным органом иных требований к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, противоречит части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой  медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства от 16 апреля 2012 г. № 291, работы по сурдологии-оториноларингологии входят в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Как следует из пункта 11 технического задания, Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на осуществление медицинской деятельности, в части оказания услуг по сурдологии-оториноларингологии при обеспечении слуховыми аппаратами Получателей.

Между тем, Заказчиком при проведении Аукциона по обеспечению слуховыми аппаратами Получателей фактически осуществляется размещение заказа как на медицинские услуги по сурдологии-оториноларингологии, так и на услуги по поставке слуховых аппаратов.

Таким образом, с победителем  Аукциона заключается контракт на оказание двух видов услуг: при этом один вид услуг (поставка слуховых аппаратов) свободно обращается на рынке, а для реализации другого вида услуг (медицинские услуги по сурдологии-оториноларингологии) необходима лицензия.

Следовательно, установление требования к участнику размещения заказа о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности ограничивает круг участников Аукциона только теми, кто имеет лицензию на осуществление  медицинской деятельности (по специальности «сурдология-оториноларингология»).

Однако, как указано выше, поставка слуховых аппаратов не входит в перечень лицензируемых видов деятельности и, соответственно, может осуществляться более широким кругом лиц.

Требование технического задания о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в части осуществления работ и услуг по специальности сурдология-оториноларингология при оказании услуг по обеспечению слуховыми аппаратами Получателей, не является требованием, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание части услуг, являющихся фактическим предметом Аукциона (поставка слуховых аппаратов), поскольку установление заказчиком требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов противоречит части 4 статьи 11  Закона о размещении заказов.

Предъявление Заказчиком к участникам размещения заказа требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности ограничило число потенциальных участников размещения заказа.

Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Согласно пояснениям Заказчика (исх. № 30-05/1514 от 14.08.2012 г.), в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации при исполнении договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе для государственных и муниципальных нужд, исполнитель по такому договору  в общем случае не ограничен в возможностях по привлечению соисполнителей.

Указанный довод Заказчика не может быть принят во внимание, поскольку требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в документации об Аукционе установлено именно к участнику размещения заказа.

 

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе  от 04 июня 2012 г., к участию в Аукционе допущена одна заявка. Данная заявка была подана ООО «ТК «Медицинская техника».

Комиссией установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности у ООО «ТК «Медицинская техника» отсутствует. При этом ООО «ТК «Медицинская техника» заключен Договор № 143 на оказание услуг от 20 апреля 2012 г. с ООО «Центр ЛОР-Помощи и слухопортезирования», имеющим лицензию № ЛО-63-01-000171 от 08 сентября 2008 г.  на осуществление медицинской деятельности. 

Заявка, поданная ООО «ТК «Медицинская техника» на участие в Аукционе, содержала вышеуказанные договор и лицензию. 

В соответствии с  протоколом подведения итогов Аукциона от 06 июня 2012 г., заявка ООО «ТК «Медицинская техника» с наличием лицензией на осуществление медицинской деятельности ООО «Центр ЛОР-Помощи и слухопортезирования» Аукционной комиссией была признана соответствующей требованиям, установленным в документации об Аукционе.

 

5. Для получения дополнительных доказательств, позволяющих Комиссии сделать вывод о наличии (отсутствии) в действиях Министерства здравоохранения Самарской области ограничения доступа к участию в Аукционе, Самарским УФАС России проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку слуховых аппаратов и оказание медицинских услуг.

С указанной целью данным хозяйствующим субъектам направлены запросы, в которых организациям предлагалось дать ответ на следующие вопросы:

1. Имеются ли у хозяйствующего субъекта возможность принять участие в аукционе по обеспечению слуховыми аппаратами населения при условии, что услуга по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов включены в один лот?

2. Увеличится ли по мнению хозяйствующего субъекта количество участников Аукциона в случае размещения заказа на услугу по проведению осмотра и диагностики степени и характера  нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и на поставку слуховых аппаратов отдельными лотами?

В результате анализа полученной информации, Самарским УФАС России установлено следующее:

1) 62,5% хозяйствующих субъектов не имеют возможности принять участие  в аукционе по обеспечению слуховыми аппаратами населения при условии, что услуга по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов включены в один лот;

  2) 37,5 % хозяйствующих субъектов имеют возможность принять участие в указанном аукционе;

  3) по мнению 100% хозяйствующих субъектов, число участников вышеуказанного аукциона увеличится в случае размещения заказа на услугу по проведению осмотра и диагностики степени и характера  нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и на поставку слуховых аппаратов отдельными лотами.   

По мнению 50% хозяйствующих субъектов, принявших участие в опросе, причинами отсутствия возможности участия хозяйствующих субъектов в Аукционе является отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности по  сурдологии-оториноларингологии.

Результаты, полученные в ходе проведенного опроса свидетельствуют о том, что объединение в один лот услуги по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов   привело к ограничению количества участников Аукциона, так как потенциальные участники аукциона, ознакомившись с документацией об Аукционе, посчитали невозможным выполнить поставку в связи с отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии.

Подтверждением вышеуказанного вывода Комиссии является также заявление ООО «Медпром». Заявитель (ООО Медпорм»)  не смог принять участие в Аукционе, ввиду отсутствия лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии, наличие  которой необходимо у участника размещения заказа в соответствии с пунктом  11 технического задания документации об Аукционе.

При указанных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что действия Министерства здравоохранения Самарской области по установлению в документации об Аукционе требования о наличии у  участника размещения заказа лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии при проведении аукциона, включающего медицинские услуги и услуги по поставке слуховых аппаратов, привели к ограничению доступа к участию в торгах для лиц, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, и являются нарушением  части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссией рассмотрен вопрос о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела. Оснований для прекращения рассмотрения дела № 8-4797-12/7, перечисленных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Министерства здравоохранения Самарской области нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

2. Министерству здравоохранения Самарской области выдать предписание.

 

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

«16» октября 2012 г.                                                                                                        г. Самара

 

 

Комиссия Самарского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:……

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2012 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании решения по делу № 8-4797-12/7 о нарушении Министерством здравоохранения Самарской области (ул. Ленинская, д. 73, г. Самара, 443020) части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Министерству здравоохранения Самарской области  прекратить нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении требования к участникам размещения заказа, повлекшего ограничение доступа к участию в торгах,

а именно:

при последующем размещении заказа по определению исполнителя на оказание услуг по обеспечению  слуховыми аппаратами льготных категорий граждан, включающего услуги по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха и поставку слуховых аппаратов, не допускать ограничения доступа к участию в торгах  с учетом решения Комиссии по делу №  8-4797-12/7.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения (с представлением надлежащим образом заверенной копии документации проводимых торгов по определению исполнителя на оказание услуг по обеспечению  слуховыми аппаратами льготных категорий граждан).

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                                           

                                                                                                                               г. Самара

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» октября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» октября 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:…………..,

рассмотрев дело № 8-4797-12/7 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Самарской области (далее – Заказчик)  частей 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Самарское УФАС России поступило заявление ООО «Медпром» (далее – Заявитель) на действия Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области при проведении открытого аукциона в электронной форме по определению у субъектов малого предпринимательства исполнителя на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающими на территории Самарской области для Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области (Извещение № 0142200001312001922) (Далее – Аукцион).

Согласно доводам ООО «Медпром», документация об Аукционе содержит ряд нарушений законодательства Российской Федерации и ограничивает возможности участия поставщиков в данном аукционе. По мнению Заявителя, техническое задание, сформированное Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области, и требования, предъявляемые Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области к участникам размещения заказа, ограничивают конкуренцию и нарушают положения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Самарским УФАС России в ходе рассмотрения заявления ООО «Медпром» установлено, что включение в один  лот услуг подбора и выдачи слуховых аппаратов, проведение осмотра ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающих на территории Самарской области (далее -  Получатели) врачом сурдологом, проведение диагностики степени и характера нарушений слуха у Получателей и поставка слуховых аппаратов может содержать признаки нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Медпром», Самарским УФАС России было возбуждено дело № 8-4797-12/7 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Самарской области и Министерством социально-демографического развития Самарской области  частей 2, 3  статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

2. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 10.04.2012 г. № 175 «О формировании министерства здравоохранения Самарской области и министерства социально-демографического развития Самарской области» министерство здравоохранения и социального развития Самарской области реорганизовано в форме выделения из него министерства социально-демографического развития Самарской области.

Согласно п. 2.1 Положения о министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 г. № 290, в ведении министерства здравоохранения Самарской области  находятся: организация оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся техногенному и радиационному воздействию, больным отдельными видами заболеваний, а также отдельным категориям лиц, имеющим установленные законодательством меры социальной поддержки на медицинскую, лекарственную помощь, слухо-, зубо- и глазопротезирование.

На основании вышеизложенного, Определением о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении дела № 8-4797-12/7 (от 23.08.2012 г. исх. № 11394/7) участие Министерства социально-демографического развития Самарской области в данном деле прекращено.

 

3. Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующее.

Уполномоченным органом – Главным управлением организации торгов Самарской области на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0142200001312001922 о проведении   Аукциона.

Согласно документации об Аукционе, размещение заказа производилось без выделения лотов.

Пунктом 7 Технического задания  установлены требования к месту, условиям и срокам оказания услуг:

- обеспечение Получателей слуховыми аппаратами должно осуществляться на специализированных пунктах слухопротезирования Исполнителя в городских округах Самара, Тольятти, Сызрань;

- организация извещения, приема и регистрации Получателей;

- прием необходимых документов у Получателя для выдачи слухового аппарата;

- проведение осмотра Получателей врачом сурдологом;

- проведение диагностики степени и характера нарушений слуха у Получателей;

- проведение подбора, настройки и выдачи слуховых аппаратов Получателям;

- обучение Получателей пользованию слуховыми аппаратами;

-осуществление, по мере обращения Получателей, наладки, технического обслуживания и ремонта выданных слуховых аппаратов в течении гарантийного срока (срок ремонта не должен превышать 20 дней).

В соответствии со статьей 41.6 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1, 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Указанная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, включая условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, с учетом ограничений, установленных законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.

Документацией об Аукционе установлено, что предметом государственного контракта является оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающими на территории Самарской области для Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в соответствии с техническим заданием заказчика, в объемах, указанных в документации об аукционе в электронной форме.

Согласно техническому заданию, оказание услуги по обеспечению слуховыми аппаратами включает в себя  определение  медицинских показаний к слухопортезированию, выдачу рекомендаций по виду слухового аппарата, формирование реестра лиц, нуждающихся в слухопротезировании. Министерство здравоохранения Самарской области организует размещение заказа на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами с учетом данных рекомендации врача-сурдолога.

Из материалов дела следует, что в ходе оказания данной услуги, Получатели обеспечиваются слуховыми аппаратами один раз в четыре года, за этот период степень и характер  нарушений слуха изменяются, в связи с чем Министерством здравоохранения Самарской области заказывается комплексная услуга, которая включает в себя осуществление приема, регистрации, проведение осмотра врачом сурдологом, проведение диагностики  степени и характера нарушений слуха, проведение подбора, настройки и выдачи слуховых аппаратов, обучение пользованию ими, наладку, техническое обслуживание и ремонт выданных слуховых аппаратов в течении гарантийного срока.

При этом, при подборе слухового аппарата врач-сурдолог ориентируется на медицинские данные (уровень тонального слуха, разборчивость речи, данные осмотра ЛОР-органов) на момент получения слухового аппарата, всегда учитываются социальные потребности, активность пациента, его бытовые условия, социальный уровень, наличие или отсутствие психомоторных нарушений. Кроме того, при подборе врач может произвести примерку аппарата и выяснить субъективные ощущения пациента и определить разборчивость речи в этом аппарате, оценив тем самым эффективность реабилитации.

