Решение по делу №17-5099-13/6

Сфера деятельности: Финансовые рынки
Номер дела: № 17-5099-13/6
Дата публикации: 9 августа 2013, 15:15

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» июля 2013 г.                                          г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «02» августа 2013г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:………………………..,

рассмотрев дело № 17-5099-13/6, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступило заявление ООО «Межрегионтранс» о действиях ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области».

Согласно доводам, изложенным в заявлении, между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» был заключен договор № 195 от 01.12.2009 г. предметом которого является перевозка пассажиров и багажа автотранспортом по проданным через кассовую сеть ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» билетов. Срок действия указанного договора с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.

Как следует из содержания заявления, 08.10.2010 г. в адрес ООО «Межрегионтранс» посредством факсимильной связи поступил односторонний отказ ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от исполнения договора № 195 от 01.12.2009 г. Отказ мотивирован систематическим нарушением условий договора со стороны ООО «Межрегионтранс».

По мнению ООО «Межрегионтранс» рассматриваемые действия ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» создают дискриминационные условия для ООО «Межрегионтранс» и создают препятствия доступу на товарный рынок.

В соответствии с  частью 1 статьи 10  Закона  о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Приказом Самарского УФАС России от 03.09.1997 г. ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % в границах Самарской области с долей более 65 % по товарной позиции - реализация билетов.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 034-2002 (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст), услугам автовокзалов (автобусных станций) присвоен код 63.21.21 - услуги автобусных станций и автовокзалов.  В  состав указанной группы входит подгруппа с кодом 63.21.21.110 – услуги по продаже билетов на автомобильный (автобусный) транспорт.

Таким образом, услуги по продаже билетов на автомобильный (автобусный) транспорт являются неотъемлемой частью услуг автовокзалов (автобусных станций).

Учитывая изложенное, положение ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» на рынке оказания услуг автовокзалов в границах Самарской области является доминирующим, поскольку оно отвечает признакам, установленным в пункте 1 части 1 статьи 5  Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в решении Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-8040/2010 подтвержден вывод Самарского УФАС России о доминирующем положении ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области»  на рынке оказания услуг автовокзалов на территории Самарской области.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Межрегионтранс» Самарским УФАС России возбуждено дело  № 17-5099-13/6 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции».

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Как следует из представленных материалов между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» был заключен договор № 195 от 01.12.2009 года.

В соответствии с пунктом 1.1 договора № 195 от 01.12.2009 г.,  предметом Договора является перевозка пассажиров и багажа транспортом Автопредприятия по билетам, проданным через кассовую сеть Общества, по маршрутам, расписанию автотранспортными средствами, указанными в приложении №1.

Согласно приложению № 1 к Договору, маршрут № 518 «Ульяновск-Самара» предусматривал 7 рейсов, которые должно осуществлять ООО «Межрегионтранс»  ежедневно в установленное время отправления на автобусах марки Хундай, Газель.

В соответствии с пунктом 8.1 договора № 195 от 01.12.2009 г. определен срок его действия:  с 01.01.2010 г.  по 31.12.2010 г.

Согласно пункту 2.3.8 договора № 195 от 01.12.2009 г. Автопредприятие обязано сообщать исполнителю о вынужденной замене предусмотренных приложением № 1 марки и вместительности автобусов не позднее, чем за 6 часов до его отправления в рейс; о задержке подачи автобуса на посадку с указанием ориентировочного времени задержки не позднее, чем за 1 час до его отправления в рейс; о закрытии маршрутов – не позднее, чем за три месяца.

В пункте 8.2 договора № 195 от 01.12.2009 г. стороны предусмотрели  право исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора в следующих случаях:

- при неоднократном нарушении Автопредприятием условий пунктов 2.3.1-2.3.28, 3.1-3.4 договора;

-при осуществлении перевозок транспортными средствами, не указанными в приложении №1 к Договору;

-при прекращении срока действия лицензии Автопредприятия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом;

-в случае допуска со стороны Автопредприятия срывов рейсов более 5% от планового количества рейсов в месяц;

-при совершении дорожно-транспортного происшествия, повлекшего вред здоровью пассажиров.

Из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» письмом № 1465 уведомило ООО «Межрегионтранс» о досрочном расторжении договора № 195 от 01.12.2009 г. с 15.10.2010 г. в связи с действиями ООО «Межрегионтранс», выразившимися в систематических срывах рейсов по маршруту «Ульяновск – Самара».

Согласно определениям, сложившимся в хозяйственной практике в сфере организации автобусных перевозок, а также согласно сложившейся судебной практике, под срывом рейса понимается невыполнение без уважительных причин графика движения автобусов, вследствие чего пассажиры лишаются возможности воспользоваться приобретенными билетами.

Представленные материалы и сведения свидетельствуют, что ООО «Межрегионтранс» допускало приостановление рейсов по маршруту № 518 «Ульяновск-Самара». Между тем, из представленных в ходе рассмотрения дела документов и сведений следует, что ООО «Межрегионтранс» в адрес ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» заблаговременно   направляло соответствующие письма (от 24.03.2010, от 20.04.2010, от 26.04.2010, от 26.05.2010, от 17.09.2010, от 11.10.2010) о необходимости приостановления продажи билетов   на рейсы по маршруту №518 «Ульяновск – Самара».

Таким образом, из материалов дела следует, что ООО «Межрегионтранс» заблаговременно извещало ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» о приостановлении рейсов и необходимости приостановления продажи билетов. Вследствие чего, ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», заблаговременно получив уведомление ООО «Межрегионтранс», не осуществляло продажи билетов на соответствующие рейсы по маршруту № 518.                                            

Ввиду изложенного, из представленных документов и сведений, Комиссией не усматривается оснований для квалификации действий ООО «Межрегионтранс» в качестве действий, приводящих к срывам рейсов по маршруту № 518 «Ульяновск – Самара».                                      

Документов и сведений, подтверждающих действия ООО «Межрегионтранс» по срыву рейсов по маршруту № 518 «Ульяновск-Самара», осуществляемому в рамках договора от 01.12.2009 № 195, не представлено.

Таким образом, Комиссия полагает, что односторонний отказ ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от договора № 195 от 01.12.2009 г. является необоснованным.

Указанная позиция Комиссии соответствует позиции, изложенной в решении Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-25242/2010, рассмотренному по иску ООО «Межрегионтранс» о признании недействительным одностороннего отказа ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от договора № 195 от 01.12.2009 года.

Решением Арбитражного суда Самарской области по делу №  А55-25242/2010 от 03.03.2011 года односторонний отказ ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от договора № 195 от 01.12.2009 г., заключенного между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» признан недействительным. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 06.07.2011 г. и Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2011 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2011 г. по делу № А55-25242/2010  оставлено без изменений.

При этом,  в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу № А55–25242/2010 установлено, что ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг автовокзалов, направило  ООО «Межрегионтранс» уведомление о расторжении договора № 195 от 01.12.2009 г., злоупотребляя доминирующим положением на рынке.

Таким образом, факт злоупотребления ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» доминирующим положением установлен, в том числе, судами во вступившем в законную силу решении по делу № А55-25242/2010.

Из материалов дела следует, что ООО «Межрегионтранс» в рамках предпринимательской деятельности оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту № 518 «Ульяновск – Самара».

Для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом ООО «Межрегинтранс» необходимо заключить договор с автовокзалом, в рамках которого последним будут оказываться услуги по реализации билетов на тот или иной маршрут, а также иные услуги автовокзалов.

Таким образом, действиями, выразившимися в  одностороннем отказе от договора № 195 от 01.12.2009 г., в период с ноября 2010 г. по апрель 2011 года ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области»  ограничивало ООО «Межрегионтранс» доступ на рынок услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту № 518 «Ульяновск – Самара». Указанные действия ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» привели к ограничению конкуренции на названном товарном рынке.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», выразившиеся в одностороннем отказе от договора № 195 от 01.12.2009 г., являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и привели к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту «Ульяновск – Самара».

Согласно документам и сведениям, представленным в Самарское УФАС России, ООО «Межрегионтранс» также обращалось  в Арбитражный суд Самарской области с иском к  ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» о понуждении последнего к заключению с ООО «Межрегионтранс» договора на оказание услуг по организации пассажирских  перевозок по маршруту Ульяновск – Самара – Ульяновск.

Указанные требования ООО «Межрегионтранс» были рассмотрены  в рамках производства по делу  № А55 – 10146/2011.

Из содержания решения Арбитражного суда  Самарской области от 13.10.2011 г.  по делу № А55–10146/2011 следует, что в ходе рассмотрения дела между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» был заключен договор от 05.04.2011 г. на оказание услуг по организации пассажирских перевозок автобусами. Указанное обстоятельство не опровергается Заявителем.

В соответствии с пунктом 1.1. договора от 05.04.2011 г., ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» оказывает перевозчику за плату услуги в сфере организации пассажирских автобусных перевозок на условиях настоящего договора и в пределах утвержденного и зарегистрированного в министерстве транспорта РФ маршрута «Ульяновск-Самара-Ульяновск» и расписаний движения автобусов.

Таким образом, факт заключения названного договора  свидетельствует о добровольном устранении ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в  одностороннем отказе от договора № 195 от 01.12.2009 г.

В соответствии с пунктами 1, 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение; наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, принимая во внимание вступившее в силу решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-25242/2010, а также  факт добровольного устранения ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» нарушения антимонопольного законодательства путем заключения с ООО «Межрегионтранс» договора от 05.04.2011 г., основания для выдачи ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» предписания Комиссией не установлены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить производство по делу № 17-5099-13/6 по основаниям, предусмотренными пунктами 1, 5 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

stdClass Object ( [vid] => 9355 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №17-5099-13/6 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9355 [type] => solution [language] => ru [created] => 1377515877 [changed] => 1377515877 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1377515877 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» июля 2013 г.                                          г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «02» августа 2013г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:………………………..,

рассмотрев дело № 17-5099-13/6, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступило заявление ООО «Межрегионтранс» о действиях ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области».

Согласно доводам, изложенным в заявлении, между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» был заключен договор № 195 от 01.12.2009 г. предметом которого является перевозка пассажиров и багажа автотранспортом по проданным через кассовую сеть ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» билетов. Срок действия указанного договора с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.

Как следует из содержания заявления, 08.10.2010 г. в адрес ООО «Межрегионтранс» посредством факсимильной связи поступил односторонний отказ ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от исполнения договора № 195 от 01.12.2009 г. Отказ мотивирован систематическим нарушением условий договора со стороны ООО «Межрегионтранс».

По мнению ООО «Межрегионтранс» рассматриваемые действия ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» создают дискриминационные условия для ООО «Межрегионтранс» и создают препятствия доступу на товарный рынок.

В соответствии с  частью 1 статьи 10  Закона  о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Приказом Самарского УФАС России от 03.09.1997 г. ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % в границах Самарской области с долей более 65 % по товарной позиции - реализация билетов.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 034-2002 (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст), услугам автовокзалов (автобусных станций) присвоен код 63.21.21 - услуги автобусных станций и автовокзалов.  В  состав указанной группы входит подгруппа с кодом 63.21.21.110 – услуги по продаже билетов на автомобильный (автобусный) транспорт.

Таким образом, услуги по продаже билетов на автомобильный (автобусный) транспорт являются неотъемлемой частью услуг автовокзалов (автобусных станций).

Учитывая изложенное, положение ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» на рынке оказания услуг автовокзалов в границах Самарской области является доминирующим, поскольку оно отвечает признакам, установленным в пункте 1 части 1 статьи 5  Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в решении Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-8040/2010 подтвержден вывод Самарского УФАС России о доминирующем положении ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области»  на рынке оказания услуг автовокзалов на территории Самарской области.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Межрегионтранс» Самарским УФАС России возбуждено дело  № 17-5099-13/6 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции».

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Как следует из представленных материалов между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» был заключен договор № 195 от 01.12.2009 года.

В соответствии с пунктом 1.1 договора № 195 от 01.12.2009 г.,  предметом Договора является перевозка пассажиров и багажа транспортом Автопредприятия по билетам, проданным через кассовую сеть Общества, по маршрутам, расписанию автотранспортными средствами, указанными в приложении №1.

Согласно приложению № 1 к Договору, маршрут № 518 «Ульяновск-Самара» предусматривал 7 рейсов, которые должно осуществлять ООО «Межрегионтранс»  ежедневно в установленное время отправления на автобусах марки Хундай, Газель.

В соответствии с пунктом 8.1 договора № 195 от 01.12.2009 г. определен срок его действия:  с 01.01.2010 г.  по 31.12.2010 г.

Согласно пункту 2.3.8 договора № 195 от 01.12.2009 г. Автопредприятие обязано сообщать исполнителю о вынужденной замене предусмотренных приложением № 1 марки и вместительности автобусов не позднее, чем за 6 часов до его отправления в рейс; о задержке подачи автобуса на посадку с указанием ориентировочного времени задержки не позднее, чем за 1 час до его отправления в рейс; о закрытии маршрутов – не позднее, чем за три месяца.

В пункте 8.2 договора № 195 от 01.12.2009 г. стороны предусмотрели  право исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора в следующих случаях:

- при неоднократном нарушении Автопредприятием условий пунктов 2.3.1-2.3.28, 3.1-3.4 договора;

-при осуществлении перевозок транспортными средствами, не указанными в приложении №1 к Договору;

-при прекращении срока действия лицензии Автопредприятия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом;

-в случае допуска со стороны Автопредприятия срывов рейсов более 5% от планового количества рейсов в месяц;

-при совершении дорожно-транспортного происшествия, повлекшего вред здоровью пассажиров.

Из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» письмом № 1465 уведомило ООО «Межрегионтранс» о досрочном расторжении договора № 195 от 01.12.2009 г. с 15.10.2010 г. в связи с действиями ООО «Межрегионтранс», выразившимися в систематических срывах рейсов по маршруту «Ульяновск – Самара».

Согласно определениям, сложившимся в хозяйственной практике в сфере организации автобусных перевозок, а также согласно сложившейся судебной практике, под срывом рейса понимается невыполнение без уважительных причин графика движения автобусов, вследствие чего пассажиры лишаются возможности воспользоваться приобретенными билетами.

Представленные материалы и сведения свидетельствуют, что ООО «Межрегионтранс» допускало приостановление рейсов по маршруту № 518 «Ульяновск-Самара». Между тем, из представленных в ходе рассмотрения дела документов и сведений следует, что ООО «Межрегионтранс» в адрес ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» заблаговременно   направляло соответствующие письма (от 24.03.2010, от 20.04.2010, от 26.04.2010, от 26.05.2010, от 17.09.2010, от 11.10.2010) о необходимости приостановления продажи билетов   на рейсы по маршруту №518 «Ульяновск – Самара».

Таким образом, из материалов дела следует, что ООО «Межрегионтранс» заблаговременно извещало ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» о приостановлении рейсов и необходимости приостановления продажи билетов. Вследствие чего, ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», заблаговременно получив уведомление ООО «Межрегионтранс», не осуществляло продажи билетов на соответствующие рейсы по маршруту № 518.                                            

Ввиду изложенного, из представленных документов и сведений, Комиссией не усматривается оснований для квалификации действий ООО «Межрегионтранс» в качестве действий, приводящих к срывам рейсов по маршруту № 518 «Ульяновск – Самара».                                      

Документов и сведений, подтверждающих действия ООО «Межрегионтранс» по срыву рейсов по маршруту № 518 «Ульяновск-Самара», осуществляемому в рамках договора от 01.12.2009 № 195, не представлено.

Таким образом, Комиссия полагает, что односторонний отказ ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от договора № 195 от 01.12.2009 г. является необоснованным.

Указанная позиция Комиссии соответствует позиции, изложенной в решении Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-25242/2010, рассмотренному по иску ООО «Межрегионтранс» о признании недействительным одностороннего отказа ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от договора № 195 от 01.12.2009 года.

Решением Арбитражного суда Самарской области по делу №  А55-25242/2010 от 03.03.2011 года односторонний отказ ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от договора № 195 от 01.12.2009 г., заключенного между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» признан недействительным. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 06.07.2011 г. и Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2011 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2011 г. по делу № А55-25242/2010  оставлено без изменений.

При этом,  в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу № А55–25242/2010 установлено, что ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг автовокзалов, направило  ООО «Межрегионтранс» уведомление о расторжении договора № 195 от 01.12.2009 г., злоупотребляя доминирующим положением на рынке.

Таким образом, факт злоупотребления ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» доминирующим положением установлен, в том числе, судами во вступившем в законную силу решении по делу № А55-25242/2010.

Из материалов дела следует, что ООО «Межрегионтранс» в рамках предпринимательской деятельности оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту № 518 «Ульяновск – Самара».

Для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом ООО «Межрегинтранс» необходимо заключить договор с автовокзалом, в рамках которого последним будут оказываться услуги по реализации билетов на тот или иной маршрут, а также иные услуги автовокзалов.

Таким образом, действиями, выразившимися в  одностороннем отказе от договора № 195 от 01.12.2009 г., в период с ноября 2010 г. по апрель 2011 года ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области»  ограничивало ООО «Межрегионтранс» доступ на рынок услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту № 518 «Ульяновск – Самара». Указанные действия ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» привели к ограничению конкуренции на названном товарном рынке.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», выразившиеся в одностороннем отказе от договора № 195 от 01.12.2009 г., являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и привели к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту «Ульяновск – Самара».

Согласно документам и сведениям, представленным в Самарское УФАС России, ООО «Межрегионтранс» также обращалось  в Арбитражный суд Самарской области с иском к  ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» о понуждении последнего к заключению с ООО «Межрегионтранс» договора на оказание услуг по организации пассажирских  перевозок по маршруту Ульяновск – Самара – Ульяновск.

Указанные требования ООО «Межрегионтранс» были рассмотрены  в рамках производства по делу  № А55 – 10146/2011.

Из содержания решения Арбитражного суда  Самарской области от 13.10.2011 г.  по делу № А55–10146/2011 следует, что в ходе рассмотрения дела между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» был заключен договор от 05.04.2011 г. на оказание услуг по организации пассажирских перевозок автобусами. Указанное обстоятельство не опровергается Заявителем.

В соответствии с пунктом 1.1. договора от 05.04.2011 г., ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» оказывает перевозчику за плату услуги в сфере организации пассажирских автобусных перевозок на условиях настоящего договора и в пределах утвержденного и зарегистрированного в министерстве транспорта РФ маршрута «Ульяновск-Самара-Ульяновск» и расписаний движения автобусов.

Таким образом, факт заключения названного договора  свидетельствует о добровольном устранении ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в  одностороннем отказе от договора № 195 от 01.12.2009 г.

В соответствии с пунктами 1, 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение; наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, принимая во внимание вступившее в силу решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-25242/2010, а также  факт добровольного устранения ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» нарушения антимонопольного законодательства путем заключения с ООО «Межрегионтранс» договора от 05.04.2011 г., основания для выдачи ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» предписания Комиссией не установлены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить производство по делу № 17-5099-13/6 по основаниям, предусмотренными пунктами 1, 5 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» июля 2013 г.                                          г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «02» августа 2013г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:………………………..,

рассмотрев дело № 17-5099-13/6, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступило заявление ООО «Межрегионтранс» о действиях ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области».

Согласно доводам, изложенным в заявлении, между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» был заключен договор № 195 от 01.12.2009 г. предметом которого является перевозка пассажиров и багажа автотранспортом по проданным через кассовую сеть ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» билетов. Срок действия указанного договора с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.

Как следует из содержания заявления, 08.10.2010 г. в адрес ООО «Межрегионтранс» посредством факсимильной связи поступил односторонний отказ ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от исполнения договора № 195 от 01.12.2009 г. Отказ мотивирован систематическим нарушением условий договора со стороны ООО «Межрегионтранс».

По мнению ООО «Межрегионтранс» рассматриваемые действия ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» создают дискриминационные условия для ООО «Межрегионтранс» и создают препятствия доступу на товарный рынок.

В соответствии с  частью 1 статьи 10  Закона  о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Приказом Самарского УФАС России от 03.09.1997 г. ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % в границах Самарской области с долей более 65 % по товарной позиции - реализация билетов.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 034-2002 (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст), услугам автовокзалов (автобусных станций) присвоен код 63.21.21 - услуги автобусных станций и автовокзалов.  В  состав указанной группы входит подгруппа с кодом 63.21.21.110 – услуги по продаже билетов на автомобильный (автобусный) транспорт.

Таким образом, услуги по продаже билетов на автомобильный (автобусный) транспорт являются неотъемлемой частью услуг автовокзалов (автобусных станций).

Учитывая изложенное, положение ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» на рынке оказания услуг автовокзалов в границах Самарской области является доминирующим, поскольку оно отвечает признакам, установленным в пункте 1 части 1 статьи 5  Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в решении Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-8040/2010 подтвержден вывод Самарского УФАС России о доминирующем положении ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области»  на рынке оказания услуг автовокзалов на территории Самарской области.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Межрегионтранс» Самарским УФАС России возбуждено дело  № 17-5099-13/6 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции».

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Как следует из представленных материалов между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» был заключен договор № 195 от 01.12.2009 года.

В соответствии с пунктом 1.1 договора № 195 от 01.12.2009 г.,  предметом Договора является перевозка пассажиров и багажа транспортом Автопредприятия по билетам, проданным через кассовую сеть Общества, по маршрутам, расписанию автотранспортными средствами, указанными в приложении №1.

Согласно приложению № 1 к Договору, маршрут № 518 «Ульяновск-Самара» предусматривал 7 рейсов, которые должно осуществлять ООО «Межрегионтранс»  ежедневно в установленное время отправления на автобусах марки Хундай, Газель.

В соответствии с пунктом 8.1 договора № 195 от 01.12.2009 г. определен срок его действия:  с 01.01.2010 г.  по 31.12.2010 г.

Согласно пункту 2.3.8 договора № 195 от 01.12.2009 г. Автопредприятие обязано сообщать исполнителю о вынужденной замене предусмотренных приложением № 1 марки и вместительности автобусов не позднее, чем за 6 часов до его отправления в рейс; о задержке подачи автобуса на посадку с указанием ориентировочного времени задержки не позднее, чем за 1 час до его отправления в рейс; о закрытии маршрутов – не позднее, чем за три месяца.

В пункте 8.2 договора № 195 от 01.12.2009 г. стороны предусмотрели  право исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора в следующих случаях:

- при неоднократном нарушении Автопредприятием условий пунктов 2.3.1-2.3.28, 3.1-3.4 договора;

-при осуществлении перевозок транспортными средствами, не указанными в приложении №1 к Договору;

-при прекращении срока действия лицензии Автопредприятия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом;

-в случае допуска со стороны Автопредприятия срывов рейсов более 5% от планового количества рейсов в месяц;

-при совершении дорожно-транспортного происшествия, повлекшего вред здоровью пассажиров.

Из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» письмом № 1465 уведомило ООО «Межрегионтранс» о досрочном расторжении договора № 195 от 01.12.2009 г. с 15.10.2010 г. в связи с действиями ООО «Межрегионтранс», выразившимися в систематических срывах рейсов по маршруту «Ульяновск – Самара».

Согласно определениям, сложившимся в хозяйственной практике в сфере организации автобусных перевозок, а также согласно сложившейся судебной практике, под срывом рейса понимается невыполнение без уважительных причин графика движения автобусов, вследствие чего пассажиры лишаются возможности воспользоваться приобретенными билетами.

Представленные материалы и сведения свидетельствуют, что ООО «Межрегионтранс» допускало приостановление рейсов по маршруту № 518 «Ульяновск-Самара». Между тем, из представленных в ходе рассмотрения дела документов и сведений следует, что ООО «Межрегионтранс» в адрес ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» заблаговременно   направляло соответствующие письма (от 24.03.2010, от 20.04.2010, от 26.04.2010, от 26.05.2010, от 17.09.2010, от 11.10.2010) о необходимости приостановления продажи билетов   на рейсы по маршруту №518 «Ульяновск – Самара».

Таким образом, из материалов дела следует, что ООО «Межрегионтранс» заблаговременно извещало ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» о приостановлении рейсов и необходимости приостановления продажи билетов. Вследствие чего, ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», заблаговременно получив уведомление ООО «Межрегионтранс», не осуществляло продажи билетов на соответствующие рейсы по маршруту № 518.                                            

Ввиду изложенного, из представленных документов и сведений, Комиссией не усматривается оснований для квалификации действий ООО «Межрегионтранс» в качестве действий, приводящих к срывам рейсов по маршруту № 518 «Ульяновск – Самара».                                      

Документов и сведений, подтверждающих действия ООО «Межрегионтранс» по срыву рейсов по маршруту № 518 «Ульяновск-Самара», осуществляемому в рамках договора от 01.12.2009 № 195, не представлено.

Таким образом, Комиссия полагает, что односторонний отказ ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от договора № 195 от 01.12.2009 г. является необоснованным.

Указанная позиция Комиссии соответствует позиции, изложенной в решении Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-25242/2010, рассмотренному по иску ООО «Межрегионтранс» о признании недействительным одностороннего отказа ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от договора № 195 от 01.12.2009 года.

Решением Арбитражного суда Самарской области по делу №  А55-25242/2010 от 03.03.2011 года односторонний отказ ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от договора № 195 от 01.12.2009 г., заключенного между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» признан недействительным. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 06.07.2011 г. и Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2011 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2011 г. по делу № А55-25242/2010  оставлено без изменений.

При этом,  в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу № А55–25242/2010 установлено, что ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг автовокзалов, направило  ООО «Межрегионтранс» уведомление о расторжении договора № 195 от 01.12.2009 г., злоупотребляя доминирующим положением на рынке.

Таким образом, факт злоупотребления ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» доминирующим положением установлен, в том числе, судами во вступившем в законную силу решении по делу № А55-25242/2010.

Из материалов дела следует, что ООО «Межрегионтранс» в рамках предпринимательской деятельности оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту № 518 «Ульяновск – Самара».

Для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом ООО «Межрегинтранс» необходимо заключить договор с автовокзалом, в рамках которого последним будут оказываться услуги по реализации билетов на тот или иной маршрут, а также иные услуги автовокзалов.

Таким образом, действиями, выразившимися в  одностороннем отказе от договора № 195 от 01.12.2009 г., в период с ноября 2010 г. по апрель 2011 года ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области»  ограничивало ООО «Межрегионтранс» доступ на рынок услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту № 518 «Ульяновск – Самара». Указанные действия ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» привели к ограничению конкуренции на названном товарном рынке.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», выразившиеся в одностороннем отказе от договора № 195 от 01.12.2009 г., являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и привели к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту «Ульяновск – Самара».

Согласно документам и сведениям, представленным в Самарское УФАС России, ООО «Межрегионтранс» также обращалось  в Арбитражный суд Самарской области с иском к  ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» о понуждении последнего к заключению с ООО «Межрегионтранс» договора на оказание услуг по организации пассажирских  перевозок по маршруту Ульяновск – Самара – Ульяновск.

Указанные требования ООО «Межрегионтранс» были рассмотрены  в рамках производства по делу  № А55 – 10146/2011.

Из содержания решения Арбитражного суда  Самарской области от 13.10.2011 г.  по делу № А55–10146/2011 следует, что в ходе рассмотрения дела между ООО «Межрегионтранс» и ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» был заключен договор от 05.04.2011 г. на оказание услуг по организации пассажирских перевозок автобусами. Указанное обстоятельство не опровергается Заявителем.

В соответствии с пунктом 1.1. договора от 05.04.2011 г., ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» оказывает перевозчику за плату услуги в сфере организации пассажирских автобусных перевозок на условиях настоящего договора и в пределах утвержденного и зарегистрированного в министерстве транспорта РФ маршрута «Ульяновск-Самара-Ульяновск» и расписаний движения автобусов.

Таким образом, факт заключения названного договора  свидетельствует о добровольном устранении ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в  одностороннем отказе от договора № 195 от 01.12.2009 г.

В соответствии с пунктами 1, 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение; наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, принимая во внимание вступившее в силу решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-25242/2010, а также  факт добровольного устранения ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» нарушения антимонопольного законодательства путем заключения с ООО «Межрегионтранс» договора от 05.04.2011 г., основания для выдачи ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» предписания Комиссией не установлены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить производство по делу № 17-5099-13/6 по основаниям, предусмотренными пунктами 1, 5 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 17-5099-13/6 [format] => [safe_value] => № 17-5099-13/6 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 38 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 38 [vid] => 6 [name] => Финансовые рынки [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-09 11:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-23 11:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1377515877 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )