Поднимать уже некуда

Самарское обозрение, 07.04.2016
ВАЛЕРИЯ КОМАРОВА
  

Рост цен на топливо ставит в неудобное положение перевозчиков, продавцов и покупателей

С 1 апреля 2016-го, второй раз с начала года, выросли акцизы на бензин и дизельное топливо. Биржевые топливные цены уже отреагировали резким скачком, который эксперты называют рекордным. Как ситуация отразится на розничной стоимости топлива, пока непонятно. Между тем представители регионального бизнеса с большой долей транспортной составляющей говорят о том, что даже минимальное увеличение расходов на топливо может оказаться для них губительным.

Вследствие повышения акцизов налогообложение литра бензина выросло на 2 рубля, дизтоплива - на рубль. Это уже вторая с начала года корректировка топливных акцизов. Первая произошла в январе (на 36% и 20% соответственно). По предварительным подсчетам Минфина России, предполагается, что вследствие индексации розничные цены на топливо по стране могут вырасти приблизительно на 6,5-7%. Между тем рост акцизов уже спровоцировал резкий скачок биржевой стоимости бензина. По итогам первого полугодия зафиксирован рекордный рост цен - более чем на 20%. Хотя за аналогичный период минувшего года повышение этих показателей составляло не более 6-12%. В связи с этим аналитики прогнозируют, что рост розничных цен превысит прогнозные значения.

Первыми жертвами очередного роста цен станут автомобильные грузоперевозчики, основную статью производственных издержек которых составляют расходы на топливо. Эксперты отмечают, что сегмент еще не до конца адаптировался к «Платону» (система взимания платы с грузовиков. - Прим. ред.) и к январскому повышению цен на топливо, в связи с чем продолжающееся удорожание издержек заметно отразится на самочувствии транспортников. «Повышение цен на топливо не останется незамеченным, особенно для транспортных компаний», - подчеркивает директор филиала компании «ПЭК» в Самаре Алексей Суханов. Согласен с коллегой и руководитель ООО «Логистик Групп» Данил Завари-хин. «Если топливо подорожает, то транспортные компании вынуждены будут пересматривать действующие тарифы», - добавляет он. Однако, как отмечают эксперты, здесь игроки рынка сталкиваются с другой проблемой: у любого повышения есть предел, по ценам выше которого потребитель не сможет воспользоваться товарами или услугами. «Конечно, мы могли бы давно повысить тарифы, но в условиях кризиса многие наши партнеры не смогут выдержать таких цен», - говорит президент НП «Поволжье» Николай Коротков.

Таким образом, по разным оценкам, максимальный рост тарифов транспортных компаний не превысит 4%. В этих условиях участники регионального рынка грузоперевозок готовятся затягивать пояса потуже и прямых ответов на вопрос о том, что же они будут делать дальше, не дают. Все происходящее, по мнению экспертов, в среднесрочной перспективе приведет к сворачиванию мелких транспортных компаний, в особенности региональных. «Для крупных перевозчиков стоимость горюче-смазочных материалов, включая топливо, составляет не столь значительный процент от общей цены фрахта грузового автомобиля, поэтому, скорее всего, такие игроки смогут удержать тарифы, минимизировав свои издержки за счет оптимизации логистических схем, - поясняет Алексей Суханов. - Если говорить об автомобильных перевозках в целом, то повышение цен на топливо большого влияния на рынок перевозок и на его передел не окажет. Скорее всего, очередное изменение тарифов все-таки произойдет в ряде небольших транспортных компаний, поскольку они более чувствительны к подобным изменениям».

Как менялись средние тарифы на топливо в Самарской области

На бензин автомобильный марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

В феврале 2015 г. - 30,73 руб. за литр

В феврале 2016 г. - 31,95 руб. за литр

На бензин автомобильный марки АИ-95 и выше

В феврале 2015 г. - 33,81 руб. за литр

В феврале 2016 г. - 35,46 руб. за литр

На дизельное топливо

В феврале 2015 г. - 33,3 руб. за литр

В феврале 2016 г. - 34,07 руб. за литр

Сказали ФАС

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Самарской области отмечают, что в соответствии с поручением Центрального аппарата ФАС России территориальными антимонопольными органами усилен контроль над рынком нефтепродуктов. «В случае выявления признаков нарушения отпускной стоимости на топливо и тарифы на пассажирские перевозки областным УФАС будут приняты меры реагирования в рамках предоставленной компетенции, - сообщают в пресс-службе ведомства. - В частности, управлением ведется ежегодный анализ рынка розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива, а также еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на бензин. В случае выявления признаков нарушения отпускной стоимости на топливо и тарифы на пассажирские перевозки будут приняты меры реагирования в рамках предоставленной компетенции».