РЕШЕНИЕ
23 октября 2012г г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
............................
рассмотрев дело № 8816-12/8, возбужденное в отношении ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» (далее по тексту – ММБУ МСЧ №14) по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, по факту размещения, в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) за июль 2012 на странице 11, рекламы медицинских услуг, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, а так же в тексте которой дана информация вводящая в заблуждение потребителей рекламы и гарантия безопасности и эффективности методов лечения,
в присутствии представителей:
заявителя – отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель .................... (по доверенности б/н от 15.10.2012г.) (уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №44309952063724 о вручении письма Почты России);
заинтересованное лицо – ———
эксперта – ———
переводчика – ———
УСТАНОВИЛА:
Самарским УФАС России в сентябре 2012 г. в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) июль 2012 на странице 11, было выявлено распространение рекламы: «Медико-Санитарная часть №14. Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний позвоночника. Теперь в рассрочку!!! подробности по телефону: 926-04-03» в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «СКОЛКОВО») оказание услуг мануальной терапии, невролгии, стоматологии, амбулаторной хирургии относится к перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 28.07.2012г).
ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается:
1.Рекламой, размещенной в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) за июль 2012 на странице 11, №10(72) октябрь 2012г на странице11 (в тексте рекламы указан номер телефона 296-04-03 по которым отвечают специалисты ММБУ МСЧ№14 и адрес ул. Ново-Садовая д.311, по которому расположено данное учреждение).
2. Копией договора №01/05.12-ЧТ на оказание рекламных услуг, заключенного ММБУ МСЧ№14 (Заказчик) с ОАО «Телекоммуникационные сети» (Исполнитель), согласно которому Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по размещению рекламных материалов Заказчика;
3. Копией Приложения №1 к договору №01/05.12-ЧТ, согласно которому Исполнитель обязуется выполнить следующие работы и передать их результат Заказчику — Размещение рекламы в Телегазета «TELENET TV» с июня 2012г по октябрь 2012г.
Согласно письменным объяснениям ММУ «Медико-Санитарная часть№14» (вх.№6658-з от 12.10.2012г.), представленным в ответ на Определение о возбуждение дела № 8816-12/8 (исх.№12551/8 от 20.09.2012г.) главный врач ММБУ МСЧ №14 Немченко И.А поясняет, что при размещении рекламы учреждение не специально нарушило законодательство о рекламе, а полагалось на профессионализм рекламораспространителя.
Между ММБУ МСЧ №14 городского округа Самара и ОАО «Телекоммуникационные сети» заключен договор №01/05.12-ЧТ от 31.05.2012г на оказание рекламных услуг, в соответствии с которым в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) июль 2012 на странице 11, действительно была размещена реклама «Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний» с нарушением ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (ред.28.07.2012г.), но в настоящее время в рекламные макеты внесены изменения с целью устранения нарушения рекламного законодательства, то есть реклама медицинских услуг сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультаций специалистов. Подтверждением этого является следующий выпуск Телегазета «TELENET TV» в октябре 2012г.
В адрес Самарского УФАС России были представлены другие печатные издания, а именно: Общественно- политический ежедневник Репортер Самара №9 (610) от 10.06.2012г и №20 (611) от 17.06.2012г на страницах которых распространялась реклама медицинских услуг ММБУ МСЧ №14, но в соответствии с соблюдением требований ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ ( ред. 28.07.2012г.).
Муниципальное медицинское бюджетное учреждение Медико-Санитарная часть № 14 осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-63-01-001599 от 13.06.2012г. выданной Министерством Здравоохранения и Социального развития Самарской области, которая имеется в материалах дела.
Комиссией Самарского УФАС России на рассмотрении дела №8816-12/8 были выявлены иные признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно в тексте рекламы дана информация вводящая в заблуждение потребителей рекламы — лечение варикозного расширения вен за 1 день, а так же номер лицензии указанный в рекламном образце (№ ЛО-63-01-001515 от 15.04.2012г.) не соответствует номеру лицензии предоставленной ММБУ МСЧ №14 в адрес Самарского УФАС России (№ ЛО-63-01-001599 от 13.06.2012г).
Кроме того, в исправленном рекламном образце, расположенном в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №10(72) октябрь 2012г на странице11, следующего содержания: «Лазерное лечение варикозного расширения вен без госпитализации. Современное оборудование; Без разрезов (через прокол) под контролем УЗИ; Выраженный косметический эффект; Эффективность метода 98%; Короткий период восстановления; Безопасный вид лечения; Динамическое наблюдение врача- флеболога в течение 1 года. Запись по телефону 926-04-03. Адрес: Ново-Садовая 311, каб. 303. www.msch14.ru» так же выявлены нарушения законодательства о рекламе, а именно в тексте рекламы дается гарантия безопасности и эффективности методов лечения, что является нарушением требований установленных пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона.
Согласно информации расположенной на сайте http://mirsovetov.ru/ a/medicine/diseases/cure-varix.html в сети Интернет, существуют 2 метода лечения варикоза – 1) нехирургический метод (склеротерапия) 2)хирургический методд (короткий стриппинг, минифлебэктология (т.е прокол)) Минифлебэктомия – эту операцию поводят под местной анестезией. Врач делает проколы, через которые удаляет варикозно расширенные притоки вен. Эта операция может послужить заменой склеротерапии в некоторых случаях. Больные быстро восстанавливаются, рубцов нет, и компрессионный трикотаж нужно носить 1-2 недели. Таким образом, лечение происходит не за 1 день, существует реабилитационный период в течение которого нужно носить компрессионный трикотаж и после которого необходимо показаться врачу.
Согласно части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24, части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» №38 от 13.03.2006г не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, в части неверного указания номера лицензии и периода лечения варикозного расширения вен. Реклама лекарственных средств (медицинских услуг) не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий, кроме того реклама медицинских услуг, в том числе методов лечения, должна сопровождаться предупреждением о необходимости получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Поскольку распространенная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, должно быть четким и ясным, хорошо различимым на фоне рекламы, т.е. должно быть именно предупреждением и привлекать внимание потребителей, так как законодатель возложил на предупредительную надпись определенную задачу. Такой задачей является — исполнение принципов государственной политики, утверждающей приоритет государственного контроля качества, эффективности и безопасности медицинских услуг, медицинских изделий, лекарственных средств. Рекламная деятельность в сфере медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств должна осуществляться в русле правовых и этических требований безопасности и эффективности, заложенных в законодательстве РФ по проблемам здравоохранения, лекарственным средствам и медицинским изделиям. Указание сведений вводящих в заблуждение потребителей рекламы и отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при применении медицинских услуг и необходимости предварительной консультации может привести к неблагоприятных последствиям.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 настоящего закона несет рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг ММУ «Медико-Санитарная часть№14», в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) июль 2012 на странице 11, №10(72) октябрь 2012г на странице11, следующего содержания: «Медико-Санитарная часть №14. Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний позвоночника. Теперь в рассрочку!!! подробности по телефону: 926-04-03», «Лазерное лечение варикозного расширения вен без госпитализации. Современное оборудование; Без разрезов (через прокол) под контролем УЗИ; Выраженный косметический эффект; Эффективность метода 98%; Короткий период восстановления; Безопасный вид лечения; Динамическое наблюдение врача- флеболога в течение 1 года. Запись по телефону 926-04-03. Адрес: Ново-Садовая 311, кааб. 303. www.msch14.ru» в тексте которой дается информация вводящая в заблуждения потребителей рекламы, в части неверно указанного номера лицензии и периода лечения (Лечение варикозного расширения вен за 1 день), гарантия безопасности и эффективности методов лечения (Эффективность метода 98%, безопасный вид лечения), а так же отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 стать 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2.Выдать ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» (443011 г. Самара ул. Ново-Садовая, 311) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а имеено в части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя — ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» (443011 г. Самара ул. Ново-Садовая, 311).
Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2012г.
Решение изготовлено в полном объеме 23 октября 2012г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 8201
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 8816-12/8 ММБУ «Медико-Санитарная часть№14»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8201
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1357719404
[changed] => 1368707447
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368707447
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
23 октября 2012г г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
............................
рассмотрев дело № 8816-12/8, возбужденное в отношении ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» (далее по тексту – ММБУ МСЧ №14) по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, по факту размещения, в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) за июль 2012 на странице 11, рекламы медицинских услуг, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, а так же в тексте которой дана информация вводящая в заблуждение потребителей рекламы и гарантия безопасности и эффективности методов лечения,
в присутствии представителей:
заявителя – отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель .................... (по доверенности б/н от 15.10.2012г.) (уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №44309952063724 о вручении письма Почты России);
заинтересованное лицо – ———
эксперта – ———
переводчика – ———
УСТАНОВИЛА:
Самарским УФАС России в сентябре 2012 г. в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) июль 2012 на странице 11, было выявлено распространение рекламы: «Медико-Санитарная часть №14. Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний позвоночника. Теперь в рассрочку!!! подробности по телефону: 926-04-03» в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «СКОЛКОВО») оказание услуг мануальной терапии, невролгии, стоматологии, амбулаторной хирургии относится к перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 28.07.2012г).
ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается:
1.Рекламой, размещенной в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) за июль 2012 на странице 11, №10(72) октябрь 2012г на странице11 (в тексте рекламы указан номер телефона 296-04-03 по которым отвечают специалисты ММБУ МСЧ№14 и адрес ул. Ново-Садовая д.311, по которому расположено данное учреждение).
2. Копией договора №01/05.12-ЧТ на оказание рекламных услуг, заключенного ММБУ МСЧ№14 (Заказчик) с ОАО «Телекоммуникационные сети» (Исполнитель), согласно которому Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по размещению рекламных материалов Заказчика;
3. Копией Приложения №1 к договору №01/05.12-ЧТ, согласно которому Исполнитель обязуется выполнить следующие работы и передать их результат Заказчику — Размещение рекламы в Телегазета «TELENET TV» с июня 2012г по октябрь 2012г.
Согласно письменным объяснениям ММУ «Медико-Санитарная часть№14» (вх.№6658-з от 12.10.2012г.), представленным в ответ на Определение о возбуждение дела № 8816-12/8 (исх.№12551/8 от 20.09.2012г.) главный врач ММБУ МСЧ №14 Немченко И.А поясняет, что при размещении рекламы учреждение не специально нарушило законодательство о рекламе, а полагалось на профессионализм рекламораспространителя.
Между ММБУ МСЧ №14 городского округа Самара и ОАО «Телекоммуникационные сети» заключен договор №01/05.12-ЧТ от 31.05.2012г на оказание рекламных услуг, в соответствии с которым в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) июль 2012 на странице 11, действительно была размещена реклама «Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний» с нарушением ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (ред.28.07.2012г.), но в настоящее время в рекламные макеты внесены изменения с целью устранения нарушения рекламного законодательства, то есть реклама медицинских услуг сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультаций специалистов. Подтверждением этого является следующий выпуск Телегазета «TELENET TV» в октябре 2012г.
В адрес Самарского УФАС России были представлены другие печатные издания, а именно: Общественно- политический ежедневник Репортер Самара №9 (610) от 10.06.2012г и №20 (611) от 17.06.2012г на страницах которых распространялась реклама медицинских услуг ММБУ МСЧ №14, но в соответствии с соблюдением требований ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ ( ред. 28.07.2012г.).
Муниципальное медицинское бюджетное учреждение Медико-Санитарная часть № 14 осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-63-01-001599 от 13.06.2012г. выданной Министерством Здравоохранения и Социального развития Самарской области, которая имеется в материалах дела.
Комиссией Самарского УФАС России на рассмотрении дела №8816-12/8 были выявлены иные признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно в тексте рекламы дана информация вводящая в заблуждение потребителей рекламы — лечение варикозного расширения вен за 1 день, а так же номер лицензии указанный в рекламном образце (№ ЛО-63-01-001515 от 15.04.2012г.) не соответствует номеру лицензии предоставленной ММБУ МСЧ №14 в адрес Самарского УФАС России (№ ЛО-63-01-001599 от 13.06.2012г).
Кроме того, в исправленном рекламном образце, расположенном в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №10(72) октябрь 2012г на странице11, следующего содержания: «Лазерное лечение варикозного расширения вен без госпитализации. Современное оборудование; Без разрезов (через прокол) под контролем УЗИ; Выраженный косметический эффект; Эффективность метода 98%; Короткий период восстановления; Безопасный вид лечения; Динамическое наблюдение врача- флеболога в течение 1 года. Запись по телефону 926-04-03. Адрес: Ново-Садовая 311, каб. 303. www.msch14.ru» так же выявлены нарушения законодательства о рекламе, а именно в тексте рекламы дается гарантия безопасности и эффективности методов лечения, что является нарушением требований установленных пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона.
Согласно информации расположенной на сайте http://mirsovetov.ru/ a/medicine/diseases/cure-varix.html в сети Интернет, существуют 2 метода лечения варикоза – 1) нехирургический метод (склеротерапия) 2)хирургический методд (короткий стриппинг, минифлебэктология (т.е прокол)) Минифлебэктомия – эту операцию поводят под местной анестезией. Врач делает проколы, через которые удаляет варикозно расширенные притоки вен. Эта операция может послужить заменой склеротерапии в некоторых случаях. Больные быстро восстанавливаются, рубцов нет, и компрессионный трикотаж нужно носить 1-2 недели. Таким образом, лечение происходит не за 1 день, существует реабилитационный период в течение которого нужно носить компрессионный трикотаж и после которого необходимо показаться врачу.
Согласно части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24, части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» №38 от 13.03.2006г не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, в части неверного указания номера лицензии и периода лечения варикозного расширения вен. Реклама лекарственных средств (медицинских услуг) не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий, кроме того реклама медицинских услуг, в том числе методов лечения, должна сопровождаться предупреждением о необходимости получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Поскольку распространенная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, должно быть четким и ясным, хорошо различимым на фоне рекламы, т.е. должно быть именно предупреждением и привлекать внимание потребителей, так как законодатель возложил на предупредительную надпись определенную задачу. Такой задачей является — исполнение принципов государственной политики, утверждающей приоритет государственного контроля качества, эффективности и безопасности медицинских услуг, медицинских изделий, лекарственных средств. Рекламная деятельность в сфере медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств должна осуществляться в русле правовых и этических требований безопасности и эффективности, заложенных в законодательстве РФ по проблемам здравоохранения, лекарственным средствам и медицинским изделиям. Указание сведений вводящих в заблуждение потребителей рекламы и отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при применении медицинских услуг и необходимости предварительной консультации может привести к неблагоприятных последствиям.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 настоящего закона несет рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг ММУ «Медико-Санитарная часть№14», в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) июль 2012 на странице 11, №10(72) октябрь 2012г на странице11, следующего содержания: «Медико-Санитарная часть №14. Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний позвоночника. Теперь в рассрочку!!! подробности по телефону: 926-04-03», «Лазерное лечение варикозного расширения вен без госпитализации. Современное оборудование; Без разрезов (через прокол) под контролем УЗИ; Выраженный косметический эффект; Эффективность метода 98%; Короткий период восстановления; Безопасный вид лечения; Динамическое наблюдение врача- флеболога в течение 1 года. Запись по телефону 926-04-03. Адрес: Ново-Садовая 311, кааб. 303. www.msch14.ru» в тексте которой дается информация вводящая в заблуждения потребителей рекламы, в части неверно указанного номера лицензии и периода лечения (Лечение варикозного расширения вен за 1 день), гарантия безопасности и эффективности методов лечения (Эффективность метода 98%, безопасный вид лечения), а так же отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 стать 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2.Выдать ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» (443011 г. Самара ул. Ново-Садовая, 311) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а имеено в части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя — ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» (443011 г. Самара ул. Ново-Садовая, 311).
Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2012г.
Решение изготовлено в полном объеме 23 октября 2012г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
23 октября 2012г г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
............................
рассмотрев дело № 8816-12/8, возбужденное в отношении ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» (далее по тексту – ММБУ МСЧ №14) по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, по факту размещения, в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) за июль 2012 на странице 11, рекламы медицинских услуг, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, а так же в тексте которой дана информация вводящая в заблуждение потребителей рекламы и гарантия безопасности и эффективности методов лечения,
в присутствии представителей:
заявителя – отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель .................... (по доверенности б/н от 15.10.2012г.) (уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №44309952063724 о вручении письма Почты России);
заинтересованное лицо – ———
эксперта – ———
переводчика – ———
УСТАНОВИЛА:
Самарским УФАС России в сентябре 2012 г. в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) июль 2012 на странице 11, было выявлено распространение рекламы: «Медико-Санитарная часть №14. Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний позвоночника. Теперь в рассрочку!!! подробности по телефону: 926-04-03» в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «СКОЛКОВО») оказание услуг мануальной терапии, невролгии, стоматологии, амбулаторной хирургии относится к перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 28.07.2012г).
ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается:
1.Рекламой, размещенной в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) за июль 2012 на странице 11, №10(72) октябрь 2012г на странице11 (в тексте рекламы указан номер телефона 296-04-03 по которым отвечают специалисты ММБУ МСЧ№14 и адрес ул. Ново-Садовая д.311, по которому расположено данное учреждение).
2. Копией договора №01/05.12-ЧТ на оказание рекламных услуг, заключенного ММБУ МСЧ№14 (Заказчик) с ОАО «Телекоммуникационные сети» (Исполнитель), согласно которому Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по размещению рекламных материалов Заказчика;
3. Копией Приложения №1 к договору №01/05.12-ЧТ, согласно которому Исполнитель обязуется выполнить следующие работы и передать их результат Заказчику — Размещение рекламы в Телегазета «TELENET TV» с июня 2012г по октябрь 2012г.
Согласно письменным объяснениям ММУ «Медико-Санитарная часть№14» (вх.№6658-з от 12.10.2012г.), представленным в ответ на Определение о возбуждение дела № 8816-12/8 (исх.№12551/8 от 20.09.2012г.) главный врач ММБУ МСЧ №14 Немченко И.А поясняет, что при размещении рекламы учреждение не специально нарушило законодательство о рекламе, а полагалось на профессионализм рекламораспространителя.
Между ММБУ МСЧ №14 городского округа Самара и ОАО «Телекоммуникационные сети» заключен договор №01/05.12-ЧТ от 31.05.2012г на оказание рекламных услуг, в соответствии с которым в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) июль 2012 на странице 11, действительно была размещена реклама «Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний» с нарушением ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (ред.28.07.2012г.), но в настоящее время в рекламные макеты внесены изменения с целью устранения нарушения рекламного законодательства, то есть реклама медицинских услуг сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультаций специалистов. Подтверждением этого является следующий выпуск Телегазета «TELENET TV» в октябре 2012г.
В адрес Самарского УФАС России были представлены другие печатные издания, а именно: Общественно- политический ежедневник Репортер Самара №9 (610) от 10.06.2012г и №20 (611) от 17.06.2012г на страницах которых распространялась реклама медицинских услуг ММБУ МСЧ №14, но в соответствии с соблюдением требований ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ ( ред. 28.07.2012г.).
Муниципальное медицинское бюджетное учреждение Медико-Санитарная часть № 14 осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-63-01-001599 от 13.06.2012г. выданной Министерством Здравоохранения и Социального развития Самарской области, которая имеется в материалах дела.
Комиссией Самарского УФАС России на рассмотрении дела №8816-12/8 были выявлены иные признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно в тексте рекламы дана информация вводящая в заблуждение потребителей рекламы — лечение варикозного расширения вен за 1 день, а так же номер лицензии указанный в рекламном образце (№ ЛО-63-01-001515 от 15.04.2012г.) не соответствует номеру лицензии предоставленной ММБУ МСЧ №14 в адрес Самарского УФАС России (№ ЛО-63-01-001599 от 13.06.2012г).
Кроме того, в исправленном рекламном образце, расположенном в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №10(72) октябрь 2012г на странице11, следующего содержания: «Лазерное лечение варикозного расширения вен без госпитализации. Современное оборудование; Без разрезов (через прокол) под контролем УЗИ; Выраженный косметический эффект; Эффективность метода 98%; Короткий период восстановления; Безопасный вид лечения; Динамическое наблюдение врача- флеболога в течение 1 года. Запись по телефону 926-04-03. Адрес: Ново-Садовая 311, каб. 303. www.msch14.ru» так же выявлены нарушения законодательства о рекламе, а именно в тексте рекламы дается гарантия безопасности и эффективности методов лечения, что является нарушением требований установленных пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона.
Согласно информации расположенной на сайте http://mirsovetov.ru/ a/medicine/diseases/cure-varix.html в сети Интернет, существуют 2 метода лечения варикоза – 1) нехирургический метод (склеротерапия) 2)хирургический методд (короткий стриппинг, минифлебэктология (т.е прокол)) Минифлебэктомия – эту операцию поводят под местной анестезией. Врач делает проколы, через которые удаляет варикозно расширенные притоки вен. Эта операция может послужить заменой склеротерапии в некоторых случаях. Больные быстро восстанавливаются, рубцов нет, и компрессионный трикотаж нужно носить 1-2 недели. Таким образом, лечение происходит не за 1 день, существует реабилитационный период в течение которого нужно носить компрессионный трикотаж и после которого необходимо показаться врачу.
Согласно части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24, части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» №38 от 13.03.2006г не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, в части неверного указания номера лицензии и периода лечения варикозного расширения вен. Реклама лекарственных средств (медицинских услуг) не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий, кроме того реклама медицинских услуг, в том числе методов лечения, должна сопровождаться предупреждением о необходимости получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Поскольку распространенная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, должно быть четким и ясным, хорошо различимым на фоне рекламы, т.е. должно быть именно предупреждением и привлекать внимание потребителей, так как законодатель возложил на предупредительную надпись определенную задачу. Такой задачей является — исполнение принципов государственной политики, утверждающей приоритет государственного контроля качества, эффективности и безопасности медицинских услуг, медицинских изделий, лекарственных средств. Рекламная деятельность в сфере медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств должна осуществляться в русле правовых и этических требований безопасности и эффективности, заложенных в законодательстве РФ по проблемам здравоохранения, лекарственным средствам и медицинским изделиям. Указание сведений вводящих в заблуждение потребителей рекламы и отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при применении медицинских услуг и необходимости предварительной консультации может привести к неблагоприятных последствиям.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 настоящего закона несет рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг ММУ «Медико-Санитарная часть№14», в печатном издании Телегазета «TELENET TV» для абонентов кабельных сетей г. Самара №7 (69) июль 2012 на странице 11, №10(72) октябрь 2012г на странице11, следующего содержания: «Медико-Санитарная часть №14. Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний позвоночника. Теперь в рассрочку!!! подробности по телефону: 926-04-03», «Лазерное лечение варикозного расширения вен без госпитализации. Современное оборудование; Без разрезов (через прокол) под контролем УЗИ; Выраженный косметический эффект; Эффективность метода 98%; Короткий период восстановления; Безопасный вид лечения; Динамическое наблюдение врача- флеболога в течение 1 года. Запись по телефону 926-04-03. Адрес: Ново-Садовая 311, кааб. 303. www.msch14.ru» в тексте которой дается информация вводящая в заблуждения потребителей рекламы, в части неверно указанного номера лицензии и периода лечения (Лечение варикозного расширения вен за 1 день), гарантия безопасности и эффективности методов лечения (Эффективность метода 98%, безопасный вид лечения), а так же отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 стать 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2.Выдать ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» (443011 г. Самара ул. Ново-Садовая, 311) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а имеено в части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя — ММБУ «Медико-Санитарная часть№14» (443011 г. Самара ул. Ново-Садовая, 311).
Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2012г.
Решение изготовлено в полном объеме 23 октября 2012г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 8816-12/8
[format] =>
[safe_value] => № 8816-12/8
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 4
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-10-24 07:50:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-10-16 07:50:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1357719404
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Самарское УФАС России
)