Согласно пояснениям Заказчика (исх. № 30-05/1514 от 14.08.2012 г.), Получатели  являются лицами пожилого возраста, как правило, имеющие ограниченные возможности, в интересах которых получать комплексную услугу в одной организации.

При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что услуга по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов, объединенные в один лот, функционально связаны с предметом торгов – услугами по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой отечественной войны – тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающими на территории Самарской области для Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в соответствии с техническим заданием заказчика, в объемах, указанных в документации об аукционе в электронной форме.

Таким образом, в действиях Заказчика по включению в один лот  услуги по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов отсутствует нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

4. Согласно статье 5 Закона о размещении заказов, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу статьи 8 Закона о размещении заказов, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В статье 11 Закона о размещении заказов к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов установлены обязательные требования. При этом установление Правительством Российской Федерации, заказчиком, уполномоченным органом иных требований к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, противоречит части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой  медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства от 16 апреля 2012 г. № 291, работы по сурдологии-оториноларингологии входят в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Как следует из пункта 11 технического задания, Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на осуществление медицинской деятельности, в части оказания услуг по сурдологии-оториноларингологии при обеспечении слуховыми аппаратами Получателей.

Между тем, Заказчиком при проведении Аукциона по обеспечению слуховыми аппаратами Получателей фактически осуществляется размещение заказа как на медицинские услуги по сурдологии-оториноларингологии, так и на услуги по поставке слуховых аппаратов.

Таким образом, с победителем  Аукциона заключается контракт на оказание двух видов услуг: при этом один вид услуг (поставка слуховых аппаратов) свободно обращается на рынке, а для реализации другого вида услуг (медицинские услуги по сурдологии-оториноларингологии) необходима лицензия.

Следовательно, установление требования к участнику размещения заказа о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности ограничивает круг участников Аукциона только теми, кто имеет лицензию на осуществление  медицинской деятельности (по специальности «сурдология-оториноларингология»).

Однако, как указано выше, поставка слуховых аппаратов не входит в перечень лицензируемых видов деятельности и, соответственно, может осуществляться более широким кругом лиц.

Требование технического задания о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в части осуществления работ и услуг по специальности сурдология-оториноларингология при оказании услуг по обеспечению слуховыми аппаратами Получателей, не является требованием, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание части услуг, являющихся фактическим предметом Аукциона (поставка слуховых аппаратов), поскольку установление заказчиком требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов противоречит части 4 статьи 11  Закона о размещении заказов.

Предъявление Заказчиком к участникам размещения заказа требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности ограничило число потенциальных участников размещения заказа.

Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Согласно пояснениям Заказчика (исх. № 30-05/1514 от 14.08.2012 г.), в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации при исполнении договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе для государственных и муниципальных нужд, исполнитель по такому договору  в общем случае не ограничен в возможностях по привлечению соисполнителей.

Указанный довод Заказчика не может быть принят во внимание, поскольку требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в документации об Аукционе установлено именно к участнику размещения заказа.

 

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе  от 04 июня 2012 г., к участию в Аукционе допущена одна заявка. Данная заявка была подана ООО «ТК «Медицинская техника».

Комиссией установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности у ООО «ТК «Медицинская техника» отсутствует. При этом ООО «ТК «Медицинская техника» заключен Договор № 143 на оказание услуг от 20 апреля 2012 г. с ООО «Центр ЛОР-Помощи и слухопортезирования», имеющим лицензию № ЛО-63-01-000171 от 08 сентября 2008 г.  на осуществление медицинской деятельности. 

Заявка, поданная ООО «ТК «Медицинская техника» на участие в Аукционе, содержала вышеуказанные договор и лицензию. 

В соответствии с  протоколом подведения итогов Аукциона от 06 июня 2012 г., заявка ООО «ТК «Медицинская техника» с наличием лицензией на осуществление медицинской деятельности ООО «Центр ЛОР-Помощи и слухопортезирования» Аукционной комиссией была признана соответствующей требованиям, установленным в документации об Аукционе.

