Решение по жалобе 809-5465-14/4

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 809-5465-14/4
Дата публикации: 23 августа 2014, 09:15

Решение по жалобе 809-5465-14/4

 

Резолютивная часть оглашена

22.08.2014                                                                                                                   г.о. Самара

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Самарского УФАС)

            в составе: ….,

рассмотрев жалобы ООО «Кировский комбинат школьного питания» (далее – заявитель) на положения конкурсных документаций при проведении конкурсов с ограниченным участием:

- оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани (совместные торги)  , начальная (максимальная) цена контракта  6 907 791, 25 руб.,

- оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани, начальная (максимальная) цена контракта 30 714 144, 11 руб.,

-  оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов находящихся на санаторно-курортном лечении в ГБУЗ «Самарский областной детский санаторий «Юность» на 4 квартал 2014 года, начальная (максимальная) цена контракта 9 156 775 руб.

            в присутствии представителей: …, 

в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО «Кировский комбинат школьного питания» на положения конкурсных документаций при проведении конкурсов с ограниченным участием:

- оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани (совместные торги)  - оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани,

-  оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов находящихся на санаторно-курортном лечении в ГБУЗ «Самарский областной детский санаторий «Юность» на 4 квартал 2014 года (далее – конкурсы).

Доводы жалоб сводятся к следующему:

1) В подпунктах 1 пунктов 20 технических заданий конкурсных документаций №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395 установлены дополнительные требования о наличии у участников закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг общественного питания, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и так далее.

Заявитель указывает, что заказчик неправомерно исключил из перечня объектов оказания услуг по организации питания медицинские учреждения.

2) В пункте 3 подпункта 3.6 проектов контрактов конкурсных документаций №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395 содержится требование о согласовании меню с территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани.

Заявитель указывает, что установление данного требования ограничивает круг участников закупки, поскольку с момента размещения извещений о проведении конкурсов с ограниченным участием до даты вскрытия конвертов временной промежуток составляет 21 день, в то время как рассмотрение Роспотребнадзором г.Сызрани обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» может составлять от 30 до 60 дней.

3) В пункте 13 технического задания конкурсной документации № 0142200001314009542 в качестве дополнительных требований к участникам закупки установлены требования, в частности, о наличии опыта оказания услуг по организации лечебного диетического питания не менее 400 пациентов лечебного учреждения в день в рамках одного исполненного контракта или гражданско-правового договора.

По мнению заявителя, указанные требования нарушают нормы Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку влекут ограничение круга участников закупки.

Заявитель просит признать жалобы обоснованными, привести конкурсные документации в соответствие с законодательством о контрактной системе.

Представители заказчиков, уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, указывая на соответствие конкурсных документаций Закону о контрактной системе. Представили письменные возражения.

Просили в удовлетворении жалоб отказать.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документации о конкурсах с ограниченным участием, заявки участников и, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.  

Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе определено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Дополнительные требования к участникам закупки содержатся в пунктах 3 подпунктов 3.6 технических заданий конкурсных документаций.

Согласно пункту 5 раздела 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089 (далее – Перечень), опыт исполнения контракта, договора подтверждается в случае оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.

Поскольку предметом контрактов, заключаемых по результатам проведения конкурсов №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395, является организация питания для обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений, заказчики, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, правомерно не включил требование о наличии у участников закупки опыта оказания услуг для медицинский организаций.

В соответствии с пунктом 6.5. СанПин 2.4.5.2409-08, примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и  согласовывается с руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Таким образом, заказчики при установлении требований о согласовании меню с территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани, руководствовались действующим законодательством.

Заявитель, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представил доказательств, подтверждающих доводы о невозможности согласования меню с Роспотребнадзором г.Сызрани.

Вместе с тем, сообщил, что обществом поданы заявки на участие в конкурсах с ограниченным участием №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395, что свидетельствует о ненарушении обжалуемыми действиями заказчиков прав ООО «Кировский комбинат школьного питания».

Также следует отметить, что обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов по указанным конкурсам с ограниченным участием являются 3 коммерческих предложения, из чего следует, что заявки на участие в конкурсах на условиях конкурсных документаций способны подать как минимум 3 организации.

Согласно пункту 1 Дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, Перечня, дополнительными требованиями являются наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, а также стоимость ранее исполненного контракта (договора).

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установление заказчиком в конкурсной документации №  0142200001314009542 требований о наличии у участников закупки опыта оказания услуг по организации лечебного диетического питания не менее 400 пациентов лечебного учреждения в день в рамках одного исполненного контракта или гражданско-правового договора, наличии опыта дистанционного управления организацией лечебного диетического питания пациентов одновременно не менее чем на 3 удаленных пищеблоках одного лечебного учреждения в течение одного календарного периода, наличии опыта оказания услуг по организации лечебного диетического питания не менее 115 пациентов фтизиатрического (противотуберкулезного) лечебного учреждения (либо фтизиатрического (противотуберкулезного) отделения лечебного учреждения) ограничивает круг участников закупки, имеющих опыт оказания услуг аналогичных предмету данного контракта для медицинских организаций в целом, что не соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1089.

Указанные требования не связаны с предметом контракта, являются избыточными, прямо не предусмотренными Постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1089, направлены на допуск к участию в конкурсе лишь тех участников, которые ранее имели договорные отношения с заказчиком по настоящему конкурсу, либо с заказчиком, удовлетворяющим в совокупности всем перечисленным требованиям без изъятия.

 

Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России                              

                                                               

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобы ООО «Кировский комбинат школьного питания» необоснованными.

2.Признать жалобу ООО «Кировский комбинат школьного питания (конкурс № 0142200001314009542) обоснованной.

3.Признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

4.Выдать заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении заказчика.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии:                                                                       А.Р.Б.

 

 

Члены комиссии:                                                                                                     М.Г.Ж.

 

 

                                                                                                                                Е.А.С.

stdClass Object ( [vid] => 11260 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе 809-5465-14/4 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11260 [type] => solution [language] => ru [created] => 1410412622 [changed] => 1410412622 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1410412622 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по жалобе 809-5465-14/4

 

Резолютивная часть оглашена

22.08.2014                                                                                                                   г.о. Самара

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Самарского УФАС)

            в составе: ….,

рассмотрев жалобы ООО «Кировский комбинат школьного питания» (далее – заявитель) на положения конкурсных документаций при проведении конкурсов с ограниченным участием:

- оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани (совместные торги)  , начальная (максимальная) цена контракта  6 907 791, 25 руб.,

- оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани, начальная (максимальная) цена контракта 30 714 144, 11 руб.,

-  оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов находящихся на санаторно-курортном лечении в ГБУЗ «Самарский областной детский санаторий «Юность» на 4 квартал 2014 года, начальная (максимальная) цена контракта 9 156 775 руб.

            в присутствии представителей: …, 

в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО «Кировский комбинат школьного питания» на положения конкурсных документаций при проведении конкурсов с ограниченным участием:

- оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани (совместные торги)  - оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани,

-  оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов находящихся на санаторно-курортном лечении в ГБУЗ «Самарский областной детский санаторий «Юность» на 4 квартал 2014 года (далее – конкурсы).

Доводы жалоб сводятся к следующему:

1) В подпунктах 1 пунктов 20 технических заданий конкурсных документаций №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395 установлены дополнительные требования о наличии у участников закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг общественного питания, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и так далее.

Заявитель указывает, что заказчик неправомерно исключил из перечня объектов оказания услуг по организации питания медицинские учреждения.

2) В пункте 3 подпункта 3.6 проектов контрактов конкурсных документаций №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395 содержится требование о согласовании меню с территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани.

Заявитель указывает, что установление данного требования ограничивает круг участников закупки, поскольку с момента размещения извещений о проведении конкурсов с ограниченным участием до даты вскрытия конвертов временной промежуток составляет 21 день, в то время как рассмотрение Роспотребнадзором г.Сызрани обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» может составлять от 30 до 60 дней.

3) В пункте 13 технического задания конкурсной документации № 0142200001314009542 в качестве дополнительных требований к участникам закупки установлены требования, в частности, о наличии опыта оказания услуг по организации лечебного диетического питания не менее 400 пациентов лечебного учреждения в день в рамках одного исполненного контракта или гражданско-правового договора.

По мнению заявителя, указанные требования нарушают нормы Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку влекут ограничение круга участников закупки.

Заявитель просит признать жалобы обоснованными, привести конкурсные документации в соответствие с законодательством о контрактной системе.

Представители заказчиков, уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, указывая на соответствие конкурсных документаций Закону о контрактной системе. Представили письменные возражения.

Просили в удовлетворении жалоб отказать.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документации о конкурсах с ограниченным участием, заявки участников и, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.  

Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе определено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Дополнительные требования к участникам закупки содержатся в пунктах 3 подпунктов 3.6 технических заданий конкурсных документаций.

Согласно пункту 5 раздела 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089 (далее – Перечень), опыт исполнения контракта, договора подтверждается в случае оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.

Поскольку предметом контрактов, заключаемых по результатам проведения конкурсов №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395, является организация питания для обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений, заказчики, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, правомерно не включил требование о наличии у участников закупки опыта оказания услуг для медицинский организаций.

В соответствии с пунктом 6.5. СанПин 2.4.5.2409-08, примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и  согласовывается с руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Таким образом, заказчики при установлении требований о согласовании меню с территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани, руководствовались действующим законодательством.

Заявитель, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представил доказательств, подтверждающих доводы о невозможности согласования меню с Роспотребнадзором г.Сызрани.

Вместе с тем, сообщил, что обществом поданы заявки на участие в конкурсах с ограниченным участием №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395, что свидетельствует о ненарушении обжалуемыми действиями заказчиков прав ООО «Кировский комбинат школьного питания».

Также следует отметить, что обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов по указанным конкурсам с ограниченным участием являются 3 коммерческих предложения, из чего следует, что заявки на участие в конкурсах на условиях конкурсных документаций способны подать как минимум 3 организации.

Согласно пункту 1 Дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, Перечня, дополнительными требованиями являются наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, а также стоимость ранее исполненного контракта (договора).

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установление заказчиком в конкурсной документации №  0142200001314009542 требований о наличии у участников закупки опыта оказания услуг по организации лечебного диетического питания не менее 400 пациентов лечебного учреждения в день в рамках одного исполненного контракта или гражданско-правового договора, наличии опыта дистанционного управления организацией лечебного диетического питания пациентов одновременно не менее чем на 3 удаленных пищеблоках одного лечебного учреждения в течение одного календарного периода, наличии опыта оказания услуг по организации лечебного диетического питания не менее 115 пациентов фтизиатрического (противотуберкулезного) лечебного учреждения (либо фтизиатрического (противотуберкулезного) отделения лечебного учреждения) ограничивает круг участников закупки, имеющих опыт оказания услуг аналогичных предмету данного контракта для медицинских организаций в целом, что не соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1089.

Указанные требования не связаны с предметом контракта, являются избыточными, прямо не предусмотренными Постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1089, направлены на допуск к участию в конкурсе лишь тех участников, которые ранее имели договорные отношения с заказчиком по настоящему конкурсу, либо с заказчиком, удовлетворяющим в совокупности всем перечисленным требованиям без изъятия.

 

Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России                              

                                                               

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобы ООО «Кировский комбинат школьного питания» необоснованными.

2.Признать жалобу ООО «Кировский комбинат школьного питания (конкурс № 0142200001314009542) обоснованной.

3.Признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

4.Выдать заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении заказчика.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии:                                                                       А.Р.Б.

 

 

Члены комиссии:                                                                                                     М.Г.Ж.

 

 

                                                                                                                                Е.А.С.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по жалобе 809-5465-14/4

 

Резолютивная часть оглашена

22.08.2014                                                                                                                   г.о. Самара

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Самарского УФАС)

            в составе: ….,

рассмотрев жалобы ООО «Кировский комбинат школьного питания» (далее – заявитель) на положения конкурсных документаций при проведении конкурсов с ограниченным участием:

- оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани (совместные торги)  , начальная (максимальная) цена контракта  6 907 791, 25 руб.,

- оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани, начальная (максимальная) цена контракта 30 714 144, 11 руб.,

-  оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов находящихся на санаторно-курортном лечении в ГБУЗ «Самарский областной детский санаторий «Юность» на 4 квартал 2014 года, начальная (максимальная) цена контракта 9 156 775 руб.

            в присутствии представителей: …, 

в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО «Кировский комбинат школьного питания» на положения конкурсных документаций при проведении конкурсов с ограниченным участием:

- оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани (совместные торги)  - оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани,

-  оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов находящихся на санаторно-курортном лечении в ГБУЗ «Самарский областной детский санаторий «Юность» на 4 квартал 2014 года (далее – конкурсы).

Доводы жалоб сводятся к следующему:

1) В подпунктах 1 пунктов 20 технических заданий конкурсных документаций №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395 установлены дополнительные требования о наличии у участников закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг общественного питания, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и так далее.

Заявитель указывает, что заказчик неправомерно исключил из перечня объектов оказания услуг по организации питания медицинские учреждения.

2) В пункте 3 подпункта 3.6 проектов контрактов конкурсных документаций №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395 содержится требование о согласовании меню с территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани.

Заявитель указывает, что установление данного требования ограничивает круг участников закупки, поскольку с момента размещения извещений о проведении конкурсов с ограниченным участием до даты вскрытия конвертов временной промежуток составляет 21 день, в то время как рассмотрение Роспотребнадзором г.Сызрани обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» может составлять от 30 до 60 дней.

3) В пункте 13 технического задания конкурсной документации № 0142200001314009542 в качестве дополнительных требований к участникам закупки установлены требования, в частности, о наличии опыта оказания услуг по организации лечебного диетического питания не менее 400 пациентов лечебного учреждения в день в рамках одного исполненного контракта или гражданско-правового договора.

По мнению заявителя, указанные требования нарушают нормы Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку влекут ограничение круга участников закупки.

Заявитель просит признать жалобы обоснованными, привести конкурсные документации в соответствие с законодательством о контрактной системе.

Представители заказчиков, уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, указывая на соответствие конкурсных документаций Закону о контрактной системе. Представили письменные возражения.

Просили в удовлетворении жалоб отказать.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документации о конкурсах с ограниченным участием, заявки участников и, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.  

Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе определено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Дополнительные требования к участникам закупки содержатся в пунктах 3 подпунктов 3.6 технических заданий конкурсных документаций.

Согласно пункту 5 раздела 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089 (далее – Перечень), опыт исполнения контракта, договора подтверждается в случае оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.

Поскольку предметом контрактов, заключаемых по результатам проведения конкурсов №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395, является организация питания для обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений, заказчики, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, правомерно не включил требование о наличии у участников закупки опыта оказания услуг для медицинский организаций.

В соответствии с пунктом 6.5. СанПин 2.4.5.2409-08, примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и  согласовывается с руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Таким образом, заказчики при установлении требований о согласовании меню с территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани, руководствовались действующим законодательством.

Заявитель, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представил доказательств, подтверждающих доводы о невозможности согласования меню с Роспотребнадзором г.Сызрани.

Вместе с тем, сообщил, что обществом поданы заявки на участие в конкурсах с ограниченным участием №№ 0142200001314009450, 0142200001314009395, что свидетельствует о ненарушении обжалуемыми действиями заказчиков прав ООО «Кировский комбинат школьного питания».

Также следует отметить, что обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов по указанным конкурсам с ограниченным участием являются 3 коммерческих предложения, из чего следует, что заявки на участие в конкурсах на условиях конкурсных документаций способны подать как минимум 3 организации.

Согласно пункту 1 Дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, Перечня, дополнительными требованиями являются наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, а также стоимость ранее исполненного контракта (договора).

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установление заказчиком в конкурсной документации №  0142200001314009542 требований о наличии у участников закупки опыта оказания услуг по организации лечебного диетического питания не менее 400 пациентов лечебного учреждения в день в рамках одного исполненного контракта или гражданско-правового договора, наличии опыта дистанционного управления организацией лечебного диетического питания пациентов одновременно не менее чем на 3 удаленных пищеблоках одного лечебного учреждения в течение одного календарного периода, наличии опыта оказания услуг по организации лечебного диетического питания не менее 115 пациентов фтизиатрического (противотуберкулезного) лечебного учреждения (либо фтизиатрического (противотуберкулезного) отделения лечебного учреждения) ограничивает круг участников закупки, имеющих опыт оказания услуг аналогичных предмету данного контракта для медицинских организаций в целом, что не соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1089.

Указанные требования не связаны с предметом контракта, являются избыточными, прямо не предусмотренными Постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1089, направлены на допуск к участию в конкурсе лишь тех участников, которые ранее имели договорные отношения с заказчиком по настоящему конкурсу, либо с заказчиком, удовлетворяющим в совокупности всем перечисленным требованиям без изъятия.

 

Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России                              

                                                               

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобы ООО «Кировский комбинат школьного питания» необоснованными.

2.Признать жалобу ООО «Кировский комбинат школьного питания (конкурс № 0142200001314009542) обоснованной.

3.Признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

4.Выдать заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении заказчика.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии:                                                                       А.Р.Б.

 

 

Члены комиссии:                                                                                                     М.Г.Ж.

 

 

                                                                                                                                Е.А.С.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 809-5465-14/4 [format] => [safe_value] => 809-5465-14/4 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-23 05:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-22 05:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1410412622 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )