Закон о защите конкуренции, сетевая организация и интересы гражданина
20 июня Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в отношении ЗАО «Самарские городские электрические сети».
В 2011 году в Управление поступило обращение гражданина, согласно которому ЗАО «СГЭС» навязывает невыгодные условия договора технологического присоединения и нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
По результатам рассмотрения заявления в июле 2011 года в отношении ЗАО «Самарские городские электрические сети» было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Было установлено, что гражданин обратился в ЗАО «СГЭС» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью 15 кВт. В представленном гражданину проекте договора оплата за технологическое присоединение составляла 415,7 тысяч рублей.
Впоследствии Заявитель обратился в ЗАО «СГЭС» с просьбой изменить технические условия в сторону уменьшения максимальной мощности до 1 кВт. Оплата за технологическое присоединение составила 2,7 тысячи рублей.
Стоит отметить, что в 1997 году ЗАО «СГЭС» было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35%. Таким образом, ЗАО «СГЭС» занимает доминирующее положения на территории Самарской области в границах точек присоединения к электрическим сетям, находящимся в его собственности.
Комиссией Самарского УФАС России было установлено, что при обращении гражданина с заявкой на технологическое присоединение с мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, ЗАО «СГЭС» неправомерно установило размер суммы за технологическое присоединение свыше 550 рублей и нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Также ЗАО «СГЭС» навязывало контрагенту невыгодные условия договора (со стороны гражданина в адрес сетевой организации были направлены протоколы разногласий, претензии, в которых указывалось на изменение пункта договора, устанавливающего размер платы за технологическое присоединение, однако Общество не приняло такую редакцию договора).
Вместе с тем проект договора, направленный ЗАО «СГЭС» Заявителю, не содержал конкретный срок осуществления мероприятии по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 16 правил технологического присоединения срок осуществления мероприятии по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для физических лиц.
По результатам рассмотрения дела 26 октября 2011 года ЗАО «СГЭС» было признано нарушившим ч1. ст. 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов гражданина путем предъявления необоснованных денежных требований, нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, навязывания невыгодного условия договора, касающегося цены договора и срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, неуказания в технических условиях точки присоединения энергопринимающих устройств.
На новом рассмотрении суд первой и второй инстанции оставили акты антимонопольного управления в силе, 20 июня Кассационная инстанция вынесла аналогичное решение, подтвердив правомерность позиции УФАС.