Решение и предписание по делу №5216-09/7 в отношении ОАО "РЖД"

Дата публикации: 27 февраля 2010, 03:00

 

РЕШЕНИЕ
 
11 февраля 2010                                                                       г. Самара
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <…>, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>, рассмотрев дело 5216-09/7 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Самарское УФАС России поступило заявление ОАО «Военно-страховая компания», в лице Самарского филиала (далее – Заявитель) на действия Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года.
Согласно доводам Заявителя, конкурсная документация на проведение вышеуказанного конкурса не содержит начальной цены контракта, а также точное указание на объем требуемых услуг. В связи с чем, ОАО «Военно-страховая компания» было лишено возможности определить страховой тариф для страхования автомобилей ОАО «Российский железные дороги» и предложить наилучшие условие для заключения договора. Кроме того, информация о проведении данного конкурса и конкурсная документация были размещены на официальном сайте ОАО «РЖД» (www.rzd.ru), а не на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru), что существенным образом нарушает право участника конкурса получить достоверную конкурсную документацию.
 На основании изложенного, Заявитель просит признать действия ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» при проведении вышеуказанного открытого конкурса нарушающими требования законодательства о размещении заказов и выдать предписание об отмене протокола № 53 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 27.10.2009г.
 
По результатам рассмотрения указанного заявления, Самарским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.  
 
11 декабря 2009 г. в Самарское УФАС России поступило ходатайство от Заявителя об отзыве направленного в адрес Самарского УФАС России заявления (вх. № 11852 от 11.12.2009 г.).
Между тем, в соответствии с Законом о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утвержден приказом ФАС России от 25.12.2007 г. № 447), отзыв заявления не является основанием прекращения дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
 
С доводами Заявителя ОАО «РЖД» не согласно и считает их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (вх. № 12001 от 15.12.2009г., № 1177 от 09.02.2010г.).
     
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила следующее.
ОАО «РЖД» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» проведен открытый конкурс на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года (далее – Открытый конкурс).
 
Согласно части 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальное печатное издание для опубликования информации о размещении государственных или муниципальных заказов, а также официальный сайт определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.
Печатное издание и сайт в сети "Интернет" для опубликования субъектами естественных монополий сведений, предусмотренных статьями 16, 21, 23, 24, 28 Закона о размещении заказов, при проведении в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции открытого конкурса/аукциона не определены.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов и пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектами естественных монополий должно быть сделано извещение о проведении открытого конкурса/аукциона.
Таким образом, ОАО «РЖД», разместив извещение о проведении Открытого конкурса на официальном сайте ОАО «РЖД» (www.rzd.ru), выполнило требование части 1 статьи 21 Закона о размещении заказов.
 
В соответствии с подпунктом 1.1.8 пункта 1.1 раздела I Конкурсной документации, начальная (максимальная) цена Договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) составляет 3,95 % от страховой стоимости транспортного средства в год. Расчет страховой премии по ОСАГО производится строго в соответствии с тарифами и правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункта 1.1.9 пункта 1.1 раздела I Конкурсной документации, начальная (максимальная) цена Договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) формируется исходя из общего объема передаваемых на страхование автомобилей, а также с учетом фактических размеров применяемых в настоящее время страховых тарифов.
В соответствии с подпунктами 4.2.1., 4.2.2. Конкурсной документации, страхуемый парк автомобилей по страхованию ОСАГО – парк автотранспортных средств Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в количестве 2 350 штук с условием допуска неограниченного числа водителей к управлению данными автотранспортными средствами. По страхованию КАСКО – все автомобили иностранного производства, в том числе те, чье производство налажено на территории Российской Федерации (иностранный бренд), в количестве не более 30 штук стоимостью от 400 000 рублей до 4 500 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны сведения, в частности о предмете контракта с указанием объема оказываемых услуг и начальную (максимальную) цену контракта.
Также, согласно пункта 4.1. части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта.
 
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой тариф – ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
Следовательно, в конкурсной документации обязательно определяется начальная (максимальная) цена контракта, а начальная (максимальная) цена за единицу товара только в ряде случаев, к которым не относится закупка услуг по ОСАГО и КАСКО.
Таким образом, определение цены контракта исходя из размера страхового тарифа как ставки страховой премии с единицы транспортного средства, подлежащего добровольному страхованию (на условиях КАСКО), не соответствует статье 22 Закона о размещении заказов.
Таким образом, информация, содержащаяся в конкурсной документации, относительно предмета конкурса не позволяет участникам размещения заказа определить ни объем оказываемых услуг, ни начальную (максимальную) цену контракта, что не соответствует части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, в отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Между тем, в соответствии с Конкурсной документацией, предметом Открытого конкурса является один лот, который предусматривает оказание услуг КАСКО и ОСАГО.
В соответствии с пунктом 1.11.1 Конкурсной документации победитель Конкурса должен подписать проекты Договоров в установленном законодательством порядке по формам Приложения № 4 к настоящей Конкурсной документации в течение 10 (десяти) календарных дней со дня передачи Заказчиком победителю Конкурса проектов Договоров.
Приложением № 4 Конкурсной документации являются проекты договоров ОСАГО и КАСКО.
Таким образом, по результатам проведенного Открытого конкурса по одному лоту заключается два договора, что противоречит части 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов.
 
Пунктом 1.10.4 Конкурсной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Открытом конкурсе:
1.                 Цена договора:
1.1.           Размер страхового тарифа, в соответствии с которым определяется размер страховой премии, уплачиваемой Заказчиком по договору КАСКО, в % (участник размещения заказа должен предложить тариф по КАСКО, единый для всех транспортных средств);
1.2.           Размер страховой премии по договору ОСАГО.
Значимость критериев – 50%.
2.                 Качество услуг и квалификация Участника конкурса. Данный критерий содержит 8 подкритериев, их суммарная значимость составляет 20%;
3.                 Сроки оказания услуг (в рабочих днях) – значимость 30%.
3.1.           Срок перечисления страхового возмещения со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов;
3.2.           Срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов.
Часть 6 статьи 28 Закона о размещении заказов предусматривает, что значимость критериев, указанных в пунктах 1 и 1.1 части 4 настоящей статьи, а имен:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг
не может составлять более двадцати процентов.
Статья 10 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает, что срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составляет один год.
Вместе с тем, оценка подкритериев по критерию «срок оказания услуг» - «срок перечисления страхового возмещения со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов» и «срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов» в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов возможна только по критерию «качество услуг».
Таким образом, суммарное значение критериев, отражающих функциональные характеристики (потребительские свойства), качество услуг и квалификацию участника конкурса составляет 50%, что противоречит части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.
 
ОАО «РЖД», являясь субъектом естественной монополии, в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции обязано осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания определенных финансовых услуг, в том числе для страхования имущества и страхования ответственности.
 
Действия ОАО «РЖД» при проведении Открытого конкурса привели к нарушению положений Закона о размещении заказов, а следовательно, к нарушению статьи 18 Закона о защите конкуренции.
 
Таким образом, ОАО «РЖД» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» нарушило пункты 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, в части нарушения положений Закона о размещении заказов при проведении Открытого конкурса.
 
Руководствуясь статьей 23, статьи. 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
 
РЕШИЛА:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
1. Признать в действиях ОАО «Российские железные дороги» нарушение пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ОАО «Российские железные дороги» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 ПРЕДПИСАНИЕ

 
11 февраля 2010 г.                                                                       г. Самара
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя <…>, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>,                                                                                           
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 02 декабря 2009 г. по делу № 5216-09/7 о нарушении Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» прекратить нарушение пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении положений Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года (далее – Открытый конкурс).   
 
Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»:
-  не  заключать  договоры  с  победителем  Открытого  конкурса,  определенном на
 основании оценки и сопоставлении заявок (протокол оценки и сопоставления заявок от 27.10.2009 № 53).
 
В срок до 15 марта 2010г.:
- отменить протокол вскрытия конвертов с заявками от 13.10.2009 № 47;
- отменить протокол рассмотрения заявок от 20.10.2009 № 50;
- отменить протокол оценки и сопоставления заявок от 27.10.2009 № 53;
- привести конкурсную документацию по Открытому конкурсу в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, внеся в неё соответствующие изменения.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 15 марта 2010г., направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение Предписания.

 

stdClass Object ( [vid] => 4660 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу №5216-09/7 в отношении ОАО "РЖД" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4660 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320747750 [changed] => 1368707447 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368707447 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
 
11 февраля 2010                                                                       г. Самара
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <…>, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>, рассмотрев дело 5216-09/7 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Самарское УФАС России поступило заявление ОАО «Военно-страховая компания», в лице Самарского филиала (далее – Заявитель) на действия Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года.
Согласно доводам Заявителя, конкурсная документация на проведение вышеуказанного конкурса не содержит начальной цены контракта, а также точное указание на объем требуемых услуг. В связи с чем, ОАО «Военно-страховая компания» было лишено возможности определить страховой тариф для страхования автомобилей ОАО «Российский железные дороги» и предложить наилучшие условие для заключения договора. Кроме того, информация о проведении данного конкурса и конкурсная документация были размещены на официальном сайте ОАО «РЖД» (www.rzd.ru), а не на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru), что существенным образом нарушает право участника конкурса получить достоверную конкурсную документацию.
 На основании изложенного, Заявитель просит признать действия ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» при проведении вышеуказанного открытого конкурса нарушающими требования законодательства о размещении заказов и выдать предписание об отмене протокола № 53 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 27.10.2009г.
 
По результатам рассмотрения указанного заявления, Самарским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.  
 
11 декабря 2009 г. в Самарское УФАС России поступило ходатайство от Заявителя об отзыве направленного в адрес Самарского УФАС России заявления (вх. № 11852 от 11.12.2009 г.).
Между тем, в соответствии с Законом о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утвержден приказом ФАС России от 25.12.2007 г. № 447), отзыв заявления не является основанием прекращения дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
 
С доводами Заявителя ОАО «РЖД» не согласно и считает их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (вх. № 12001 от 15.12.2009г., № 1177 от 09.02.2010г.).
     
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила следующее.
ОАО «РЖД» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» проведен открытый конкурс на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года (далее – Открытый конкурс).
 
Согласно части 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальное печатное издание для опубликования информации о размещении государственных или муниципальных заказов, а также официальный сайт определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.
Печатное издание и сайт в сети "Интернет" для опубликования субъектами естественных монополий сведений, предусмотренных статьями 16, 21, 23, 24, 28 Закона о размещении заказов, при проведении в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции открытого конкурса/аукциона не определены.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов и пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектами естественных монополий должно быть сделано извещение о проведении открытого конкурса/аукциона.
Таким образом, ОАО «РЖД», разместив извещение о проведении Открытого конкурса на официальном сайте ОАО «РЖД» (www.rzd.ru), выполнило требование части 1 статьи 21 Закона о размещении заказов.
 
В соответствии с подпунктом 1.1.8 пункта 1.1 раздела I Конкурсной документации, начальная (максимальная) цена Договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) составляет 3,95 % от страховой стоимости транспортного средства в год. Расчет страховой премии по ОСАГО производится строго в соответствии с тарифами и правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункта 1.1.9 пункта 1.1 раздела I Конкурсной документации, начальная (максимальная) цена Договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) формируется исходя из общего объема передаваемых на страхование автомобилей, а также с учетом фактических размеров применяемых в настоящее время страховых тарифов.
В соответствии с подпунктами 4.2.1., 4.2.2. Конкурсной документации, страхуемый парк автомобилей по страхованию ОСАГО – парк автотранспортных средств Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в количестве 2 350 штук с условием допуска неограниченного числа водителей к управлению данными автотранспортными средствами. По страхованию КАСКО – все автомобили иностранного производства, в том числе те, чье производство налажено на территории Российской Федерации (иностранный бренд), в количестве не более 30 штук стоимостью от 400 000 рублей до 4 500 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны сведения, в частности о предмете контракта с указанием объема оказываемых услуг и начальную (максимальную) цену контракта.
Также, согласно пункта 4.1. части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта.
 
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой тариф – ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
Следовательно, в конкурсной документации обязательно определяется начальная (максимальная) цена контракта, а начальная (максимальная) цена за единицу товара только в ряде случаев, к которым не относится закупка услуг по ОСАГО и КАСКО.
Таким образом, определение цены контракта исходя из размера страхового тарифа как ставки страховой премии с единицы транспортного средства, подлежащего добровольному страхованию (на условиях КАСКО), не соответствует статье 22 Закона о размещении заказов.
Таким образом, информация, содержащаяся в конкурсной документации, относительно предмета конкурса не позволяет участникам размещения заказа определить ни объем оказываемых услуг, ни начальную (максимальную) цену контракта, что не соответствует части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, в отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Между тем, в соответствии с Конкурсной документацией, предметом Открытого конкурса является один лот, который предусматривает оказание услуг КАСКО и ОСАГО.
В соответствии с пунктом 1.11.1 Конкурсной документации победитель Конкурса должен подписать проекты Договоров в установленном законодательством порядке по формам Приложения № 4 к настоящей Конкурсной документации в течение 10 (десяти) календарных дней со дня передачи Заказчиком победителю Конкурса проектов Договоров.
Приложением № 4 Конкурсной документации являются проекты договоров ОСАГО и КАСКО.
Таким образом, по результатам проведенного Открытого конкурса по одному лоту заключается два договора, что противоречит части 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов.
 
Пунктом 1.10.4 Конкурсной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Открытом конкурсе:
1.                 Цена договора:
1.1.           Размер страхового тарифа, в соответствии с которым определяется размер страховой премии, уплачиваемой Заказчиком по договору КАСКО, в % (участник размещения заказа должен предложить тариф по КАСКО, единый для всех транспортных средств);
1.2.           Размер страховой премии по договору ОСАГО.
Значимость критериев – 50%.
2.                 Качество услуг и квалификация Участника конкурса. Данный критерий содержит 8 подкритериев, их суммарная значимость составляет 20%;
3.                 Сроки оказания услуг (в рабочих днях) – значимость 30%.
3.1.           Срок перечисления страхового возмещения со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов;
3.2.           Срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов.
Часть 6 статьи 28 Закона о размещении заказов предусматривает, что значимость критериев, указанных в пунктах 1 и 1.1 части 4 настоящей статьи, а имен:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг
не может составлять более двадцати процентов.
Статья 10 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает, что срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составляет один год.
Вместе с тем, оценка подкритериев по критерию «срок оказания услуг» - «срок перечисления страхового возмещения со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов» и «срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов» в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов возможна только по критерию «качество услуг».
Таким образом, суммарное значение критериев, отражающих функциональные характеристики (потребительские свойства), качество услуг и квалификацию участника конкурса составляет 50%, что противоречит части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.
 
ОАО «РЖД», являясь субъектом естественной монополии, в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции обязано осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания определенных финансовых услуг, в том числе для страхования имущества и страхования ответственности.
 
Действия ОАО «РЖД» при проведении Открытого конкурса привели к нарушению положений Закона о размещении заказов, а следовательно, к нарушению статьи 18 Закона о защите конкуренции.
 
Таким образом, ОАО «РЖД» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» нарушило пункты 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, в части нарушения положений Закона о размещении заказов при проведении Открытого конкурса.
 
Руководствуясь статьей 23, статьи. 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
 
РЕШИЛА:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
1. Признать в действиях ОАО «Российские железные дороги» нарушение пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ОАО «Российские железные дороги» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 ПРЕДПИСАНИЕ

 
11 февраля 2010 г.                                                                       г. Самара
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя <…>, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>,                                                                                           
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 02 декабря 2009 г. по делу № 5216-09/7 о нарушении Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» прекратить нарушение пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении положений Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года (далее – Открытый конкурс).   
 
Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»:
-  не  заключать  договоры  с  победителем  Открытого  конкурса,  определенном на
 основании оценки и сопоставлении заявок (протокол оценки и сопоставления заявок от 27.10.2009 № 53).
 
В срок до 15 марта 2010г.:
- отменить протокол вскрытия конвертов с заявками от 13.10.2009 № 47;
- отменить протокол рассмотрения заявок от 20.10.2009 № 50;
- отменить протокол оценки и сопоставления заявок от 27.10.2009 № 53;
- привести конкурсную документацию по Открытому конкурсу в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, внеся в неё соответствующие изменения.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 15 марта 2010г., направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение Предписания.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
 
11 февраля 2010                                                                       г. Самара
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России , главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов , специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов , рассмотрев дело 5216-09/7 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Самарское УФАС России поступило заявление ОАО «Военно-страховая компания», в лице Самарского филиала (далее – Заявитель) на действия Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года.
Согласно доводам Заявителя, конкурсная документация на проведение вышеуказанного конкурса не содержит начальной цены контракта, а также точное указание на объем требуемых услуг. В связи с чем, ОАО «Военно-страховая компания» было лишено возможности определить страховой тариф для страхования автомобилей ОАО «Российский железные дороги» и предложить наилучшие условие для заключения договора. Кроме того, информация о проведении данного конкурса и конкурсная документация были размещены на официальном сайте ОАО «РЖД» (www.rzd.ru), а не на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru), что существенным образом нарушает право участника конкурса получить достоверную конкурсную документацию.
 На основании изложенного, Заявитель просит признать действия ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» при проведении вышеуказанного открытого конкурса нарушающими требования законодательства о размещении заказов и выдать предписание об отмене протокола № 53 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 27.10.2009г.
 
По результатам рассмотрения указанного заявления, Самарским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.  
 
11 декабря 2009 г. в Самарское УФАС России поступило ходатайство от Заявителя об отзыве направленного в адрес Самарского УФАС России заявления (вх. № 11852 от 11.12.2009 г.).
Между тем, в соответствии с Законом о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утвержден приказом ФАС России от 25.12.2007 г. № 447), отзыв заявления не является основанием прекращения дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
 
С доводами Заявителя ОАО «РЖД» не согласно и считает их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (вх. № 12001 от 15.12.2009г., № 1177 от 09.02.2010г.).
     
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила следующее.
ОАО «РЖД» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» проведен открытый конкурс на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года (далее – Открытый конкурс).
 
Согласно части 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальное печатное издание для опубликования информации о размещении государственных или муниципальных заказов, а также официальный сайт определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.
Печатное издание и сайт в сети "Интернет" для опубликования субъектами естественных монополий сведений, предусмотренных статьями 16, 21, 23, 24, 28 Закона о размещении заказов, при проведении в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции открытого конкурса/аукциона не определены.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов и пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектами естественных монополий должно быть сделано извещение о проведении открытого конкурса/аукциона.
Таким образом, ОАО «РЖД», разместив извещение о проведении Открытого конкурса на официальном сайте ОАО «РЖД» (www.rzd.ru), выполнило требование части 1 статьи 21 Закона о размещении заказов.
 
В соответствии с подпунктом 1.1.8 пункта 1.1 раздела I Конкурсной документации, начальная (максимальная) цена Договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) составляет 3,95 % от страховой стоимости транспортного средства в год. Расчет страховой премии по ОСАГО производится строго в соответствии с тарифами и правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункта 1.1.9 пункта 1.1 раздела I Конкурсной документации, начальная (максимальная) цена Договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) формируется исходя из общего объема передаваемых на страхование автомобилей, а также с учетом фактических размеров применяемых в настоящее время страховых тарифов.
В соответствии с подпунктами 4.2.1., 4.2.2. Конкурсной документации, страхуемый парк автомобилей по страхованию ОСАГО – парк автотранспортных средств Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в количестве 2 350 штук с условием допуска неограниченного числа водителей к управлению данными автотранспортными средствами. По страхованию КАСКО – все автомобили иностранного производства, в том числе те, чье производство налажено на территории Российской Федерации (иностранный бренд), в количестве не более 30 штук стоимостью от 400 000 рублей до 4 500 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны сведения, в частности о предмете контракта с указанием объема оказываемых услуг и начальную (максимальную) цену контракта.
Также, согласно пункта 4.1. части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта.
 
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой тариф – ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
Следовательно, в конкурсной документации обязательно определяется начальная (максимальная) цена контракта, а начальная (максимальная) цена за единицу товара только в ряде случаев, к которым не относится закупка услуг по ОСАГО и КАСКО.
Таким образом, определение цены контракта исходя из размера страхового тарифа как ставки страховой премии с единицы транспортного средства, подлежащего добровольному страхованию (на условиях КАСКО), не соответствует статье 22 Закона о размещении заказов.
Таким образом, информация, содержащаяся в конкурсной документации, относительно предмета конкурса не позволяет участникам размещения заказа определить ни объем оказываемых услуг, ни начальную (максимальную) цену контракта, что не соответствует части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, в отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Между тем, в соответствии с Конкурсной документацией, предметом Открытого конкурса является один лот, который предусматривает оказание услуг КАСКО и ОСАГО.
В соответствии с пунктом 1.11.1 Конкурсной документации победитель Конкурса должен подписать проекты Договоров в установленном законодательством порядке по формам Приложения № 4 к настоящей Конкурсной документации в течение 10 (десяти) календарных дней со дня передачи Заказчиком победителю Конкурса проектов Договоров.
Приложением № 4 Конкурсной документации являются проекты договоров ОСАГО и КАСКО.
Таким образом, по результатам проведенного Открытого конкурса по одному лоту заключается два договора, что противоречит части 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов.
 
Пунктом 1.10.4 Конкурсной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Открытом конкурсе:
1.                 Цена договора:
1.1.           Размер страхового тарифа, в соответствии с которым определяется размер страховой премии, уплачиваемой Заказчиком по договору КАСКО, в % (участник размещения заказа должен предложить тариф по КАСКО, единый для всех транспортных средств);
1.2.           Размер страховой премии по договору ОСАГО.
Значимость критериев – 50%.
2.                 Качество услуг и квалификация Участника конкурса. Данный критерий содержит 8 подкритериев, их суммарная значимость составляет 20%;
3.                 Сроки оказания услуг (в рабочих днях) – значимость 30%.
3.1.           Срок перечисления страхового возмещения со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов;
3.2.           Срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов.
Часть 6 статьи 28 Закона о размещении заказов предусматривает, что значимость критериев, указанных в пунктах 1 и 1.1 части 4 настоящей статьи, а имен:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг
не может составлять более двадцати процентов.
Статья 10 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает, что срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составляет один год.
Вместе с тем, оценка подкритериев по критерию «срок оказания услуг» - «срок перечисления страхового возмещения со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов» и «срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов» в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов возможна только по критерию «качество услуг».
Таким образом, суммарное значение критериев, отражающих функциональные характеристики (потребительские свойства), качество услуг и квалификацию участника конкурса составляет 50%, что противоречит части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.
 
ОАО «РЖД», являясь субъектом естественной монополии, в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции обязано осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания определенных финансовых услуг, в том числе для страхования имущества и страхования ответственности.
 
Действия ОАО «РЖД» при проведении Открытого конкурса привели к нарушению положений Закона о размещении заказов, а следовательно, к нарушению статьи 18 Закона о защите конкуренции.
 
Таким образом, ОАО «РЖД» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» нарушило пункты 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, в части нарушения положений Закона о размещении заказов при проведении Открытого конкурса.
 
Руководствуясь статьей 23, статьи. 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
 
РЕШИЛА:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
1. Признать в действиях ОАО «Российские железные дороги» нарушение пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ОАО «Российские железные дороги» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 ПРЕДПИСАНИЕ

 
11 февраля 2010 г.                                                                       г. Самара
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя , главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов , специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов ,                                                                                           
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 02 декабря 2009 г. по делу № 5216-09/7 о нарушении Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» прекратить нарушение пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении положений Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года (далее – Открытый конкурс).   
 
Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»:
-  не  заключать  договоры  с  победителем  Открытого  конкурса,  определенном на
 основании оценки и сопоставлении заявок (протокол оценки и сопоставления заявок от 27.10.2009 № 53).
 
В срок до 15 марта 2010г.:
- отменить протокол вскрытия конвертов с заявками от 13.10.2009 № 47;
- отменить протокол рассмотрения заявок от 20.10.2009 № 50;
- отменить протокол оценки и сопоставления заявок от 27.10.2009 № 53;
- привести конкурсную документацию по Открытому конкурсу в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, внеся в неё соответствующие изменения.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 15 марта 2010г., направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение Предписания.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-27 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-27 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320747750 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )