РЕШЕНИЕ
17 сентября 2010 г. г. Самара
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - <…>.,
Члены Комиссии - <…>.,
<…>.,
<…>.,
рассмотрев дело № 6766-10/8 по признакам нарушения ООО «Кратос-Т»части 6 статьи 5ФЗ «О рекламе» по факту распространения по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Лесная, пересечение с ул. К. Маркса, напротив дома № 54,рекламного образца следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан,
в присутствии представителей:
заявителя – представитель Департамента потребительского рынка и предпринимательства Мэрии городского округа Тольятти по доверенности № 10 от 13.09.2010 г. <…> (о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в деле имеется почтовое уведомление № 44309926110172 о вручении копии Определения (исх. № 7515/8 от 20.08.2010 г.);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ООО «Кратос-Т» по доверенности № б/н от 13.09.2010 г. <…> (о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. № 7515/8 от 20.08.2010 г.) факсом);
заинтересованное лицо – ———
эксперта – ———
переводчика – ———
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило заявление Департамента потребительского рынка и предпринимательства Мэрии городского округа Тольятти (исх. № 1954/2.3 от 22.06.2010 г. / вх. № 6272 от 28.06.2010 г.) и дополнение к нему (исх. № 2188/2.3 от 09.07.2010 г. / вх. № 7465 от 21.07.2010 г.) с просьбой дать разъяснения по поводу этичности рекламы мороженого «Хочу».
Как сообщил заявитель, в адрес мэрии городского округа Тольятти поступили жалобы от жителей, духовенства города в связи с размещением рекламы мороженого «Хочу». В подтверждение Департамент предоставил копии заявлений представителей городской общественности г.о. Тольятти, Общественного Совета женщин при мэрии г.о. Тольятти, Управления по оргработе и связям с общественностью мэрии г.о. Тольятти.
В дополнение к заявлению Департамент указал место расположения данной рекламы: г. Тольятти, Центральный район, ул. Лесная, пересечение с ул. К. Маркса, напротив дома № 54, а также, что рекламораспространителем является ООО «Ректол» с приложением фотографии данного рекламного образца следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламодателем указанной рекламы являлось ООО «Кратос-Т», что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Договором на оказание услуг по изготовлению, размещению и распространению рекламы № 53/1 от 28.06.2010 г., заключенным между ООО «Кратос-Т» и ООО «Ректол» с приложением № И/01 от 28.06.2010 г., макетом к договору, актом № 540/1 от 31.07.2010 г., товарной накладной № 108/1 от 02.07.2010 г., счетами-фактурами № 1002 от 02.07.2010 г. и № 1174 от 31.07.2010 г.;
2) Согласованным рекламным образцом;
3) В рекламном образце указан номер телефона, по которому отвечают сотрудники ООО «Кратос-Т»;
4) Письменными объяснениями ООО «Кратос-Т» (вх. № 510 от 14.09.2010 г.).
В соответствии с указанными документами вышеназванная реклама распространялась в период с 01.07.2010 г. по 31.07.2010 г. по адресу: г.о. Тольятти, ул. Лесная, 52, опора № 9, магазин «Пимапен».
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов.
В своих письменных объяснениях (вх. № 510 от 14.09.2010 г.) ООО «Кратос-Т» указал, что «...Нарушением действующего законодательства по признакам непристойности и оскорбительности является реклама, фразы или образы которой одновременно унижают честь и достоинство неопределенного круга лиц (оскорбительность) и используют для этого именно неприличную (откровенно циничную, безнравственную, резко противоречащую этикету и общественной морали) форму... С учетом изложенного выше полагаем, что в образах и фразах, использованных в оспариваемой рекламе, отсутствуют признаки непристойности и оскорбительности.
В рекламе не были использованы циничные образы или выражения, оскорбляющие общественную нравственность... Девушка, изображение лица которой использовано в оспариваемой рекламе, ест банан — однако фрукты, как и мороженое, являются для человека пищей. Прием пищи в нашем обществе не относится к интимным сторонам жизни человека, о которых стыдно говорить открыто...
Текстовый элемент оспариваемого рекламного изображения («Всегда Хочу® мороженое») не содержит бранных слов, оскорбительных, непристойных выражений, имеет непосредственное отношение именно к объекту рекламирования — мороженому... и услугам поставщика по его доставке.
Таким образом, полагаем, что использование в оспариваемом рекламном изображении всех текстовых и графических элементов напрямую связано с объектом рекламирования, является достоверным и мотивированным, в рекламе не использованы бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, совокупность всех текстовых и графических образов объективно ассоциируется исключительно с объектом рекламирования и не нарушает действующее законодательство о рекламе».
В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов «непристойность» и «оскорбить».
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940; репринтовое издание М., 1995; М., 2000:
«непристойность» — крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству;
«оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.
Самарское УФАС России обратилось в ряд общественных организаций с просьбой сообщить свое мнение об использовании в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов. Данные ответы оформлены на фирменных бланках организаций, с исходящими номерами и подписаны уполномоченными лицами.
Самарский общественный комитет в защиту нравственности при Самарской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата в своем письме (исх. № б/н от 26.08.2010 г. / вх. № 9101 от 26.08.2010 г.) указал, что «Изображение на рекламном плакате и слоган сами по себе в отдельности не представляют ничего безнравственного. Но слово «хочу», написанное гораздо более крупным и жирным шрифтом, нежели два соседних слова, резко выделяется из фразы «Всегда хочу мороженое», и рядом с изображением девушки придает совершенно иной, извращенный смысл содержанию плаката. И сама фотография в сочетании с так вот двусмысленно поданным текстом выглядит как плохо замаскированная реклама порока. Мороженое на рекламном плакате издали (а плакаты и рассматривают на расстоянии) напоминает символ плотского греха. И потому лукаво поданный рекламный образ на уровне подсознания может быть воспринят с порнографическим подтекстом.
Считаю данную рекламу неэтичной, нарушающей закон «О рекламе» и прошу принять меры к ее устранению с улиц г. Тольятти и других самарских городов».
Общественная организация «Самарская областная организация Союза Журналистов России» указала в своем ответе (исх. № 251 от 30.08.2010 г. / вх. № 34 от 01.09.2010 г.), что «На наш взгляд, на образце рекламы мороженого «Хочу», который мы получили, использован образ, который совершенно недвусмысленно, четко и определенно ассоциируется с воспроизведением одной из самых оскорбительных и изощренных плотских человеческих утех. Трудно утверждать, что это было сделано сознательно с целью привлечения внимания к этому рекламному щиту, но не менее трудно и поверить в то, что эта деталь не была осознана людьми, имеющими отношение к изготовлению этой рекламы, и несущих ответственность за ее содержание. Все это позволяет в данном случае говорить о грубом нарушении закона «О рекламе» в части использования непристойных и оскорбительных образов. Кроме того, в тексте этого образца использована фраза: «Всегда хочу мороженое». Если речь идет о сладком деликатесе, то правильнее было бы использовать другую форму этого слова — хочу мороженого».
С учетом мнений Самарского общественного комитета в защиту нравственности при Самарской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Самарской областной организации Союза Журналистов Россииданная реклама признана ненадлежащей, содержащей нарушение требования, установленного законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно – часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как в ней использован непристойный и оскорбительный образ, который оскорбляет как чувства верующих, так и убеждения физических лиц.
Кроме того, в п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации говорится об осуществлении прав и свобод человека и гражданина, а данная реклама напрямую затрагивает права и свободы человека и гражданина. Указанная реклама распространялась в общественных местах, была общедоступной и существенно затрагивала личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц, что подтверждается жалобами от жителей и духовенства города Тольятти., мнениями общественных организаций.
Следовательно, указанная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 настоящего закона.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель ООО «Кратос-Т», в настоящий момент вышеназванная реклама не распространяется, однако документального подтверждения представлено не было.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Кратос-Т» следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан, распространявшуюся в период с 01.07.2010 г. по 31.07.2010 г. на рекламном щите, расположенном по адресу: г.о. Тольятти, ул. Лесная, 52, опора № 9, магазин «Пимапен», которая содержала непристойный и оскорбительный образ, что нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Кратос-Т»предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России <…> для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
17 сентября 2010 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - <…>,
Члены Комиссии - <…>,
<…>
<…>.,
на основании своего решения от 17.09.2010 г. по делу № 6766-10/8 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан, распространявшуюся на рекламном щите, расположенном по адресу: г.о. Тольятти, ул. Лесная, 52, опора № 9, магазин «Пимапен», которая содержала непристойный и оскорбительный образ,и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Кратос-Т» (445051, Самарская область, г. Тольятти, Приморский б-р., 1-В, ИНН 6321204310) в двухнедельный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно распространение рекламы следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан, которая нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. ООО «Кратос-Т» (445051, Самарская область, г. Тольятти, Приморский б-р., 1-В, ИНН 6321204310)в недельный срок смомента прекращения нарушения представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Самарское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 4997
[uid] => 1
[title] => Решение и предписание по делу № 6766-10/8 в отношении ООО «Кратос-Т»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 4997
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1320747750
[changed] => 1368707447
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368707447
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
17 сентября 2010 г. г. Самара
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - <…>.,
Члены Комиссии - <…>.,
<…>.,
<…>.,
рассмотрев дело № 6766-10/8 по признакам нарушения ООО «Кратос-Т»части 6 статьи 5ФЗ «О рекламе» по факту распространения по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Лесная, пересечение с ул. К. Маркса, напротив дома № 54,рекламного образца следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан,
в присутствии представителей:
заявителя – представитель Департамента потребительского рынка и предпринимательства Мэрии городского округа Тольятти по доверенности № 10 от 13.09.2010 г. <…> (о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в деле имеется почтовое уведомление № 44309926110172 о вручении копии Определения (исх. № 7515/8 от 20.08.2010 г.);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ООО «Кратос-Т» по доверенности № б/н от 13.09.2010 г. <…> (о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. № 7515/8 от 20.08.2010 г.) факсом);
заинтересованное лицо – ———
эксперта – ———
переводчика – ———
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило заявление Департамента потребительского рынка и предпринимательства Мэрии городского округа Тольятти (исх. № 1954/2.3 от 22.06.2010 г. / вх. № 6272 от 28.06.2010 г.) и дополнение к нему (исх. № 2188/2.3 от 09.07.2010 г. / вх. № 7465 от 21.07.2010 г.) с просьбой дать разъяснения по поводу этичности рекламы мороженого «Хочу».
Как сообщил заявитель, в адрес мэрии городского округа Тольятти поступили жалобы от жителей, духовенства города в связи с размещением рекламы мороженого «Хочу». В подтверждение Департамент предоставил копии заявлений представителей городской общественности г.о. Тольятти, Общественного Совета женщин при мэрии г.о. Тольятти, Управления по оргработе и связям с общественностью мэрии г.о. Тольятти.
В дополнение к заявлению Департамент указал место расположения данной рекламы: г. Тольятти, Центральный район, ул. Лесная, пересечение с ул. К. Маркса, напротив дома № 54, а также, что рекламораспространителем является ООО «Ректол» с приложением фотографии данного рекламного образца следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламодателем указанной рекламы являлось ООО «Кратос-Т», что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Договором на оказание услуг по изготовлению, размещению и распространению рекламы № 53/1 от 28.06.2010 г., заключенным между ООО «Кратос-Т» и ООО «Ректол» с приложением № И/01 от 28.06.2010 г., макетом к договору, актом № 540/1 от 31.07.2010 г., товарной накладной № 108/1 от 02.07.2010 г., счетами-фактурами № 1002 от 02.07.2010 г. и № 1174 от 31.07.2010 г.;
2) Согласованным рекламным образцом;
3) В рекламном образце указан номер телефона, по которому отвечают сотрудники ООО «Кратос-Т»;
4) Письменными объяснениями ООО «Кратос-Т» (вх. № 510 от 14.09.2010 г.).
В соответствии с указанными документами вышеназванная реклама распространялась в период с 01.07.2010 г. по 31.07.2010 г. по адресу: г.о. Тольятти, ул. Лесная, 52, опора № 9, магазин «Пимапен».
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов.
В своих письменных объяснениях (вх. № 510 от 14.09.2010 г.) ООО «Кратос-Т» указал, что «...Нарушением действующего законодательства по признакам непристойности и оскорбительности является реклама, фразы или образы которой одновременно унижают честь и достоинство неопределенного круга лиц (оскорбительность) и используют для этого именно неприличную (откровенно циничную, безнравственную, резко противоречащую этикету и общественной морали) форму... С учетом изложенного выше полагаем, что в образах и фразах, использованных в оспариваемой рекламе, отсутствуют признаки непристойности и оскорбительности.
В рекламе не были использованы циничные образы или выражения, оскорбляющие общественную нравственность... Девушка, изображение лица которой использовано в оспариваемой рекламе, ест банан — однако фрукты, как и мороженое, являются для человека пищей. Прием пищи в нашем обществе не относится к интимным сторонам жизни человека, о которых стыдно говорить открыто...
Текстовый элемент оспариваемого рекламного изображения («Всегда Хочу® мороженое») не содержит бранных слов, оскорбительных, непристойных выражений, имеет непосредственное отношение именно к объекту рекламирования — мороженому... и услугам поставщика по его доставке.
Таким образом, полагаем, что использование в оспариваемом рекламном изображении всех текстовых и графических элементов напрямую связано с объектом рекламирования, является достоверным и мотивированным, в рекламе не использованы бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, совокупность всех текстовых и графических образов объективно ассоциируется исключительно с объектом рекламирования и не нарушает действующее законодательство о рекламе».
В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов «непристойность» и «оскорбить».
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940; репринтовое издание М., 1995; М., 2000:
«непристойность» — крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству;
«оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.
Самарское УФАС России обратилось в ряд общественных организаций с просьбой сообщить свое мнение об использовании в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов. Данные ответы оформлены на фирменных бланках организаций, с исходящими номерами и подписаны уполномоченными лицами.
Самарский общественный комитет в защиту нравственности при Самарской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата в своем письме (исх. № б/н от 26.08.2010 г. / вх. № 9101 от 26.08.2010 г.) указал, что «Изображение на рекламном плакате и слоган сами по себе в отдельности не представляют ничего безнравственного. Но слово «хочу», написанное гораздо более крупным и жирным шрифтом, нежели два соседних слова, резко выделяется из фразы «Всегда хочу мороженое», и рядом с изображением девушки придает совершенно иной, извращенный смысл содержанию плаката. И сама фотография в сочетании с так вот двусмысленно поданным текстом выглядит как плохо замаскированная реклама порока. Мороженое на рекламном плакате издали (а плакаты и рассматривают на расстоянии) напоминает символ плотского греха. И потому лукаво поданный рекламный образ на уровне подсознания может быть воспринят с порнографическим подтекстом.
Считаю данную рекламу неэтичной, нарушающей закон «О рекламе» и прошу принять меры к ее устранению с улиц г. Тольятти и других самарских городов».
Общественная организация «Самарская областная организация Союза Журналистов России» указала в своем ответе (исх. № 251 от 30.08.2010 г. / вх. № 34 от 01.09.2010 г.), что «На наш взгляд, на образце рекламы мороженого «Хочу», который мы получили, использован образ, который совершенно недвусмысленно, четко и определенно ассоциируется с воспроизведением одной из самых оскорбительных и изощренных плотских человеческих утех. Трудно утверждать, что это было сделано сознательно с целью привлечения внимания к этому рекламному щиту, но не менее трудно и поверить в то, что эта деталь не была осознана людьми, имеющими отношение к изготовлению этой рекламы, и несущих ответственность за ее содержание. Все это позволяет в данном случае говорить о грубом нарушении закона «О рекламе» в части использования непристойных и оскорбительных образов. Кроме того, в тексте этого образца использована фраза: «Всегда хочу мороженое». Если речь идет о сладком деликатесе, то правильнее было бы использовать другую форму этого слова — хочу мороженого».
С учетом мнений Самарского общественного комитета в защиту нравственности при Самарской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Самарской областной организации Союза Журналистов Россииданная реклама признана ненадлежащей, содержащей нарушение требования, установленного законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно – часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как в ней использован непристойный и оскорбительный образ, который оскорбляет как чувства верующих, так и убеждения физических лиц.
Кроме того, в п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации говорится об осуществлении прав и свобод человека и гражданина, а данная реклама напрямую затрагивает права и свободы человека и гражданина. Указанная реклама распространялась в общественных местах, была общедоступной и существенно затрагивала личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц, что подтверждается жалобами от жителей и духовенства города Тольятти., мнениями общественных организаций.
Следовательно, указанная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 настоящего закона.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель ООО «Кратос-Т», в настоящий момент вышеназванная реклама не распространяется, однако документального подтверждения представлено не было.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Кратос-Т» следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан, распространявшуюся в период с 01.07.2010 г. по 31.07.2010 г. на рекламном щите, расположенном по адресу: г.о. Тольятти, ул. Лесная, 52, опора № 9, магазин «Пимапен», которая содержала непристойный и оскорбительный образ, что нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Кратос-Т»предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России <…> для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
17 сентября 2010 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - <…>,
Члены Комиссии - <…>,
<…>
<…>.,
на основании своего решения от 17.09.2010 г. по делу № 6766-10/8 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан, распространявшуюся на рекламном щите, расположенном по адресу: г.о. Тольятти, ул. Лесная, 52, опора № 9, магазин «Пимапен», которая содержала непристойный и оскорбительный образ,и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Кратос-Т» (445051, Самарская область, г. Тольятти, Приморский б-р., 1-В, ИНН 6321204310) в двухнедельный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно распространение рекламы следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан, которая нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. ООО «Кратос-Т» (445051, Самарская область, г. Тольятти, Приморский б-р., 1-В, ИНН 6321204310)в недельный срок смомента прекращения нарушения представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Самарское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
17 сентября 2010 г. г. Самара
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - <…>.,
Члены Комиссии - <…>.,
<…>.,
<…>.,
рассмотрев дело № 6766-10/8 по признакам нарушения ООО «Кратос-Т»части 6 статьи 5ФЗ «О рекламе» по факту распространения по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Лесная, пересечение с ул. К. Маркса, напротив дома № 54,рекламного образца следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан,
в присутствии представителей:
заявителя – представитель Департамента потребительского рынка и предпринимательства Мэрии городского округа Тольятти по доверенности № 10 от 13.09.2010 г. <…> (о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в деле имеется почтовое уведомление № 44309926110172 о вручении копии Определения (исх. № 7515/8 от 20.08.2010 г.);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ООО «Кратос-Т» по доверенности № б/н от 13.09.2010 г. <…> (о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. № 7515/8 от 20.08.2010 г.) факсом);
заинтересованное лицо – ———
эксперта – ———
переводчика – ———
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило заявление Департамента потребительского рынка и предпринимательства Мэрии городского округа Тольятти (исх. № 1954/2.3 от 22.06.2010 г. / вх. № 6272 от 28.06.2010 г.) и дополнение к нему (исх. № 2188/2.3 от 09.07.2010 г. / вх. № 7465 от 21.07.2010 г.) с просьбой дать разъяснения по поводу этичности рекламы мороженого «Хочу».
Как сообщил заявитель, в адрес мэрии городского округа Тольятти поступили жалобы от жителей, духовенства города в связи с размещением рекламы мороженого «Хочу». В подтверждение Департамент предоставил копии заявлений представителей городской общественности г.о. Тольятти, Общественного Совета женщин при мэрии г.о. Тольятти, Управления по оргработе и связям с общественностью мэрии г.о. Тольятти.
В дополнение к заявлению Департамент указал место расположения данной рекламы: г. Тольятти, Центральный район, ул. Лесная, пересечение с ул. К. Маркса, напротив дома № 54, а также, что рекламораспространителем является ООО «Ректол» с приложением фотографии данного рекламного образца следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламодателем указанной рекламы являлось ООО «Кратос-Т», что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Договором на оказание услуг по изготовлению, размещению и распространению рекламы № 53/1 от 28.06.2010 г., заключенным между ООО «Кратос-Т» и ООО «Ректол» с приложением № И/01 от 28.06.2010 г., макетом к договору, актом № 540/1 от 31.07.2010 г., товарной накладной № 108/1 от 02.07.2010 г., счетами-фактурами № 1002 от 02.07.2010 г. и № 1174 от 31.07.2010 г.;
2) Согласованным рекламным образцом;
3) В рекламном образце указан номер телефона, по которому отвечают сотрудники ООО «Кратос-Т»;
4) Письменными объяснениями ООО «Кратос-Т» (вх. № 510 от 14.09.2010 г.).
В соответствии с указанными документами вышеназванная реклама распространялась в период с 01.07.2010 г. по 31.07.2010 г. по адресу: г.о. Тольятти, ул. Лесная, 52, опора № 9, магазин «Пимапен».
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов.
В своих письменных объяснениях (вх. № 510 от 14.09.2010 г.) ООО «Кратос-Т» указал, что «...Нарушением действующего законодательства по признакам непристойности и оскорбительности является реклама, фразы или образы которой одновременно унижают честь и достоинство неопределенного круга лиц (оскорбительность) и используют для этого именно неприличную (откровенно циничную, безнравственную, резко противоречащую этикету и общественной морали) форму... С учетом изложенного выше полагаем, что в образах и фразах, использованных в оспариваемой рекламе, отсутствуют признаки непристойности и оскорбительности.
В рекламе не были использованы циничные образы или выражения, оскорбляющие общественную нравственность... Девушка, изображение лица которой использовано в оспариваемой рекламе, ест банан — однако фрукты, как и мороженое, являются для человека пищей. Прием пищи в нашем обществе не относится к интимным сторонам жизни человека, о которых стыдно говорить открыто...
Текстовый элемент оспариваемого рекламного изображения («Всегда Хочу® мороженое») не содержит бранных слов, оскорбительных, непристойных выражений, имеет непосредственное отношение именно к объекту рекламирования — мороженому... и услугам поставщика по его доставке.
Таким образом, полагаем, что использование в оспариваемом рекламном изображении всех текстовых и графических элементов напрямую связано с объектом рекламирования, является достоверным и мотивированным, в рекламе не использованы бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, совокупность всех текстовых и графических образов объективно ассоциируется исключительно с объектом рекламирования и не нарушает действующее законодательство о рекламе».
В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов «непристойность» и «оскорбить».
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940; репринтовое издание М., 1995; М., 2000:
«непристойность» — крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству;
«оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.
Самарское УФАС России обратилось в ряд общественных организаций с просьбой сообщить свое мнение об использовании в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов. Данные ответы оформлены на фирменных бланках организаций, с исходящими номерами и подписаны уполномоченными лицами.
Самарский общественный комитет в защиту нравственности при Самарской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата в своем письме (исх. № б/н от 26.08.2010 г. / вх. № 9101 от 26.08.2010 г.) указал, что «Изображение на рекламном плакате и слоган сами по себе в отдельности не представляют ничего безнравственного. Но слово «хочу», написанное гораздо более крупным и жирным шрифтом, нежели два соседних слова, резко выделяется из фразы «Всегда хочу мороженое», и рядом с изображением девушки придает совершенно иной, извращенный смысл содержанию плаката. И сама фотография в сочетании с так вот двусмысленно поданным текстом выглядит как плохо замаскированная реклама порока. Мороженое на рекламном плакате издали (а плакаты и рассматривают на расстоянии) напоминает символ плотского греха. И потому лукаво поданный рекламный образ на уровне подсознания может быть воспринят с порнографическим подтекстом.
Считаю данную рекламу неэтичной, нарушающей закон «О рекламе» и прошу принять меры к ее устранению с улиц г. Тольятти и других самарских городов».
Общественная организация «Самарская областная организация Союза Журналистов России» указала в своем ответе (исх. № 251 от 30.08.2010 г. / вх. № 34 от 01.09.2010 г.), что «На наш взгляд, на образце рекламы мороженого «Хочу», который мы получили, использован образ, который совершенно недвусмысленно, четко и определенно ассоциируется с воспроизведением одной из самых оскорбительных и изощренных плотских человеческих утех. Трудно утверждать, что это было сделано сознательно с целью привлечения внимания к этому рекламному щиту, но не менее трудно и поверить в то, что эта деталь не была осознана людьми, имеющими отношение к изготовлению этой рекламы, и несущих ответственность за ее содержание. Все это позволяет в данном случае говорить о грубом нарушении закона «О рекламе» в части использования непристойных и оскорбительных образов. Кроме того, в тексте этого образца использована фраза: «Всегда хочу мороженое». Если речь идет о сладком деликатесе, то правильнее было бы использовать другую форму этого слова — хочу мороженого».
С учетом мнений Самарского общественного комитета в защиту нравственности при Самарской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Самарской областной организации Союза Журналистов Россииданная реклама признана ненадлежащей, содержащей нарушение требования, установленного законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно – часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как в ней использован непристойный и оскорбительный образ, который оскорбляет как чувства верующих, так и убеждения физических лиц.
Кроме того, в п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации говорится об осуществлении прав и свобод человека и гражданина, а данная реклама напрямую затрагивает права и свободы человека и гражданина. Указанная реклама распространялась в общественных местах, была общедоступной и существенно затрагивала личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц, что подтверждается жалобами от жителей и духовенства города Тольятти., мнениями общественных организаций.
Следовательно, указанная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 настоящего закона.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель ООО «Кратос-Т», в настоящий момент вышеназванная реклама не распространяется, однако документального подтверждения представлено не было.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Кратос-Т» следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан, распространявшуюся в период с 01.07.2010 г. по 31.07.2010 г. на рекламном щите, расположенном по адресу: г.о. Тольятти, ул. Лесная, 52, опора № 9, магазин «Пимапен», которая содержала непристойный и оскорбительный образ, что нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Кратос-Т»предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России <…> для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
17 сентября 2010 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - <…>,
Члены Комиссии - <…>,
<…>
<…>.,
на основании своего решения от 17.09.2010 г. по делу № 6766-10/8 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан, распространявшуюся на рекламном щите, расположенном по адресу: г.о. Тольятти, ул. Лесная, 52, опора № 9, магазин «Пимапен», которая содержала непристойный и оскорбительный образ,и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Кратос-Т» (445051, Самарская область, г. Тольятти, Приморский б-р., 1-В, ИНН 6321204310) в двухнедельный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно распространение рекламы следующего содержания: «Всегда Хочу® мороженое Доставка всего Замороженого! (8482) 20-60-65» с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан, которая нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. ООО «Кратос-Т» (445051, Самарская область, г. Тольятти, Приморский б-р., 1-В, ИНН 6321204310)в недельный срок смомента прекращения нарушения представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Самарское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 4
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 32
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 32
[vid] => 1
[name] => реклама
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-09-18 19:21:46
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-09-18 19:21:46
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1320747750
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Самарское УФАС России
)