Решение по делу № 39-9703-14/5

Номер дела: 39-9703-14/5
Дата публикации: 8 сентября 2014, 13:15

Решение по делу № 39-9703-14/5

                                                                                                               г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «03» сентября  2014 года           

В полном объеме решение изготовлено «05» сентября  2014 года           

                                                                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:                  ...

Члены Комиссии:                               ...,

                                                           ...,

 

рассмотрев дело № 39-9703-14/5 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15) (далее - ОАО «Ростелеком») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило обращение Б.М.В. (вх. № 509-гр от 24.06.2014 г.; 558-гр от 04.07.2014 г.) о привлечении к ответственности ОАО «Ростелеком» в связи с нарушением антимонопольного законодательства, выразившимся во взимании платы за снабжение тепловой энергией жителей многоквартирных домов №1, №2, №3, №4, расположенных по адресу: Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д.1, д. 2, д. 3, д. 4 в отсутствие утвержденного тарифа.

ОАО «Ростелеком» в своих письменных объяснениях  (вх. 4257-з от 25.07.2014 г.) пояснило, что котельная, расположенная на территории п. Восточный, была спроектирована ОАО «Ростелеком» в 1977 г. и ее основным предназначением было отопление зданий/сооружений связи, принадлежащих ОАО «Ростелеком».

В 2003 г. указанная котельная была включена в пообъектный перечень зданий и сооружений государственного предприятия связи «Ростелеком», включенных в уставный капитал ОАО «Ростелеком» согласно Плану приватизации, утвержденному распоряжением Госкомимущества России от 27.08.1993 г. №1507-р.

Альтернативные системы отопления в данном населенном пункте отсутствуют. В связи с этим ОАО «Ростелеком» отапливает указанные жилые дома.

Руководителем Самарского УФАС России Приказом № 198 от 12.08.2014 г. было возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Ростелеком»  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Заседание Комиссии по рассмотрению дела № 39-9703-14/5 состоялось 03.09.2014 г.

При рассмотрении дела в заседании Комиссии принимали участие представитель ОАО «Ростелеком» З. В. Н. Б. М. В. .

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Для определения положения ОАО «Ростелеком» на рынке оказания услуг по теплоснабжению в пределах Самарской области, Самарское УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 г. «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», провело ретроспективный анализ состояния конкуренции на данном рынке за 2013  г.

Анализ показал, что доля ОАО «Ростелеком» в пределах Самарской области в границах точек присоединения к тепловым сетям, принадлежащих на праве собственности/владения  ОАО «Ростелеком», составляет 100 % и, соответственно, оно является доминирующим на рынке оказания услуг по теплоснабжению в границах точек присоединения к тепловым сетям, принадлежащим на праве собственности/владения ОАО «Ростелеком».

Таким образом, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по теплоснабжению (снабжение тепловой энергией в горячей воде) в пределах Самарской области в границах точек присоединения к тепловым сетям, находящимся в собственности/владении ОАО «Ростелеком».

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного порядка ценообразования.

Между ОАО «Ростелеком» и жителями многоквартирных домов, расположенных по адресу: Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 1; Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 2; Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 3; Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 4 заключены договоры на снабжение тепловой энергией в горячей воде в квартирах, расположенных по указанным адресам.

Согласно пункту 3.1 указанных договоров Заказчик обязуется осуществлять ежемесячную оплату за потребленную тепловую энергию согласно выставляемого счета «Исполнителем» не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным.

В адрес Самарского УФАС России ОАО «Ростелеком» были представлены счета, подтверждающие взимание с потребителей ОАО «Ростелеком» платы за услуги теплоснабжения.

В соответствии с письмом (исх. №0607/03/15262-14 от 23.07.2014 г.) ОАО «Ростелеком» сообщило, что Обществу принадлежит на праве собственности котельная, расположенная по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Восточный, а также теплотрасса, расположенная в п. Восточный.

Альтернативные системы отопления в данном населенном пункте отсутствуют. В связи с чем ОАО «Ростелеком» отапливает жилые дома, поскольку ОАО «Ростелеком» не является ни теплоснабжающей организацией, ни теплосетевой организацией и не производит тепловую энергию с целью ее продажи пользователям и (или) теплоснабжающим организациям, ОАО «Ростелеком» были заключены договоры с жителями п. Восточный для компенсации затрат на теплоснабжение жилых домов.

В соответствии с частью 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статье 7, статье 8 ФЗ «О теплоснабжении», государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

- плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

- плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

В соответствии со статьей 15  Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении») потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.

Согласно части 9 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон.

На основании части 5 статьи 17 ФЗ «О теплоснабжении» оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с частью 6 статьи 17 ФЗ «О теплоснабжении», собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении»), теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении», передача тепловой энергии, теплоносителя – совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В письме  ОАО «Ростелеком» указывает на то, что при расчете суммы компенсации затрат на теплоснабжение указанных домов Обществом применялся тариф 17,03 руб. за 1 м2, действовавший согласно Постановлению Главы городского округа Самара №1153 от 18.12.2007 г. «Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара» по состоянию на 2010 год на территории Красноярского района Самарской области за услуги теплоснабжения, оказываемые теплоснабжающими организациями.

Данная ставка оставалась неизменной с 2010 г. несмотря на то, что на сегодняшний день стоимость услуг теплоснабжения в жилых домах Красноярского района в соответствии с данными МУП «Красноярское ЖКХ» составляет 28,97 руб. за 1 м2.

Согласно статье 7, статье 8 ФЗ «О теплоснабжении», тарифы на теплоснабжение подлежат государственному регулированию, которые устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 19 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении» органом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также – орган регулирования) – является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее – Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

В своем письме  ОАО «Ростелеком» указало на то, что не обращалось в уполномоченный орган с заявлением на установление тарифов для оказания услуг по теплоснабжению на территории пос. Восточный, Красноярского района, Самарской области.

Также указанным письмом ОАО «Ростелеком» сообщило, что в настоящее время начата работа по подготовке пакета документов для согласования и утверждения тарифов на услуги по теплоснабжению жилых домов в п. Восточный, Красноярского района Самарской области на отопительный период 2014-2015 гг.

При отсутствии установленного тарифа у ОАО «Ростелеком» отсутствовали основания для начисления и выставления указанным потребителям счетов на оплату услуг по теплоснабжению.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» взимало плату за оказание услуг по теплоснабжению тепловой энергией указанных потребителей в отсутствие утвержденного тарифа.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Соответственно, ОАО «Ростелеком», занимая доминирующее положение, не вправе им злоупотреблять.

Учитывая положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу, что ОАО «Ростелеком» вышло за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, предоставленных ему нормативно-правовыми актами.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев все материалы дела, установила, что ОАО «Ростелеком»   злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении установленного  нормативными  правовыми  актами  порядка  ценообразования,  а именно в применении в расчетах за оказание услуг по теплоснабжению потребителям многоквартирных домов, расположенных по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Восточный, тарифа неустановленного органом исполнительной власти.

Так как нарушение на момент вынесения решения не устранено, Комиссия считает целесообразным выдать ОАО «Ростелеком» предписание об устранении вышеуказанного нарушения.

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссия не установила.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей     48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Ростелеком» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», путем злоупотребления доминирующим положением и нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в применении в расчетах за оказание услуг по теплоснабжению потребителям многоквартирных домов, расположенных по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Восточный, тарифа  неустановленного органом исполнительной власти.

2. Выдать ОАО «Ростелком» предписание о прекращении нарушения  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно не применять в расчетах с потребителями за оказание услуг по теплоснабжению тарифа неустановленного органом исполнительной власти; обратиться в адрес уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения с предложением об установлении цен (тарифов) на оказание услуг по теплоснабжению.

 

 

Председатель Комиссии:                                                           …

 

Члены Комиссии:                                                                       …

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 11207 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 39-9703-14/5 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11207 [type] => solution [language] => ru [created] => 1410168098 [changed] => 1410168098 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1410168098 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 39-9703-14/5

                                                                                                               г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «03» сентября  2014 года           

В полном объеме решение изготовлено «05» сентября  2014 года           

                                                                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:                  ...

Члены Комиссии:                               ...,

                                                           ...,

 

рассмотрев дело № 39-9703-14/5 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15) (далее - ОАО «Ростелеком») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило обращение Б.М.В. (вх. № 509-гр от 24.06.2014 г.; 558-гр от 04.07.2014 г.) о привлечении к ответственности ОАО «Ростелеком» в связи с нарушением антимонопольного законодательства, выразившимся во взимании платы за снабжение тепловой энергией жителей многоквартирных домов №1, №2, №3, №4, расположенных по адресу: Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д.1, д. 2, д. 3, д. 4 в отсутствие утвержденного тарифа.

ОАО «Ростелеком» в своих письменных объяснениях  (вх. 4257-з от 25.07.2014 г.) пояснило, что котельная, расположенная на территории п. Восточный, была спроектирована ОАО «Ростелеком» в 1977 г. и ее основным предназначением было отопление зданий/сооружений связи, принадлежащих ОАО «Ростелеком».

В 2003 г. указанная котельная была включена в пообъектный перечень зданий и сооружений государственного предприятия связи «Ростелеком», включенных в уставный капитал ОАО «Ростелеком» согласно Плану приватизации, утвержденному распоряжением Госкомимущества России от 27.08.1993 г. №1507-р.

Альтернативные системы отопления в данном населенном пункте отсутствуют. В связи с этим ОАО «Ростелеком» отапливает указанные жилые дома.

Руководителем Самарского УФАС России Приказом № 198 от 12.08.2014 г. было возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Ростелеком»  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Заседание Комиссии по рассмотрению дела № 39-9703-14/5 состоялось 03.09.2014 г.

При рассмотрении дела в заседании Комиссии принимали участие представитель ОАО «Ростелеком» З. В. Н. Б. М. В. .

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Для определения положения ОАО «Ростелеком» на рынке оказания услуг по теплоснабжению в пределах Самарской области, Самарское УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 г. «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», провело ретроспективный анализ состояния конкуренции на данном рынке за 2013  г.

Анализ показал, что доля ОАО «Ростелеком» в пределах Самарской области в границах точек присоединения к тепловым сетям, принадлежащих на праве собственности/владения  ОАО «Ростелеком», составляет 100 % и, соответственно, оно является доминирующим на рынке оказания услуг по теплоснабжению в границах точек присоединения к тепловым сетям, принадлежащим на праве собственности/владения ОАО «Ростелеком».

Таким образом, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по теплоснабжению (снабжение тепловой энергией в горячей воде) в пределах Самарской области в границах точек присоединения к тепловым сетям, находящимся в собственности/владении ОАО «Ростелеком».

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного порядка ценообразования.

Между ОАО «Ростелеком» и жителями многоквартирных домов, расположенных по адресу: Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 1; Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 2; Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 3; Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 4 заключены договоры на снабжение тепловой энергией в горячей воде в квартирах, расположенных по указанным адресам.

Согласно пункту 3.1 указанных договоров Заказчик обязуется осуществлять ежемесячную оплату за потребленную тепловую энергию согласно выставляемого счета «Исполнителем» не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным.

В адрес Самарского УФАС России ОАО «Ростелеком» были представлены счета, подтверждающие взимание с потребителей ОАО «Ростелеком» платы за услуги теплоснабжения.

В соответствии с письмом (исх. №0607/03/15262-14 от 23.07.2014 г.) ОАО «Ростелеком» сообщило, что Обществу принадлежит на праве собственности котельная, расположенная по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Восточный, а также теплотрасса, расположенная в п. Восточный.

Альтернативные системы отопления в данном населенном пункте отсутствуют. В связи с чем ОАО «Ростелеком» отапливает жилые дома, поскольку ОАО «Ростелеком» не является ни теплоснабжающей организацией, ни теплосетевой организацией и не производит тепловую энергию с целью ее продажи пользователям и (или) теплоснабжающим организациям, ОАО «Ростелеком» были заключены договоры с жителями п. Восточный для компенсации затрат на теплоснабжение жилых домов.

В соответствии с частью 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статье 7, статье 8 ФЗ «О теплоснабжении», государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

- плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

- плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

В соответствии со статьей 15  Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении») потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.

Согласно части 9 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон.

На основании части 5 статьи 17 ФЗ «О теплоснабжении» оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с частью 6 статьи 17 ФЗ «О теплоснабжении», собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении»), теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении», передача тепловой энергии, теплоносителя – совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В письме  ОАО «Ростелеком» указывает на то, что при расчете суммы компенсации затрат на теплоснабжение указанных домов Обществом применялся тариф 17,03 руб. за 1 м2, действовавший согласно Постановлению Главы городского округа Самара №1153 от 18.12.2007 г. «Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара» по состоянию на 2010 год на территории Красноярского района Самарской области за услуги теплоснабжения, оказываемые теплоснабжающими организациями.

Данная ставка оставалась неизменной с 2010 г. несмотря на то, что на сегодняшний день стоимость услуг теплоснабжения в жилых домах Красноярского района в соответствии с данными МУП «Красноярское ЖКХ» составляет 28,97 руб. за 1 м2.

Согласно статье 7, статье 8 ФЗ «О теплоснабжении», тарифы на теплоснабжение подлежат государственному регулированию, которые устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 19 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении» органом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также – орган регулирования) – является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее – Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

В своем письме  ОАО «Ростелеком» указало на то, что не обращалось в уполномоченный орган с заявлением на установление тарифов для оказания услуг по теплоснабжению на территории пос. Восточный, Красноярского района, Самарской области.

Также указанным письмом ОАО «Ростелеком» сообщило, что в настоящее время начата работа по подготовке пакета документов для согласования и утверждения тарифов на услуги по теплоснабжению жилых домов в п. Восточный, Красноярского района Самарской области на отопительный период 2014-2015 гг.

При отсутствии установленного тарифа у ОАО «Ростелеком» отсутствовали основания для начисления и выставления указанным потребителям счетов на оплату услуг по теплоснабжению.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» взимало плату за оказание услуг по теплоснабжению тепловой энергией указанных потребителей в отсутствие утвержденного тарифа.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Соответственно, ОАО «Ростелеком», занимая доминирующее положение, не вправе им злоупотреблять.

Учитывая положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу, что ОАО «Ростелеком» вышло за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, предоставленных ему нормативно-правовыми актами.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев все материалы дела, установила, что ОАО «Ростелеком»   злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении установленного  нормативными  правовыми  актами  порядка  ценообразования,  а именно в применении в расчетах за оказание услуг по теплоснабжению потребителям многоквартирных домов, расположенных по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Восточный, тарифа неустановленного органом исполнительной власти.

Так как нарушение на момент вынесения решения не устранено, Комиссия считает целесообразным выдать ОАО «Ростелеком» предписание об устранении вышеуказанного нарушения.

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссия не установила.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей     48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Ростелеком» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», путем злоупотребления доминирующим положением и нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в применении в расчетах за оказание услуг по теплоснабжению потребителям многоквартирных домов, расположенных по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Восточный, тарифа  неустановленного органом исполнительной власти.

2. Выдать ОАО «Ростелком» предписание о прекращении нарушения  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно не применять в расчетах с потребителями за оказание услуг по теплоснабжению тарифа неустановленного органом исполнительной власти; обратиться в адрес уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения с предложением об установлении цен (тарифов) на оказание услуг по теплоснабжению.

 

 

Председатель Комиссии:                                                           …

 

Члены Комиссии:                                                                       …

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 39-9703-14/5

                                                                                                               г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «03» сентября  2014 года           

В полном объеме решение изготовлено «05» сентября  2014 года           

                                                                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:                  ...

Члены Комиссии:                               ...,

                                                           ...,

 

рассмотрев дело № 39-9703-14/5 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15) (далее - ОАО «Ростелеком») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило обращение Б.М.В. (вх. № 509-гр от 24.06.2014 г.; 558-гр от 04.07.2014 г.) о привлечении к ответственности ОАО «Ростелеком» в связи с нарушением антимонопольного законодательства, выразившимся во взимании платы за снабжение тепловой энергией жителей многоквартирных домов №1, №2, №3, №4, расположенных по адресу: Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д.1, д. 2, д. 3, д. 4 в отсутствие утвержденного тарифа.

ОАО «Ростелеком» в своих письменных объяснениях  (вх. 4257-з от 25.07.2014 г.) пояснило, что котельная, расположенная на территории п. Восточный, была спроектирована ОАО «Ростелеком» в 1977 г. и ее основным предназначением было отопление зданий/сооружений связи, принадлежащих ОАО «Ростелеком».

В 2003 г. указанная котельная была включена в пообъектный перечень зданий и сооружений государственного предприятия связи «Ростелеком», включенных в уставный капитал ОАО «Ростелеком» согласно Плану приватизации, утвержденному распоряжением Госкомимущества России от 27.08.1993 г. №1507-р.

Альтернативные системы отопления в данном населенном пункте отсутствуют. В связи с этим ОАО «Ростелеком» отапливает указанные жилые дома.

Руководителем Самарского УФАС России Приказом № 198 от 12.08.2014 г. было возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Ростелеком»  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Заседание Комиссии по рассмотрению дела № 39-9703-14/5 состоялось 03.09.2014 г.

При рассмотрении дела в заседании Комиссии принимали участие представитель ОАО «Ростелеком» З. В. Н. Б. М. В. .

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Для определения положения ОАО «Ростелеком» на рынке оказания услуг по теплоснабжению в пределах Самарской области, Самарское УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 г. «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», провело ретроспективный анализ состояния конкуренции на данном рынке за 2013  г.

Анализ показал, что доля ОАО «Ростелеком» в пределах Самарской области в границах точек присоединения к тепловым сетям, принадлежащих на праве собственности/владения  ОАО «Ростелеком», составляет 100 % и, соответственно, оно является доминирующим на рынке оказания услуг по теплоснабжению в границах точек присоединения к тепловым сетям, принадлежащим на праве собственности/владения ОАО «Ростелеком».

Таким образом, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по теплоснабжению (снабжение тепловой энергией в горячей воде) в пределах Самарской области в границах точек присоединения к тепловым сетям, находящимся в собственности/владении ОАО «Ростелеком».

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного порядка ценообразования.

Между ОАО «Ростелеком» и жителями многоквартирных домов, расположенных по адресу: Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 1; Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 2; Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 3; Самарская область, с. Красный Яр, п. Восточный, д. 4 заключены договоры на снабжение тепловой энергией в горячей воде в квартирах, расположенных по указанным адресам.

Согласно пункту 3.1 указанных договоров Заказчик обязуется осуществлять ежемесячную оплату за потребленную тепловую энергию согласно выставляемого счета «Исполнителем» не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным.

В адрес Самарского УФАС России ОАО «Ростелеком» были представлены счета, подтверждающие взимание с потребителей ОАО «Ростелеком» платы за услуги теплоснабжения.

В соответствии с письмом (исх. №0607/03/15262-14 от 23.07.2014 г.) ОАО «Ростелеком» сообщило, что Обществу принадлежит на праве собственности котельная, расположенная по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Восточный, а также теплотрасса, расположенная в п. Восточный.

Альтернативные системы отопления в данном населенном пункте отсутствуют. В связи с чем ОАО «Ростелеком» отапливает жилые дома, поскольку ОАО «Ростелеком» не является ни теплоснабжающей организацией, ни теплосетевой организацией и не производит тепловую энергию с целью ее продажи пользователям и (или) теплоснабжающим организациям, ОАО «Ростелеком» были заключены договоры с жителями п. Восточный для компенсации затрат на теплоснабжение жилых домов.

В соответствии с частью 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статье 7, статье 8 ФЗ «О теплоснабжении», государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

- плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

- плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

В соответствии со статьей 15  Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении») потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.

Согласно части 9 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон.

На основании части 5 статьи 17 ФЗ «О теплоснабжении» оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с частью 6 статьи 17 ФЗ «О теплоснабжении», собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении»), теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении», передача тепловой энергии, теплоносителя – совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В письме  ОАО «Ростелеком» указывает на то, что при расчете суммы компенсации затрат на теплоснабжение указанных домов Обществом применялся тариф 17,03 руб. за 1 м2, действовавший согласно Постановлению Главы городского округа Самара №1153 от 18.12.2007 г. «Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара» по состоянию на 2010 год на территории Красноярского района Самарской области за услуги теплоснабжения, оказываемые теплоснабжающими организациями.

Данная ставка оставалась неизменной с 2010 г. несмотря на то, что на сегодняшний день стоимость услуг теплоснабжения в жилых домах Красноярского района в соответствии с данными МУП «Красноярское ЖКХ» составляет 28,97 руб. за 1 м2.

Согласно статье 7, статье 8 ФЗ «О теплоснабжении», тарифы на теплоснабжение подлежат государственному регулированию, которые устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 19 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении» органом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также – орган регулирования) – является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее – Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

В своем письме  ОАО «Ростелеком» указало на то, что не обращалось в уполномоченный орган с заявлением на установление тарифов для оказания услуг по теплоснабжению на территории пос. Восточный, Красноярского района, Самарской области.

Также указанным письмом ОАО «Ростелеком» сообщило, что в настоящее время начата работа по подготовке пакета документов для согласования и утверждения тарифов на услуги по теплоснабжению жилых домов в п. Восточный, Красноярского района Самарской области на отопительный период 2014-2015 гг.

При отсутствии установленного тарифа у ОАО «Ростелеком» отсутствовали основания для начисления и выставления указанным потребителям счетов на оплату услуг по теплоснабжению.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» взимало плату за оказание услуг по теплоснабжению тепловой энергией указанных потребителей в отсутствие утвержденного тарифа.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Соответственно, ОАО «Ростелеком», занимая доминирующее положение, не вправе им злоупотреблять.

Учитывая положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу, что ОАО «Ростелеком» вышло за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, предоставленных ему нормативно-правовыми актами.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев все материалы дела, установила, что ОАО «Ростелеком»   злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении установленного  нормативными  правовыми  актами  порядка  ценообразования,  а именно в применении в расчетах за оказание услуг по теплоснабжению потребителям многоквартирных домов, расположенных по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Восточный, тарифа неустановленного органом исполнительной власти.

Так как нарушение на момент вынесения решения не устранено, Комиссия считает целесообразным выдать ОАО «Ростелеком» предписание об устранении вышеуказанного нарушения.

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссия не установила.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей     48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Ростелеком» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», путем злоупотребления доминирующим положением и нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в применении в расчетах за оказание услуг по теплоснабжению потребителям многоквартирных домов, расположенных по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Восточный, тарифа  неустановленного органом исполнительной власти.

2. Выдать ОАО «Ростелком» предписание о прекращении нарушения  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно не применять в расчетах с потребителями за оказание услуг по теплоснабжению тарифа неустановленного органом исполнительной власти; обратиться в адрес уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения с предложением об установлении цен (тарифов) на оказание услуг по теплоснабжению.

 

 

Председатель Комиссии:                                                           …

 

Члены Комиссии:                                                                       …

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 39-9703-14/5 [format] => [safe_value] => 39-9703-14/5 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-08 09:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-05 09:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1410168098 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )