Решение по делу № 9607-13/8

Номер дела: № 9607-13/8
Дата публикации: 10 сентября 2013, 11:27

РЕШЕНИЕ

 

26 августа 2012г.                                                                                              г. Самара

 

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе:

                                                                                                                                                                                                                              

рассмотрев дело № 9607-13/8 возбужденное Самарским УФАС России в отношении ООО «Старт 2», по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (Далее — ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

        В адрес Самарского УФАС России поступило обращение от гр. Г. В.В. (вх.№288-гр от 16.05.2013г.), следующего содержания: «Вдоль Московского шоссе, перед кольцевой дорогой пересечения улиц Авроры и Московское шоссе по направлению к ул. Революционная расположена рекламная конструкция с рекламой ООО «СТАРТ», в тексте которой имеется неявное сравнение с товарами и услугами конкурентов.

        ООО «СТАРТ» не называя конкретные имена своих конкурентов, но нет сомнения в том, что речь идет о хозяйствующих субъектах, которые осуществляют аналогичную деятельность и предлагают аналогичные услуги, называет свои товары и услуги «первыми», «лучшими» и т.п.

      Определенность объекта, с которым осуществляется сравнение, задается словом «СТАРТ», которое является названием компании. Следовательно, объекты, с которыми сравниваются товары, услуги и цены ООО «СТАРТ», осуществляют аналогичную деятельность, разница заключается только в том, что ООО «СТАРТ» - «Делаем быстрее, надежнее и дешевле», то есть его цены, товары и услуги превосходят другие компании в отношении скорости, надежности и дешевизны.

     Более того использование такого рекламного слогана подразумевает утверждение о наибольшей скорости исполнения, наивысшей надежности и наименьшей стоимости услуг, предоставляемых ООО «СТАРТ» по сравнению с аналогичными услугами других компаний. При этом критерий, на основании которого товары и услуги ООО «СТАРТ» названы лучшими, в самом рекламном сообщении не приводится. Доказательства того, что товары и услуги ООО «СТАРТ» действительно имеют преимущество, о котором утверждает реклама отсутствуют.

      На основании вышеизложенного считаю такую рекламу ненадлежащей и недобросовестной…»    

      К обращению приложена фотография рекламного образца, следующего содержания «скоро лето…кондиционеры от 7900т.р. 275-21-21, Делаем быстрее, надежнее и дешевле! Старт, ул. Белогородская,4Б»,  которая содержит несоответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара в части использования выражения «Делаем быстрее, надежнее и дешевле», что является нарушением законодательства РФ о рекламе.

       Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

        Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

        В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 частью 3 статьи 5 настоящего закона.

      ООО «Старт 2» является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и  содержание рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

      1.  Копией договора №53 от 01.03.2013г., заключенным между ООО «Мастер Медиа-Продакшн» (Исполнитель) и ООО «Старт 2» (Заказчик), согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанность за вознаграждение оказать услуги по предоставлению возможности для изготовления и размещения рекламоносителя Заказчика, на щитах 6*3 по адресам указанных в Приложениях к настоящему  договору (Кольцо ул. Авроры- Московское шоссе).

      2. Копиями счетов №116 от 04.04.2013г., №137 от 17.04.2013г. на оплату услуг по размещению РИМ 6*3м в апреле 2013г, мае 2013г. согласно Приложению №1, №2 к Договору №53 от 01.03.2013г.

   3. Копией рекламных макетов предоставленных ООО «Старт 2» согласованных и подписанных должностным лицом ООО «Старт 2»  Елшиным С.С.  с печатью организации.

      4. Письменными объяснениями ООО «Старт 2»(вх. № 4005-з от 05.07.2013г.).

      В своих письменных объяснениях (вх. № 4005-з от 05.07.2013г.) директор ООО «Старт 2» Михляев  А.К. поясняет следующее: «Содержащийся на рекламном щите, оспариваемый гр. Голяковым В.В., слоган «Делаем быстрее, надёжнее и дешевле!», по мнению заявителя, утверждает, что цены, товары и услуги ООО «СТАРТ» превосходят другие компании в отношении скорости, надежности и дешевизны.

       Между тем, слоган «Делаем быстрее, надежнее и дешевле!» относится только к услугам, оказываемым рекламодателем. Это услуги по установке кондиционеров. Термин «Делаем», в прямом значении употребленного слова, относится к работам (услугам). Указанный термин не относится к изделиям (кондиционерам), поскольку ООО «Старт-2» не является изготовителем кондиционеров.

       По мнению ООО «Старт-2», Заявителем был неверно оценен указанный слоган, поскольку у ООО «Старт-2» не было и нет намерения сравнивать свои возможности по предоставлению услуг по установке кондиционеров с возможностями других компаний по предоставлению аналогичных услуг.

       Указанный слоган был применен рекламодателем для сравнения возможностей ООО «Старт-2» по установке кондиционеров в настоящее время с его же возможностями по установке кондиционеров, которые имелись ранее.

       Вместе с тем, ООО «Старт-2» выражает понимание того, что формально примененный им на рекламном щите слоган, при отсутствии четко выраженного критерия для сравнения, дает свободу при применении сравнительных критериев другими лицами.

      Учитывая данные обстоятельства ООО «Старт-2» предприняло необходимые меры и устранило неопределенность в критерии для сравнения качества предоставляемых рекламодателем услуг, добавив на рекламном щите слова «*по сравнению с нашими показателями в 1-м квартале 2013г».

      Кроме того, ООО «Старт-2» полагает необходимым сообщить, что изначально наличие указанного сравнительного критерия на рекламном щите было запланировано, но из-за допущенных нарушений со стороны ответственного лица ООО «Старт-2» (менеджер Елшин Сергей Сергеевич) образец рекламного блока был согласован без указания сравнительного критерия. Названное должностное лицо (менеджер Елшин С.С.) после проведения проверки обстоятельств данного нарушения было привлечено к дисциплинарной ответственности».

     В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов  «быстрее, надежнее, дешевле».                                   

      Под значением слов «быстрее», «надежнее», «дешевле» следует понимать превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара или услуги иного/иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение к товару/услуге потребителей. Заявлением о преимуществах являются в том числе формулировки, содержащие наречия в сравнительной степени: "дешевле", "быстрее", "надежнее" и им подобные, не подтвержденные документально.

    Поэтому использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, путем употребления слов «дешевле», «быстрее», «надежнее», должно имеет объективное подтверждение.

     Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ).

      Как пояснил директор ООО «Старт 2» Михляев А.К. указанный слоган был применен для сравнения уровня оказываемых услуг Обществом в настоящее время с уровнем услуг оказанных в 1-ом квартале 2013г., в подтверждение данного довода были приложены соответствующие документы, а именно приказ№3 «Об утверждении стоимости услуг по монтажу» от 04.02.2013г., а так же приказ№7 «Об утверждении стоимости услуг по монтажу» от 25.04.2013г.

      После проведенного анализа, предоставленных документов, Комиссией Самарского УФАС России было установлено, что срок выполнения услуг Обществом по сравнению с прошлыми показателями сократился с 3 рабочих дней до 22 часов выполнения работ с момента оформления заказа, цены по установке кондиционеров (монтажу) по некоторым показателям остались на прежнем уровне (монтаж сплит- системы 2-7кВт – 5000т.р.), в некоторых случаях уменьшились (монтаж сплит- систем 8-9кВт уменьшились с 7000т.р до 6000т.р.) так и увеличились (доп. трасса для сплит-систем 2-9кВт – 700р. увеличилась до 800р), что касается критерия «надежнее», то были предоставлены документы свидетельствующие о повышении квалификации специалистов ООО «Старт 2», однако данные документы дотированы 2010, 2011 годами, следовательно принять во внимание данные документы Комиссия Самарского УФАС России не может, так как сравнения показателей идет за 2013год. 

     Таким образом, говорить о том, что по сравнению с прошлыми показателями оказываемые услуги Обществом стали надежнее или дешевле не представляется возможным.

     Кроме того, Комиссией Управления было установлено, что в данном рекламном материале так же имеются признаки нарушения предусмотренные частью 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе», в части указания фраз «дешевле», «надежнее» не подтвержденных документально, что вводит потенциального потребителя в заблуждение.

     На рынке г.о. Самара присутствует большое количество хозяйствующих субъектов, предлагающих к реализации аналогичные товары. Употребление слов «надежнее», «дешевле», «быстрее» в совокупности с названием организации – «Старт 2» создает неверное представление о том, что рекламируемая организация находится в более лучшей позиции, включая качество, ассортимент, сервисный и ценовой уровень реализуемых товаров, тем самым стимулирует интерес потребителей к его товарам и услугам, поддерживает заинтересованность в них, влияя в целом на продвижение реализуемого товара на рынке.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

      В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

   Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

       Таким образом, реклама размещенная ООО «Старт 2» на кольце ул. Авроры- Московского шоссе, в тексте которой имеется неявное сравнение с товарами и услугами которые производятся другими изготовителями или реализуются другими продавцами, содержит нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

       В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

     На рассмотрении дела 20.08.2013г. представитель ООО «Старт 2» Булатов Р.Х. предоставил  информационное письмо ООО «МастерМедиаПродакшн», подтверждающее, что рекламный материал, в тексте которого содержалась фраза «делаем быстрее, надежнее и дешевле», что является нарушением рекламного законодательства, расположенный на щите по адресу кольцо ул. Авроры- Московское шоссе был демонтирован по состоянию на 19.08.2013г.

      Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Старт 2» размещенную на кольце ул. Авроры- Московского шоссе, в тексте которой имеется неявное сравнение с товарами и услугами которые производятся другими изготовителями или реализуются другими продавцами, поскольку она содержит нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать ООО «Старт 2» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи  добровольным устранением правонарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2013г.

Решение изготовлено в полном объеме 26 августа 2013г.

 

     Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 10356 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 9607-13/8 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10356 [type] => solution [language] => ru [created] => 1388474961 [changed] => 1388474961 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1388474961 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

26 августа 2012г.                                                                                              г. Самара

 

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе:

                                                                                                                                                                                                                              

рассмотрев дело № 9607-13/8 возбужденное Самарским УФАС России в отношении ООО «Старт 2», по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (Далее — ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

        В адрес Самарского УФАС России поступило обращение от гр. Г. В.В. (вх.№288-гр от 16.05.2013г.), следующего содержания: «Вдоль Московского шоссе, перед кольцевой дорогой пересечения улиц Авроры и Московское шоссе по направлению к ул. Революционная расположена рекламная конструкция с рекламой ООО «СТАРТ», в тексте которой имеется неявное сравнение с товарами и услугами конкурентов.

        ООО «СТАРТ» не называя конкретные имена своих конкурентов, но нет сомнения в том, что речь идет о хозяйствующих субъектах, которые осуществляют аналогичную деятельность и предлагают аналогичные услуги, называет свои товары и услуги «первыми», «лучшими» и т.п.

      Определенность объекта, с которым осуществляется сравнение, задается словом «СТАРТ», которое является названием компании. Следовательно, объекты, с которыми сравниваются товары, услуги и цены ООО «СТАРТ», осуществляют аналогичную деятельность, разница заключается только в том, что ООО «СТАРТ» - «Делаем быстрее, надежнее и дешевле», то есть его цены, товары и услуги превосходят другие компании в отношении скорости, надежности и дешевизны.

     Более того использование такого рекламного слогана подразумевает утверждение о наибольшей скорости исполнения, наивысшей надежности и наименьшей стоимости услуг, предоставляемых ООО «СТАРТ» по сравнению с аналогичными услугами других компаний. При этом критерий, на основании которого товары и услуги ООО «СТАРТ» названы лучшими, в самом рекламном сообщении не приводится. Доказательства того, что товары и услуги ООО «СТАРТ» действительно имеют преимущество, о котором утверждает реклама отсутствуют.

      На основании вышеизложенного считаю такую рекламу ненадлежащей и недобросовестной…»    

      К обращению приложена фотография рекламного образца, следующего содержания «скоро лето…кондиционеры от 7900т.р. 275-21-21, Делаем быстрее, надежнее и дешевле! Старт, ул. Белогородская,4Б»,  которая содержит несоответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара в части использования выражения «Делаем быстрее, надежнее и дешевле», что является нарушением законодательства РФ о рекламе.

       Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

        Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

        В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 частью 3 статьи 5 настоящего закона.

      ООО «Старт 2» является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и  содержание рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

      1.  Копией договора №53 от 01.03.2013г., заключенным между ООО «Мастер Медиа-Продакшн» (Исполнитель) и ООО «Старт 2» (Заказчик), согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанность за вознаграждение оказать услуги по предоставлению возможности для изготовления и размещения рекламоносителя Заказчика, на щитах 6*3 по адресам указанных в Приложениях к настоящему  договору (Кольцо ул. Авроры- Московское шоссе).

      2. Копиями счетов №116 от 04.04.2013г., №137 от 17.04.2013г. на оплату услуг по размещению РИМ 6*3м в апреле 2013г, мае 2013г. согласно Приложению №1, №2 к Договору №53 от 01.03.2013г.

   3. Копией рекламных макетов предоставленных ООО «Старт 2» согласованных и подписанных должностным лицом ООО «Старт 2»  Елшиным С.С.  с печатью организации.

      4. Письменными объяснениями ООО «Старт 2»(вх. № 4005-з от 05.07.2013г.).

      В своих письменных объяснениях (вх. № 4005-з от 05.07.2013г.) директор ООО «Старт 2» Михляев  А.К. поясняет следующее: «Содержащийся на рекламном щите, оспариваемый гр. Голяковым В.В., слоган «Делаем быстрее, надёжнее и дешевле!», по мнению заявителя, утверждает, что цены, товары и услуги ООО «СТАРТ» превосходят другие компании в отношении скорости, надежности и дешевизны.

       Между тем, слоган «Делаем быстрее, надежнее и дешевле!» относится только к услугам, оказываемым рекламодателем. Это услуги по установке кондиционеров. Термин «Делаем», в прямом значении употребленного слова, относится к работам (услугам). Указанный термин не относится к изделиям (кондиционерам), поскольку ООО «Старт-2» не является изготовителем кондиционеров.

       По мнению ООО «Старт-2», Заявителем был неверно оценен указанный слоган, поскольку у ООО «Старт-2» не было и нет намерения сравнивать свои возможности по предоставлению услуг по установке кондиционеров с возможностями других компаний по предоставлению аналогичных услуг.

       Указанный слоган был применен рекламодателем для сравнения возможностей ООО «Старт-2» по установке кондиционеров в настоящее время с его же возможностями по установке кондиционеров, которые имелись ранее.

       Вместе с тем, ООО «Старт-2» выражает понимание того, что формально примененный им на рекламном щите слоган, при отсутствии четко выраженного критерия для сравнения, дает свободу при применении сравнительных критериев другими лицами.

      Учитывая данные обстоятельства ООО «Старт-2» предприняло необходимые меры и устранило неопределенность в критерии для сравнения качества предоставляемых рекламодателем услуг, добавив на рекламном щите слова «*по сравнению с нашими показателями в 1-м квартале 2013г».

      Кроме того, ООО «Старт-2» полагает необходимым сообщить, что изначально наличие указанного сравнительного критерия на рекламном щите было запланировано, но из-за допущенных нарушений со стороны ответственного лица ООО «Старт-2» (менеджер Елшин Сергей Сергеевич) образец рекламного блока был согласован без указания сравнительного критерия. Названное должностное лицо (менеджер Елшин С.С.) после проведения проверки обстоятельств данного нарушения было привлечено к дисциплинарной ответственности».

     В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов  «быстрее, надежнее, дешевле».                                   

      Под значением слов «быстрее», «надежнее», «дешевле» следует понимать превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара или услуги иного/иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение к товару/услуге потребителей. Заявлением о преимуществах являются в том числе формулировки, содержащие наречия в сравнительной степени: "дешевле", "быстрее", "надежнее" и им подобные, не подтвержденные документально.

    Поэтому использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, путем употребления слов «дешевле», «быстрее», «надежнее», должно имеет объективное подтверждение.

     Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ).

      Как пояснил директор ООО «Старт 2» Михляев А.К. указанный слоган был применен для сравнения уровня оказываемых услуг Обществом в настоящее время с уровнем услуг оказанных в 1-ом квартале 2013г., в подтверждение данного довода были приложены соответствующие документы, а именно приказ№3 «Об утверждении стоимости услуг по монтажу» от 04.02.2013г., а так же приказ№7 «Об утверждении стоимости услуг по монтажу» от 25.04.2013г.

      После проведенного анализа, предоставленных документов, Комиссией Самарского УФАС России было установлено, что срок выполнения услуг Обществом по сравнению с прошлыми показателями сократился с 3 рабочих дней до 22 часов выполнения работ с момента оформления заказа, цены по установке кондиционеров (монтажу) по некоторым показателям остались на прежнем уровне (монтаж сплит- системы 2-7кВт – 5000т.р.), в некоторых случаях уменьшились (монтаж сплит- систем 8-9кВт уменьшились с 7000т.р до 6000т.р.) так и увеличились (доп. трасса для сплит-систем 2-9кВт – 700р. увеличилась до 800р), что касается критерия «надежнее», то были предоставлены документы свидетельствующие о повышении квалификации специалистов ООО «Старт 2», однако данные документы дотированы 2010, 2011 годами, следовательно принять во внимание данные документы Комиссия Самарского УФАС России не может, так как сравнения показателей идет за 2013год. 

     Таким образом, говорить о том, что по сравнению с прошлыми показателями оказываемые услуги Обществом стали надежнее или дешевле не представляется возможным.

     Кроме того, Комиссией Управления было установлено, что в данном рекламном материале так же имеются признаки нарушения предусмотренные частью 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе», в части указания фраз «дешевле», «надежнее» не подтвержденных документально, что вводит потенциального потребителя в заблуждение.

     На рынке г.о. Самара присутствует большое количество хозяйствующих субъектов, предлагающих к реализации аналогичные товары. Употребление слов «надежнее», «дешевле», «быстрее» в совокупности с названием организации – «Старт 2» создает неверное представление о том, что рекламируемая организация находится в более лучшей позиции, включая качество, ассортимент, сервисный и ценовой уровень реализуемых товаров, тем самым стимулирует интерес потребителей к его товарам и услугам, поддерживает заинтересованность в них, влияя в целом на продвижение реализуемого товара на рынке.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

      В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

   Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

       Таким образом, реклама размещенная ООО «Старт 2» на кольце ул. Авроры- Московского шоссе, в тексте которой имеется неявное сравнение с товарами и услугами которые производятся другими изготовителями или реализуются другими продавцами, содержит нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

       В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

     На рассмотрении дела 20.08.2013г. представитель ООО «Старт 2» Булатов Р.Х. предоставил  информационное письмо ООО «МастерМедиаПродакшн», подтверждающее, что рекламный материал, в тексте которого содержалась фраза «делаем быстрее, надежнее и дешевле», что является нарушением рекламного законодательства, расположенный на щите по адресу кольцо ул. Авроры- Московское шоссе был демонтирован по состоянию на 19.08.2013г.

      Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Старт 2» размещенную на кольце ул. Авроры- Московского шоссе, в тексте которой имеется неявное сравнение с товарами и услугами которые производятся другими изготовителями или реализуются другими продавцами, поскольку она содержит нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать ООО «Старт 2» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи  добровольным устранением правонарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2013г.

Решение изготовлено в полном объеме 26 августа 2013г.

 

     Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

26 августа 2012г.                                                                                              г. Самара

 

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе:

                                                                                                                                                                                                                              

рассмотрев дело № 9607-13/8 возбужденное Самарским УФАС России в отношении ООО «Старт 2», по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (Далее — ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

        В адрес Самарского УФАС России поступило обращение от гр. Г. В.В. (вх.№288-гр от 16.05.2013г.), следующего содержания: «Вдоль Московского шоссе, перед кольцевой дорогой пересечения улиц Авроры и Московское шоссе по направлению к ул. Революционная расположена рекламная конструкция с рекламой ООО «СТАРТ», в тексте которой имеется неявное сравнение с товарами и услугами конкурентов.

        ООО «СТАРТ» не называя конкретные имена своих конкурентов, но нет сомнения в том, что речь идет о хозяйствующих субъектах, которые осуществляют аналогичную деятельность и предлагают аналогичные услуги, называет свои товары и услуги «первыми», «лучшими» и т.п.

      Определенность объекта, с которым осуществляется сравнение, задается словом «СТАРТ», которое является названием компании. Следовательно, объекты, с которыми сравниваются товары, услуги и цены ООО «СТАРТ», осуществляют аналогичную деятельность, разница заключается только в том, что ООО «СТАРТ» - «Делаем быстрее, надежнее и дешевле», то есть его цены, товары и услуги превосходят другие компании в отношении скорости, надежности и дешевизны.

     Более того использование такого рекламного слогана подразумевает утверждение о наибольшей скорости исполнения, наивысшей надежности и наименьшей стоимости услуг, предоставляемых ООО «СТАРТ» по сравнению с аналогичными услугами других компаний. При этом критерий, на основании которого товары и услуги ООО «СТАРТ» названы лучшими, в самом рекламном сообщении не приводится. Доказательства того, что товары и услуги ООО «СТАРТ» действительно имеют преимущество, о котором утверждает реклама отсутствуют.

      На основании вышеизложенного считаю такую рекламу ненадлежащей и недобросовестной…»    

      К обращению приложена фотография рекламного образца, следующего содержания «скоро лето…кондиционеры от 7900т.р. 275-21-21, Делаем быстрее, надежнее и дешевле! Старт, ул. Белогородская,4Б»,  которая содержит несоответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара в части использования выражения «Делаем быстрее, надежнее и дешевле», что является нарушением законодательства РФ о рекламе.

       Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

        Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

        В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 частью 3 статьи 5 настоящего закона.

      ООО «Старт 2» является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и  содержание рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

      1.  Копией договора №53 от 01.03.2013г., заключенным между ООО «Мастер Медиа-Продакшн» (Исполнитель) и ООО «Старт 2» (Заказчик), согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанность за вознаграждение оказать услуги по предоставлению возможности для изготовления и размещения рекламоносителя Заказчика, на щитах 6*3 по адресам указанных в Приложениях к настоящему  договору (Кольцо ул. Авроры- Московское шоссе).

      2. Копиями счетов №116 от 04.04.2013г., №137 от 17.04.2013г. на оплату услуг по размещению РИМ 6*3м в апреле 2013г, мае 2013г. согласно Приложению №1, №2 к Договору №53 от 01.03.2013г.

   3. Копией рекламных макетов предоставленных ООО «Старт 2» согласованных и подписанных должностным лицом ООО «Старт 2»  Елшиным С.С.  с печатью организации.

      4. Письменными объяснениями ООО «Старт 2»(вх. № 4005-з от 05.07.2013г.).

      В своих письменных объяснениях (вх. № 4005-з от 05.07.2013г.) директор ООО «Старт 2» Михляев  А.К. поясняет следующее: «Содержащийся на рекламном щите, оспариваемый гр. Голяковым В.В., слоган «Делаем быстрее, надёжнее и дешевле!», по мнению заявителя, утверждает, что цены, товары и услуги ООО «СТАРТ» превосходят другие компании в отношении скорости, надежности и дешевизны.

       Между тем, слоган «Делаем быстрее, надежнее и дешевле!» относится только к услугам, оказываемым рекламодателем. Это услуги по установке кондиционеров. Термин «Делаем», в прямом значении употребленного слова, относится к работам (услугам). Указанный термин не относится к изделиям (кондиционерам), поскольку ООО «Старт-2» не является изготовителем кондиционеров.

       По мнению ООО «Старт-2», Заявителем был неверно оценен указанный слоган, поскольку у ООО «Старт-2» не было и нет намерения сравнивать свои возможности по предоставлению услуг по установке кондиционеров с возможностями других компаний по предоставлению аналогичных услуг.

       Указанный слоган был применен рекламодателем для сравнения возможностей ООО «Старт-2» по установке кондиционеров в настоящее время с его же возможностями по установке кондиционеров, которые имелись ранее.

       Вместе с тем, ООО «Старт-2» выражает понимание того, что формально примененный им на рекламном щите слоган, при отсутствии четко выраженного критерия для сравнения, дает свободу при применении сравнительных критериев другими лицами.

      Учитывая данные обстоятельства ООО «Старт-2» предприняло необходимые меры и устранило неопределенность в критерии для сравнения качества предоставляемых рекламодателем услуг, добавив на рекламном щите слова «*по сравнению с нашими показателями в 1-м квартале 2013г».

      Кроме того, ООО «Старт-2» полагает необходимым сообщить, что изначально наличие указанного сравнительного критерия на рекламном щите было запланировано, но из-за допущенных нарушений со стороны ответственного лица ООО «Старт-2» (менеджер Елшин Сергей Сергеевич) образец рекламного блока был согласован без указания сравнительного критерия. Названное должностное лицо (менеджер Елшин С.С.) после проведения проверки обстоятельств данного нарушения было привлечено к дисциплинарной ответственности».

     В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов  «быстрее, надежнее, дешевле».                                   

      Под значением слов «быстрее», «надежнее», «дешевле» следует понимать превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара или услуги иного/иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение к товару/услуге потребителей. Заявлением о преимуществах являются в том числе формулировки, содержащие наречия в сравнительной степени: "дешевле", "быстрее", "надежнее" и им подобные, не подтвержденные документально.

    Поэтому использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, путем употребления слов «дешевле», «быстрее», «надежнее», должно имеет объективное подтверждение.

     Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ).

      Как пояснил директор ООО «Старт 2» Михляев А.К. указанный слоган был применен для сравнения уровня оказываемых услуг Обществом в настоящее время с уровнем услуг оказанных в 1-ом квартале 2013г., в подтверждение данного довода были приложены соответствующие документы, а именно приказ№3 «Об утверждении стоимости услуг по монтажу» от 04.02.2013г., а так же приказ№7 «Об утверждении стоимости услуг по монтажу» от 25.04.2013г.

      После проведенного анализа, предоставленных документов, Комиссией Самарского УФАС России было установлено, что срок выполнения услуг Обществом по сравнению с прошлыми показателями сократился с 3 рабочих дней до 22 часов выполнения работ с момента оформления заказа, цены по установке кондиционеров (монтажу) по некоторым показателям остались на прежнем уровне (монтаж сплит- системы 2-7кВт – 5000т.р.), в некоторых случаях уменьшились (монтаж сплит- систем 8-9кВт уменьшились с 7000т.р до 6000т.р.) так и увеличились (доп. трасса для сплит-систем 2-9кВт – 700р. увеличилась до 800р), что касается критерия «надежнее», то были предоставлены документы свидетельствующие о повышении квалификации специалистов ООО «Старт 2», однако данные документы дотированы 2010, 2011 годами, следовательно принять во внимание данные документы Комиссия Самарского УФАС России не может, так как сравнения показателей идет за 2013год. 

     Таким образом, говорить о том, что по сравнению с прошлыми показателями оказываемые услуги Обществом стали надежнее или дешевле не представляется возможным.

     Кроме того, Комиссией Управления было установлено, что в данном рекламном материале так же имеются признаки нарушения предусмотренные частью 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе», в части указания фраз «дешевле», «надежнее» не подтвержденных документально, что вводит потенциального потребителя в заблуждение.

     На рынке г.о. Самара присутствует большое количество хозяйствующих субъектов, предлагающих к реализации аналогичные товары. Употребление слов «надежнее», «дешевле», «быстрее» в совокупности с названием организации – «Старт 2» создает неверное представление о том, что рекламируемая организация находится в более лучшей позиции, включая качество, ассортимент, сервисный и ценовой уровень реализуемых товаров, тем самым стимулирует интерес потребителей к его товарам и услугам, поддерживает заинтересованность в них, влияя в целом на продвижение реализуемого товара на рынке.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

      В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

   Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

       Таким образом, реклама размещенная ООО «Старт 2» на кольце ул. Авроры- Московского шоссе, в тексте которой имеется неявное сравнение с товарами и услугами которые производятся другими изготовителями или реализуются другими продавцами, содержит нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

       В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

     На рассмотрении дела 20.08.2013г. представитель ООО «Старт 2» Булатов Р.Х. предоставил  информационное письмо ООО «МастерМедиаПродакшн», подтверждающее, что рекламный материал, в тексте которого содержалась фраза «делаем быстрее, надежнее и дешевле», что является нарушением рекламного законодательства, расположенный на щите по адресу кольцо ул. Авроры- Московское шоссе был демонтирован по состоянию на 19.08.2013г.

      Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Старт 2» размещенную на кольце ул. Авроры- Московского шоссе, в тексте которой имеется неявное сравнение с товарами и услугами которые производятся другими изготовителями или реализуются другими продавцами, поскольку она содержит нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать ООО «Старт 2» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи  добровольным устранением правонарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2013г.

Решение изготовлено в полном объеме 26 августа 2013г.

 

     Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 9607-13/8 [format] => [safe_value] => № 9607-13/8 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-10 07:27:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-26 07:27:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1388474961 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )