Решение по делу №10069-14/8

Номер дела: 10069-14/8
Дата публикации: 10 марта 2014, 15:17

Решение по делу №10069-14/8

 

«07» марта 2014г.                                                                                             г. Самара

 

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии - ….

Члены Комиссии -             ...,

   ….,                                                                                                                                                                                                                                

рассмотрев дело №10069-14/8 возбужденное Самарским УФАС России по заявлению Х.Д.И. в отношении ООО «Молния-Самара» по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (Далее — ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителей:

заявителя – Х.Д.И. (443000, г. Самара, ул. Галактионовская, 106а-20) отсутствует (уведомлялся о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отслеживанием почты России);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ООО «Молния-Самара» (443117, г. Самара, ул. Партизанская, д. 246) отсутствует (уведомлялись о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением почты России);

заинтересованное лицо –  ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В отдел контроля рекламного законодательства Самарского УФАС России поступило обращение Х. Д.И. (вх.№710-гр. от 12.12.2013г.), в котором сообщается, что в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице содержалась реклама следующего содержания: «ДАР АЛТАЯ!!! г. Барнаул. г. САМАРА. Выставка состоится 28 ноября с 10.00 до 13.00 ДК им. ЛИТВИНОВА. Пр. Кирова, 145 (быв. ДК им. Кирова). ПОБЕДИ СВОИ БОЛЕЗНИ! БАРСУЧИЙ ЖИР 100%!!! Кладезь позеных веществ. Уже много лет барсучий жир применяется в народной медицине в качестве натурального и эффективного средства, которое обладает хорошими бактерицидными, противовоспалительными, иммуностимулирующими и общеукрепляющими свойствами… МАСЛО АМАРАНТА 100%, УРОЖАЙ 2013 года. Содержит СКВАЛЕН не менее 8%. Амарант, благодаря наличию во всех своих частях необходимых человеку биологически активных веществ, является уникальной пищевой и лечебной культурой…БАЛЬЗАМ «ЕГЕРЬ», г. Барнаул, 250 мл., новый... Дана весьма высокая оценка использования бальзама в лечении и профилактике многих заболеваний, как туберкулез легких, подагра, бронхиты, пневмания… АКУЛИЙ ХРЯЩ (капсулы). Акулий хрящ в капсулах эффективен в восстановительном периоде после операций, травм, ожогов: быстрее формируются послеоперационные рубцы, возвращаются силы, исчезает болевой синдром… Новинка. Гель для тела «Акулий Хрящ»... Акулий хрящ улучшает структуру и метаболизм в тканях суставов, связок, хрящевой ткани, кровеносных сосудов…». Все указанные в рекламе БАДы создают впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, что содержит признаки нарушения рекламного законодательства.

ООО «Молния-Самара» является рекламораспространителем указанной рекламы, то есть лицом, которое осуществило распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, что подтверждается следующими обстоятельствами:

1. Фактом распространения рекламы в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице.

2. Копией рекламного образца рекламно-информацинной городской газеты «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. (имеющегося в материалах дела).

3. Копией договора №118/м от 30.08.2012г., заключенного между ООО «Молния-Самара» (Исполнитель) и ИП С. Ф.М. (Заказчик).

4. Копией согласованного рекламного образца.

Лицо, в действиях которого установлено нарушение ФЗ «О рекламе», уведомлялось почтой России с уведомлением о времени и месте рассмотрения дела, факт получения которого подтвержден отметкой на уведомлении. Однако, представители ООО «Молния-Самара» на рассмотрение дела не явились.

Исходя из текста рекламного образца, четко прослеживается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

По смыслу требования вышеуказанной нормы на наличие лечебных свойств допускается указывать только в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Этот перечень товаров и услуг является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В отношении товаров и услуг, не входящих в данный перечень, действует запрет указывать в их рекламе на лечебные свойства, т.е. на положительное влияние на течение болезни.

Исходя из заложенных в законодательстве Российской Федерации понятий медицинской деятельности, видов медицинской помощи и методов лечения сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.

В рекламе вышеуказанных биологически активных добавок,  рекламодатель рекламирует производимый им препарат как способный излечить те или иные заболевания. Такие сведения не соответствуют действительности, поскольку данные препараты не обладают терапевтическими свойствами и не могут представляться в качестве лекарственных средств.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Вместе с тем, в части 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами ФЗ «О рекламе» говорится, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» лечебные свойства - это положительное влияние на течение болезни.

Согласно статье 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000г. № 29-ФЗ (далее - ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов») биологически активные добавки - это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов, а пищевые добавки - это природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.

Стоит отметить, что законодатель в соответствии со статьей 1 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» относит БАДы и пищевые добавки к пищевым продуктам.

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.04.2003, биологически активная добавка используется как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и (или) улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе как продукт, оказывающий общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов.

Статья 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010г. № 61-ФЗ (далее - ФЗ «Об обращении лекарственных средств») определяет лекарственные средства как вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод, что БАДы или пищевые добавки вообще не могут использоваться для лечения каких-либо заболеваний. В соответствии с ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для лечения и профилактики каких-либо заболеваний.

Таким образом, простое упоминание в рекламе БАДа или пищевой добавки какой-либо болезни автоматически ставит такую рекламу вне закона.

Учитывая, что ООО «Молния-Самара» осуществляет выпуск в рекламно-информацинной городской газете «Молния» и приводит рекламу в готовую для распространения форму, следует, что ООО «Молния-Самара» является и рекламопроизводителем рекламы, то есть лицом, которое осуществило полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Таким образом, в данном случае ООО «Молния-Самара» будет являться и рекламораспространителем, и рекламопроизводителем.

ООО «Молния-Самара» как рекламораспространитель и рекламопроизводитель имеет право не принимать для размещения рекламу Заказчика, которая, по мнению ООО «Молния-Самара» (Исполнителя), не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, в том числе требованиям законодательства о рекламе.

Однако, ООО «Молния-Самара» как рекламораспространитель и рекламопроизводитель своим правом не принимать для размещения рекламу от Заказчика не воспользовалось.

А значит, ООО «Молния-Самара» посчитало, что вышеуказанная реклама полностью соответствовала требованиям законодательства РФ о рекламе, что подтверждается размещением рекламы в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в пренебрежительном отношении ООО «Молния-Самара» как рекламораспространителя и рекламопроизводителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о рекламе, но в пренебрежительном отношении к здоровью граждан Российской Федерации. Несоответствие вышеуказанной рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает не только права и законные интересы потребителей на получение надлежащей и достоверной информации, но и создает потенциальную угрозу здоровью миллионов потребителей, так как взамен традиционного лечения потребители под воздействием рекламы прибегают к самостоятельному лечению на основе недостоверных сведений, полученных из рекламы о лечебных свойствах рекламируемых препаратов и приборов, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья.

Под воздействием рекламы потребитель руководствуется зачастую эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Неопытность и отсутствие необходимых знаний о БАДах у значительной части населения нашей страны не позволяют потребителям принять взвешенное, обдуманное решение в вопросах лечения и делают их легкой добычей недобросовестных рекламодателей и рекламораспространителей.

Таким образом, указанная реклама содержит нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» несет, в том числе рекламораспространитель.

Согласно части 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Учитывая, что в рамках рассмотрения дела №10069-14/8 ООО «Молния-Самара» не представило материалы с устранением нарушений законодательства РФ о рекламе, Комиссия приходит к выводу о выдаче предписания данному Обществу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Молния-Самара», распространенную в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице, поскольку она содержит нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Молния-Самара» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2014г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 марта 2014г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 
Председатель Комиссии                                                                                   …

 

Члены Комиссии                                                         …

 

                                                                                                                … 

stdClass Object ( [vid] => 11005 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №10069-14/8 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11005 [type] => solution [language] => ru [created] => 1407151234 [changed] => 1407151234 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1407151234 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу №10069-14/8

 

«07» марта 2014г.                                                                                             г. Самара

 

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии - ….

Члены Комиссии -             ...,

   ….,                                                                                                                                                                                                                                

рассмотрев дело №10069-14/8 возбужденное Самарским УФАС России по заявлению Х.Д.И. в отношении ООО «Молния-Самара» по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (Далее — ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителей:

заявителя – Х.Д.И. (443000, г. Самара, ул. Галактионовская, 106а-20) отсутствует (уведомлялся о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отслеживанием почты России);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ООО «Молния-Самара» (443117, г. Самара, ул. Партизанская, д. 246) отсутствует (уведомлялись о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением почты России);

заинтересованное лицо –  ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В отдел контроля рекламного законодательства Самарского УФАС России поступило обращение Х. Д.И. (вх.№710-гр. от 12.12.2013г.), в котором сообщается, что в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице содержалась реклама следующего содержания: «ДАР АЛТАЯ!!! г. Барнаул. г. САМАРА. Выставка состоится 28 ноября с 10.00 до 13.00 ДК им. ЛИТВИНОВА. Пр. Кирова, 145 (быв. ДК им. Кирова). ПОБЕДИ СВОИ БОЛЕЗНИ! БАРСУЧИЙ ЖИР 100%!!! Кладезь позеных веществ. Уже много лет барсучий жир применяется в народной медицине в качестве натурального и эффективного средства, которое обладает хорошими бактерицидными, противовоспалительными, иммуностимулирующими и общеукрепляющими свойствами… МАСЛО АМАРАНТА 100%, УРОЖАЙ 2013 года. Содержит СКВАЛЕН не менее 8%. Амарант, благодаря наличию во всех своих частях необходимых человеку биологически активных веществ, является уникальной пищевой и лечебной культурой…БАЛЬЗАМ «ЕГЕРЬ», г. Барнаул, 250 мл., новый... Дана весьма высокая оценка использования бальзама в лечении и профилактике многих заболеваний, как туберкулез легких, подагра, бронхиты, пневмания… АКУЛИЙ ХРЯЩ (капсулы). Акулий хрящ в капсулах эффективен в восстановительном периоде после операций, травм, ожогов: быстрее формируются послеоперационные рубцы, возвращаются силы, исчезает болевой синдром… Новинка. Гель для тела «Акулий Хрящ»... Акулий хрящ улучшает структуру и метаболизм в тканях суставов, связок, хрящевой ткани, кровеносных сосудов…». Все указанные в рекламе БАДы создают впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, что содержит признаки нарушения рекламного законодательства.

ООО «Молния-Самара» является рекламораспространителем указанной рекламы, то есть лицом, которое осуществило распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, что подтверждается следующими обстоятельствами:

1. Фактом распространения рекламы в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице.

2. Копией рекламного образца рекламно-информацинной городской газеты «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. (имеющегося в материалах дела).

3. Копией договора №118/м от 30.08.2012г., заключенного между ООО «Молния-Самара» (Исполнитель) и ИП С. Ф.М. (Заказчик).

4. Копией согласованного рекламного образца.

Лицо, в действиях которого установлено нарушение ФЗ «О рекламе», уведомлялось почтой России с уведомлением о времени и месте рассмотрения дела, факт получения которого подтвержден отметкой на уведомлении. Однако, представители ООО «Молния-Самара» на рассмотрение дела не явились.

Исходя из текста рекламного образца, четко прослеживается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

По смыслу требования вышеуказанной нормы на наличие лечебных свойств допускается указывать только в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Этот перечень товаров и услуг является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В отношении товаров и услуг, не входящих в данный перечень, действует запрет указывать в их рекламе на лечебные свойства, т.е. на положительное влияние на течение болезни.

Исходя из заложенных в законодательстве Российской Федерации понятий медицинской деятельности, видов медицинской помощи и методов лечения сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.

В рекламе вышеуказанных биологически активных добавок,  рекламодатель рекламирует производимый им препарат как способный излечить те или иные заболевания. Такие сведения не соответствуют действительности, поскольку данные препараты не обладают терапевтическими свойствами и не могут представляться в качестве лекарственных средств.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Вместе с тем, в части 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами ФЗ «О рекламе» говорится, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» лечебные свойства - это положительное влияние на течение болезни.

Согласно статье 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000г. № 29-ФЗ (далее - ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов») биологически активные добавки - это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов, а пищевые добавки - это природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.

Стоит отметить, что законодатель в соответствии со статьей 1 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» относит БАДы и пищевые добавки к пищевым продуктам.

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.04.2003, биологически активная добавка используется как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и (или) улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе как продукт, оказывающий общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов.

Статья 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010г. № 61-ФЗ (далее - ФЗ «Об обращении лекарственных средств») определяет лекарственные средства как вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод, что БАДы или пищевые добавки вообще не могут использоваться для лечения каких-либо заболеваний. В соответствии с ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для лечения и профилактики каких-либо заболеваний.

Таким образом, простое упоминание в рекламе БАДа или пищевой добавки какой-либо болезни автоматически ставит такую рекламу вне закона.

Учитывая, что ООО «Молния-Самара» осуществляет выпуск в рекламно-информацинной городской газете «Молния» и приводит рекламу в готовую для распространения форму, следует, что ООО «Молния-Самара» является и рекламопроизводителем рекламы, то есть лицом, которое осуществило полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Таким образом, в данном случае ООО «Молния-Самара» будет являться и рекламораспространителем, и рекламопроизводителем.

ООО «Молния-Самара» как рекламораспространитель и рекламопроизводитель имеет право не принимать для размещения рекламу Заказчика, которая, по мнению ООО «Молния-Самара» (Исполнителя), не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, в том числе требованиям законодательства о рекламе.

Однако, ООО «Молния-Самара» как рекламораспространитель и рекламопроизводитель своим правом не принимать для размещения рекламу от Заказчика не воспользовалось.

А значит, ООО «Молния-Самара» посчитало, что вышеуказанная реклама полностью соответствовала требованиям законодательства РФ о рекламе, что подтверждается размещением рекламы в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в пренебрежительном отношении ООО «Молния-Самара» как рекламораспространителя и рекламопроизводителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о рекламе, но в пренебрежительном отношении к здоровью граждан Российской Федерации. Несоответствие вышеуказанной рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает не только права и законные интересы потребителей на получение надлежащей и достоверной информации, но и создает потенциальную угрозу здоровью миллионов потребителей, так как взамен традиционного лечения потребители под воздействием рекламы прибегают к самостоятельному лечению на основе недостоверных сведений, полученных из рекламы о лечебных свойствах рекламируемых препаратов и приборов, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья.

Под воздействием рекламы потребитель руководствуется зачастую эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Неопытность и отсутствие необходимых знаний о БАДах у значительной части населения нашей страны не позволяют потребителям принять взвешенное, обдуманное решение в вопросах лечения и делают их легкой добычей недобросовестных рекламодателей и рекламораспространителей.

Таким образом, указанная реклама содержит нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» несет, в том числе рекламораспространитель.

Согласно части 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Учитывая, что в рамках рассмотрения дела №10069-14/8 ООО «Молния-Самара» не представило материалы с устранением нарушений законодательства РФ о рекламе, Комиссия приходит к выводу о выдаче предписания данному Обществу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Молния-Самара», распространенную в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице, поскольку она содержит нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Молния-Самара» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2014г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 марта 2014г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 
Председатель Комиссии                                                                                   …

 

Члены Комиссии                                                         …

 

                                                                                                                … 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу №10069-14/8

 

«07» марта 2014г.                                                                                             г. Самара

 

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии - ….

Члены Комиссии -             ...,

   ….,                                                                                                                                                                                                                                

рассмотрев дело №10069-14/8 возбужденное Самарским УФАС России по заявлению Х.Д.И. в отношении ООО «Молния-Самара» по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (Далее — ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителей:

заявителя – Х.Д.И. (443000, г. Самара, ул. Галактионовская, 106а-20) отсутствует (уведомлялся о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отслеживанием почты России);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ООО «Молния-Самара» (443117, г. Самара, ул. Партизанская, д. 246) отсутствует (уведомлялись о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением почты России);

заинтересованное лицо –  ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В отдел контроля рекламного законодательства Самарского УФАС России поступило обращение Х. Д.И. (вх.№710-гр. от 12.12.2013г.), в котором сообщается, что в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице содержалась реклама следующего содержания: «ДАР АЛТАЯ!!! г. Барнаул. г. САМАРА. Выставка состоится 28 ноября с 10.00 до 13.00 ДК им. ЛИТВИНОВА. Пр. Кирова, 145 (быв. ДК им. Кирова). ПОБЕДИ СВОИ БОЛЕЗНИ! БАРСУЧИЙ ЖИР 100%!!! Кладезь позеных веществ. Уже много лет барсучий жир применяется в народной медицине в качестве натурального и эффективного средства, которое обладает хорошими бактерицидными, противовоспалительными, иммуностимулирующими и общеукрепляющими свойствами… МАСЛО АМАРАНТА 100%, УРОЖАЙ 2013 года. Содержит СКВАЛЕН не менее 8%. Амарант, благодаря наличию во всех своих частях необходимых человеку биологически активных веществ, является уникальной пищевой и лечебной культурой…БАЛЬЗАМ «ЕГЕРЬ», г. Барнаул, 250 мл., новый... Дана весьма высокая оценка использования бальзама в лечении и профилактике многих заболеваний, как туберкулез легких, подагра, бронхиты, пневмания… АКУЛИЙ ХРЯЩ (капсулы). Акулий хрящ в капсулах эффективен в восстановительном периоде после операций, травм, ожогов: быстрее формируются послеоперационные рубцы, возвращаются силы, исчезает болевой синдром… Новинка. Гель для тела «Акулий Хрящ»... Акулий хрящ улучшает структуру и метаболизм в тканях суставов, связок, хрящевой ткани, кровеносных сосудов…». Все указанные в рекламе БАДы создают впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, что содержит признаки нарушения рекламного законодательства.

ООО «Молния-Самара» является рекламораспространителем указанной рекламы, то есть лицом, которое осуществило распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, что подтверждается следующими обстоятельствами:

1. Фактом распространения рекламы в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице.

2. Копией рекламного образца рекламно-информацинной городской газеты «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. (имеющегося в материалах дела).

3. Копией договора №118/м от 30.08.2012г., заключенного между ООО «Молния-Самара» (Исполнитель) и ИП С. Ф.М. (Заказчик).

4. Копией согласованного рекламного образца.

Лицо, в действиях которого установлено нарушение ФЗ «О рекламе», уведомлялось почтой России с уведомлением о времени и месте рассмотрения дела, факт получения которого подтвержден отметкой на уведомлении. Однако, представители ООО «Молния-Самара» на рассмотрение дела не явились.

Исходя из текста рекламного образца, четко прослеживается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

По смыслу требования вышеуказанной нормы на наличие лечебных свойств допускается указывать только в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Этот перечень товаров и услуг является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В отношении товаров и услуг, не входящих в данный перечень, действует запрет указывать в их рекламе на лечебные свойства, т.е. на положительное влияние на течение болезни.

Исходя из заложенных в законодательстве Российской Федерации понятий медицинской деятельности, видов медицинской помощи и методов лечения сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.

В рекламе вышеуказанных биологически активных добавок,  рекламодатель рекламирует производимый им препарат как способный излечить те или иные заболевания. Такие сведения не соответствуют действительности, поскольку данные препараты не обладают терапевтическими свойствами и не могут представляться в качестве лекарственных средств.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Вместе с тем, в части 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами ФЗ «О рекламе» говорится, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» лечебные свойства - это положительное влияние на течение болезни.

Согласно статье 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000г. № 29-ФЗ (далее - ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов») биологически активные добавки - это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов, а пищевые добавки - это природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.

Стоит отметить, что законодатель в соответствии со статьей 1 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» относит БАДы и пищевые добавки к пищевым продуктам.

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.04.2003, биологически активная добавка используется как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и (или) улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе как продукт, оказывающий общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов.

Статья 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010г. № 61-ФЗ (далее - ФЗ «Об обращении лекарственных средств») определяет лекарственные средства как вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод, что БАДы или пищевые добавки вообще не могут использоваться для лечения каких-либо заболеваний. В соответствии с ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для лечения и профилактики каких-либо заболеваний.

Таким образом, простое упоминание в рекламе БАДа или пищевой добавки какой-либо болезни автоматически ставит такую рекламу вне закона.

Учитывая, что ООО «Молния-Самара» осуществляет выпуск в рекламно-информацинной городской газете «Молния» и приводит рекламу в готовую для распространения форму, следует, что ООО «Молния-Самара» является и рекламопроизводителем рекламы, то есть лицом, которое осуществило полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Таким образом, в данном случае ООО «Молния-Самара» будет являться и рекламораспространителем, и рекламопроизводителем.

ООО «Молния-Самара» как рекламораспространитель и рекламопроизводитель имеет право не принимать для размещения рекламу Заказчика, которая, по мнению ООО «Молния-Самара» (Исполнителя), не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, в том числе требованиям законодательства о рекламе.

Однако, ООО «Молния-Самара» как рекламораспространитель и рекламопроизводитель своим правом не принимать для размещения рекламу от Заказчика не воспользовалось.

А значит, ООО «Молния-Самара» посчитало, что вышеуказанная реклама полностью соответствовала требованиям законодательства РФ о рекламе, что подтверждается размещением рекламы в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в пренебрежительном отношении ООО «Молния-Самара» как рекламораспространителя и рекламопроизводителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о рекламе, но в пренебрежительном отношении к здоровью граждан Российской Федерации. Несоответствие вышеуказанной рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает не только права и законные интересы потребителей на получение надлежащей и достоверной информации, но и создает потенциальную угрозу здоровью миллионов потребителей, так как взамен традиционного лечения потребители под воздействием рекламы прибегают к самостоятельному лечению на основе недостоверных сведений, полученных из рекламы о лечебных свойствах рекламируемых препаратов и приборов, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья.

Под воздействием рекламы потребитель руководствуется зачастую эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Неопытность и отсутствие необходимых знаний о БАДах у значительной части населения нашей страны не позволяют потребителям принять взвешенное, обдуманное решение в вопросах лечения и делают их легкой добычей недобросовестных рекламодателей и рекламораспространителей.

Таким образом, указанная реклама содержит нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» несет, в том числе рекламораспространитель.

Согласно части 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Учитывая, что в рамках рассмотрения дела №10069-14/8 ООО «Молния-Самара» не представило материалы с устранением нарушений законодательства РФ о рекламе, Комиссия приходит к выводу о выдаче предписания данному Обществу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Молния-Самара», распространенную в рекламно-информацинной городской газете «Молния» №44(349) от 20.11.2013г. на 16-й странице, поскольку она содержит нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Молния-Самара» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2014г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 марта 2014г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 
Председатель Комиссии                                                                                   …

 

Члены Комиссии                                                         …

 

                                                                                                                … 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 10069-14/8 [format] => [safe_value] => 10069-14/8 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-10 11:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-07 11:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1407151234 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )