Кассационная инстанция оставила без удовлетворения жалобу МП «Ярмарки Самары»

Вчера, 17 сентября, Арбитражный суд Поволжского округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу муниципального предприятия «Ярмарки Самары», а решение судов 1 и 2 инстанции в силе.  

Напомним, что ранее в действиях Администрации г.о. Самара и муниципального предприятия «Ярмарки Самары» было выявлено нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в наличии устных договоренностей между муниципальным предприятием и Администрацией по организации торговли хвойными деревьями на территории городского округа в порядке, не соответствующем действующему законодательству.

Было установлено в рамках рассмотрения материалов дела и впоследствии отмечено судами, что Администрация г.о Самара размещала информацию о начале приема заявлений по организации торговли хвойными деревьями, указывая, что прием заявлений осуществляет МП «Ярмарки Самары». Муниципальное предприятие впоследствии заключало договоры на осуществление сезонной торговли хвойными деревьями и самостоятельно устанавливало за это плату в размере 9700 рублей, которые перечислялись на расчетный счет муниципального предприятия.

Стоит отметить, что регулирование правоотношений в сфере размещения нестационарных торговых объектов осуществляется Законом о торговле (381-ФЗ).

Постановлением Администрации г.о. Самара от 19 апреля 2013 года № 377 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара, которой было предусмотрено, что организация торговли хвойными деревьями должна осуществляться путем формирования площадки по реализации хвойных деревьев на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта.

Также согласно положениям, ст. 2 Закона Самарской области о регулировании торговой деятельности на территории Самаркой области № 76-ГД, под договором на размещение НТО понимается договор на размещение нестационарного торгового объекта, заключаемого в целях осуществления торговли сезонными товарами (бахчевыми культурами, грибами, овощами, фруктами, ягодами, безалкогольными напитками, мороженым, деревьями хвойных, изделиями народных художественных промыслов).

Следовательно, торговля хвойными деревьями должна осуществляться с учетом указанных правил и требований, установленных действующим законодательствам, а именно схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров аренды или на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов.

Администрация г.о. Самара и муниципальное предприятие реализовали схему торговли хвойными деревьями, не соответствующую требованиям действующего законодательства.

             Помимо этого, указанная схема НТО, утвержденная Постановлением Администрации г.о. Самара от 19 апреля 2013 года № 377, не содержала информацию о наименовании органа, уполномоченного на распоряжение имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Муниципальное предприятие не могло осуществлять прием заявок по организации торговли хвойными деревьям, так как является в указанном случае хозяйствующим субъектом, а не уполномоченным органом на распоряжение муниципальным имуществом.

В совокупности действия указанных лиц, привели к тому, что до неопределенного круга лиц была доведена недостоверная информация относительно порядка осуществления торговли посредством НТО, порядка заключения договоров на НТО и органа, уполномоченного на заключение таких договоров.  Фактически заинтересованные лица были лишены права заключения договора на размещение НТО в установленном порядке, поскольку Администрацией и муниципальным предприятием был установлен иной порядок, не предусмотренный действующим законодательством.

Указанные действия повлекли за собой необоснованное ограничение доступа хозяйствующих субъектов к осуществлению сезонной торговли хвойными деревьями, что могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции. В том числе в отношении заявителя ООО «Мираж», по результатам рассмотрения которого было возбуждено дело в отношении указанных лиц.

По итогам рассмотрения указанного дела, антимонопольным органом было установлено нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции и выдано предписание, согласно которому Администрации необходимо совершить действия, направленные на информирование неопределенного круга лиц, об органе уполномоченном на заключение договоров на размещение НТО для осуществления торговли хвойными деревьями, привести схему НТО (утв. Постановлением Администрации № 377) в соответствие с требованиями  действующего законодательства. Муниципальному предприятию было предписано не допускать действий, направленных на заключение договоров в целях осуществления сезонной торговли деревьями с использованием муниципального имущества.

Администрация г.о. Самара и муниципальное предприятие «Ярмарки Самары» не согласились с актами Самарского УФАС России и обжаловали его, но Арбитражный суд Самарской области и 11 Арбитражный апелляционный суд подтвердили правомерность вывод антимонопольного органа в отношении указанных лиц. А вчера Арбитражный суд Поволжского округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу муниципального предприятия.

По результатам рассмотрения двух административных дел на муниципальное предприятие «Ярмарки Самары» был наложен штраф в размере 100 тысяч рублей, на должностное лицо муниципального предприятия – 20 тысяч рублей.  По состоянию на 18 сентября штрафы оплачены в полном объеме.