 

5. Для получения дополнительных доказательств, позволяющих Комиссии сделать вывод о наличии (отсутствии) в действиях Министерства здравоохранения Самарской области ограничения доступа к участию в Аукционе, Самарским УФАС России проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку слуховых аппаратов и оказание медицинских услуг.

С указанной целью данным хозяйствующим субъектам направлены запросы, в которых организациям предлагалось дать ответ на следующие вопросы:

1. Имеются ли у хозяйствующего субъекта возможность принять участие в аукционе по обеспечению слуховыми аппаратами населения при условии, что услуга по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов включены в один лот?

2. Увеличится ли по мнению хозяйствующего субъекта количество участников Аукциона в случае размещения заказа на услугу по проведению осмотра и диагностики степени и характера  нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и на поставку слуховых аппаратов отдельными лотами?

В результате анализа полученной информации, Самарским УФАС России установлено следующее:

1) 62,5% хозяйствующих субъектов не имеют возможности принять участие  в аукционе по обеспечению слуховыми аппаратами населения при условии, что услуга по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов включены в один лот;

  2) 37,5 % хозяйствующих субъектов имеют возможность принять участие в указанном аукционе;

  3) по мнению 100% хозяйствующих субъектов, число участников вышеуказанного аукциона увеличится в случае размещения заказа на услугу по проведению осмотра и диагностики степени и характера  нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и на поставку слуховых аппаратов отдельными лотами.   

По мнению 50% хозяйствующих субъектов, принявших участие в опросе, причинами отсутствия возможности участия хозяйствующих субъектов в Аукционе является отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности по  сурдологии-оториноларингологии.

Результаты, полученные в ходе проведенного опроса свидетельствуют о том, что объединение в один лот услуги по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха Получателей врачом сурдологом и поставка слуховых аппаратов   привело к ограничению количества участников Аукциона, так как потенциальные участники аукциона, ознакомившись с документацией об Аукционе, посчитали невозможным выполнить поставку в связи с отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии.

Подтверждением вышеуказанного вывода Комиссии является также заявление ООО «Медпром». Заявитель (ООО Медпорм»)  не смог принять участие в Аукционе, ввиду отсутствия лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии, наличие  которой необходимо у участника размещения заказа в соответствии с пунктом  11 технического задания документации об Аукционе.

При указанных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что действия Министерства здравоохранения Самарской области по установлению в документации об Аукционе требования о наличии у  участника размещения заказа лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии при проведении аукциона, включающего медицинские услуги и услуги по поставке слуховых аппаратов, привели к ограничению доступа к участию в торгах для лиц, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, и являются нарушением  части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссией рассмотрен вопрос о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела. Оснований для прекращения рассмотрения дела № 8-4797-12/7, перечисленных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Министерства здравоохранения Самарской области нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

2. Министерству здравоохранения Самарской области выдать предписание.

 

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

«16» октября 2012 г.                                                                                                        г. Самара

 

 

Комиссия Самарского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:……

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2012 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании решения по делу № 8-4797-12/7 о нарушении Министерством здравоохранения Самарской области (ул. Ленинская, д. 73, г. Самара, 443020) части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Министерству здравоохранения Самарской области  прекратить нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении требования к участникам размещения заказа, повлекшего ограничение доступа к участию в торгах,

а именно:

при последующем размещении заказа по определению исполнителя на оказание услуг по обеспечению  слуховыми аппаратами льготных категорий граждан, включающего услуги по проведению осмотра и диагностики степени и характера нарушений слуха и поставку слуховых аппаратов, не допускать ограничения доступа к участию в торгах  с учетом решения Комиссии по делу №  8-4797-12/7.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения (с представлением надлежащим образом заверенной копии документации проводимых торгов по определению исполнителя на оказание услуг по обеспечению  слуховыми аппаратами льготных категорий граждан).

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 8-4797-12/7 [format] => [safe_value] => № 8-4797-12/7 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 73 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 73 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-17 06:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-02 06:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350975793 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )