Правила игры на рекламном поле

Правила игры на рекламном поле

Предприниматели задали эксперту наболевшие вопросы
 
            Роль рекламы в процессе ведения малого бизнеса сложно переоценить: найти «своего» клиента, да и просто заявить о себе, выделиться из ряда конкурирующих предприятий в большом городе довольно непросто. Однако и вопросов перед предпринимателем, решившим начать рекламную кампанию, даже просто разместить вывеску с информацией о своей организации, встает немало. Какие сведения в качестве рекламы своего бизнеса он имеет право сообщать и в каком виде? Какая информация не является рекламой и не требует дополнительного согласования? На чем чаще всего «обжигаются» коллеги?
            Чтобы предостеречь начинающих предпринимателей от возможных ошибок  14 октября силами ГУ Самарской области «ИКАСО» и Самарского УФАС России был организован круглый стол на тему «Реклама и малое предпринимательство». Экспертом выступила заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Самарской области - Марина Шабанова. В мероприятии прияли участие сотрудники информационно-консалтингового центра, возможностью задать вопросы воспользовались представители малого и среднего бизнеса области. 
 
Вопрос: О чем в первую очередь должен знать предприниматель, решивший заявить о себе широким массам? Каким моментам стоит уделить особое внимание, чтобы не получить административное взыскание, ведь в таком случае он несет двойные убытки: и расходы на рекламу, которую потом придется снять и уничтожить, и штраф?
Марина Шабанова: Общие положения по этим вопросам отражены в Законе о рекламе. На самом первом этапе, безусловно, надо понять – может ли данная информация быть признана рекламой или нет. К примеру, достаточно непросто определить, чем все-таки является конкретный наружный указатель - вывеской или рекламой. На деле все зависит от того, что на вывеске изображено, и где она расположена.
Вопрос: С кем нужно согласовывать ту информацию, которая размещена на наружной рекламе? Кто в процессе производства рекламы должен знать, какую информацию нельзя использовать? В частности, какой багаж знаний должен быть у дизайнера?
Марина Шабанова: Цензура в нашей стране запрещена - никаких согласований не должно быть. Просто лицо, которое берется за рекламную деятельность, должно знать соответствующий закон. Но зачастую бывает так, что решаются разместить какие-то сведения, считая, что это просто информация, невзирая на указания в законе.
Вопрос: И все-таки, от кого эта информация должна идти?
Марина Шабанова: Степень ответственности определяется при заключении договора. Нередко опускается пункт «разработка рекламной компании», то есть не оговаривается, что исполнитель занимался еще и изготовлением рекламного носителя – только размещение представленной информации, а не составление дизайн-макета. В таком случае ответственность лежит на заказчике.
Вопрос: Как индивидуальный предприниматель может обезопасить себя? Ведь специфика малого бизнеса такова, что человек в одном лице совмещает и функции бухгалтера, и рекламиста, и директора. Знать все законы досконально он просто не может, особенно если не является профессиональным юристом. Может ли он где-нибудь проконсультироваться по этому поводу, прежде чем отдавать в тираж?
Марина Шабанова: Он может самостоятельно получить консультацию у профессионального юриста.
Вопрос: А можно ли к вам направить запрос?
Марина Шабанова: Объемы рекламы, которая регулярно появляется на наших улицах, в СМИ слишком велики. Мы можем рассматривать только исключительные случаи, спорные вопросы. А если ситуация стандартная и попадает под норму, прописанную в законе, то зачем это?
 
Вопрос: А если предприниматель в связке с рекламным агентством придумал креативную рекламу, которая может содержать какие-то предпосылки, что ваше ведомство заинтересуется им, можно ли заранее согласовать ее с вами и сколько времени это может занять?
Марина Шабанова: В исключительных случаях мы можем дать консультацию. Как правило, в случае «сумасшедшего креатива», когда возникают вопросы вкуса, этичности, мы не выносим решение, основываясь на основании лишь собственного мнения, а привлекаем к оценке общественные организации, союз журналистов. Это может занять продолжительное время.
Вопрос: За что могут быть наложены штрафы по содержанию рекламы? Какие ошибки встречаются чаще всего?
Марина Шабанова: Я очень рекомендую изучить либо всегда иметь под рукой Закон о рекламе. Там даны все требования к содержанию. Самое главное - информация должна быть достоверная, добросовестная, не затрагивать ничью деловую репутацию, содержать требуемые законом характеристики товара, услуги, информацию о продавце. 
Вопрос: Представители каких органов правомочны проверять рекламу на достоверность, законность размещения? Бывают ли у вас совместные проверки с другими ведомствами?
Марина Шабанова: Выявить нарушение может любое лицо, от физического до юридического. А вот осуществить проверку на предмет нарушения законодательства о рекламе  может только антимонопольный орган.
Вопрос: Планирует ли УФАС создание какого-то электронного поиска, который реагировал бы на конкретные вопросы предпринимателей?
Марина Шабанова: У нас есть официальный сайт, на котором размещена вся необходимая информация:www.samara.fas.gov.ru , официальный сайт ФАС России – www.fas.gov.ru .
Вопрос: У нас вопрос по поводу оформления витрин - требуется ли согласование, если рекламная конструкция будет расположена в больших окнах со стороны салона?
Марина Шабанова. На практике, оконные конструкции по умолчанию являются конструктивным элементом здания, сооружения, то есть они в принципе уже согласованы при строительстве указанных объектов недвижимости. Вопрос в том, какого рода оформление будет использовано.
Вопрос: Изнутри будет выставлена продукция, которую мы предлагаем - плакаты с логотипом.
Марина Шабанова: Это в любом случае будет считаться рекламой. Вопрос в другом - требуется или нет получение разрешения на установку рекламной конструкции, на которой будет размещена реклама... Насколько я знаю, в данном случае никакая новая рекламная конструкция возникать не будет, используется то, что есть, а оно изначально по проекту здания закреплено под рекламу и дополнительного согласования с органами местного самоуправления не требует. Мы  советуем организациям, которые занимаются строительством домов, сразу предусматривать эти места под размещение впоследствии рекламы.
Вопрос: Насколько я знаю, также не является рекламой вывеска над входом в салон...
Марина Шабанова: Все зависит от содержания информации на вывеске. Плюс – идет ли речь о конструкциях, которые не затрагивают изменение входа, конструктивных элементов здания, фасада. В ином случае необходимо обращение в департамент строительства и архитектуры г.о. Самара как собственнику имущества за согласованием в изменении фасада.
Вопрос: И еще вопрос - по поводу размещения плаката на стене жилого здания. Будет ли это считаться рекламой и с кем ее нужно согласовывать?
Марина Шабанова. Опять же все зависит от той информации, которую вы хотите разместить. Если конструкция располагается не над входом в помещение, где располагается фирма, а, к примеру, на торце здания, то, скорее всего, она будет считаться рекламной, а размещенная на ней информация будет признаваться рекламой. Кроме того, согласно изменениям в статье 19 Закона о рекламе, все рекламные конструкции должны быть согласованы со всеми собственниками многоквартирного дома, то есть нужно провести общее собрание жильцов. Эта процедура прописана в 46 статье Жилищного кодекса.
Вопрос: И как действовать после того, как жильцы скажут «да»?
Марина Шабанова: В статье 19 Закона о рекламе также описано, какие меры при размещении такой конструкции необходимо соблюдать. После того, как у вас будет полный пакет документов, вы обращаетесь в органы самоуправления - сейчас этим занимается Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара.
Вопрос: И кто этим должен заниматься? Рекламное агентство или директор фирмы?
Марина Шабанова: Вы можете уполномочить любое лицо, к примеру, представителя рекламного агентства, на получение всех необходимых согласований, проектов, заключений - полного пакета документов для размещения информации. В законе прописан и такой момент, что вы можете собрать минимальный пакет документов, а дальнейшую работу будет осуществлять орган самоуправления – уже упомянутый выше Департамент строительства и архитектуры.
Вопрос: И все-таки, как узнать установленные сроки и порядок регистрации рекламы?
Марина Шабанова: Все сроки прописаны в статье 19 Закона о рекламе, и, действительно, они достаточно жестко определены. Но это не единственный акт, который действует на территории Самары. Существует порядок, установленный решением Думы г.о. Самара от 19 июля 2006 года № 301 «Об утверждении Правил по установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа Самара». В них прописаны сроки и пошаговая инструкция действий по получению разрешения на установку рекламных конструкций.
Вопрос:  Нужно ли уточнять, принадлежит товарный знак еще кому-то? Или не пойман - не вор?
Марина Шабанова: Все реестры, где можно ознакомиться с зарегистрированными товарными знаками, открыты. Буквально несколько лет назад не регистрировалось такого количества знаков, как сейчас. Сегодня может оказаться, что вы нарушаете права третьих лиц, которые даже не находятся на территории РФ. Однако если вы что-то не знаете, это не освобождает вас от ответственности.
Вопрос:  То есть завтра кто-то может прийти и сказать: «мое»!?
Марина Шабанова: От этого никто не застрахован. Я бы добавила, что в случае возникновения у любого лица желания использовать товарный знак, он может обратиться к его правообладателю с предложением о заключении договора отчуждения, лицензионного договора или коммерческой концессии в зависимости от цели использования.
Вопрос: Существует ли норматив по удаленности штендера от входа в организацию? Можно ли поставить его на некотором расстоянии и как получить разрешение на это?
Марина Шабанова: Если штендер представляет собой передвижную конструкцию, которую утром вынесли, вечером занесли,   разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления, не требуется. Что касается расстояния, то небольшие складные конструкции ставятся достаточно близко к тому месту, где располагается юридическое лицо, – все определяется гранью разумного удаления, обычаями делового оборота.
Вопрос:  С кем согласовывать расклейку объявлений на столбах, заборах. Как узнать, где можно это сделать самому?
Марина Шабанова: Для этих целей существуют доски объявлений, и обращаться надо к их владельцам, заключать с ними договор. А если рекламной конструкции на этом месте не существует, то и права на ней что-то размещать у вас нет.
Вопрос: И все-таки, какой минимум знаний необходим для продвижения своего товара? Законы достаточно сложны для прочтения.
Марина Шабанова: Бизнес сам по себе - нелегкая жизненная миссия, которую человек выбирает сознательно. Если он хочет этим заниматься, он должен быть подкован по многим вопросам. Ведь реклама - это информация, которая влияет на большое количество людей. Вариантов защитить себя иначе, чем повысить свою юридическую грамотность, пожалуй, не существует.