Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынках розничной реализации автомобильных бензинов на территории Самарской области в 2015 году

Сфера деятельности: Товарные рынки

Общие положения

 

Основанием для анализа состояния конкурентной среды на рынках розничной реализации автомобильных бензинов является приказ Самарского УФАС России от 12.02.2015 г.  № 47 «О плане работы Самарского УФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 - 2016 годы». Целью проведения анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках.

Анализ проведен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок), а также методическими указаниями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов ФАС России (исх. от 17.02.2014 № ЦА/5378/14) (далее - методические указания).

В ходе исследования была использована информация представленная:

- органами местного самоуправления о хозяйствующих субъектах, действующих на рынках розничной реализации автомобильных бензинов;

- хозяйствующими субъектами, владеющими на праве собственности или ином законном основании АЗС, об объемах розничной реализации автомобильных бензинов и сведениях о барьерах входа на рынок.

Кроме того, в процессе проведения настоящего анализа Управлением были использованы результаты опроса владельцев личного автотранспорта.

 

Временной интервал исследования

 

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынков розничной реализации автомобильных бензинов, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер. В соответствии с Планом работы Самарского УФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы, временным интервалом анализа конкурентной среды на рынках розничной реализации автомобильных бензинов является 2015 год.

 

Продуктовые границы товарного рынка

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

В указанный временной интервал исследования в Российской Федерации производились и реализовывались 4 основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями. 

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регулятор-91 (ГОСТ Р51105-97), Примиум-95 (ГОСТ Р51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р51105-97), Премиум-Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ 51866-2002), Регулятор Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие. 

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.                                                                   

Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного  бензина является детонационная стойкость. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя.

Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля (например, увеличенная детонация может вызвать перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя).

Показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов является октановое число (ОЧ), показывающее содержание изооктана (в % объема) в смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82).

 

Автомобильные бензины по существенным различиям в значении ОЧ разделяются на две подгруппы:

  • низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому);

-высокооактановые бензины - Регуляр-91, АИ-92, АИ-95, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5-88 по моторному методу и 91 - 98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования рынков розничной реализации автомобильных бензинов определены следующие товары:

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные

бензины

(ОКП 025110)

низкооктановые

АИ–76 (АИ–80)

76 по моторному методу и 80 по исследовательскому методу

высокооктановые

АИ–92 (АИ–91, АИ– 93)

82,5 – 88 по моторному методу и 91 – 98 по исследовательскому методу

АИ–95 (АИ–96)

АИ–98

 

Товары, приведенные в скобках, а также их модификации учитываются при исследовании как товар, приведенный бз скобок. 

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) в пределах одного ОЧ рассматриваются как одна товарная группа.  

Опрос владельцев личного автотранспорта показал, что: 

- 176 респондентов и 246 опрошенных (71,5 %) используют бензин АИ-92;

- 66 респондентов (26,8 %) использует бензин АИ-95;

- 4 респондента (1,6 %) использует дизельное топливо.

При этом, как следует из результатов проведенного опроса, 8,1 % опрошенных владельцев личного автотранспорта готовы заменить марку бензина АИ-95, при увеличении цены на используемую марку бензина на 10 %, на бензин марки А-92. Кроме того, при увеличении цены на 10 % на бензин марки АИ-92 0,8 % опрошенных владельцев личного автотранспорта готовы заменить используемое топливо на бензин марки АИ-95.

По функциональному назначению заменителями бензина можно считать сжиженные углеводородные газы, но для работы на сжиженных углеводородных газах  необходимо переоборудование  автомобиля на газомоторное топливо. Перевод автомобиля на сжиженный газ связан со следующими трудностями:

  • во-первых, переоборудование автомобильных двигателей на газобаллонное  топливо требует значительных экономических и временных затрат,  на выполнение данных работ, технических возможностей, что в существующих условиях доступно далеко не всем организациям и физическим лицам;
  • во-вторых, ограниченное количество автогазозаправочных станций (АГЗС), что составляет неудобство для потребителей (особенно в сельской местности);
  • в-третьих, при работе автомобилей на сжиженных углеводородных газах, особенно в зимнее время, для запуска двигателя все равно необходим бензин.

