Анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) за 2018 год

 

В соответствии с приказом ФАС России от 29.12.2018 г. № 1929/18 Самарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) за 2018 год.  

По результатам анализа установлено, что поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно. В связи с этим продуктовыми границами исследуемого рынка является электрическая энергия (мощность), которая по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами. В связи с этим взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Согласно данным, полученным по итогам анализа, на территории региона в 2018 году осуществляли деятельность 4 энергосбытовых компании, которым присвоен статус гарантирующего поставщика. Таким образом, Самарским УФАС России установлено наличие четырех отдельных локальных розничных рынков электрической энергии (мощности). Так, на локальном рынке № 1 действуют 12 хозяйствующих субъектов, из них одна организация ПАО «Самараэнерго» является гарантирующим поставщиком. На локальных рынках № 2 и № 3 действуют гарантирующие поставщики АО «Самараэнергосбыт» и ООО «Тольяттиэнергосбыт» соответственно. На локальном рынке № 4 осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта, один из которых гарантирующий поставщик АО «Тольяттинская энергосбытовая компания».

Объем указанных товарных рынков определен исходя из объемов реализованной хозяйствующими субъектами энергии в данных границах в 2018 году. Анализ показал, что в границах всех локальных рынков гарантирующие поставщики имеют долю рынка более 50% и занимают доминирующее положение на товарном рынке.

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассматриваемые рынки в локальных границах являются высококонцентрированными и характеризуются неразвитым уровнем конкуренции.

По результатам анализа антимонопольным органом установлено наличие экономических, административных и ряда иных барьеров, препятствующих доступу на товарный рынок.