• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Ответы за вопросы, полученные в ходе публичных слушаний 20.06.17

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) рассмотрев письмо от 29.06.2017 г., направленное посредством электронной почты  в адрес Самарского УФАС России, содержащее вопрос, касающийся платы за негативное воздействие на централизованную системы водоотведения при заключении контрактов в порядке Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

Правовое регулирование отношений в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) и иными подзаконными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «ж» пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 644 (далее – Правила холодного водоснабжения и водоотведения), установлена обязанность для абонента производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.

Подпунктом «г» пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения закреплено корреспондирующее данной обязанности абонента право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.

В разделе VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения закреплен порядок определения размера компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 645 (далее – единый типовой договор), содержит указание на то, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 11, раздел III договора).

Разделом IX единого типового договора установлен порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации, нормативов по объему сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Таким образом, действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения введена дополнительная плата за компенсацию расходов организаций водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Из изложенного следует, что внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является обязательным для всех без исключения абонентов. При этом Закон о водоснабжении и водоотведении и Правила холодного водоснабжения и водоотведения не устанавливают каких-либо ограничений в их применении к отношениям, регулируемым Законом о контрактной системе.

Отсутствие в договоре (контракте) холодного водоснабжения и водоотведения, заключенном заказчиком с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке Закона о контрактной системе, условий о внесении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не свидетельствует об отсутствии обязанности у заказчика вносить соответствующую плату.

Данная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.11.2016 г. по делу № А55-27312/2015.

При этом согласно складывающейся практике заключения договоров (контрактов) холодного водоснабжения и водоотведения в порядке Закона о контрактной системе стороны предусматривают в договоре ориентировочный размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Исходя из буквального толкования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, злоупотребление хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на товарном рынке является или может являться нарушением в ряде случаев:

- недопущение, ограничение, устранение конкуренции;

- ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;

- ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Указанный перечень в числе субъектов, в отношении которых может происходить или происходит злоупотреблений доминирующим положением, не содержит государственные и муниципальные учреждения, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность в силу своей правовой природы.

При указанных обстоятельствах данный запрет не распространяется на случаи злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов по отношению к государственным и муниципальным учреждениям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность.

Возникший спор стороны вправе разрешить в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством.

Одновременно сообщаем, что Ваше обращение будет направлено в ФАС России.

 

 

Руководитель Самарского УФАС России                                                            Л.Л. Пак