РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-697/2021

Номер дела: 063/05/5-697/2021
Дата публикации: 24 августа 2021, 08:46

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-697/2021

 

12 августа 2021 г.                                                                                                                     г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –   ….,

                                               ….,

рассмотрев дело № 063/05/5-697/2021, возбужденное в отношении …по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителей:

заявителя – АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», в лице представителя …., лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080362 и атрибутом «вручение адресату 14.07.2021»;

заявителя – АО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» (, в лице представителя Пушниной Д.В., лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080355 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 21.07.2021»

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – … , в лице представителя по доверенности Иноземцева А.Г., лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080379 и атрибутом «вручение адресату 20.07.2021»,

заинтересованного лица –———

эксперта –———

переводчика –———

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступили заявления от АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» (вх. № 3485 от 04.05.2021 г.), АО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» (вх. № 3484 от 04.05.2021 г.) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившемся в распространении недостоверной рекламы.

Согласно заявлений, строительная компания ARTVILL разместила рекламу коттеджного поселка Шишки в социальной сети Instagram (аккаунт @samara_shishki), в социальной сети «В Контакте» (группа https://vk.com/samara_shishki), использовав изображение многоквартирного дома и изображение коттеджа, при этом имеется сравнение: «Квартира от 2.6 млн или свой дом от 2.4 млн».

Реклама сопровождается следующим рекламным текстом под изображением: «Хватит мучиться в ежедневных пробках и слушать шумных соседей <смайл> Переезжай в свой дом с участком! <смайл> Готовые дома с подведенными коммуникациями Частная, закрытая территория с видеонаблюдением и охраной Все виды ипотеки и мат.капиталы <смайл> До Самары ехать всего 27 минут, в то время, когда только дорога из спального района до Московского Шоссе иногда занимает 40-50 минут! Узнай подробности прямо сейчас и рассчитай стоимость своего дома. ЖМИ на кнопку «Подробнее» <смайл>».

Для рекламы в социальной сети Instagram было использовано изображение малоэтажного многоквартирного дома застройщика АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», а для рекламы в социальной сети «В Контакте» использовано изображение многоквартирного дома АО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» (далее – АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА»).

Данная реклама ведет на сайт коттеджного поселка Шишки в сети Интернет https://shishki-samara.ru/. В ходе анализа данного сайта установлено наличие раздела «Документация на строительство поселка ШИШКИ» с содержанием всех документов на строительство по адресу: Самарская область, муниципальный район Красноярский, сельское поселение Светлое Поле, поселок Жареный Бугор, бульвар Зеленый, участок 57, однако во всех документах не указан застройщик.

В рамках рассмотрения заявлений Самарским УФАС России был осуществлен запрос в Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области (исх. №№ 5026/8 от 21.05.2021 г., 5032/8 от 21.05.2021 г.) о лице, построившем дом в коттеджном поселке Шишки.

В ответ на запрос Администрация муниципального района Красноярский Самарской области (вх. № 4194-з от 25.05.2021 г.) представила сведения, что в Администрацию поступило уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилищного дома или садового дома на земельный участок по адресу: Самарская область, муниципальный район Красноярский, сельское поселение Светлое Поле, поселок Жареный Бугор, бульвар Зеленый, участок 57. Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве выдано от 27.08.2020 г. на имя . Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности выдано 22.09.2020 г. на имя .

Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Реклама коттеджного поселка Шишки содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, распространена посредством сети Интернет, направлена на привлечение внимания к домам, поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Кроме того, реклама в социальной сети Instagram сопровождалась пометкой «Реклама», а в социальной сети «В Контакте» - пометкой «Рекламная запись».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункта 29 Постановления пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление пленума ВАС РФ № 58) использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемой рекламе имеется содержание следующего текста: «Квартира от 2.6 млн или свой дом от 2.4 млн». При этом заявители указывают, что квартиры в их домах стоят значительно меньше. Так, за счет использования текста «свой дом от 2.4 млн» в приведении недействительной цены в выражении «квартира от 2.6 млн» выделяется преимущество рекламируемого товара.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе имеется содержание следующего текста: «До Самары ехать всего 27 минут, в то время, когда только дорога из спального района до Московского Шоссе иногда занимает 40-50 минут!», что также выделяет преимущества рекламируемого дома.

На основании части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемом случае в тексте рекламы использовано упоминание «Все виды ипотеки и мат.капиталы» без наименования лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.

На основании вышеизложенного, реклама коттеджного поселка Шишки содержит признаки нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 и пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 1 статьи 28 настоящего закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из обозначенного понятия именно застройщик рекламируемого дома является изготовителем и продавцом в понимании ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/5-697/2021 по признакам нарушения рекламного законодательства.

Определением о возбуждении дела № 063/05/5-697/2021 и назначении дела к рассмотрению (исх. № 7090/8 от 09.07.2021г.) АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» были надлежащим образом уведомлены о рассмотрении дела 05.08.2021 г. посредством почтовой связи, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с идентификатором 44312359080362 и атрибутом «вручение адресату 14.07.2021», с идентификатором 44312359080355 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 21.07.2021», списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г.

согласно определения о возбуждении дела № 063/05/5-697/2021 и назначении дела к рассмотрению (исх. № № 7090/8 от 09.07.2021г.) необходимо было представить документы и сведения, необходимые для рассмотрения данного дела 05.08.2021 г., о чем она также была надлежащим образом уведомлена, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080379 и атрибутом «вручение адресату 20.07.2021», списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г.

представила пояснения (вх. № 6204-з от 02.08.2021 г.), что приобрела земельный участок с кадастровым номером 63:26:1309001:547, который впоследствии был размежеван на более мелкие земельные участки, на которых было начато за свой счет строительство жилых домов.

Своими силами был разработан сайт, на котором размещены документы по объекту жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Российская Федерация, Самарская область, Красноярский муниципальный район, сельское поселение Светлое Поле, поселок Жареный Бугор, Зеленый бульвар, 57, для ознакомления с ними всех заинтересованных лиц.

Поскольку она родом из Оренбургской области и приехала в Самару недавно, то незнакома с местной архитектурой и застройками, которые осуществляют девелоперы г. Самары и Самарской области. Ею была случайным образом выбрана картинка многоквартирного дома из сети Интернет для общей визуализации.

Проведя анализ по рынку недвижимости г. Самары, определила, что стоимость двухкомнатной квартиры в городе начинается от 2 600 000 (двух миллионов шестьсот тысяч) рублей и идёт на увеличение в зависимости от территориальной расположенности (чем ближе к центру города, тем дороже). В итоге была взята за основу именно стоимость 2 600 000 (два миллиона шестьсот тысяч) рублей, так как это стоимость квартиры расположенной на границе города Самары. Не брались для сравнения стоимости однокомнатных квартир и квартир-студий, так как по дефиниции закона дом состоит из нескольких комнат. В моих домах стоимость дома 60 м2 начиналась от 2 400 000 (двух миллионов четырехсот тысяч) рублей. В рекламе, указанной в определении, лишь проводиться сравнение. Потенциальному покупателю предоставляется право выбора между квартирой в многоквартирном доме и частным жилым домом.

Заслушав объяснения , дополнения АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА», рассмотрев материалы дела № 063/05/5-697/2021, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама коттеджного поселка Шишки содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, распространена посредством сети Интернет в социальных сетях (В Контакте, Instagram), направлена на привлечение внимания к домам (коттеджам), поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Кроме того, реклама в социальной сети Instagram сопровождалась пометкой «Реклама», а в социальной сети «В Контакте» - пометкой «Рекламная запись».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Как указано в пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

для рекламы коттеджного поселка «Шишки» в социальной сети Instagram было использовано изображение малоэтажного многоквартирного дома застройщика АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», а для рекламы в социальной сети «В Контакте» использовано изображение многоквартирного дома АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА».

Одновременно с этим в рассматриваемой рекламе предлагается потребителю рекламы сделать выбор «квартира или свой дом». При этом, используется сравнение по ценовому диапазону «квартира от 2.6 млн» или «свой дом от 2.4 млн», используется сравнение по времени езды до Самары в тексте «До Самары ехать всего 27 минут, в то время, когда только дорога из спального района до Московского шоссе иногда занимает 40-50 минут!». Данные сравнения ничем не подтверждаются.

Используя неподтвержденные вышеуказанные сравнения, рекламодатель указывает на преимущество своего дома по отношению к квартире.

Таким образом, Самарское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях признаков нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество.

В рекламе коттеджного поселка «Шишки» в социальной сети Instagram и в социальной сети «В контакте» рекламировались банковские, финансовые услуги путем использования текста «Все виды ипотеки и мат.капиталы».

Таким образом, Самарское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях признаков нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного, реклама коттеджного поселка Шишки содержит признаки нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 и пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 1 статьи 28 настоящего закона.

является рекламодателем, что подтверждается материалами дела, в том числе:

1. Заявление АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» от 28.04.2021 г. № 55-А (вх. № 3485 от 04.05.2021г.);

2. Заявление АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» от 28.04.2021 г. № 225-КПС (вх. № 3484 от 04.05.2021г.);

3. Дополнения АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» от 26.05.2021 г. № 60-А (вх. № 4314-з от 27.05.2021г.);

4. Дополнения АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» от 16.06.2021 г. № 312-КПС (вх. № 4944-з от 16.06.2021г., вх. № 5056-з от 21.06.2021г.);

5. Информация, предоставленная Администрацией муниципального района Красноярский от 24.05.2021 г. № 179 (вх. № 4194-з от 25.05.2021г.);

6. Письменные пояснения от 02.08.2021 г. (вх. № 6204-з от 02.08.2021 г.);

7. Служебная записка Самарского УФАС России от 09.07.2021 г.;

8. Определение о возбуждении дела № 063/05/5-697/2021 от 09.07.2021 г.

            Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в действиях , в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания. 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу …, распространенную в социальной сети Instagram и в социальной сети «В Контакте» про коттеджный поселок «Шишки», поскольку она содержит нарушение требований пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе … не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении …. 

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2021 г.

Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   …        

 

Члены Комиссии                                                                                              

 

                                                                                                                         …

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 18034 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-697/2021 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 18034 [type] => solution [language] => ru [created] => 1629784070 [changed] => 1629784070 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1629784070 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-697/2021

 

12 августа 2021 г.                                                                                                                     г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –   ….,

                                               ….,

рассмотрев дело № 063/05/5-697/2021, возбужденное в отношении …по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителей:

заявителя – АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», в лице представителя …., лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080362 и атрибутом «вручение адресату 14.07.2021»;

заявителя – АО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» (, в лице представителя Пушниной Д.В., лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080355 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 21.07.2021»

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – … , в лице представителя по доверенности Иноземцева А.Г., лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080379 и атрибутом «вручение адресату 20.07.2021»,

заинтересованного лица –———

эксперта –———

переводчика –———

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступили заявления от АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» (вх. № 3485 от 04.05.2021 г.), АО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» (вх. № 3484 от 04.05.2021 г.) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившемся в распространении недостоверной рекламы.

Согласно заявлений, строительная компания ARTVILL разместила рекламу коттеджного поселка Шишки в социальной сети Instagram (аккаунт @samara_shishki), в социальной сети «В Контакте» (группа https://vk.com/samara_shishki), использовав изображение многоквартирного дома и изображение коттеджа, при этом имеется сравнение: «Квартира от 2.6 млн или свой дом от 2.4 млн».

Реклама сопровождается следующим рекламным текстом под изображением: «Хватит мучиться в ежедневных пробках и слушать шумных соседей <смайл> Переезжай в свой дом с участком! <смайл> Готовые дома с подведенными коммуникациями Частная, закрытая территория с видеонаблюдением и охраной Все виды ипотеки и мат.капиталы <смайл> До Самары ехать всего 27 минут, в то время, когда только дорога из спального района до Московского Шоссе иногда занимает 40-50 минут! Узнай подробности прямо сейчас и рассчитай стоимость своего дома. ЖМИ на кнопку «Подробнее» <смайл>».

Для рекламы в социальной сети Instagram было использовано изображение малоэтажного многоквартирного дома застройщика АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», а для рекламы в социальной сети «В Контакте» использовано изображение многоквартирного дома АО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» (далее – АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА»).

Данная реклама ведет на сайт коттеджного поселка Шишки в сети Интернет https://shishki-samara.ru/. В ходе анализа данного сайта установлено наличие раздела «Документация на строительство поселка ШИШКИ» с содержанием всех документов на строительство по адресу: Самарская область, муниципальный район Красноярский, сельское поселение Светлое Поле, поселок Жареный Бугор, бульвар Зеленый, участок 57, однако во всех документах не указан застройщик.

В рамках рассмотрения заявлений Самарским УФАС России был осуществлен запрос в Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области (исх. №№ 5026/8 от 21.05.2021 г., 5032/8 от 21.05.2021 г.) о лице, построившем дом в коттеджном поселке Шишки.

В ответ на запрос Администрация муниципального района Красноярский Самарской области (вх. № 4194-з от 25.05.2021 г.) представила сведения, что в Администрацию поступило уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилищного дома или садового дома на земельный участок по адресу: Самарская область, муниципальный район Красноярский, сельское поселение Светлое Поле, поселок Жареный Бугор, бульвар Зеленый, участок 57. Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве выдано от 27.08.2020 г. на имя . Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности выдано 22.09.2020 г. на имя .

Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Реклама коттеджного поселка Шишки содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, распространена посредством сети Интернет, направлена на привлечение внимания к домам, поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Кроме того, реклама в социальной сети Instagram сопровождалась пометкой «Реклама», а в социальной сети «В Контакте» - пометкой «Рекламная запись».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункта 29 Постановления пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление пленума ВАС РФ № 58) использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемой рекламе имеется содержание следующего текста: «Квартира от 2.6 млн или свой дом от 2.4 млн». При этом заявители указывают, что квартиры в их домах стоят значительно меньше. Так, за счет использования текста «свой дом от 2.4 млн» в приведении недействительной цены в выражении «квартира от 2.6 млн» выделяется преимущество рекламируемого товара.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе имеется содержание следующего текста: «До Самары ехать всего 27 минут, в то время, когда только дорога из спального района до Московского Шоссе иногда занимает 40-50 минут!», что также выделяет преимущества рекламируемого дома.

На основании части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемом случае в тексте рекламы использовано упоминание «Все виды ипотеки и мат.капиталы» без наименования лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.

На основании вышеизложенного, реклама коттеджного поселка Шишки содержит признаки нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 и пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 1 статьи 28 настоящего закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из обозначенного понятия именно застройщик рекламируемого дома является изготовителем и продавцом в понимании ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/5-697/2021 по признакам нарушения рекламного законодательства.

Определением о возбуждении дела № 063/05/5-697/2021 и назначении дела к рассмотрению (исх. № 7090/8 от 09.07.2021г.) АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» были надлежащим образом уведомлены о рассмотрении дела 05.08.2021 г. посредством почтовой связи, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с идентификатором 44312359080362 и атрибутом «вручение адресату 14.07.2021», с идентификатором 44312359080355 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 21.07.2021», списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г.

согласно определения о возбуждении дела № 063/05/5-697/2021 и назначении дела к рассмотрению (исх. № № 7090/8 от 09.07.2021г.) необходимо было представить документы и сведения, необходимые для рассмотрения данного дела 05.08.2021 г., о чем она также была надлежащим образом уведомлена, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080379 и атрибутом «вручение адресату 20.07.2021», списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г.

представила пояснения (вх. № 6204-з от 02.08.2021 г.), что приобрела земельный участок с кадастровым номером 63:26:1309001:547, который впоследствии был размежеван на более мелкие земельные участки, на которых было начато за свой счет строительство жилых домов.

Своими силами был разработан сайт, на котором размещены документы по объекту жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Российская Федерация, Самарская область, Красноярский муниципальный район, сельское поселение Светлое Поле, поселок Жареный Бугор, Зеленый бульвар, 57, для ознакомления с ними всех заинтересованных лиц.

Поскольку она родом из Оренбургской области и приехала в Самару недавно, то незнакома с местной архитектурой и застройками, которые осуществляют девелоперы г. Самары и Самарской области. Ею была случайным образом выбрана картинка многоквартирного дома из сети Интернет для общей визуализации.

Проведя анализ по рынку недвижимости г. Самары, определила, что стоимость двухкомнатной квартиры в городе начинается от 2 600 000 (двух миллионов шестьсот тысяч) рублей и идёт на увеличение в зависимости от территориальной расположенности (чем ближе к центру города, тем дороже). В итоге была взята за основу именно стоимость 2 600 000 (два миллиона шестьсот тысяч) рублей, так как это стоимость квартиры расположенной на границе города Самары. Не брались для сравнения стоимости однокомнатных квартир и квартир-студий, так как по дефиниции закона дом состоит из нескольких комнат. В моих домах стоимость дома 60 м2 начиналась от 2 400 000 (двух миллионов четырехсот тысяч) рублей. В рекламе, указанной в определении, лишь проводиться сравнение. Потенциальному покупателю предоставляется право выбора между квартирой в многоквартирном доме и частным жилым домом.

Заслушав объяснения , дополнения АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА», рассмотрев материалы дела № 063/05/5-697/2021, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама коттеджного поселка Шишки содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, распространена посредством сети Интернет в социальных сетях (В Контакте, Instagram), направлена на привлечение внимания к домам (коттеджам), поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Кроме того, реклама в социальной сети Instagram сопровождалась пометкой «Реклама», а в социальной сети «В Контакте» - пометкой «Рекламная запись».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Как указано в пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

для рекламы коттеджного поселка «Шишки» в социальной сети Instagram было использовано изображение малоэтажного многоквартирного дома застройщика АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», а для рекламы в социальной сети «В Контакте» использовано изображение многоквартирного дома АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА».

Одновременно с этим в рассматриваемой рекламе предлагается потребителю рекламы сделать выбор «квартира или свой дом». При этом, используется сравнение по ценовому диапазону «квартира от 2.6 млн» или «свой дом от 2.4 млн», используется сравнение по времени езды до Самары в тексте «До Самары ехать всего 27 минут, в то время, когда только дорога из спального района до Московского шоссе иногда занимает 40-50 минут!». Данные сравнения ничем не подтверждаются.

Используя неподтвержденные вышеуказанные сравнения, рекламодатель указывает на преимущество своего дома по отношению к квартире.

Таким образом, Самарское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях признаков нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество.

В рекламе коттеджного поселка «Шишки» в социальной сети Instagram и в социальной сети «В контакте» рекламировались банковские, финансовые услуги путем использования текста «Все виды ипотеки и мат.капиталы».

Таким образом, Самарское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях признаков нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного, реклама коттеджного поселка Шишки содержит признаки нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 и пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 1 статьи 28 настоящего закона.

является рекламодателем, что подтверждается материалами дела, в том числе:

1. Заявление АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» от 28.04.2021 г. № 55-А (вх. № 3485 от 04.05.2021г.);

2. Заявление АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» от 28.04.2021 г. № 225-КПС (вх. № 3484 от 04.05.2021г.);

3. Дополнения АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» от 26.05.2021 г. № 60-А (вх. № 4314-з от 27.05.2021г.);

4. Дополнения АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» от 16.06.2021 г. № 312-КПС (вх. № 4944-з от 16.06.2021г., вх. № 5056-з от 21.06.2021г.);

5. Информация, предоставленная Администрацией муниципального района Красноярский от 24.05.2021 г. № 179 (вх. № 4194-з от 25.05.2021г.);

6. Письменные пояснения от 02.08.2021 г. (вх. № 6204-з от 02.08.2021 г.);

7. Служебная записка Самарского УФАС России от 09.07.2021 г.;

8. Определение о возбуждении дела № 063/05/5-697/2021 от 09.07.2021 г.

            Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в действиях , в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания. 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу …, распространенную в социальной сети Instagram и в социальной сети «В Контакте» про коттеджный поселок «Шишки», поскольку она содержит нарушение требований пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе … не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении …. 

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2021 г.

Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   …        

 

Члены Комиссии                                                                                              

 

                                                                                                                         …

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-697/2021

 

12 августа 2021 г.                                                                                                                     г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –   ….,

                                               ….,

рассмотрев дело № 063/05/5-697/2021, возбужденное в отношении …по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителей:

заявителя – АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», в лице представителя …., лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080362 и атрибутом «вручение адресату 14.07.2021»;

заявителя – АО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» (, в лице представителя Пушниной Д.В., лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080355 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 21.07.2021»

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – … , в лице представителя по доверенности Иноземцева А.Г., лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080379 и атрибутом «вручение адресату 20.07.2021»,

заинтересованного лица –———

эксперта –———

переводчика –———

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступили заявления от АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» (вх. № 3485 от 04.05.2021 г.), АО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» (вх. № 3484 от 04.05.2021 г.) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившемся в распространении недостоверной рекламы.

Согласно заявлений, строительная компания ARTVILL разместила рекламу коттеджного поселка Шишки в социальной сети Instagram (аккаунт @samara_shishki), в социальной сети «В Контакте» (группа https://vk.com/samara_shishki), использовав изображение многоквартирного дома и изображение коттеджа, при этом имеется сравнение: «Квартира от 2.6 млн или свой дом от 2.4 млн».

Реклама сопровождается следующим рекламным текстом под изображением: «Хватит мучиться в ежедневных пробках и слушать шумных соседей <смайл> Переезжай в свой дом с участком! <смайл> Готовые дома с подведенными коммуникациями Частная, закрытая территория с видеонаблюдением и охраной Все виды ипотеки и мат.капиталы <смайл> До Самары ехать всего 27 минут, в то время, когда только дорога из спального района до Московского Шоссе иногда занимает 40-50 минут! Узнай подробности прямо сейчас и рассчитай стоимость своего дома. ЖМИ на кнопку «Подробнее» <смайл>».

Для рекламы в социальной сети Instagram было использовано изображение малоэтажного многоквартирного дома застройщика АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», а для рекламы в социальной сети «В Контакте» использовано изображение многоквартирного дома АО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» (далее – АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА»).

Данная реклама ведет на сайт коттеджного поселка Шишки в сети Интернет https://shishki-samara.ru/. В ходе анализа данного сайта установлено наличие раздела «Документация на строительство поселка ШИШКИ» с содержанием всех документов на строительство по адресу: Самарская область, муниципальный район Красноярский, сельское поселение Светлое Поле, поселок Жареный Бугор, бульвар Зеленый, участок 57, однако во всех документах не указан застройщик.

В рамках рассмотрения заявлений Самарским УФАС России был осуществлен запрос в Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области (исх. №№ 5026/8 от 21.05.2021 г., 5032/8 от 21.05.2021 г.) о лице, построившем дом в коттеджном поселке Шишки.

В ответ на запрос Администрация муниципального района Красноярский Самарской области (вх. № 4194-з от 25.05.2021 г.) представила сведения, что в Администрацию поступило уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилищного дома или садового дома на земельный участок по адресу: Самарская область, муниципальный район Красноярский, сельское поселение Светлое Поле, поселок Жареный Бугор, бульвар Зеленый, участок 57. Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве выдано от 27.08.2020 г. на имя . Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности выдано 22.09.2020 г. на имя .

Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Реклама коттеджного поселка Шишки содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, распространена посредством сети Интернет, направлена на привлечение внимания к домам, поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Кроме того, реклама в социальной сети Instagram сопровождалась пометкой «Реклама», а в социальной сети «В Контакте» - пометкой «Рекламная запись».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункта 29 Постановления пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление пленума ВАС РФ № 58) использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемой рекламе имеется содержание следующего текста: «Квартира от 2.6 млн или свой дом от 2.4 млн». При этом заявители указывают, что квартиры в их домах стоят значительно меньше. Так, за счет использования текста «свой дом от 2.4 млн» в приведении недействительной цены в выражении «квартира от 2.6 млн» выделяется преимущество рекламируемого товара.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе имеется содержание следующего текста: «До Самары ехать всего 27 минут, в то время, когда только дорога из спального района до Московского Шоссе иногда занимает 40-50 минут!», что также выделяет преимущества рекламируемого дома.

На основании части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемом случае в тексте рекламы использовано упоминание «Все виды ипотеки и мат.капиталы» без наименования лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.

На основании вышеизложенного, реклама коттеджного поселка Шишки содержит признаки нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 и пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 1 статьи 28 настоящего закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из обозначенного понятия именно застройщик рекламируемого дома является изготовителем и продавцом в понимании ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/5-697/2021 по признакам нарушения рекламного законодательства.

Определением о возбуждении дела № 063/05/5-697/2021 и назначении дела к рассмотрению (исх. № 7090/8 от 09.07.2021г.) АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» были надлежащим образом уведомлены о рассмотрении дела 05.08.2021 г. посредством почтовой связи, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с идентификатором 44312359080362 и атрибутом «вручение адресату 14.07.2021», с идентификатором 44312359080355 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 21.07.2021», списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г.

согласно определения о возбуждении дела № 063/05/5-697/2021 и назначении дела к рассмотрению (исх. № № 7090/8 от 09.07.2021г.) необходимо было представить документы и сведения, необходимые для рассмотрения данного дела 05.08.2021 г., о чем она также была надлежащим образом уведомлена, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 44312359080379 и атрибутом «вручение адресату 20.07.2021», списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 13.07.2021 г., чеком ККМ от 13.07.2021 г.

представила пояснения (вх. № 6204-з от 02.08.2021 г.), что приобрела земельный участок с кадастровым номером 63:26:1309001:547, который впоследствии был размежеван на более мелкие земельные участки, на которых было начато за свой счет строительство жилых домов.

Своими силами был разработан сайт, на котором размещены документы по объекту жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Российская Федерация, Самарская область, Красноярский муниципальный район, сельское поселение Светлое Поле, поселок Жареный Бугор, Зеленый бульвар, 57, для ознакомления с ними всех заинтересованных лиц.

Поскольку она родом из Оренбургской области и приехала в Самару недавно, то незнакома с местной архитектурой и застройками, которые осуществляют девелоперы г. Самары и Самарской области. Ею была случайным образом выбрана картинка многоквартирного дома из сети Интернет для общей визуализации.

Проведя анализ по рынку недвижимости г. Самары, определила, что стоимость двухкомнатной квартиры в городе начинается от 2 600 000 (двух миллионов шестьсот тысяч) рублей и идёт на увеличение в зависимости от территориальной расположенности (чем ближе к центру города, тем дороже). В итоге была взята за основу именно стоимость 2 600 000 (два миллиона шестьсот тысяч) рублей, так как это стоимость квартиры расположенной на границе города Самары. Не брались для сравнения стоимости однокомнатных квартир и квартир-студий, так как по дефиниции закона дом состоит из нескольких комнат. В моих домах стоимость дома 60 м2 начиналась от 2 400 000 (двух миллионов четырехсот тысяч) рублей. В рекламе, указанной в определении, лишь проводиться сравнение. Потенциальному покупателю предоставляется право выбора между квартирой в многоквартирном доме и частным жилым домом.

Заслушав объяснения , дополнения АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА», рассмотрев материалы дела № 063/05/5-697/2021, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама коттеджного поселка Шишки содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, распространена посредством сети Интернет в социальных сетях (В Контакте, Instagram), направлена на привлечение внимания к домам (коттеджам), поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Кроме того, реклама в социальной сети Instagram сопровождалась пометкой «Реклама», а в социальной сети «В Контакте» - пометкой «Рекламная запись».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Как указано в пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

для рекламы коттеджного поселка «Шишки» в социальной сети Instagram было использовано изображение малоэтажного многоквартирного дома застройщика АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», а для рекламы в социальной сети «В Контакте» использовано изображение многоквартирного дома АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА».

Одновременно с этим в рассматриваемой рекламе предлагается потребителю рекламы сделать выбор «квартира или свой дом». При этом, используется сравнение по ценовому диапазону «квартира от 2.6 млн» или «свой дом от 2.4 млн», используется сравнение по времени езды до Самары в тексте «До Самары ехать всего 27 минут, в то время, когда только дорога из спального района до Московского шоссе иногда занимает 40-50 минут!». Данные сравнения ничем не подтверждаются.

Используя неподтвержденные вышеуказанные сравнения, рекламодатель указывает на преимущество своего дома по отношению к квартире.

Таким образом, Самарское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях признаков нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество.

В рекламе коттеджного поселка «Шишки» в социальной сети Instagram и в социальной сети «В контакте» рекламировались банковские, финансовые услуги путем использования текста «Все виды ипотеки и мат.капиталы».

Таким образом, Самарское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях признаков нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного, реклама коттеджного поселка Шишки содержит признаки нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 и пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 1 статьи 28 настоящего закона.

является рекламодателем, что подтверждается материалами дела, в том числе:

1. Заявление АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» от 28.04.2021 г. № 55-А (вх. № 3485 от 04.05.2021г.);

2. Заявление АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» от 28.04.2021 г. № 225-КПС (вх. № 3484 от 04.05.2021г.);

3. Дополнения АО «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» от 26.05.2021 г. № 60-А (вх. № 4314-з от 27.05.2021г.);

4. Дополнения АО «СЗ «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА» от 16.06.2021 г. № 312-КПС (вх. № 4944-з от 16.06.2021г., вх. № 5056-з от 21.06.2021г.);

5. Информация, предоставленная Администрацией муниципального района Красноярский от 24.05.2021 г. № 179 (вх. № 4194-з от 25.05.2021г.);

6. Письменные пояснения от 02.08.2021 г. (вх. № 6204-з от 02.08.2021 г.);

7. Служебная записка Самарского УФАС России от 09.07.2021 г.;

8. Определение о возбуждении дела № 063/05/5-697/2021 от 09.07.2021 г.

            Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в действиях , в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания. 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу …, распространенную в социальной сети Instagram и в социальной сети «В Контакте» про коттеджный поселок «Шишки», поскольку она содержит нарушение требований пункта 1 и пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе … не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении …. 

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2021 г.

Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   …        

 

Члены Комиссии                                                                                              

 

                                                                                                                         …

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 063/05/5-697/2021 [format] => [safe_value] => 063/05/5-697/2021 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2021-08-24 05:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2021-08-24 05:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1629784070 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )