Реклама финансовых услуг признана ненадлежащей

21 июля реклама потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» была признана нарушающей законодательство о рекламе.

Рекламодатель - ПК «Народный капитал» и  рекламораспространитель  - ООО «Издательство «Новости Самарского региона» -  были признаны нарушившими Закон о рекламе, получили предписания об устранении нарушений.

Поводом для принятия мер реагирования явилась информация от Волго-Вятского главного управления Банка России, согласно которой в газете «Новости Самарского региона» содержалась реклама ПК «Народный капитал» о привлечении денежных средств физических лиц под проценты в форме паевых целевых взносов.

Часть 7 статьи 5  Закона о рекламе не допускает рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Использование рекламодателем в выявленном образце фраз  «Обеспечьте будущее, размещайте деньги выгодно», «Деятельность кооператива застрахована», «Страхование осуществляет НКО «МОВС», по мнению антимонопольного органа, могло ввести потенциальных потребителей в заблуждение, создав впечатление о наличии страхования денежных средств (паенакоплений), привлекаемых Кооперативом, аналогичного страхованию вкладов в банках и, как следствие, наличии гарантий повышенной сохранности и возвратности сбережений. Тогда как потребительские кооперативы не входят в перечень участников системы страхования вкладов.

Само название Кооператива - «Народный капитал», указание в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности «Деятельность по финансовой взаимопомощи», использование в рекламе общепринятой терминологии, используемой для характеристики продуктов финансовых организаций (процентная ставка годовых, срок, сумма, пополнение, автопролонгация, досрочное расторжение, ежемесячная выплата процентов), свидетельствовало о позиционировании ПК «Народный капитал» как финансовой организации в целях формирования более высокого статуса доверия к оказываемым   услугам.

Также выявленная реклама нарушала пункт  7 статьи 7 Закона о рекламе, согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Так, Кооператив статусом кредитной  или некредитной финансовой организации не обладал,  в государственных реестрах,   ведение которых осуществляется Банком России, не состоял.

Кроме того данная реклама финансовых услуг нарушала часть 13 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку содержала информацию о предоставлении потребительских займов лицом, не осуществляющим  профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

С учетом изложенного ПК «Народный капитал» и ООО «Издательство «Новости Самарского региона»  были признаны нарушившими законодательство о рекламе, получили предписания об устранении нарушений.

Материалы дела переданы уполномоченному должностному  лицу для решения вопроса о возбуждении административных производств.