На сжиженный газ может быть переведен личный, служебный, пассажирский и грузовой транспорт. При опросе владельцев личного автотранспорта никто из 246  респондентов не используют газ в качестве автомобильного топлива. При этом 14 владельцев (5,7 %) отметили, что переведут автомобиль на сжиженный газ в случае повышения цены используемого топлива на 10 %.

Исходя из вышеизложенного, сжиженный углеводородный газ не является взаимозаменяемым товаром  по отношению к автомобильным бензинам.

Следовательно, продуктовыми границами рынков розничной реализации автомобильных бензинов являются:

  • бензин А-76 (АИ-80, Нормаль-80);
  • бензин АИ-92 (АИ-92, Регуляр-92, Регуляр Евро-92, АИ-91, АИ-93);
  • бензин АИ-95 (АИ-95, Премиум-95,  Премиум Евро-95);
  • бензин  АИ-98  (Супер-98, Супер Евро-98).

 

Географические границы товарного рынка

 

В качестве предварительных географических границ рынков розничной реализации автомобильных бензинов с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры определяется территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций (за исключением областных, межрегиональных, транзитных).

Исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций (далее - АЗС), основными ограничениями экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов.

В случае, если покупатель осуществляет поездки на своем транспортном средстве в пределах одного муниципального образования (города, района), географические границы будут определяться:

  • транспортными затратами на движение до выбранной АЗС и возвращение обратно;
  • затратами потраченного времени.

При междугородних перевозках географические границы рынков розничной реализации автомобильных бензинов будут совпадать с маршрутом движения. Транспортные затраты и затраты времени в данном случае не будут иметь значения.

Транспортные затраты будут зависеть от расхода топлива. Расход топлива у разных марок автомобилей различен. Наиболее распространенным видом топлива для легковых автомобилей является бензин АИ-92.

В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке устанавливается допустимая норма превышения затрат на перемещение покупателя к продавцу для приобретения топлива в пределах 10% от стоимости среднего объема заправки, в случае превышения которой покупателю становится экономически невыгодно перемещаться для поиска более дешевого автомобильного топлива. Если АЗС не находится на маршруте следования, транспортные затраты необходимо учитывать, как на движение к выбранной АЗС, так и на возвращение обратно.

Согласно опросу владельцев личного автотранспорта, при увеличении цены используемого топлива на 10 %, среднее увеличение расстояния поездки с целью заправки на других территориях составит 6 км. С учетом возвращения обратно, увеличение расстояния до АЗС не должно превышать 3 км.

На основании вышеизложенного, географические границы рынков розничной реализации автомобильных бензинов включают территорию муниципального образования, а также АЗС, расположенные не более чем в 3 км по автомобильной дороге от границ муниципального образования.

 

 

 

 

 

Состав хозяйствующих субъектов

 

Продавцами на рынках розничной реализации автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Покупателями на рынках розничной реализации автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного пользования.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала. В состав хозяйствующих субъектов на рассматриваемых локальных рынках автомобильных бензинов включены юридические лица и  индивидуальные предприниматели, осуществляющие  реализацию автомобильных бензинов через собственные, либо арендованные автозаправочные станции.

Состав хозяйствующих субъектов на рынках розничной реализации автомобильных бензинов представлен в Приложении № 1.

 

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с Порядком расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж;

- объем поставок (отгрузок);

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Показатели, используемые при расчете доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.

Объемы и доли хозяйствующих субъектов на локальных рынках розничной реализации автомобильных бензинов в 2015 году приведены в Приложении № 1.

 

Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации использовался коэффициент рыночной концентрации CR3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

 

г.о. Самара:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 6101

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 79,28%

HHI = 4263

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 80,95%
  • = 3796

Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-98

  1. 3 = 94,65%
  2. = 4107

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Тольятти:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 71,47%

HHI = 2460

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 67,92%

HHI = 2578

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 71,86%

HHI = 2463

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-98 
  • 3 = 92,11%
  • = 3732

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок автомобильного бензина марки АИ-92 имеет умеренный уровень концентрации, а рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-95 и А-98  относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Сызрань:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 8812

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 9168

 

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Новокуйбышевск:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 89,08%

HHI = 4292

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 92,90%

HHI = 4424

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-98 
  • 3 = 100%
  • = 8831

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 и АИ-98 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Жигулевск:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 99,90%

HHI = 9756

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 94,21%

HHI = 3616

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 89,47%

HHI = 3368

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-98 
  • 3 = 100%
  • = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Кинель:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 4837

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 91,84%

HHI = 4374

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 94,80%
  • = 4662

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95  относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Октябрьск:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 7228

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95  имеют высокий уровень концентрации.

 

г.о. Отрадный:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 5863

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 7089

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Похвистнево:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 99,98%

HHI = 5897

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 97,81%
  • = 7688

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Чапаевск:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 9986

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 85,12%

HHI = 3070

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 87,52%
  • = 3460

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Алекссевский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%
  • = 8919
  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 8628

 

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Безенчукский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 5926

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 99,84%

HHI = 5569

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 5292

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Богатовский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 8119

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 8478

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Большеглушицкий район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 6022

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 7833

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Большечерниговский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 9427

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 9322

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Борский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 98,08%

HHI = 7561

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 7256

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Волжский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 68,76%

HHI = 2154

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 81,12%
  • = 3313
  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-98
  • 3 = 100%
  • = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок автомобильного бензина марки АИ-92 имеет умеренный уровень концентрации, а рынки автомобильных бензинов марок АИ-95 и АИ-98 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Елховский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 95,24%

HHI = 4060

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 97,95%
  • = 4799

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Исаклинский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 8970

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 7790

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

 

Камышлинский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  •  3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Кинельский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 5415

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 88,19%

HHI = 3600

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 97,70%
  • = 5646

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Кинель-Черкасский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 60,49%

HHI = 1779

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 80,17%
  • = 2746

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок автомобильного бензина марки АИ-92 имеет умеренный уровень концентрации, а рынки автомобильных бензинов марок АИ-80 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Клявлинский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Кошкинский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 96,46%

HHI = 4245

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 7442

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Красноармейский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 5195

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100 %
  • = 7223

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Красноярский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 8149

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 74,29%

HHI = 2451

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 77,15%
  • = 2538

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Нефтегорский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 95,24%

HHI = 5851

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 7227

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Пестравский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 99,76%

HHI = 6431

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 6634

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Похвистневский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 96%

HHI = 4588

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 4975

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Приволжский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Сергиевский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 85,58%

HHI = 4464

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 95,37%
  • = 3712

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Ставропольский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 94,15%

HHI = 4506

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 75,20%

HHI = 3080

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 84,19%
  • = 3444
  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-98 
  • 3 = 100%
  • = 9701

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Сызранский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100%

HHI = 5129

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 94,71%

HHI = 4005

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 98,19%
  • = 4811

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

Хворостянский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-80
  • 3 = 100 %

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 10000

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Челно-Вершинский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина А-92
  • 3 = 100,00%
  • = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок автомобильного бензина марки АИ-92 относится к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Шенталинский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 7043

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

Шигонский район:

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-92
  • 3 = 100%

HHI = 7984

  • Рынок розничной реализации автомобильного бензина АИ-95 
  • 3 = 100%
  • =10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

 

 

 

Барьеры входа на товарный рынок

 

Хозяйствующими субъектами, действующими на рынках розничной реализации автомобильных бензинов, отмечаются следующие барьеры входа на товарный рынок.

Экономические барьеры:

  • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
  • ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
  • издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
  • издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации;
  • транспортные ограничения;
  • отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
  • наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
  • преимущества уже действующих на рынке хозяйствующих субъектов перед потенциальными участниками рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.

Административные барьеры:

  • условия лицензирования;
  • препятствия в отведении земельных участков;
  • условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных  нужд;
  • экологические ограничения;
  • стандарты, предъявляемые к качеству.

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:

  • инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка;
  • увеличение для приобретателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным приобретателям.

Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:

  • создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;
  • требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на рынок нефтепродуктов.

 

Таким образом, по мнению хозяйствующих субъектов наиболее существенными барьерами входа на рынок нефтепродуктов являются:

  • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
  • преимущества уже действующих на рынке хозяйствующих субъектов перед потенциальными участниками рынка нефтепродуктов;
  • преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

 

Оценка состояния конкурентной среды

На основании показателей уровня концентрации рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на рынок можно сделать вывод о том, что рынки розничной реализации бензина А-80 в г.о. Самара, г.о. Тольятти, г.о. Жигулевск, г.о. Кинель, г.о. Отрадный, г.о. Чапаевск, Безенчукском, Богатовском, Большечерниговском, Борском, Елховском, Кинельском, Кинель-Черкасском, Кошкинском, Красноярском, Нефтегорском, Пестравском, Сергиевском, Ставропольском, Сызранском, Хворостянском относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Рынки розничной реализации бензина АИ-92 в г.о. Тольятти, Волжском и Кинель-Черкасском районах относятся к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией; в г.о. Самара, г.о. Сызрань, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Жигулевск, г.о. Кинель, г.о. Октябрьск, г.о. Отрадный, г.о. Похвистнево, г.о. Чапаевск, Алексеевском, Безенчукском, Богатовском, Большеглушицком, Большечерниговском, Борском, Елховском, Исаклинском, Камышлинском, Кинельском, Клявлинском, Кошкинском, Красноармейском, Красноярском, Нефтегорском, Пестравском, Похвистневском, Приволжском, Сергиевском, Ставропольском, Сызранском, Хворостянском, Челно-Вершинском, Шенталинском, Шигонском районах относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Рынки розничной реализации бензина АИ-95 в г.о. Самара, г.о. Тольятти, г.о. Сызрань, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Жигулевск, г.о. Кинель, г.о. Октябрьск, г.о. Отрадный, г.о. Похвистнево, г.о. Чапаевск, Алексеевском, Безенчукском, Богатовском, Большеглушицком, Большечерниговском, Борском, Волжском, Елховском, Исаклинском, Камышлинском, Кинельском, Кинель-Черкасском, Клявлинском, Кошкинском, Красноармейском, Красноярском, Нефтегорском, Пестравском, Похвистневском, Приволжском, Сергиевском, Ставропольском, Сызранском, Хворостянском, Шенталинском, Шигонском районах относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Рынки розничной реализации бензина АИ-98 в г.о. Самара, г.о. Тольятти, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Жигулевск, Ставропольском и Волжском районах относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

 

Выводы и предложения

 

В Самарской области существует административный барьер для вхождения на рынок розничной реализации автомобильных бензинов новых хозяйствующих субъектов, связанный с наличием в регионе платы за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, которая рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге.

Постановлением Правительства Самарской области от 01 октября 2008 г. №392 установлены перечень и стоимость услуг  по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Самарской области.

Исходя из формулы, установленной указанным Постановлением для расчета стоимости услуг по согласованию размещения объекта дорожного сервиса, присоединяемого к автомобильной дороге, стоимость услуг по размещению АЗС к автомобильным дорогам общего пользования может достигать 5 миллионов рублей.

Плата за услугу по присоединению автозаправочных станций к автомобильным дорогам в таких значительных размерах  является существенным барьером для выхода на розничный рынок автомобильного топлива новых хозяйствующих субъектов. Устранение указанного административного барьера необходимо в целях снижения экономических затрат для выхода на розничный рынок автомобильного топлива новых хозяйствующих субъектов.

Указанный подход нашёл отражение в Программе развития конкуренции в Самарской области на 2010 – 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 28 мая 2010 г. № 213.