Решение по делу № 33-4430-14/5

Номер дела: 33-4430-14/5
Дата публикации: 5 сентября 2014, 14:53

Решение по делу № 33-4430-14/5

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «28» августа 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

…,

…,

…,

рассмотрев дело № 33-4430-14/5 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Энергетика и связь строительства» (далее – ЗАО «ЭиСС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта Сажиной Людмилы Валентиновны, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, садоводческое товарищество «Урожай» в Лесном квартале 2, Ставропольского лесхоза, участок 51,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) поступило заявление С. Л.В., содержащее сведения о наличии в действиях ЗАО «ЭиСС» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Из указанного заявления следует, что между С. Л.В. и ЗАО «ЭиСС» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. На основании заключенного договора ЗАО «ЭиСС» выдало Сажиной Л.В. технические условия присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям № ЭС-ЖД 27-09-12. Однако на дату обращения в Самарское УФАС России мероприятия по осуществлению технологического присоединения со стороны ЗАО «ЭиСС» не выполнены. Заявитель считает, что действия ЗАО «ЭиСС» содержат признаки нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и ущемляют ее интересы.

Письмом  ЗАО «ЭиСС» пояснило, что фактической датой заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с Сажиной Л.В. является 19.06.2013 г. – дата вступления в законную силу апелляционного определения Самарского областного суда от 19.06.2013 г. Окончание мероприятий по осуществлению технологического присоединения невозможно оформить из-за отказа заявителя подписать необходимые документы.

Приказом руководителя Управления № 173 от 28.07.2014 г. в отношении Закрытого акционерного общества «Энергетика и связь строительства» было возбуждено дело № 33-4430-14/5.

Определением о назначении дела № 33-4430-14/5 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве Заявителя – Сажина Людмила Валентиновна (445030, Самарская область, г. Тольятти, ул. 70 лет Октября, 43-45); в качестве ответчика – Закрытое акционерное общество «Энергетика и связь строительства».

Рассмотрение дела состоялось 28 августа 2014 г. В заседании Комиссии принимали участие представители ЗАО «ЭиСС» З. И. А., Р. Т. Н.; а также заявитель С. Л.В.

Рассмотрев документы (материалы) дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

ЗАО «ЭиСС» является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, принадлежащими на праве собственности/владения ЗАО «ЭиСС», оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства № 4 от 24.01.2013 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» для ЗАО «ЭиСС» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области на 2013 г.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства № 482 от 31.12.2013 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» для ЗАО «ЭиСС» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области с 01.01.2014 г.

В части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ЗАО «ЭиСС» включено в реестр субъектов естественных монополий приказом от 10.07.02 г. № 42-э/9.

Таким образом, ЗАО «ЭиСС», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии в границах точек присоединения к электрическим сетям, принадлежащим ЗАО «ЭиСС» на праве собственности или ином установленном нормативными правовыми актами основании, на территории Самарской области.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения определен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Комиссией установлено, что Сажина Л.В. владеет на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу…, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.10.2006 г., жилым строением, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, садоводческое товарищество «Урожай» в Лесном квартале 2 Ставропольского лесхоза, участок № 51, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.11.2011 г.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Сажина Л.В. 27.12.2011 г. подала в адрес ЗАО «ЭиСС» заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

Таким образом, С.Л.В. относится к категории заявителей – физических лиц с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств до 15 кВт, предусмотренных пунктом 14 Правил технологического присоединения.

ЗАО «ЭиСС» направило в адрес С.Л.В. проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. и технические условия № ЭС-ЖД 27-09-12, как неотъемлемую часть договора об осуществлении технологического присоединения. Согласно техническим условиям № ЭС-ЖД 27-09-12 от 06.09.2012 г. точкой присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) являлась ближайшая опора ВЛ-0,4 кВ, запитанная от КТП 6/0,4 кВ № 201 СТ «Урожай».

Не согласившись с содержанием указанного договора и технических условий Сажина Л.В. обратилась в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области с иском к ЗАО «ЭиСС» об урегулировании разногласий при заключении договора.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.04.2013 г. по гражданскому делу № 2-1246/2013 требования Сажиной Л.В. удовлетворены частично, в том числе принята редакция договора, согласно которой точкой присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) является ближайшая опора ВЛ-0,4 кВ, расположенная не далее 25 метров от границы участка заявителя.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 19.06.2013 г. решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.04.2013 г. по делу № 2-1246/2013 оставлено без изменений, а апелляционная жалоба ЗАО «ЭиСС» - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 329 АПК РФ определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Таким образом, фактической датой заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. является 19.06.2013 г.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В пункте 1.5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ЗАО «ЭиСС» жилого строения, принадлежащего С. Л.В. № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Следовательно, в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором в отношении данного лица ЗАО «ЭиСС» обязано было осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям в срок до 19.12.2013 г.

В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

 На основании пункта 19 Правил технологического присоединения По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

По состоянию на дату рассмотрения дела № 33-5530-14/5 ЗАО «ЭиСС» не было представлено составленных и подписанных между ЗАО «ЭиСС» и Сажиной Л.В. документов об осуществлении технологического присоединения, в том числе акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

По вопросу связанному с несогласием С.Л.В. с трехсторонним актом разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности комиссией Самарского УФАС России установлено следующее.

ЗАО «ЭиСС» направляло в адрес С.Л.В. акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, из которых следует, что границы балансовой и эксплуатационной ответственности распределяются между сетевой организацией, СНТ «Урожай» и заявителем.

С.Л.В. не согласна с тем, что технологическое присоединение осуществляется к сетям СНТ «Урожай», а не к сетям сетевой организации. В дополнение к заявлению, представленном при рассмотрении  Комиссией дела № 33-4430-14/5 28.08.2014 г. С. Л.В. указала, что при текущем присоединении к сетям СНТ «Урожай» происходят частые скачки напряжения, в подтверждение С.Л.В. был представлен акт выявленных поломок электрооборудования от 14.06.2012 г.

Пунктом 2 Правил технологического присоединения определено, что:

"акт разграничения балансовой принадлежности электросетей" - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;

"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства

В соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, граница балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон в актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон должна соответствовать границе участка заявителя, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании обращения в сетевую организацию. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России исх. № АГ/8528 от 22.03.2012 г.

Исходя из изложенного комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу об ущемлении ЗАО «ЭиСС» прав и законных интересов С.Л.В., путем направления для подписания актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности не соответствующих требованиям, установленным Правилами технологического присоединения.

28.08.2014 г. при рассмотрении Комиссией дела № 33-4430-14/5 С.Л.В. были представлены дополнительные пояснения, согласно которым материальный ущерб действиями (бездействием) ЗАО «ЭиСС» составил 101 000 рублей.

На основании положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные действия (бездействие) совершены за допустимыми пределами осуществления гражданских прав и ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации потребителем своих прав.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Самарского УФАС России установила, что в действиях ЗАО «ЭиСС» содержится нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, путем неосуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С.Л.В., в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения, а также в направлении для подписания актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности не соответствующих требованиям, установленным Правилами технологического присоединения, что ущемило законные интересы С. Л.В.

В связи с тем, что мероприятия по технологическому присоединению объектов Заявителя к электрическим сетям ЗАО «ЭиСС» не выполнены, Комиссия Самарского УФАС России считает целесообразным выдать предписание ЗАО «ЭиСС» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции».

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ЗАО «ЭиСС», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов Сажиной Л.В. путем неосуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С.Л.В., а также в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, а также в направлении С.Л.В. актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не соответствующих требованиям, установленным действующим законодательством;

2. Выдать ЗАО «ЭиСС» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов С.Л.В. в связи с неосуществлением мероприятий по технологическому присоединения энергопринимающих устройств С.Л.В., расположенных по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, садоводческое товарищество «Урожай» в Лесном квартале 2 Ставропольского лесхоза, участок № 51, путем: выполнения мероприятий по  технологическому присоединению энергопринимающих устройств С.Л.В. к электрическим сетям в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, а именно: составить и направить в адрес С.Л.В. акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, указав границу балансовой и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с требованиями, установленными Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861.

 

Председатель комиссии:                                                                     …

 

Члены Комиссии:                                                                                …

 

            …

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 11217 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 33-4430-14/5 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11217 [type] => solution [language] => ru [created] => 1410260147 [changed] => 1410260147 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1410260147 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 33-4430-14/5

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «28» августа 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

…,

…,

…,

рассмотрев дело № 33-4430-14/5 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Энергетика и связь строительства» (далее – ЗАО «ЭиСС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта Сажиной Людмилы Валентиновны, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, садоводческое товарищество «Урожай» в Лесном квартале 2, Ставропольского лесхоза, участок 51,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) поступило заявление С. Л.В., содержащее сведения о наличии в действиях ЗАО «ЭиСС» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Из указанного заявления следует, что между С. Л.В. и ЗАО «ЭиСС» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. На основании заключенного договора ЗАО «ЭиСС» выдало Сажиной Л.В. технические условия присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям № ЭС-ЖД 27-09-12. Однако на дату обращения в Самарское УФАС России мероприятия по осуществлению технологического присоединения со стороны ЗАО «ЭиСС» не выполнены. Заявитель считает, что действия ЗАО «ЭиСС» содержат признаки нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и ущемляют ее интересы.

Письмом  ЗАО «ЭиСС» пояснило, что фактической датой заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с Сажиной Л.В. является 19.06.2013 г. – дата вступления в законную силу апелляционного определения Самарского областного суда от 19.06.2013 г. Окончание мероприятий по осуществлению технологического присоединения невозможно оформить из-за отказа заявителя подписать необходимые документы.

Приказом руководителя Управления № 173 от 28.07.2014 г. в отношении Закрытого акционерного общества «Энергетика и связь строительства» было возбуждено дело № 33-4430-14/5.

Определением о назначении дела № 33-4430-14/5 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве Заявителя – Сажина Людмила Валентиновна (445030, Самарская область, г. Тольятти, ул. 70 лет Октября, 43-45); в качестве ответчика – Закрытое акционерное общество «Энергетика и связь строительства».

Рассмотрение дела состоялось 28 августа 2014 г. В заседании Комиссии принимали участие представители ЗАО «ЭиСС» З. И. А., Р. Т. Н.; а также заявитель С. Л.В.

Рассмотрев документы (материалы) дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

ЗАО «ЭиСС» является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, принадлежащими на праве собственности/владения ЗАО «ЭиСС», оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства № 4 от 24.01.2013 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» для ЗАО «ЭиСС» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области на 2013 г.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства № 482 от 31.12.2013 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» для ЗАО «ЭиСС» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области с 01.01.2014 г.

В части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ЗАО «ЭиСС» включено в реестр субъектов естественных монополий приказом от 10.07.02 г. № 42-э/9.

Таким образом, ЗАО «ЭиСС», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии в границах точек присоединения к электрическим сетям, принадлежащим ЗАО «ЭиСС» на праве собственности или ином установленном нормативными правовыми актами основании, на территории Самарской области.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения определен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Комиссией установлено, что Сажина Л.В. владеет на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу…, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.10.2006 г., жилым строением, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, садоводческое товарищество «Урожай» в Лесном квартале 2 Ставропольского лесхоза, участок № 51, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.11.2011 г.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Сажина Л.В. 27.12.2011 г. подала в адрес ЗАО «ЭиСС» заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

Таким образом, С.Л.В. относится к категории заявителей – физических лиц с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств до 15 кВт, предусмотренных пунктом 14 Правил технологического присоединения.

ЗАО «ЭиСС» направило в адрес С.Л.В. проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. и технические условия № ЭС-ЖД 27-09-12, как неотъемлемую часть договора об осуществлении технологического присоединения. Согласно техническим условиям № ЭС-ЖД 27-09-12 от 06.09.2012 г. точкой присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) являлась ближайшая опора ВЛ-0,4 кВ, запитанная от КТП 6/0,4 кВ № 201 СТ «Урожай».

Не согласившись с содержанием указанного договора и технических условий Сажина Л.В. обратилась в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области с иском к ЗАО «ЭиСС» об урегулировании разногласий при заключении договора.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.04.2013 г. по гражданскому делу № 2-1246/2013 требования Сажиной Л.В. удовлетворены частично, в том числе принята редакция договора, согласно которой точкой присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) является ближайшая опора ВЛ-0,4 кВ, расположенная не далее 25 метров от границы участка заявителя.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 19.06.2013 г. решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.04.2013 г. по делу № 2-1246/2013 оставлено без изменений, а апелляционная жалоба ЗАО «ЭиСС» - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 329 АПК РФ определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Таким образом, фактической датой заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. является 19.06.2013 г.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В пункте 1.5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ЗАО «ЭиСС» жилого строения, принадлежащего С. Л.В. № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Следовательно, в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором в отношении данного лица ЗАО «ЭиСС» обязано было осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям в срок до 19.12.2013 г.

В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

 На основании пункта 19 Правил технологического присоединения По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

По состоянию на дату рассмотрения дела № 33-5530-14/5 ЗАО «ЭиСС» не было представлено составленных и подписанных между ЗАО «ЭиСС» и Сажиной Л.В. документов об осуществлении технологического присоединения, в том числе акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

По вопросу связанному с несогласием С.Л.В. с трехсторонним актом разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности комиссией Самарского УФАС России установлено следующее.

ЗАО «ЭиСС» направляло в адрес С.Л.В. акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, из которых следует, что границы балансовой и эксплуатационной ответственности распределяются между сетевой организацией, СНТ «Урожай» и заявителем.

С.Л.В. не согласна с тем, что технологическое присоединение осуществляется к сетям СНТ «Урожай», а не к сетям сетевой организации. В дополнение к заявлению, представленном при рассмотрении  Комиссией дела № 33-4430-14/5 28.08.2014 г. С. Л.В. указала, что при текущем присоединении к сетям СНТ «Урожай» происходят частые скачки напряжения, в подтверждение С.Л.В. был представлен акт выявленных поломок электрооборудования от 14.06.2012 г.

Пунктом 2 Правил технологического присоединения определено, что:

"акт разграничения балансовой принадлежности электросетей" - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;

"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства

В соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, граница балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон в актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон должна соответствовать границе участка заявителя, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании обращения в сетевую организацию. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России исх. № АГ/8528 от 22.03.2012 г.

Исходя из изложенного комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу об ущемлении ЗАО «ЭиСС» прав и законных интересов С.Л.В., путем направления для подписания актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности не соответствующих требованиям, установленным Правилами технологического присоединения.

28.08.2014 г. при рассмотрении Комиссией дела № 33-4430-14/5 С.Л.В. были представлены дополнительные пояснения, согласно которым материальный ущерб действиями (бездействием) ЗАО «ЭиСС» составил 101 000 рублей.

На основании положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные действия (бездействие) совершены за допустимыми пределами осуществления гражданских прав и ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации потребителем своих прав.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Самарского УФАС России установила, что в действиях ЗАО «ЭиСС» содержится нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, путем неосуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С.Л.В., в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения, а также в направлении для подписания актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности не соответствующих требованиям, установленным Правилами технологического присоединения, что ущемило законные интересы С. Л.В.

В связи с тем, что мероприятия по технологическому присоединению объектов Заявителя к электрическим сетям ЗАО «ЭиСС» не выполнены, Комиссия Самарского УФАС России считает целесообразным выдать предписание ЗАО «ЭиСС» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции».

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ЗАО «ЭиСС», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов Сажиной Л.В. путем неосуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С.Л.В., а также в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, а также в направлении С.Л.В. актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не соответствующих требованиям, установленным действующим законодательством;

2. Выдать ЗАО «ЭиСС» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов С.Л.В. в связи с неосуществлением мероприятий по технологическому присоединения энергопринимающих устройств С.Л.В., расположенных по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, садоводческое товарищество «Урожай» в Лесном квартале 2 Ставропольского лесхоза, участок № 51, путем: выполнения мероприятий по  технологическому присоединению энергопринимающих устройств С.Л.В. к электрическим сетям в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, а именно: составить и направить в адрес С.Л.В. акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, указав границу балансовой и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с требованиями, установленными Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861.

 

Председатель комиссии:                                                                     …

 

Члены Комиссии:                                                                                …

 

            …

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 33-4430-14/5

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «28» августа 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

…,

…,

…,

рассмотрев дело № 33-4430-14/5 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Энергетика и связь строительства» (далее – ЗАО «ЭиСС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта Сажиной Людмилы Валентиновны, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, садоводческое товарищество «Урожай» в Лесном квартале 2, Ставропольского лесхоза, участок 51,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) поступило заявление С. Л.В., содержащее сведения о наличии в действиях ЗАО «ЭиСС» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Из указанного заявления следует, что между С. Л.В. и ЗАО «ЭиСС» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. На основании заключенного договора ЗАО «ЭиСС» выдало Сажиной Л.В. технические условия присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям № ЭС-ЖД 27-09-12. Однако на дату обращения в Самарское УФАС России мероприятия по осуществлению технологического присоединения со стороны ЗАО «ЭиСС» не выполнены. Заявитель считает, что действия ЗАО «ЭиСС» содержат признаки нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и ущемляют ее интересы.

Письмом  ЗАО «ЭиСС» пояснило, что фактической датой заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с Сажиной Л.В. является 19.06.2013 г. – дата вступления в законную силу апелляционного определения Самарского областного суда от 19.06.2013 г. Окончание мероприятий по осуществлению технологического присоединения невозможно оформить из-за отказа заявителя подписать необходимые документы.

Приказом руководителя Управления № 173 от 28.07.2014 г. в отношении Закрытого акционерного общества «Энергетика и связь строительства» было возбуждено дело № 33-4430-14/5.

Определением о назначении дела № 33-4430-14/5 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве Заявителя – Сажина Людмила Валентиновна (445030, Самарская область, г. Тольятти, ул. 70 лет Октября, 43-45); в качестве ответчика – Закрытое акционерное общество «Энергетика и связь строительства».

Рассмотрение дела состоялось 28 августа 2014 г. В заседании Комиссии принимали участие представители ЗАО «ЭиСС» З. И. А., Р. Т. Н.; а также заявитель С. Л.В.

Рассмотрев документы (материалы) дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

ЗАО «ЭиСС» является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, принадлежащими на праве собственности/владения ЗАО «ЭиСС», оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства № 4 от 24.01.2013 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» для ЗАО «ЭиСС» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области на 2013 г.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства № 482 от 31.12.2013 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» для ЗАО «ЭиСС» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области с 01.01.2014 г.

В части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ЗАО «ЭиСС» включено в реестр субъектов естественных монополий приказом от 10.07.02 г. № 42-э/9.

Таким образом, ЗАО «ЭиСС», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии в границах точек присоединения к электрическим сетям, принадлежащим ЗАО «ЭиСС» на праве собственности или ином установленном нормативными правовыми актами основании, на территории Самарской области.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения определен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Комиссией установлено, что Сажина Л.В. владеет на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу…, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.10.2006 г., жилым строением, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, садоводческое товарищество «Урожай» в Лесном квартале 2 Ставропольского лесхоза, участок № 51, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.11.2011 г.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Сажина Л.В. 27.12.2011 г. подала в адрес ЗАО «ЭиСС» заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

Таким образом, С.Л.В. относится к категории заявителей – физических лиц с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств до 15 кВт, предусмотренных пунктом 14 Правил технологического присоединения.

ЗАО «ЭиСС» направило в адрес С.Л.В. проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. и технические условия № ЭС-ЖД 27-09-12, как неотъемлемую часть договора об осуществлении технологического присоединения. Согласно техническим условиям № ЭС-ЖД 27-09-12 от 06.09.2012 г. точкой присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) являлась ближайшая опора ВЛ-0,4 кВ, запитанная от КТП 6/0,4 кВ № 201 СТ «Урожай».

Не согласившись с содержанием указанного договора и технических условий Сажина Л.В. обратилась в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области с иском к ЗАО «ЭиСС» об урегулировании разногласий при заключении договора.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.04.2013 г. по гражданскому делу № 2-1246/2013 требования Сажиной Л.В. удовлетворены частично, в том числе принята редакция договора, согласно которой точкой присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) является ближайшая опора ВЛ-0,4 кВ, расположенная не далее 25 метров от границы участка заявителя.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 19.06.2013 г. решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.04.2013 г. по делу № 2-1246/2013 оставлено без изменений, а апелляционная жалоба ЗАО «ЭиСС» - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 329 АПК РФ определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Таким образом, фактической датой заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. является 19.06.2013 г.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В пункте 1.5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ЗАО «ЭиСС» жилого строения, принадлежащего С. Л.В. № 118-12-ТП от 12.10.2012 г. предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Следовательно, в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором в отношении данного лица ЗАО «ЭиСС» обязано было осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям в срок до 19.12.2013 г.

В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

 На основании пункта 19 Правил технологического присоединения По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

По состоянию на дату рассмотрения дела № 33-5530-14/5 ЗАО «ЭиСС» не было представлено составленных и подписанных между ЗАО «ЭиСС» и Сажиной Л.В. документов об осуществлении технологического присоединения, в том числе акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

По вопросу связанному с несогласием С.Л.В. с трехсторонним актом разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности комиссией Самарского УФАС России установлено следующее.

ЗАО «ЭиСС» направляло в адрес С.Л.В. акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, из которых следует, что границы балансовой и эксплуатационной ответственности распределяются между сетевой организацией, СНТ «Урожай» и заявителем.

С.Л.В. не согласна с тем, что технологическое присоединение осуществляется к сетям СНТ «Урожай», а не к сетям сетевой организации. В дополнение к заявлению, представленном при рассмотрении  Комиссией дела № 33-4430-14/5 28.08.2014 г. С. Л.В. указала, что при текущем присоединении к сетям СНТ «Урожай» происходят частые скачки напряжения, в подтверждение С.Л.В. был представлен акт выявленных поломок электрооборудования от 14.06.2012 г.

Пунктом 2 Правил технологического присоединения определено, что:

"акт разграничения балансовой принадлежности электросетей" - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;

"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства

В соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, граница балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон в актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон должна соответствовать границе участка заявителя, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании обращения в сетевую организацию. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России исх. № АГ/8528 от 22.03.2012 г.

Исходя из изложенного комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу об ущемлении ЗАО «ЭиСС» прав и законных интересов С.Л.В., путем направления для подписания актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности не соответствующих требованиям, установленным Правилами технологического присоединения.

28.08.2014 г. при рассмотрении Комиссией дела № 33-4430-14/5 С.Л.В. были представлены дополнительные пояснения, согласно которым материальный ущерб действиями (бездействием) ЗАО «ЭиСС» составил 101 000 рублей.

На основании положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные действия (бездействие) совершены за допустимыми пределами осуществления гражданских прав и ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации потребителем своих прав.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Самарского УФАС России установила, что в действиях ЗАО «ЭиСС» содержится нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, путем неосуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С.Л.В., в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения, а также в направлении для подписания актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности не соответствующих требованиям, установленным Правилами технологического присоединения, что ущемило законные интересы С. Л.В.

В связи с тем, что мероприятия по технологическому присоединению объектов Заявителя к электрическим сетям ЗАО «ЭиСС» не выполнены, Комиссия Самарского УФАС России считает целесообразным выдать предписание ЗАО «ЭиСС» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции».

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ЗАО «ЭиСС», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов Сажиной Л.В. путем неосуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С.Л.В., а также в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, а также в направлении С.Л.В. актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не соответствующих требованиям, установленным действующим законодательством;

2. Выдать ЗАО «ЭиСС» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов С.Л.В. в связи с неосуществлением мероприятий по технологическому присоединения энергопринимающих устройств С.Л.В., расположенных по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, садоводческое товарищество «Урожай» в Лесном квартале 2 Ставропольского лесхоза, участок № 51, путем: выполнения мероприятий по  технологическому присоединению энергопринимающих устройств С.Л.В. к электрическим сетям в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, а именно: составить и направить в адрес С.Л.В. акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, указав границу балансовой и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с требованиями, установленными Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861.

 

Председатель комиссии:                                                                     …

 

Члены Комиссии:                                                                                …

 

            …

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 33-4430-14/5 [format] => [safe_value] => 33-4430-14/5 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-05 10:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-03 10:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1410260147 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )