Закон о защите конкуренции, сетевая организация и интересы гражданина

20 июня Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе  решение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в отношении ЗАО «Самарские городские электрические сети».

В 2011 году в Управление поступило обращение гражданина, согласно которому ЗАО «СГЭС» навязывает  невыгодные условия договора технологического присоединения  и нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

  По результатам рассмотрения заявления в июле 2011 года в отношении ЗАО «Самарские городские электрические сети» было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Было установлено, что гражданин обратился  в ЗАО «СГЭС» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств  с максимальной мощностью 15 кВт. В представленном гражданину  проекте договора  оплата за технологическое присоединение составляла 415,7 тысяч рублей.

Впоследствии Заявитель обратился в ЗАО «СГЭС» с просьбой  изменить технические условия в сторону уменьшения максимальной мощности до 1 кВт.  Оплата за технологическое присоединение составила 2,7 тысячи рублей.

Стоит отметить, что в 1997 году ЗАО «СГЭС» было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35%. Таким образом, ЗАО «СГЭС» занимает доминирующее положения на территории Самарской области в границах точек присоединения к электрическим сетям, находящимся в  его собственности.

Комиссией Самарского УФАС России было установлено, что  при обращении гражданина  с заявкой на технологическое присоединение  с мощностью, не превышающей 15 кВт включительно,  ЗАО «СГЭС»  неправомерно установило размер суммы за технологическое присоединение свыше 550 рублей и нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Также ЗАО «СГЭС» навязывало контрагенту невыгодные условия договора (со стороны гражданина в адрес сетевой организации были направлены протоколы разногласий, претензии, в которых указывалось на изменение пункта договора, устанавливающего размер платы за технологическое присоединение, однако  Общество  не приняло такую  редакцию договора).

Вместе с тем проект договора, направленный ЗАО «СГЭС» Заявителю, не содержал  конкретный срок осуществления мероприятии по технологическому  присоединению.

В соответствии с пунктом 16 правил технологического присоединения срок осуществления мероприятии по технологическому  присоединению не может превышать  6 месяцев для физических лиц.

По результатам рассмотрения дела 26 октября 2011 года  ЗАО «СГЭС» было признано нарушившим ч1. ст. 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов гражданина путем предъявления необоснованных денежных требований, нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, навязывания невыгодного условия договора, касающегося цены договора и срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, неуказания в технических условиях точки присоединения энергопринимающих устройств.

На новом рассмотрении  суд первой и второй инстанции оставили акты антимонопольного управления в силе, 20 июня Кассационная инстанция вынесла аналогичное решение, подтвердив правомерность позиции УФАС.