Решение по делу № 8181-11/8 ООО "Среда Обитания"

Номер дела: № 8181-11/8
Дата публикации: 8 февраля 2012, 15:26

 

РЕШЕНИЕ

07 февраля 2012г.                                                                                                  г. Самара

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе: ………………..

 

рассмотрев дело № 8181-11/8, возбужденное по признакам нарушения ООО «Среда Обитания» части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в связи с размещением ООО «Среда Обитания» в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г. рекламы следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», в тексте которой отсутствует часть существенной информации об условиях получения, пользования, погашения кредита

 

в присутствии представителей:

заявителя – отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – директор ООО «Среда Обитания»……….; извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в деле имеется уведомление №44309933604571 о вручении письма Почты России)

заинтересованные лица – представитель ОАО «ОТП Банк» по доверенности №675-6 от 11.01.2012г…………..; извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в деле имеется уведомление №44309933604618 о вручении письма Почты России);

– представители ООО «Близко Самара» на рассмотрение дела не явились; извещены о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №44309933604496; от ООО «Близко Самара» поступили пояснения (исх. б/н от 20.01.2012г. / вх.№333-з от 23.01.2012г.), согласно которым Общество просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.

эксперта –  ———

переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

29 ноября 2011г. отделом контроля рекламного законодательства Самарского УФАС России при рассмотрении дела 767-7962-11/8 был выявлен рекламный образец, размещенный в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», в тексте которого не содержалась иная информация о порядке и условиях получения, пользования, погашения кредитом, а также в тексте которой отсутствовала часть существенной информации об условиях получения, пользования, погашения кредита.

ООО «Среда Обитания» является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:

-   Копией договора №БСМ-00196110 на оказание рекламных услуг от 25.05.2010г., заключенного ООО «Среда Обитания» (Рекламодатель) с ООО «Рекламное бюро» (Рекламораспространитель), согласно которому Рекламораспространитель принимает на себя обязательства по размещению рекламно-информационных материалов (далее - реклама) Рекламодателя в изданиях, указанных в приложениях к настоящему договору;

-   Копией Приложения от 22.04.2011г. № 12 об условиях размещения рекламы к договору №БСМ-00196110 на оказание рекламных услуг от 25.05.2010г., согласно которому определено издание, в котором размещается реклама Рекламодателя — ООО «Среда Обитания» - наименование издания «BLIZKO Ремонт, май №17 (147) от 05.05.2011г. по 20 (150) от 26.05.2011г.;

-   Рекламой ООО «Среда Обитания», размещенной в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г.

Довод ООО «Среда Обитания», указанный в Объяснениях по данному делу (исх.№1 от 13.01.2012г. / вх.№231-з от 17.01.2012г.) о том, что фраза «... кредит по 2% в месяц...» не является одним из условий получения, пользования, погашения кредита, а является наименованием кредитного договора, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Согласно сведениям, представленным ОАО «ОТП Банк» (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г. и исх.№06-15-33-07/00072 от 18.01.2012г.) Банком осуществлялось предоставление потребительского кредита по названием «продукт 2% в месяц». Для данного продукта разработаны определенные «Условия», содержащие в себе  информацию о первоначальном взносе, сроке предоставления кредита, процентной ставке и т.д.

Однако, в рекламе ООО «Среда Обитания» используется фраза «...кредит по 2% в месяц...», что формирует у потребителя впечатление о предоставлении кредита,  привлекательным условием которого является процентная ставка — 2% в месяц (то есть 24% годовых). Обратившись к «Условиям кредитного продукта «продукт 2% в месяц по потребительскому кредитованию», представленным ОАО «ОТП Банк» документов (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.), Комиссия Самарского УФАС России установила, что годовая процентная ставка за пользование кредитом, вне зависимости от выбранного срока (от 5 до 12 месяцев) составляет от 39, 8% до 42,7% годовых.

Кроме того, согласно информации размещенной на сайте  http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=kav, в современном русском языке кавычки выполняют функцию выделения условных (собственных) наименований. Однако, при изучении рекламного образца ООО «Среда Обитания» фраза «...кредит по 2% в месяц...» не закавычена и не может рассматриваться как условное (собственное) наименование.

ОАО «ОТП Банк» в письменных пояснениях (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.) указывает следующее: «...Распространение указанной в Определении рекламы Банком не осуществлялось. Разработка, производство и размещение рекламных материалов проводилось без согласования. Указанная реклама ООО «Среда Обитания» с банком не согласовывалась...».

Как следует из представленных ОАО «ОТП Банк» документов (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.), запрошенных в Определении о возбуждении дела №8181-11/8 (исх.№16681/8 от 26.12.2011г.), банком осуществлялось предоставление кредитного продукта «продукт 2% в месяц» по потребительскому кредитованию. Согласно «Условиям кредитного продукта «продукт 2% в месяц по потребительскому кредитованию» продукт предоставляется на срок от 5 месяцев до 12 месяцев, в зависимости от срока предоставления кредита меняются проценты за пользование кредитом (годовых) от 39,8 % (срок 5 месяцев) до 42, 7% (срок 12 месяцев), минимальным первоначальным взносом при любом сроке пользования кредитного продукта составляет 0%, максимальный первоначальный взнос при любом сроке кредита составляет 80%, максимальная сумма кредита 300 000 рублей, минимальная сумма кредита — 2 000 рублей.

Согласно «Тарифам по потребительскому кредитованию» за выбор / изменение даты ежемесячного платежа взимается плата в размере 89 рублей, штраф за второй и третий пропуск платежа составляет 300 рублей и 900 рублей соответственно, плата за обслуживание банковского счета (начисляется ежемесячно, начиная с 3-го месяца с момента полного исполнения Клиентом всех обязательств перед Банком по кредитному договору) — 10 рублей, но не более суммы остатка денежных средств на банковском счете.

Поскольку распространенная ООО «Среда Обитания» реклама финансовой услуги — кредита, направлена на формирование у потребителей желания им воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (кредит по 2% в месяц), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой информации. Отсутствие каких - либо сведений, в том числе о сроке, размере минимального, максимального взноса, о размере неустойки, штрафных санкциях не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым банковским продуктом. Данная позиция подтверждается Постановлением ВАС РФ №15275/08 от 31.03.2009г.

В рекламе ООО «Среда Обитания» отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредите, об условиях его приобретения и использования и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктами 2 и 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не достоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах, а также недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Таким образом, реклама ООО «Среда Обитания» размещенная в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», содержит нарушение требований части пунктов 2, 4 части 3, части 7 статьи 5, а также части 3 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных  частью 3 и 7 статьи 5, а также частью 3 статьи 28 настоящего закона.

На рассмотрении дела №8181-11/8 директор ООО «Среда Обитания»…... пояснил, что реклама с указанием на предоставление кредита носила разовый характер и в настоящее время нигде не размещается.

В подтверждение данного довода ООО «Близко Самара» (исх. б/н от 20.01.2012г. / вх.№ 333-з от 23.01.2012г.) были представлены пояснения, в которых указано: «....рекламный материал, размещенный в журнале «Ремонт BLIZKO»... выходила два раза — в №17 и №18 за 2011г....».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу ООО «Среда Обитания», следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», размещенную в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., в тексте которой содержатся не достоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах, а также сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара, отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредите, об условиях его приобретения и использования и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы, а также в тексте которой содержатся не все условия связанные с приобретением, пользованием и погашением кредита, поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 4 части 3, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2.Не выдавать ООО «Среда Обитания» предписание, в связи с устранение нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2012г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 февраля 2012г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 7053 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 8181-11/8 ООО "Среда Обитания" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7053 [type] => solution [language] => ru [created] => 1345548463 [changed] => 1368707447 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368707447 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

07 февраля 2012г.                                                                                                  г. Самара

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе: ………………..

 

рассмотрев дело № 8181-11/8, возбужденное по признакам нарушения ООО «Среда Обитания» части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в связи с размещением ООО «Среда Обитания» в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г. рекламы следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», в тексте которой отсутствует часть существенной информации об условиях получения, пользования, погашения кредита

 

в присутствии представителей:

заявителя – отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – директор ООО «Среда Обитания»……….; извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в деле имеется уведомление №44309933604571 о вручении письма Почты России)

заинтересованные лица – представитель ОАО «ОТП Банк» по доверенности №675-6 от 11.01.2012г…………..; извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в деле имеется уведомление №44309933604618 о вручении письма Почты России);

– представители ООО «Близко Самара» на рассмотрение дела не явились; извещены о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №44309933604496; от ООО «Близко Самара» поступили пояснения (исх. б/н от 20.01.2012г. / вх.№333-з от 23.01.2012г.), согласно которым Общество просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.

эксперта –  ———

переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

29 ноября 2011г. отделом контроля рекламного законодательства Самарского УФАС России при рассмотрении дела 767-7962-11/8 был выявлен рекламный образец, размещенный в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», в тексте которого не содержалась иная информация о порядке и условиях получения, пользования, погашения кредитом, а также в тексте которой отсутствовала часть существенной информации об условиях получения, пользования, погашения кредита.

ООО «Среда Обитания» является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:

-   Копией договора №БСМ-00196110 на оказание рекламных услуг от 25.05.2010г., заключенного ООО «Среда Обитания» (Рекламодатель) с ООО «Рекламное бюро» (Рекламораспространитель), согласно которому Рекламораспространитель принимает на себя обязательства по размещению рекламно-информационных материалов (далее - реклама) Рекламодателя в изданиях, указанных в приложениях к настоящему договору;

-   Копией Приложения от 22.04.2011г. № 12 об условиях размещения рекламы к договору №БСМ-00196110 на оказание рекламных услуг от 25.05.2010г., согласно которому определено издание, в котором размещается реклама Рекламодателя — ООО «Среда Обитания» - наименование издания «BLIZKO Ремонт, май №17 (147) от 05.05.2011г. по 20 (150) от 26.05.2011г.;

-   Рекламой ООО «Среда Обитания», размещенной в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г.

Довод ООО «Среда Обитания», указанный в Объяснениях по данному делу (исх.№1 от 13.01.2012г. / вх.№231-з от 17.01.2012г.) о том, что фраза «... кредит по 2% в месяц...» не является одним из условий получения, пользования, погашения кредита, а является наименованием кредитного договора, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Согласно сведениям, представленным ОАО «ОТП Банк» (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г. и исх.№06-15-33-07/00072 от 18.01.2012г.) Банком осуществлялось предоставление потребительского кредита по названием «продукт 2% в месяц». Для данного продукта разработаны определенные «Условия», содержащие в себе  информацию о первоначальном взносе, сроке предоставления кредита, процентной ставке и т.д.

Однако, в рекламе ООО «Среда Обитания» используется фраза «...кредит по 2% в месяц...», что формирует у потребителя впечатление о предоставлении кредита,  привлекательным условием которого является процентная ставка — 2% в месяц (то есть 24% годовых). Обратившись к «Условиям кредитного продукта «продукт 2% в месяц по потребительскому кредитованию», представленным ОАО «ОТП Банк» документов (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.), Комиссия Самарского УФАС России установила, что годовая процентная ставка за пользование кредитом, вне зависимости от выбранного срока (от 5 до 12 месяцев) составляет от 39, 8% до 42,7% годовых.

Кроме того, согласно информации размещенной на сайте  http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=kav, в современном русском языке кавычки выполняют функцию выделения условных (собственных) наименований. Однако, при изучении рекламного образца ООО «Среда Обитания» фраза «...кредит по 2% в месяц...» не закавычена и не может рассматриваться как условное (собственное) наименование.

ОАО «ОТП Банк» в письменных пояснениях (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.) указывает следующее: «...Распространение указанной в Определении рекламы Банком не осуществлялось. Разработка, производство и размещение рекламных материалов проводилось без согласования. Указанная реклама ООО «Среда Обитания» с банком не согласовывалась...».

Как следует из представленных ОАО «ОТП Банк» документов (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.), запрошенных в Определении о возбуждении дела №8181-11/8 (исх.№16681/8 от 26.12.2011г.), банком осуществлялось предоставление кредитного продукта «продукт 2% в месяц» по потребительскому кредитованию. Согласно «Условиям кредитного продукта «продукт 2% в месяц по потребительскому кредитованию» продукт предоставляется на срок от 5 месяцев до 12 месяцев, в зависимости от срока предоставления кредита меняются проценты за пользование кредитом (годовых) от 39,8 % (срок 5 месяцев) до 42, 7% (срок 12 месяцев), минимальным первоначальным взносом при любом сроке пользования кредитного продукта составляет 0%, максимальный первоначальный взнос при любом сроке кредита составляет 80%, максимальная сумма кредита 300 000 рублей, минимальная сумма кредита — 2 000 рублей.

Согласно «Тарифам по потребительскому кредитованию» за выбор / изменение даты ежемесячного платежа взимается плата в размере 89 рублей, штраф за второй и третий пропуск платежа составляет 300 рублей и 900 рублей соответственно, плата за обслуживание банковского счета (начисляется ежемесячно, начиная с 3-го месяца с момента полного исполнения Клиентом всех обязательств перед Банком по кредитному договору) — 10 рублей, но не более суммы остатка денежных средств на банковском счете.

Поскольку распространенная ООО «Среда Обитания» реклама финансовой услуги — кредита, направлена на формирование у потребителей желания им воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (кредит по 2% в месяц), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой информации. Отсутствие каких - либо сведений, в том числе о сроке, размере минимального, максимального взноса, о размере неустойки, штрафных санкциях не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым банковским продуктом. Данная позиция подтверждается Постановлением ВАС РФ №15275/08 от 31.03.2009г.

В рекламе ООО «Среда Обитания» отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредите, об условиях его приобретения и использования и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктами 2 и 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не достоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах, а также недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Таким образом, реклама ООО «Среда Обитания» размещенная в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», содержит нарушение требований части пунктов 2, 4 части 3, части 7 статьи 5, а также части 3 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных  частью 3 и 7 статьи 5, а также частью 3 статьи 28 настоящего закона.

На рассмотрении дела №8181-11/8 директор ООО «Среда Обитания»…... пояснил, что реклама с указанием на предоставление кредита носила разовый характер и в настоящее время нигде не размещается.

В подтверждение данного довода ООО «Близко Самара» (исх. б/н от 20.01.2012г. / вх.№ 333-з от 23.01.2012г.) были представлены пояснения, в которых указано: «....рекламный материал, размещенный в журнале «Ремонт BLIZKO»... выходила два раза — в №17 и №18 за 2011г....».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу ООО «Среда Обитания», следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», размещенную в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., в тексте которой содержатся не достоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах, а также сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара, отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредите, об условиях его приобретения и использования и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы, а также в тексте которой содержатся не все условия связанные с приобретением, пользованием и погашением кредита, поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 4 части 3, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2.Не выдавать ООО «Среда Обитания» предписание, в связи с устранение нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2012г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 февраля 2012г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

07 февраля 2012г.                                                                                                  г. Самара

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе: ………………..

 

рассмотрев дело № 8181-11/8, возбужденное по признакам нарушения ООО «Среда Обитания» части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в связи с размещением ООО «Среда Обитания» в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г. рекламы следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», в тексте которой отсутствует часть существенной информации об условиях получения, пользования, погашения кредита

 

в присутствии представителей:

заявителя – отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – директор ООО «Среда Обитания»……….; извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в деле имеется уведомление №44309933604571 о вручении письма Почты России)

заинтересованные лица – представитель ОАО «ОТП Банк» по доверенности №675-6 от 11.01.2012г…………..; извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в деле имеется уведомление №44309933604618 о вручении письма Почты России);

– представители ООО «Близко Самара» на рассмотрение дела не явились; извещены о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №44309933604496; от ООО «Близко Самара» поступили пояснения (исх. б/н от 20.01.2012г. / вх.№333-з от 23.01.2012г.), согласно которым Общество просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.

эксперта –  ———

переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

29 ноября 2011г. отделом контроля рекламного законодательства Самарского УФАС России при рассмотрении дела 767-7962-11/8 был выявлен рекламный образец, размещенный в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», в тексте которого не содержалась иная информация о порядке и условиях получения, пользования, погашения кредитом, а также в тексте которой отсутствовала часть существенной информации об условиях получения, пользования, погашения кредита.

ООО «Среда Обитания» является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:

-   Копией договора №БСМ-00196110 на оказание рекламных услуг от 25.05.2010г., заключенного ООО «Среда Обитания» (Рекламодатель) с ООО «Рекламное бюро» (Рекламораспространитель), согласно которому Рекламораспространитель принимает на себя обязательства по размещению рекламно-информационных материалов (далее - реклама) Рекламодателя в изданиях, указанных в приложениях к настоящему договору;

-   Копией Приложения от 22.04.2011г. № 12 об условиях размещения рекламы к договору №БСМ-00196110 на оказание рекламных услуг от 25.05.2010г., согласно которому определено издание, в котором размещается реклама Рекламодателя — ООО «Среда Обитания» - наименование издания «BLIZKO Ремонт, май №17 (147) от 05.05.2011г. по 20 (150) от 26.05.2011г.;

-   Рекламой ООО «Среда Обитания», размещенной в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г.

Довод ООО «Среда Обитания», указанный в Объяснениях по данному делу (исх.№1 от 13.01.2012г. / вх.№231-з от 17.01.2012г.) о том, что фраза «... кредит по 2% в месяц...» не является одним из условий получения, пользования, погашения кредита, а является наименованием кредитного договора, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Согласно сведениям, представленным ОАО «ОТП Банк» (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г. и исх.№06-15-33-07/00072 от 18.01.2012г.) Банком осуществлялось предоставление потребительского кредита по названием «продукт 2% в месяц». Для данного продукта разработаны определенные «Условия», содержащие в себе  информацию о первоначальном взносе, сроке предоставления кредита, процентной ставке и т.д.

Однако, в рекламе ООО «Среда Обитания» используется фраза «...кредит по 2% в месяц...», что формирует у потребителя впечатление о предоставлении кредита,  привлекательным условием которого является процентная ставка — 2% в месяц (то есть 24% годовых). Обратившись к «Условиям кредитного продукта «продукт 2% в месяц по потребительскому кредитованию», представленным ОАО «ОТП Банк» документов (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.), Комиссия Самарского УФАС России установила, что годовая процентная ставка за пользование кредитом, вне зависимости от выбранного срока (от 5 до 12 месяцев) составляет от 39, 8% до 42,7% годовых.

Кроме того, согласно информации размещенной на сайте  http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=kav, в современном русском языке кавычки выполняют функцию выделения условных (собственных) наименований. Однако, при изучении рекламного образца ООО «Среда Обитания» фраза «...кредит по 2% в месяц...» не закавычена и не может рассматриваться как условное (собственное) наименование.

ОАО «ОТП Банк» в письменных пояснениях (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.) указывает следующее: «...Распространение указанной в Определении рекламы Банком не осуществлялось. Разработка, производство и размещение рекламных материалов проводилось без согласования. Указанная реклама ООО «Среда Обитания» с банком не согласовывалась...».

Как следует из представленных ОАО «ОТП Банк» документов (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.), запрошенных в Определении о возбуждении дела №8181-11/8 (исх.№16681/8 от 26.12.2011г.), банком осуществлялось предоставление кредитного продукта «продукт 2% в месяц» по потребительскому кредитованию. Согласно «Условиям кредитного продукта «продукт 2% в месяц по потребительскому кредитованию» продукт предоставляется на срок от 5 месяцев до 12 месяцев, в зависимости от срока предоставления кредита меняются проценты за пользование кредитом (годовых) от 39,8 % (срок 5 месяцев) до 42, 7% (срок 12 месяцев), минимальным первоначальным взносом при любом сроке пользования кредитного продукта составляет 0%, максимальный первоначальный взнос при любом сроке кредита составляет 80%, максимальная сумма кредита 300 000 рублей, минимальная сумма кредита — 2 000 рублей.

Согласно «Тарифам по потребительскому кредитованию» за выбор / изменение даты ежемесячного платежа взимается плата в размере 89 рублей, штраф за второй и третий пропуск платежа составляет 300 рублей и 900 рублей соответственно, плата за обслуживание банковского счета (начисляется ежемесячно, начиная с 3-го месяца с момента полного исполнения Клиентом всех обязательств перед Банком по кредитному договору) — 10 рублей, но не более суммы остатка денежных средств на банковском счете.

Поскольку распространенная ООО «Среда Обитания» реклама финансовой услуги — кредита, направлена на формирование у потребителей желания им воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (кредит по 2% в месяц), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой информации. Отсутствие каких - либо сведений, в том числе о сроке, размере минимального, максимального взноса, о размере неустойки, штрафных санкциях не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым банковским продуктом. Данная позиция подтверждается Постановлением ВАС РФ №15275/08 от 31.03.2009г.

В рекламе ООО «Среда Обитания» отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредите, об условиях его приобретения и использования и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктами 2 и 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не достоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах, а также недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Таким образом, реклама ООО «Среда Обитания» размещенная в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», содержит нарушение требований части пунктов 2, 4 части 3, части 7 статьи 5, а также части 3 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных  частью 3 и 7 статьи 5, а также частью 3 статьи 28 настоящего закона.

На рассмотрении дела №8181-11/8 директор ООО «Среда Обитания»…... пояснил, что реклама с указанием на предоставление кредита носила разовый характер и в настоящее время нигде не размещается.

В подтверждение данного довода ООО «Близко Самара» (исх. б/н от 20.01.2012г. / вх.№ 333-з от 23.01.2012г.) были представлены пояснения, в которых указано: «....рекламный материал, размещенный в журнале «Ремонт BLIZKO»... выходила два раза — в №17 и №18 за 2011г....».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу ООО «Среда Обитания», следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», размещенную в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., в тексте которой содержатся не достоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах, а также сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара, отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредите, об условиях его приобретения и использования и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы, а также в тексте которой содержатся не все условия связанные с приобретением, пользованием и погашением кредита, поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 4 части 3, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2.Не выдавать ООО «Среда Обитания» предписание, в связи с устранение нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2012г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 февраля 2012г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 8181-11/8 [format] => [safe_value] => № 8181-11/8 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-08 11:26:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-24 11:26:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1345548463 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )