Решение по делу № 117-5128-11/6

Номер дела: № 117-5128-11/6
Дата публикации: 27 октября 2011, 07:56

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «12» октября 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено «25» октября 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Клинкова Ю.А., заместитель

руководителя управления;

Члены Комиссии: Шабанова О.В., начальник отдела;

Яшина Н.А., специалист – эксперт,

рассмотрев дело № 117-5128-11/6 по признакам нарушения Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее-Министерство)(443068, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в создании ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» необоснованных препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом,

УСТАНОВИЛА:

В Самарское УФАС России 21.03.2011 вх.№1744 поступило заявление ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области», содержащее сведения о том, что Министерство создает необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области», не согласовывая документы на открытие регулярных автобусных маршрутов «г. Самара – г.Бузулук», «г.Самара-г.Нижнекамск», «г.Самара-г.Нижний Новгород», «г.Самара-г.Октябрьский», «г.Самара-г.Оренбург», «г.Самара-г.Йошкар-Ола (Республика Марий Эл)», «г.Самара-г.Лениногорск (через Исаклы, Шенталу, Клявлино)», «г.Самара-г.Лениногорск (через Шенталу)», «г.Самара-г.Лениногорск (через Клявлино)», «г.Самара-г.Казань (через Чистополь)», «г.Самара-г.Казань (через Базарные Матаки)», «г.Самара-г.Саратов», «г.Самара-г.Москва», «г.Самара-г.Киров», «г.Самара-г.Анапа», «г.Самара-г.Таганрог», «Самара-Бузулук (через Нефтегорск)», «Самара-Бугуруслан», «Самара-Ивантеевка», «Самара-Курлин», «г.Самара-Курманаевка», «г.Самара-Нурлат(через Кошки)», «г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)», «г.Самара-Первомайский», «г.Самара-Тереньга», «г.Самара-Черемшан», «г.Самара-г.Кисловодск», «г.Самара-г.Ростов на Дону», «г.Самара-г.Сочи», «г.Самара-р.п. Николаевка», «г.Самара-г.Балаково», и не утверждая паспорта межрегиональных автобусных маршрутов «г.Самара-Кисловодск», «г.Самара-Сочи», «г.Самара-Николаевка», «г.Самара-Оренбург», «г.Самара-Лениногорск (через Клявлино)», «г.Самара – Йошкар-Ола», «г.Самара-Бузулук», «г.Самара-Лениногорск (через Шенталу)», «г.Самара-Казань (через Чистополь)», «г.Самара-Казань (через Базарные Матаки)».

По мнению заявителя, бездействие Министерства является нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Управление, в соответствии c частью 3 статьи 44 Закона о конкуренции, возбудило дело № 25-5128-10/6 в отношении Министерства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Ассоциация «Межрегиональный автотранспортный союз» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» обращались в Министерство с просьбой о согласовании открытия и (или) за утверждением паспорта по каждому маршруту отдельно. Учитывая, что оставление без рассмотрения или необоснованный отказ при рассмотрении каждого из обращений могло привести к ограничению конкуренции, для полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного дела, в соответствии с частью 1 и 2 статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила выделить в отдельное производство 40 дел, в том числе и настоящее дело № 117-5128-11/6 по признакам нарушения Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» необоснованных препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а именно в не утверждении паспорта межрегионального автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка».

Как видно из материалов дела, ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» является организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на основании лицензии.

В соответствии со статьей 34 Конституции РФ и статьей 18 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Ограничение прав юридического лица возможно только в случаях и в порядке, предусмотренном законом.

В пункте 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 62 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. № 178, открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь данным положением Порядка, заявитель получил от Министерства письма от 16.03.2010 №28/619 и от 03.08.2010 №28/2354, которыми Министерство согласовало открытие межрегиональных автобусных маршрутов.

В соответствии с пунктом 9 Порядка после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут. В соответствии с п.2 Порядка работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза (далее - РАС) и других организаций.

Порядок и последовательность оформления документации на открытие и переоформление действующих маршрутов, а также взаимодействия при этом с инициаторами открытия регулярных маршрутов, перевозчиками, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определены Методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с Приказом Минтранса РФ №178 от 14.08.2003г., утвержденными РАС и согласованными Министерством транспорта Российской Федерации 16.10.2003 (далее - Методические рекомендации).

Согласно п.2.3, 2.4 Методических рекомендаций после получения согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации паспорт маршрута, расписание движения автобуса с сопроводительным письмом направляются ассоциацией (союзом) в ассоциации (союзы) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расписаниями предусматриваются остановочные пункты маршрута.

Ассоциации (союзы), получив материалы, представляют на согласование паспорт маршрута в органы исполнительной власти своих субъектов Российской Федерации и о принятом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решении сообщают в ассоциации (союзы) по месту регистрации инициатора(перевозчика) или по месту начального (конечного) пункта отправления автобуса.

Руководствуясь данной нормой права ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» оформило и представило в организацию, уполномоченную Российским автотранспортным союзом на оформление в Самарской области документов по открытию межрегиональных автобусных маршрутов, ассоциацию «Межрегиональный Автотранспортный Союз» (далее - ассоциация MAC) паспорт межрегионального автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка».

Согласно п.2.5 Методических рекомендаций, получив согласие указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, паспорт регулярного автобусного маршрута подлежит утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут.

В связи с указанным, после согласования паспорта, указанного выше межрегионального автобусного маршрута, со всеми заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых будет проходить и заканчиваться автобусный маршрут, ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" через ассоциацию «МАС» 16.08.2010 №51 направило его на утверждение в Министерство.

В соответствие с п.п. 10, 11 указанного выше Порядка согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику. На выполнение всех работ, связанных с открытием регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, отводится, как правило, не более двух месяцев со дня поступления документов от перевозчика. Однако в нарушение установленных Порядком положений Министерство не направило в адрес заявителя ответа на представленные документы.

Оценивая обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что не утверждение Министерством паспорта межрегионального маршрута «г.Самара-Николаевка» является необоснованным и препятствует ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по вышеуказанному маршруту.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия (бездействие), которые создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.

Бездействие Министерства, выразившееся в не утверждении паспорта автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка», создает ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по данному маршруту.

Во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 по делу №А55-27324/2010, Министерство утвердило паспорт автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка».

Кроме того, от ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» поступило ходатайство о прекращении производства по данному делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать бездействие Министерства, выразившееся в не утверждении паспорта автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка» нарушающим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

2. Дело № 117-5128-11/6 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

 

stdClass Object ( [vid] => 5715 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 117-5128-11/6 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5715 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326430651 [changed] => 1368707447 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368707447 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «12» октября 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено «25» октября 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Клинкова Ю.А., заместитель

руководителя управления;

Члены Комиссии: Шабанова О.В., начальник отдела;

Яшина Н.А., специалист – эксперт,

рассмотрев дело № 117-5128-11/6 по признакам нарушения Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее-Министерство)(443068, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в создании ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» необоснованных препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом,

УСТАНОВИЛА:

В Самарское УФАС России 21.03.2011 вх.№1744 поступило заявление ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области», содержащее сведения о том, что Министерство создает необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области», не согласовывая документы на открытие регулярных автобусных маршрутов «г. Самара – г.Бузулук», «г.Самара-г.Нижнекамск», «г.Самара-г.Нижний Новгород», «г.Самара-г.Октябрьский», «г.Самара-г.Оренбург», «г.Самара-г.Йошкар-Ола (Республика Марий Эл)», «г.Самара-г.Лениногорск (через Исаклы, Шенталу, Клявлино)», «г.Самара-г.Лениногорск (через Шенталу)», «г.Самара-г.Лениногорск (через Клявлино)», «г.Самара-г.Казань (через Чистополь)», «г.Самара-г.Казань (через Базарные Матаки)», «г.Самара-г.Саратов», «г.Самара-г.Москва», «г.Самара-г.Киров», «г.Самара-г.Анапа», «г.Самара-г.Таганрог», «Самара-Бузулук (через Нефтегорск)», «Самара-Бугуруслан», «Самара-Ивантеевка», «Самара-Курлин», «г.Самара-Курманаевка», «г.Самара-Нурлат(через Кошки)», «г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)», «г.Самара-Первомайский», «г.Самара-Тереньга», «г.Самара-Черемшан», «г.Самара-г.Кисловодск», «г.Самара-г.Ростов на Дону», «г.Самара-г.Сочи», «г.Самара-р.п. Николаевка», «г.Самара-г.Балаково», и не утверждая паспорта межрегиональных автобусных маршрутов «г.Самара-Кисловодск», «г.Самара-Сочи», «г.Самара-Николаевка», «г.Самара-Оренбург», «г.Самара-Лениногорск (через Клявлино)», «г.Самара – Йошкар-Ола», «г.Самара-Бузулук», «г.Самара-Лениногорск (через Шенталу)», «г.Самара-Казань (через Чистополь)», «г.Самара-Казань (через Базарные Матаки)».

По мнению заявителя, бездействие Министерства является нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Управление, в соответствии c частью 3 статьи 44 Закона о конкуренции, возбудило дело № 25-5128-10/6 в отношении Министерства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Ассоциация «Межрегиональный автотранспортный союз» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» обращались в Министерство с просьбой о согласовании открытия и (или) за утверждением паспорта по каждому маршруту отдельно. Учитывая, что оставление без рассмотрения или необоснованный отказ при рассмотрении каждого из обращений могло привести к ограничению конкуренции, для полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного дела, в соответствии с частью 1 и 2 статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила выделить в отдельное производство 40 дел, в том числе и настоящее дело № 117-5128-11/6 по признакам нарушения Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» необоснованных препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а именно в не утверждении паспорта межрегионального автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка».

Как видно из материалов дела, ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» является организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на основании лицензии.

В соответствии со статьей 34 Конституции РФ и статьей 18 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Ограничение прав юридического лица возможно только в случаях и в порядке, предусмотренном законом.

В пункте 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 62 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. № 178, открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь данным положением Порядка, заявитель получил от Министерства письма от 16.03.2010 №28/619 и от 03.08.2010 №28/2354, которыми Министерство согласовало открытие межрегиональных автобусных маршрутов.

В соответствии с пунктом 9 Порядка после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут. В соответствии с п.2 Порядка работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза (далее - РАС) и других организаций.

Порядок и последовательность оформления документации на открытие и переоформление действующих маршрутов, а также взаимодействия при этом с инициаторами открытия регулярных маршрутов, перевозчиками, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определены Методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с Приказом Минтранса РФ №178 от 14.08.2003г., утвержденными РАС и согласованными Министерством транспорта Российской Федерации 16.10.2003 (далее - Методические рекомендации).

Согласно п.2.3, 2.4 Методических рекомендаций после получения согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации паспорт маршрута, расписание движения автобуса с сопроводительным письмом направляются ассоциацией (союзом) в ассоциации (союзы) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расписаниями предусматриваются остановочные пункты маршрута.

Ассоциации (союзы), получив материалы, представляют на согласование паспорт маршрута в органы исполнительной власти своих субъектов Российской Федерации и о принятом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решении сообщают в ассоциации (союзы) по месту регистрации инициатора(перевозчика) или по месту начального (конечного) пункта отправления автобуса.

Руководствуясь данной нормой права ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» оформило и представило в организацию, уполномоченную Российским автотранспортным союзом на оформление в Самарской области документов по открытию межрегиональных автобусных маршрутов, ассоциацию «Межрегиональный Автотранспортный Союз» (далее - ассоциация MAC) паспорт межрегионального автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка».

Согласно п.2.5 Методических рекомендаций, получив согласие указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, паспорт регулярного автобусного маршрута подлежит утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут.

В связи с указанным, после согласования паспорта, указанного выше межрегионального автобусного маршрута, со всеми заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых будет проходить и заканчиваться автобусный маршрут, ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" через ассоциацию «МАС» 16.08.2010 №51 направило его на утверждение в Министерство.

В соответствие с п.п. 10, 11 указанного выше Порядка согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику. На выполнение всех работ, связанных с открытием регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, отводится, как правило, не более двух месяцев со дня поступления документов от перевозчика. Однако в нарушение установленных Порядком положений Министерство не направило в адрес заявителя ответа на представленные документы.

Оценивая обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что не утверждение Министерством паспорта межрегионального маршрута «г.Самара-Николаевка» является необоснованным и препятствует ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по вышеуказанному маршруту.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия (бездействие), которые создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.

Бездействие Министерства, выразившееся в не утверждении паспорта автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка», создает ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по данному маршруту.

Во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 по делу №А55-27324/2010, Министерство утвердило паспорт автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка».

Кроме того, от ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» поступило ходатайство о прекращении производства по данному делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать бездействие Министерства, выразившееся в не утверждении паспорта автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка» нарушающим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

2. Дело № 117-5128-11/6 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «12» октября 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено «25» октября 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Клинкова Ю.А., заместитель

руководителя управления;

Члены Комиссии: Шабанова О.В., начальник отдела;

Яшина Н.А., специалист – эксперт,

рассмотрев дело № 117-5128-11/6 по признакам нарушения Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее-Министерство)(443068, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в создании ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» необоснованных препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом,

УСТАНОВИЛА:

В Самарское УФАС России 21.03.2011 вх.№1744 поступило заявление ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области», содержащее сведения о том, что Министерство создает необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области», не согласовывая документы на открытие регулярных автобусных маршрутов «г. Самара – г.Бузулук», «г.Самара-г.Нижнекамск», «г.Самара-г.Нижний Новгород», «г.Самара-г.Октябрьский», «г.Самара-г.Оренбург», «г.Самара-г.Йошкар-Ола (Республика Марий Эл)», «г.Самара-г.Лениногорск (через Исаклы, Шенталу, Клявлино)», «г.Самара-г.Лениногорск (через Шенталу)», «г.Самара-г.Лениногорск (через Клявлино)», «г.Самара-г.Казань (через Чистополь)», «г.Самара-г.Казань (через Базарные Матаки)», «г.Самара-г.Саратов», «г.Самара-г.Москва», «г.Самара-г.Киров», «г.Самара-г.Анапа», «г.Самара-г.Таганрог», «Самара-Бузулук (через Нефтегорск)», «Самара-Бугуруслан», «Самара-Ивантеевка», «Самара-Курлин», «г.Самара-Курманаевка», «г.Самара-Нурлат(через Кошки)», «г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)», «г.Самара-Первомайский», «г.Самара-Тереньга», «г.Самара-Черемшан», «г.Самара-г.Кисловодск», «г.Самара-г.Ростов на Дону», «г.Самара-г.Сочи», «г.Самара-р.п. Николаевка», «г.Самара-г.Балаково», и не утверждая паспорта межрегиональных автобусных маршрутов «г.Самара-Кисловодск», «г.Самара-Сочи», «г.Самара-Николаевка», «г.Самара-Оренбург», «г.Самара-Лениногорск (через Клявлино)», «г.Самара – Йошкар-Ола», «г.Самара-Бузулук», «г.Самара-Лениногорск (через Шенталу)», «г.Самара-Казань (через Чистополь)», «г.Самара-Казань (через Базарные Матаки)».

По мнению заявителя, бездействие Министерства является нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Управление, в соответствии c частью 3 статьи 44 Закона о конкуренции, возбудило дело № 25-5128-10/6 в отношении Министерства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Ассоциация «Межрегиональный автотранспортный союз» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» обращались в Министерство с просьбой о согласовании открытия и (или) за утверждением паспорта по каждому маршруту отдельно. Учитывая, что оставление без рассмотрения или необоснованный отказ при рассмотрении каждого из обращений могло привести к ограничению конкуренции, для полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного дела, в соответствии с частью 1 и 2 статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила выделить в отдельное производство 40 дел, в том числе и настоящее дело № 117-5128-11/6 по признакам нарушения Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» необоснованных препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а именно в не утверждении паспорта межрегионального автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка».

Как видно из материалов дела, ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» является организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на основании лицензии.

В соответствии со статьей 34 Конституции РФ и статьей 18 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Ограничение прав юридического лица возможно только в случаях и в порядке, предусмотренном законом.

В пункте 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 62 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. № 178, открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь данным положением Порядка, заявитель получил от Министерства письма от 16.03.2010 №28/619 и от 03.08.2010 №28/2354, которыми Министерство согласовало открытие межрегиональных автобусных маршрутов.

В соответствии с пунктом 9 Порядка после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут. В соответствии с п.2 Порядка работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза (далее - РАС) и других организаций.

Порядок и последовательность оформления документации на открытие и переоформление действующих маршрутов, а также взаимодействия при этом с инициаторами открытия регулярных маршрутов, перевозчиками, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определены Методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с Приказом Минтранса РФ №178 от 14.08.2003г., утвержденными РАС и согласованными Министерством транспорта Российской Федерации 16.10.2003 (далее - Методические рекомендации).

Согласно п.2.3, 2.4 Методических рекомендаций после получения согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации паспорт маршрута, расписание движения автобуса с сопроводительным письмом направляются ассоциацией (союзом) в ассоциации (союзы) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расписаниями предусматриваются остановочные пункты маршрута.

Ассоциации (союзы), получив материалы, представляют на согласование паспорт маршрута в органы исполнительной власти своих субъектов Российской Федерации и о принятом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решении сообщают в ассоциации (союзы) по месту регистрации инициатора(перевозчика) или по месту начального (конечного) пункта отправления автобуса.

Руководствуясь данной нормой права ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» оформило и представило в организацию, уполномоченную Российским автотранспортным союзом на оформление в Самарской области документов по открытию межрегиональных автобусных маршрутов, ассоциацию «Межрегиональный Автотранспортный Союз» (далее - ассоциация MAC) паспорт межрегионального автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка».

Согласно п.2.5 Методических рекомендаций, получив согласие указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, паспорт регулярного автобусного маршрута подлежит утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут.

В связи с указанным, после согласования паспорта, указанного выше межрегионального автобусного маршрута, со всеми заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых будет проходить и заканчиваться автобусный маршрут, ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" через ассоциацию «МАС» 16.08.2010 №51 направило его на утверждение в Министерство.

В соответствие с п.п. 10, 11 указанного выше Порядка согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику. На выполнение всех работ, связанных с открытием регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, отводится, как правило, не более двух месяцев со дня поступления документов от перевозчика. Однако в нарушение установленных Порядком положений Министерство не направило в адрес заявителя ответа на представленные документы.

Оценивая обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что не утверждение Министерством паспорта межрегионального маршрута «г.Самара-Николаевка» является необоснованным и препятствует ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по вышеуказанному маршруту.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия (бездействие), которые создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.

Бездействие Министерства, выразившееся в не утверждении паспорта автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка», создает ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по данному маршруту.

Во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 по делу №А55-27324/2010, Министерство утвердило паспорт автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка».

Кроме того, от ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» поступило ходатайство о прекращении производства по данному делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать бездействие Министерства, выразившееся в не утверждении паспорта автобусного маршрута «г.Самара-Николаевка» нарушающим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

2. Дело № 117-5128-11/6 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 117-5128-11/6 [format] => [safe_value] => № 117-5128-11/6 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 6 [name] => Товарные рынки [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-27 03:56:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-12 03:56:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326430651 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )