РЕШЕНИЕ
10 августа 2011 г. г. Самара
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело № 7405-11/8 по признакам нарушения ООО «СУшКА» пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» по факту распространения в г. Тольятти на Южном шоссе наружной рекламы суши-бара «Сушка», содержащей фразу «Классные Sos-ki в Sush-ke» с изображением четырех девушек с обнаженными плечами, во рту у которых находятся соски, а также использовались слова на иностранном языке;
в присутствии представителей:
заявителя – ….......... — отсутствует (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. № 8832/8 от 28.07.2011 г.) электронной почтой); от лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (исх. № б/н от 01.08.2011 г. / вх. № 4771-з от 02.08.2011 г.)
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «СУшКА» (445140, Самарская область, Ставропольский район, поселок Тимофеевка, ул. Обводная, 3, оф. 3, ИНН 6382059678), законные представители — учредитель ООО «СУшКА» …............. и директор ООО «СУшКА» .........(протокол общего собрания учредителей ООО «СУшКА» от 28.07.2010 г.) (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. № 8832/8 от 28.07.2011 г.) факсимильной связью);
заинтересованного лица – ———
эксперта – ———
переводчика – ———
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило заявление ….......... (вх. № 150 от 28.04.2011 г.) с просьбой провести проверку рекламы суши-бара «Сушка» на соблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как сообщил заявитель, в г. Тольятти на Южном шоссе висит перетяг с надписью «классные соски в Сушке!» на фоне фотографий девушек с сосками во рту.
По мнению заявителя, «под «сосками» имеются ввиду именно девушки, а не резиновые изделия у них во рту».
Согласно информации, размещенной на сайте www.madagascartc.ru, суши-бар «Сушка» располагается в торговом центре «Мадагаскар», находящемся по адресу: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14. В меню данного суши-бара указаны следующие наименования: суши, роллы, горячие роллы, горячие закуски, супы, салаты, десерты, напитки, пиво, коктейли.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем данной рекламы являлось ООО «СУшКА», что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Рекламным образцом, распространявшимся в г. Тольятти на Южном шоссе;
2) Письменными пояснениями ООО «СУшКА» (исх. № 10 от 09.06.2011 г. / вх. № 3712-з от 17.06.2011 г.);
3) Договором на изготовление рекламных перетягов № 75/и от 29.03.2011 г., заключенным между ООО «СУшКА» и ООО РПС «Миллениум», и актом № 000156 от 31.03.2011 г.;
4) Договором аренды рекламных опор № 27 от 30.03.2011 г., заключенным между ООО «МетТорг» и ООО «СУшКА», и актами № 000041 от 30.04.2011 г. и № 000086 от 15.05.2011 г.
Согласно данным документам указанная реклама распространялась по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе № 14 с 04.04.2011 г. по 04.05.2011 г. Кроме того, согласно представленным фотографиям, данная реклама распространялась в месте нахождения суши-бара «Сушка»: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14, ТЦ «Мадагаскар».
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
ООО «СУшКА» было представлено меню (каталог, ассортимент) продукции (блюд, напитков и т. д.), реализуемой в суши-баре «Сушка» (исх. № 10 от 09.06.2011 г. / вх. № 3712-з от 17.06.2011 г.). В нем содержались следующие наименования: Блюда европейской кухни, Пиво, Суши, Суши Гункан, Горячие закуски, Салаты, Супы, Десерт, Напитки, Роллы, Горячие роллы, Пицца.
Таким образом, среди ассортимента товаров и услуг, предлагаемых данным суши-баром соски отсутствуют.
Как указало Общество в своих письменных объяснениях, «Акция бренда «Классные соски в СушКЕ» проходила в период с 01.04.2011 г. по 31.05.2011 г. и была рассчитана на продвинутую молодежную аудиторию, поэтому название и дизайн соответствуют современным представлениям о вкусной и здоровой пище с молодости. Идея была в доступности донесения определенной акции бренда до целевой аудитории. А также в основе акции лежит принцип позиционирования бренда на эмоциональной основе, то есть неких положительных ощущениях и эмоций. Идея «радужных» воспоминаний и ностальгии о детстве. Она нашла отражение в уникальном названии, и в светлом, легком дизайне. В акции участвовали определенные атрибуты (соски), как элемент интерьера суши-бара, выражающий уникальную идею в привлечении молодежной аудитории».
Вместе с тем, из текста рекламы «Классные Sos-ki в Sush-ke» не следует, что соски являются лишь атрибутом акции, проводимой в суши-баре. Не указывает на это и изображение девушек с сосками во рту, которое никак не связано с детскими воспоминаниями.
Следовательно, в данной рекламе идет привлечение внимания именно к соскам, о чем свидетельствует использование прилагательного «классный», которые отсутствуют в ассортименте товаров и услуг, предлагаемых суши-баром.
Таким образом, данная реклама нарушает требования пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. В соответствии с частью 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации. Согласно подпункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе.
Однако, в рекламе суши-бара «Сушка» содержались следующие слова «Sos-ki», «Sush-ke».
Согласно части 2 статьи 3 указанного закона в случаях использования в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво.
В рекламе аналоги на государственном языке РФ, идентичные иностранным словам, не были указаны.
В соответствии с частью 3 статьи 3 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» положения части 2 настоящей статьи не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания.
Доказательств, подтверждающих регистрацию наименований «Sos-ki», «Sush-ke» в качестве средств индивидуализации, представлено не было.
Таким образом, реклама суши-бара «Сушка» содержит нарушения части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
3. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов «непристойность» и «оскорбить».
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940; репринтовое издание М., 1995; М., 2000:
«непристойность» — крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству;
«оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.
Данная реклама содержала изображение четырех обнаженных девушек до плечей, во рту у которых находятся соски.
Самарское УФАС России обратилось в Общественную организацию «Самарская областная организация Союза Журналистов России» (исх. № 8834/8 от 28.07.2011 г.) с просьбой сообщить свое мнение об использовании в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов.
В своем ответе Общественная организация «Самарская областная организация Союза Журналистов России» (исх. № 173 от 01.08.2011 г. / вх. № 4839-з от 04.08.2011 г.) указало следующее: «В тексте «Классные Sos-ki в Sush-ke» переплетены слова как на кириллице, так и на латинице. И это предполагает не перевод с английского, а прочтение текста как единое целое со звучанием на русском. Текст трудно назвать этичным. Второй смысл, заложенный в нем, - превалирует. Слово «Sos-ki» читается как «соска», что является вульгарно-просторечным обозначением проституток-минетчиц. В Словаре тюремно-лагерно-воровского жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). - М.: Края Москвы, 1992. - с. 230, значение слова «соска» толкуется как «минетчица», «подруга», «сожительница».
Изображение на рассматриваемом рекламном макете обнаженных женских тел с сосками во рту как раз и приводит именно к такому прочтению и вызывает прямые ассоциации с минетом. Публичное изображение в рекламе настолько прозрачного намека на половой акт в приличном обществе недопустимо. Исходя из этого, рассматриваемый нами макет перетяга суши-бара «Sush-ki» относится к неэтичной рекламе, что вступает в противоречие с требованиями Закона о рекламе РФ, так как содержит оскорбительные слова и образы».
Данный ответ оформлен на фирменном бланке организации, с исходящим номером и подписан уполномоченным лицом.
С учетом мнений заявителя Черновой Н.Б., Самарской областной организации Союза Журналистов России, а также оценивая рекламный образец целиком (в частности, отсутствие смысловой связи между обнаженными девушками и наличием в их ртах сосках) данная реклама признана ненадлежащей, содержащей нарушение требования, установленного законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно – часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как в ней использовался непристойные и оскорбительные образы и выражение.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а данная реклама напрямую затрагивает права и свободы человека и гражданина. Указанная реклама распространялась в общественных местах, была общедоступной и существенно затрагивала личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц.
Следовательно, указанная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Таким образом, реклама суши-бара «Сушка» содержит нарушения пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 и части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 3 статьи 5 и частью 6 статьи 5 настоящего закона.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу суши-бара «Сушка», распространявшуюся по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе № 14 с 04.04.2011 г. по 04.05.2011 г., а также в месте нахождения суши-бара «Сушка»: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14, ТЦ «Мадагаскар», которая содержала слова на иностранном языке без использования аналогов на государственном языке Российской Федерации, непристойные и оскорбительные образы и выражение, а также содержала не соответствующие действительности сведения об ассортименте товаров, что нарушает требования пункта 3 части 3 статьи 5, части 6 статьи 5 и части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «СУшКА» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России Артамоновой О.Н. для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 5875
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 7405-11/8 ООО «СУшКА»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 5875
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1326956252
[changed] => 1368707447
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368707447
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
10 августа 2011 г. г. Самара
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело № 7405-11/8 по признакам нарушения ООО «СУшКА» пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» по факту распространения в г. Тольятти на Южном шоссе наружной рекламы суши-бара «Сушка», содержащей фразу «Классные Sos-ki в Sush-ke» с изображением четырех девушек с обнаженными плечами, во рту у которых находятся соски, а также использовались слова на иностранном языке;
в присутствии представителей:
заявителя – ….......... — отсутствует (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. № 8832/8 от 28.07.2011 г.) электронной почтой); от лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (исх. № б/н от 01.08.2011 г. / вх. № 4771-з от 02.08.2011 г.)
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «СУшКА» (445140, Самарская область, Ставропольский район, поселок Тимофеевка, ул. Обводная, 3, оф. 3, ИНН 6382059678), законные представители — учредитель ООО «СУшКА» …............. и директор ООО «СУшКА» .........(протокол общего собрания учредителей ООО «СУшКА» от 28.07.2010 г.) (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. № 8832/8 от 28.07.2011 г.) факсимильной связью);
заинтересованного лица – ———
эксперта – ———
переводчика – ———
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило заявление ….......... (вх. № 150 от 28.04.2011 г.) с просьбой провести проверку рекламы суши-бара «Сушка» на соблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как сообщил заявитель, в г. Тольятти на Южном шоссе висит перетяг с надписью «классные соски в Сушке!» на фоне фотографий девушек с сосками во рту.
По мнению заявителя, «под «сосками» имеются ввиду именно девушки, а не резиновые изделия у них во рту».
Согласно информации, размещенной на сайте www.madagascartc.ru, суши-бар «Сушка» располагается в торговом центре «Мадагаскар», находящемся по адресу: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14. В меню данного суши-бара указаны следующие наименования: суши, роллы, горячие роллы, горячие закуски, супы, салаты, десерты, напитки, пиво, коктейли.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем данной рекламы являлось ООО «СУшКА», что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Рекламным образцом, распространявшимся в г. Тольятти на Южном шоссе;
2) Письменными пояснениями ООО «СУшКА» (исх. № 10 от 09.06.2011 г. / вх. № 3712-з от 17.06.2011 г.);
3) Договором на изготовление рекламных перетягов № 75/и от 29.03.2011 г., заключенным между ООО «СУшКА» и ООО РПС «Миллениум», и актом № 000156 от 31.03.2011 г.;
4) Договором аренды рекламных опор № 27 от 30.03.2011 г., заключенным между ООО «МетТорг» и ООО «СУшКА», и актами № 000041 от 30.04.2011 г. и № 000086 от 15.05.2011 г.
Согласно данным документам указанная реклама распространялась по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе № 14 с 04.04.2011 г. по 04.05.2011 г. Кроме того, согласно представленным фотографиям, данная реклама распространялась в месте нахождения суши-бара «Сушка»: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14, ТЦ «Мадагаскар».
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
ООО «СУшКА» было представлено меню (каталог, ассортимент) продукции (блюд, напитков и т. д.), реализуемой в суши-баре «Сушка» (исх. № 10 от 09.06.2011 г. / вх. № 3712-з от 17.06.2011 г.). В нем содержались следующие наименования: Блюда европейской кухни, Пиво, Суши, Суши Гункан, Горячие закуски, Салаты, Супы, Десерт, Напитки, Роллы, Горячие роллы, Пицца.
Таким образом, среди ассортимента товаров и услуг, предлагаемых данным суши-баром соски отсутствуют.
Как указало Общество в своих письменных объяснениях, «Акция бренда «Классные соски в СушКЕ» проходила в период с 01.04.2011 г. по 31.05.2011 г. и была рассчитана на продвинутую молодежную аудиторию, поэтому название и дизайн соответствуют современным представлениям о вкусной и здоровой пище с молодости. Идея была в доступности донесения определенной акции бренда до целевой аудитории. А также в основе акции лежит принцип позиционирования бренда на эмоциональной основе, то есть неких положительных ощущениях и эмоций. Идея «радужных» воспоминаний и ностальгии о детстве. Она нашла отражение в уникальном названии, и в светлом, легком дизайне. В акции участвовали определенные атрибуты (соски), как элемент интерьера суши-бара, выражающий уникальную идею в привлечении молодежной аудитории».
Вместе с тем, из текста рекламы «Классные Sos-ki в Sush-ke» не следует, что соски являются лишь атрибутом акции, проводимой в суши-баре. Не указывает на это и изображение девушек с сосками во рту, которое никак не связано с детскими воспоминаниями.
Следовательно, в данной рекламе идет привлечение внимания именно к соскам, о чем свидетельствует использование прилагательного «классный», которые отсутствуют в ассортименте товаров и услуг, предлагаемых суши-баром.
Таким образом, данная реклама нарушает требования пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. В соответствии с частью 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации. Согласно подпункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе.
Однако, в рекламе суши-бара «Сушка» содержались следующие слова «Sos-ki», «Sush-ke».
Согласно части 2 статьи 3 указанного закона в случаях использования в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво.
В рекламе аналоги на государственном языке РФ, идентичные иностранным словам, не были указаны.
В соответствии с частью 3 статьи 3 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» положения части 2 настоящей статьи не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания.
Доказательств, подтверждающих регистрацию наименований «Sos-ki», «Sush-ke» в качестве средств индивидуализации, представлено не было.
Таким образом, реклама суши-бара «Сушка» содержит нарушения части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
3. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов «непристойность» и «оскорбить».
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940; репринтовое издание М., 1995; М., 2000:
«непристойность» — крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству;
«оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.
Данная реклама содержала изображение четырех обнаженных девушек до плечей, во рту у которых находятся соски.
Самарское УФАС России обратилось в Общественную организацию «Самарская областная организация Союза Журналистов России» (исх. № 8834/8 от 28.07.2011 г.) с просьбой сообщить свое мнение об использовании в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов.
В своем ответе Общественная организация «Самарская областная организация Союза Журналистов России» (исх. № 173 от 01.08.2011 г. / вх. № 4839-з от 04.08.2011 г.) указало следующее: «В тексте «Классные Sos-ki в Sush-ke» переплетены слова как на кириллице, так и на латинице. И это предполагает не перевод с английского, а прочтение текста как единое целое со звучанием на русском. Текст трудно назвать этичным. Второй смысл, заложенный в нем, - превалирует. Слово «Sos-ki» читается как «соска», что является вульгарно-просторечным обозначением проституток-минетчиц. В Словаре тюремно-лагерно-воровского жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). - М.: Края Москвы, 1992. - с. 230, значение слова «соска» толкуется как «минетчица», «подруга», «сожительница».
Изображение на рассматриваемом рекламном макете обнаженных женских тел с сосками во рту как раз и приводит именно к такому прочтению и вызывает прямые ассоциации с минетом. Публичное изображение в рекламе настолько прозрачного намека на половой акт в приличном обществе недопустимо. Исходя из этого, рассматриваемый нами макет перетяга суши-бара «Sush-ki» относится к неэтичной рекламе, что вступает в противоречие с требованиями Закона о рекламе РФ, так как содержит оскорбительные слова и образы».
Данный ответ оформлен на фирменном бланке организации, с исходящим номером и подписан уполномоченным лицом.
С учетом мнений заявителя Черновой Н.Б., Самарской областной организации Союза Журналистов России, а также оценивая рекламный образец целиком (в частности, отсутствие смысловой связи между обнаженными девушками и наличием в их ртах сосках) данная реклама признана ненадлежащей, содержащей нарушение требования, установленного законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно – часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как в ней использовался непристойные и оскорбительные образы и выражение.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а данная реклама напрямую затрагивает права и свободы человека и гражданина. Указанная реклама распространялась в общественных местах, была общедоступной и существенно затрагивала личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц.
Следовательно, указанная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Таким образом, реклама суши-бара «Сушка» содержит нарушения пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 и части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 3 статьи 5 и частью 6 статьи 5 настоящего закона.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу суши-бара «Сушка», распространявшуюся по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе № 14 с 04.04.2011 г. по 04.05.2011 г., а также в месте нахождения суши-бара «Сушка»: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14, ТЦ «Мадагаскар», которая содержала слова на иностранном языке без использования аналогов на государственном языке Российской Федерации, непристойные и оскорбительные образы и выражение, а также содержала не соответствующие действительности сведения об ассортименте товаров, что нарушает требования пункта 3 части 3 статьи 5, части 6 статьи 5 и части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «СУшКА» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России Артамоновой О.Н. для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
10 августа 2011 г. г. Самара
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело № 7405-11/8 по признакам нарушения ООО «СУшКА» пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» по факту распространения в г. Тольятти на Южном шоссе наружной рекламы суши-бара «Сушка», содержащей фразу «Классные Sos-ki в Sush-ke» с изображением четырех девушек с обнаженными плечами, во рту у которых находятся соски, а также использовались слова на иностранном языке;
в присутствии представителей:
заявителя – ….......... — отсутствует (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. № 8832/8 от 28.07.2011 г.) электронной почтой); от лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (исх. № б/н от 01.08.2011 г. / вх. № 4771-з от 02.08.2011 г.)
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «СУшКА» (445140, Самарская область, Ставропольский район, поселок Тимофеевка, ул. Обводная, 3, оф. 3, ИНН 6382059678), законные представители — учредитель ООО «СУшКА» …............. и директор ООО «СУшКА» .........(протокол общего собрания учредителей ООО «СУшКА» от 28.07.2010 г.) (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. № 8832/8 от 28.07.2011 г.) факсимильной связью);
заинтересованного лица – ———
эксперта – ———
переводчика – ———
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило заявление ….......... (вх. № 150 от 28.04.2011 г.) с просьбой провести проверку рекламы суши-бара «Сушка» на соблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как сообщил заявитель, в г. Тольятти на Южном шоссе висит перетяг с надписью «классные соски в Сушке!» на фоне фотографий девушек с сосками во рту.
По мнению заявителя, «под «сосками» имеются ввиду именно девушки, а не резиновые изделия у них во рту».
Согласно информации, размещенной на сайте www.madagascartc.ru, суши-бар «Сушка» располагается в торговом центре «Мадагаскар», находящемся по адресу: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14. В меню данного суши-бара указаны следующие наименования: суши, роллы, горячие роллы, горячие закуски, супы, салаты, десерты, напитки, пиво, коктейли.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем данной рекламы являлось ООО «СУшКА», что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Рекламным образцом, распространявшимся в г. Тольятти на Южном шоссе;
2) Письменными пояснениями ООО «СУшКА» (исх. № 10 от 09.06.2011 г. / вх. № 3712-з от 17.06.2011 г.);
3) Договором на изготовление рекламных перетягов № 75/и от 29.03.2011 г., заключенным между ООО «СУшКА» и ООО РПС «Миллениум», и актом № 000156 от 31.03.2011 г.;
4) Договором аренды рекламных опор № 27 от 30.03.2011 г., заключенным между ООО «МетТорг» и ООО «СУшКА», и актами № 000041 от 30.04.2011 г. и № 000086 от 15.05.2011 г.
Согласно данным документам указанная реклама распространялась по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе № 14 с 04.04.2011 г. по 04.05.2011 г. Кроме того, согласно представленным фотографиям, данная реклама распространялась в месте нахождения суши-бара «Сушка»: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14, ТЦ «Мадагаскар».
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
ООО «СУшКА» было представлено меню (каталог, ассортимент) продукции (блюд, напитков и т. д.), реализуемой в суши-баре «Сушка» (исх. № 10 от 09.06.2011 г. / вх. № 3712-з от 17.06.2011 г.). В нем содержались следующие наименования: Блюда европейской кухни, Пиво, Суши, Суши Гункан, Горячие закуски, Салаты, Супы, Десерт, Напитки, Роллы, Горячие роллы, Пицца.
Таким образом, среди ассортимента товаров и услуг, предлагаемых данным суши-баром соски отсутствуют.
Как указало Общество в своих письменных объяснениях, «Акция бренда «Классные соски в СушКЕ» проходила в период с 01.04.2011 г. по 31.05.2011 г. и была рассчитана на продвинутую молодежную аудиторию, поэтому название и дизайн соответствуют современным представлениям о вкусной и здоровой пище с молодости. Идея была в доступности донесения определенной акции бренда до целевой аудитории. А также в основе акции лежит принцип позиционирования бренда на эмоциональной основе, то есть неких положительных ощущениях и эмоций. Идея «радужных» воспоминаний и ностальгии о детстве. Она нашла отражение в уникальном названии, и в светлом, легком дизайне. В акции участвовали определенные атрибуты (соски), как элемент интерьера суши-бара, выражающий уникальную идею в привлечении молодежной аудитории».
Вместе с тем, из текста рекламы «Классные Sos-ki в Sush-ke» не следует, что соски являются лишь атрибутом акции, проводимой в суши-баре. Не указывает на это и изображение девушек с сосками во рту, которое никак не связано с детскими воспоминаниями.
Следовательно, в данной рекламе идет привлечение внимания именно к соскам, о чем свидетельствует использование прилагательного «классный», которые отсутствуют в ассортименте товаров и услуг, предлагаемых суши-баром.
Таким образом, данная реклама нарушает требования пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. В соответствии с частью 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации. Согласно подпункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе.
Однако, в рекламе суши-бара «Сушка» содержались следующие слова «Sos-ki», «Sush-ke».
Согласно части 2 статьи 3 указанного закона в случаях использования в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво.
В рекламе аналоги на государственном языке РФ, идентичные иностранным словам, не были указаны.
В соответствии с частью 3 статьи 3 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» положения части 2 настоящей статьи не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания.
Доказательств, подтверждающих регистрацию наименований «Sos-ki», «Sush-ke» в качестве средств индивидуализации, представлено не было.
Таким образом, реклама суши-бара «Сушка» содержит нарушения части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
3. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов «непристойность» и «оскорбить».
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940; репринтовое издание М., 1995; М., 2000:
«непристойность» — крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству;
«оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.
Данная реклама содержала изображение четырех обнаженных девушек до плечей, во рту у которых находятся соски.
Самарское УФАС России обратилось в Общественную организацию «Самарская областная организация Союза Журналистов России» (исх. № 8834/8 от 28.07.2011 г.) с просьбой сообщить свое мнение об использовании в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов.
В своем ответе Общественная организация «Самарская областная организация Союза Журналистов России» (исх. № 173 от 01.08.2011 г. / вх. № 4839-з от 04.08.2011 г.) указало следующее: «В тексте «Классные Sos-ki в Sush-ke» переплетены слова как на кириллице, так и на латинице. И это предполагает не перевод с английского, а прочтение текста как единое целое со звучанием на русском. Текст трудно назвать этичным. Второй смысл, заложенный в нем, - превалирует. Слово «Sos-ki» читается как «соска», что является вульгарно-просторечным обозначением проституток-минетчиц. В Словаре тюремно-лагерно-воровского жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). - М.: Края Москвы, 1992. - с. 230, значение слова «соска» толкуется как «минетчица», «подруга», «сожительница».
Изображение на рассматриваемом рекламном макете обнаженных женских тел с сосками во рту как раз и приводит именно к такому прочтению и вызывает прямые ассоциации с минетом. Публичное изображение в рекламе настолько прозрачного намека на половой акт в приличном обществе недопустимо. Исходя из этого, рассматриваемый нами макет перетяга суши-бара «Sush-ki» относится к неэтичной рекламе, что вступает в противоречие с требованиями Закона о рекламе РФ, так как содержит оскорбительные слова и образы».
Данный ответ оформлен на фирменном бланке организации, с исходящим номером и подписан уполномоченным лицом.
С учетом мнений заявителя Черновой Н.Б., Самарской областной организации Союза Журналистов России, а также оценивая рекламный образец целиком (в частности, отсутствие смысловой связи между обнаженными девушками и наличием в их ртах сосках) данная реклама признана ненадлежащей, содержащей нарушение требования, установленного законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно – часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как в ней использовался непристойные и оскорбительные образы и выражение.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а данная реклама напрямую затрагивает права и свободы человека и гражданина. Указанная реклама распространялась в общественных местах, была общедоступной и существенно затрагивала личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц.
Следовательно, указанная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Таким образом, реклама суши-бара «Сушка» содержит нарушения пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 и части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 3 статьи 5 и частью 6 статьи 5 настоящего закона.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу суши-бара «Сушка», распространявшуюся по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе № 14 с 04.04.2011 г. по 04.05.2011 г., а также в месте нахождения суши-бара «Сушка»: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14, ТЦ «Мадагаскар», которая содержала слова на иностранном языке без использования аналогов на государственном языке Российской Федерации, непристойные и оскорбительные образы и выражение, а также содержала не соответствующие действительности сведения об ассортименте товаров, что нарушает требования пункта 3 части 3 статьи 5, части 6 статьи 5 и части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «СУшКА» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России Артамоновой О.Н. для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 7405-11/8
[format] =>
[safe_value] => № 7405-11/8
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 4
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-08-10 05:55:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-08-09 05:55:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1326956252
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Самарское УФАС России
)