Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 82-10304-14/6

Номер дела: 82-10304-14/6
Дата публикации: 20 июня 2014, 13:10

 

 

 

17 июня  2014 г.                                                                                                                Постановление

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №82-10304-14/6

 

 г. Самара

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарского УФАС России).., рассмотрев материалы дела № 82-10304-14/6 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО «РЭУ» по факту несоблюдения Обществом установленных для него в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось поступление в Самарское УФАС России заявления Ф. И.В. о действиях Филиала ОАО «РЭУ» «Самарский», содержащее сведения  о несоблюдении Обществом установленных для него в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

                                    

Событие административного правонарушения и его квалификация:

 

Как следует из содержания заявления, ОАО «РЭУ» в лице Самарского филиала является организацией, оказывающей услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению  на территории Волжского района, п.г.т. Рощинский.

Согласно доводам, изложенным в заявлении, Филиал ОАО «РЭУ» «Самарский» не соблюдает установленные для Общества в качестве обязательных требования об установке коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов, предусмотренные частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к системам центрального водоснабжения.

В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В части 5 статьи 13  Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012 года.

В случае, если в вышеназванный срок собственником объекта не исполнена обязанность по оснащению приборами учета воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, указанная обязанность по установке прибора учета возлагается на соответствующую ресурсоснабжающую организацию.

При этом, действующим законодательством установлено, что действия по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах, ресурсоснабжающие организации обязаны совершить в срок до 01 июля 2013 года.

 

Как следует из материалов настоящего дела, исходя из содержания Устава ОАО «РЭУ», Общество осуществляет эксплуатацию коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, передача и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание  и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе наружных сетей теплоснабжения, сетей горячего и холодного водоснабжения, сетей водоотведения, наружных линий электроснабжения, кабельных линий и инженерных систем, реализацию электрической, тепловой энергии и других энергоносителей, в качестве одного из основных видов деятельности, и является сетевой организацией.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 643-р, ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

 В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1074-р от 29 июля 2011 г. Минобороны России  обязано обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов ОАО «РЭУ» - объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.

В соответствии с положениями Государственного контракта № 3-ТХ от 01 ноября 2012 г.  на оказание услуг тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, ОАО «РЭУ» обязуется оказать услуги теплоснабжения в объеме, соответствующем качеству и иным требованиям, установленным контрактом.

В рамках рассмотрения дела установлено, что ОАО «РЭУ» оказывает услуги горячего водоснабжения на территории п.г.т. Рощинский. Согласно устным пояснениям представителей ОАО «РЭУ», в настоящее время договор, в рамках которого осуществляется оказание услуг горячего водоснабжения, заключенный между Министерством обороны Российской Федерации и  ОАО «РЭУ» отсутствует.

Вместе с тем, представителями ОАО «РЭУ» подтверждено, что фактически потребителям предоставляются услуги горячего водоснабжения на территории п.г.т. Рощинский.

 

Кроме того, в соответствии Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2013 N 441"Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей Самарской области", установлены тарифы на горячую воду для ОАО "РЭУ" (филиал ОАО "РЭУ" "Самарский", муниципальный район Волжский, с. Рождествено) в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение).

Учитывая изложенное, поскольку Министерством обороны Российской Федерации не исполнена обязанность по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах, ОАО «РЭУ» как организация, которая осуществляет снабжение тепловой энергией и горячей водой, было обязано с 01 июля 2012 года, в соответствии с требованиями частей 9 и 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, совершить действия по установке приборов учёта используемых энергетических ресурсов в жилых домах. При этом, указанную обязанность в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении ОАО «РЭУ» следовало исполнить до 01 июля 2013 года.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что указанная обязанность ОАО «РЭУ» до настоящего времени не исполнена. Указанные обстоятельства также подтверждаются устными пояснениями представителей ОАО «РЭУ», озвученными при рассмотрении дела.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ОАО «РЭУ» всех зависящих от Общества мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для их соблюдения, в материалы дела не представлены.

 

Письмом от 07.04.2014 г. № 964  ОАО «РЭУ»  представило в адрес Самарского УФАС России письменные пояснения относительно неисполнения ОАО «РЭУ» обязанности по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В обоснование правомерности своего бездействия ОАО «РЭУ» ссылается на то, что денежные средства на закупку и установку приборов учета у ОАО «РЭУ» отсутствуют.

Кроме того как следует из письменных пояснений, Филиалом ОАО «РЭУ» «Самарский» неоднократно направлялись обращения в адрес ОАО «Славянка» и ФГКУ «Приволжско - Уральское ТУИО» МО РФ (представитель собственника жилых домов п. Рощинский) о принятии мер по установке приборов учёта на многоквартирные дома п. Рощинский, ответы на которые до настоящего времени не получены.

При этом, общая задолженность населения п. Рощинский за полученные коммунальные услуги перед ОАО «РЭУ» составляет в настоящее время 45 млн. руб.

 

 Вместе с тем, указанные доводы не могут быть приняты как обоснование правомерности несоблюдения ОАО «РЭУ» установленных для него в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, по следующим основаниям.

Согласно части 13 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также - коммерческий учет) - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

Статья 19 Закона о теплоснабжении предусматривает, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

 Согласно пункту 9.1.43 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Министерством энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», в соответствии с которыми для контроля расхода тепловой энергии, теплоносителя, утечки сетевой воды, возврата конденсата в тепловых пунктах, устанавливаются теплосчётчики и счётчики теплоносителя.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона об энергосбережении, целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно положениям статьи 2 Закона об энергосбережении, энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» одно из основных направлений энергетической стратегии – способность сферы  экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращать нерациональные затраты на внутреннее энергообеспечение и дефицитность топливно – энергетических балансов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Доминирующим фактором нерациональных затрат являются потери неизбежно возникающие на этапах транспортировки энергии от поставщика к потребителю.

 Таким образом, несоблюдение ОАО «РЭУ» обязательных требований положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении приводит к неэффективному использованию энергоресурсов и нерациональным затратам на внутреннее энергообеспечение, что по своему характеру имеет значительную степень общественной опасности.

В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

Таким образом, рассматриваемое бездействие ОАО «РЭУ» образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Поскольку результатом рассматриваемого бездействия ОАО «РЭУ» явилось ущемление интересов Ф. И.В., которое могло нанести последней имущественный вред, то в силу части 1 статьи 25.2 КоАП РФ, в рамках производства по настоящему делу Ф.И.В. является потерпевшей.

 

Как следует из материалов настоящего дела, на территории п.г.т. Рощинский находится 30 многоквартирных жил  ых дома, в которых расположено 2330 квартир.

Из представленной ОАО «РЭУ»  информации следует, что в 30 многоквартирных жилых домах отсутствуют  коллективные приборы учета тепловой энергии и горячей воды.

В  2330 квартирах   установлено 174 индивидуальных прибора учета потребления используемой горячей воды. При этом, указанные индивидуальные приборы  были установлены нанимателями жилых помещений в многоквартирных жилых домах  самостоятельно. Вместе с тем, согласно устным пояснениям представителей  ОАО «РЭУ», Общество не совершало действий по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов на территории п.г.т. Рощинский.

Таким образом, из имеющихся материалов дела № 82-10304-14/6 об административном правонарушении, ОАО «РЭУ» не исполнена обязанность по оснащению коллективными приборами учета  горячей воды и тепловой энергии  на 30  объектах, подлежащих оснащению. Кроме того, ОАО «РЭУ» не исполнена обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета  горячей воды  на 2156 объектах.

Место совершения административного правонарушения: территория п.г.т. Рощинский, на которой расположены многоквартирные жилые дома.

Дата совершения административного правонарушения – 01.07.2013г.

 

Принимая во внимание необходимость осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат по определению обстоятельств и причин совершения указанного административного правонарушения, руководствуясь частью 4 статьи 28.3, статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, Приказом ФАС России от 19 ноября 2004 г. № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении», начальником отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России Н.В. Тишиной вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении по делу № 82-10304-14/6 и проведении административного расследования в отношении ОАО «РЭУ» (исх. № 3528/6 от 26.03.2014г.). Одновременно истребованы документы, указанные в Определении об истребовании сведений (исх. № 3529/6 от 26.03.2014г.).

В ответ на Определение об истребовании от 26.03.2014 г., ОАО «РЭУ»  (письмо от 07.04.2014г  № 964, письмо от 09.04.2014 г. № 9963) представило запрашиваемые сведения. 

Составление протокола по делу об административном правонарушении № 82-10304-14/6 было назначено на 23.05.2014г. Уведомление о составлении протокола по делу № 82-10304-14/6 было получено ОАО «РЭУ», что подтверждается почтовым уведомлением.

На составление протокола 23.05.2014 г. явился представитель ОАО «РЭУ» - Каракозова Е.В. по доверенности от 09.01.2014 г. № 1, Долин С.Н. по доверенности от 15.01.2014 г. № 5.Копия протокола вручена Каракозовой Е.В.

Рассмотрение дела об административном правонарушении № 82-10304-14/6  было назначено на 05.06.2014г. на 14 часов 00 минут.     Определение о назначении времени и места рассмотрения дела от 26.05.2014 г. исх. № 5871                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               /6 было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении, а также посредством факсимильной связи.

В связи с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу, в соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ, срок рассмотрения дела об административном правонарушении № 82-10304-14/6 в отношении ОАО «РЭУ»  был продлен до 05.07.2014 г. Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении № 82-10304-14/6 от 05.06.2014г. исх. № 6344/6  и определение об отложении рассмотрения дела было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.

 Рассмотрение дела об административном правонарушении №  82-10304-14/6    было назначено на 17.06.2014г. на 14 часов 00 минут.

Таким образом, ОАО «РЭУ» надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

 

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей  24.5 КоАП РФ.

Согласно статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Указанные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела не установлены.

Факт совершения ОАО «РЭУ» административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ (событие административного правонарушения)  подтверждается:

 - материалами дела № 82-10304-14/6;

 - протоколом об административном правонарушении от 23.05.2014 г.

 

При определении размера административного штрафа учтены положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, характер совершенного ОАО «РЭУ» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, определенных статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая характер  и  степень вины, исходя из принципа соразмерности наказания и тяжести допущенного нарушения, считаю возможным применить наказание в виде минимального штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, установленного санкцией части 12 статьи 9.16  КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9 и 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Применить к ОАО «РЭУ» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Сумма штрафа, вынесенного за нарушение антимонопольного законодательства, исполняется в полном объеме на следующий счет:

Получатель: УФК по Самарской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области г. Самара).

Назначение платежа: административный штраф в соответствии с частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях,  согласно постановлению Самарского УФАС России от 17.06.2014 г. по делу № 82-10304-14/6.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях, штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя

Самарского УФАС России                                                                                          …

stdClass Object ( [vid] => 10822 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 82-10304-14/6 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10822 [type] => solution [language] => ru [created] => 1403688423 [changed] => 1403688530 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1403688530 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

 

17 июня  2014 г.                                                                                                                Постановление

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №82-10304-14/6

 

 г. Самара

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарского УФАС России).., рассмотрев материалы дела № 82-10304-14/6 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО «РЭУ» по факту несоблюдения Обществом установленных для него в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось поступление в Самарское УФАС России заявления Ф. И.В. о действиях Филиала ОАО «РЭУ» «Самарский», содержащее сведения  о несоблюдении Обществом установленных для него в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

                                    

Событие административного правонарушения и его квалификация:

 

Как следует из содержания заявления, ОАО «РЭУ» в лице Самарского филиала является организацией, оказывающей услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению  на территории Волжского района, п.г.т. Рощинский.

Согласно доводам, изложенным в заявлении, Филиал ОАО «РЭУ» «Самарский» не соблюдает установленные для Общества в качестве обязательных требования об установке коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов, предусмотренные частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к системам центрального водоснабжения.

В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В части 5 статьи 13  Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012 года.

В случае, если в вышеназванный срок собственником объекта не исполнена обязанность по оснащению приборами учета воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, указанная обязанность по установке прибора учета возлагается на соответствующую ресурсоснабжающую организацию.

При этом, действующим законодательством установлено, что действия по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах, ресурсоснабжающие организации обязаны совершить в срок до 01 июля 2013 года.

 

Как следует из материалов настоящего дела, исходя из содержания Устава ОАО «РЭУ», Общество осуществляет эксплуатацию коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, передача и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание  и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе наружных сетей теплоснабжения, сетей горячего и холодного водоснабжения, сетей водоотведения, наружных линий электроснабжения, кабельных линий и инженерных систем, реализацию электрической, тепловой энергии и других энергоносителей, в качестве одного из основных видов деятельности, и является сетевой организацией.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 643-р, ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

 В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1074-р от 29 июля 2011 г. Минобороны России  обязано обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов ОАО «РЭУ» - объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.

В соответствии с положениями Государственного контракта № 3-ТХ от 01 ноября 2012 г.  на оказание услуг тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, ОАО «РЭУ» обязуется оказать услуги теплоснабжения в объеме, соответствующем качеству и иным требованиям, установленным контрактом.

В рамках рассмотрения дела установлено, что ОАО «РЭУ» оказывает услуги горячего водоснабжения на территории п.г.т. Рощинский. Согласно устным пояснениям представителей ОАО «РЭУ», в настоящее время договор, в рамках которого осуществляется оказание услуг горячего водоснабжения, заключенный между Министерством обороны Российской Федерации и  ОАО «РЭУ» отсутствует.

Вместе с тем, представителями ОАО «РЭУ» подтверждено, что фактически потребителям предоставляются услуги горячего водоснабжения на территории п.г.т. Рощинский.

 

Кроме того, в соответствии Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2013 N 441"Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей Самарской области", установлены тарифы на горячую воду для ОАО "РЭУ" (филиал ОАО "РЭУ" "Самарский", муниципальный район Волжский, с. Рождествено) в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение).

Учитывая изложенное, поскольку Министерством обороны Российской Федерации не исполнена обязанность по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах, ОАО «РЭУ» как организация, которая осуществляет снабжение тепловой энергией и горячей водой, было обязано с 01 июля 2012 года, в соответствии с требованиями частей 9 и 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, совершить действия по установке приборов учёта используемых энергетических ресурсов в жилых домах. При этом, указанную обязанность в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении ОАО «РЭУ» следовало исполнить до 01 июля 2013 года.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что указанная обязанность ОАО «РЭУ» до настоящего времени не исполнена. Указанные обстоятельства также подтверждаются устными пояснениями представителей ОАО «РЭУ», озвученными при рассмотрении дела.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ОАО «РЭУ» всех зависящих от Общества мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для их соблюдения, в материалы дела не представлены.

 

Письмом от 07.04.2014 г. № 964  ОАО «РЭУ»  представило в адрес Самарского УФАС России письменные пояснения относительно неисполнения ОАО «РЭУ» обязанности по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В обоснование правомерности своего бездействия ОАО «РЭУ» ссылается на то, что денежные средства на закупку и установку приборов учета у ОАО «РЭУ» отсутствуют.

Кроме того как следует из письменных пояснений, Филиалом ОАО «РЭУ» «Самарский» неоднократно направлялись обращения в адрес ОАО «Славянка» и ФГКУ «Приволжско - Уральское ТУИО» МО РФ (представитель собственника жилых домов п. Рощинский) о принятии мер по установке приборов учёта на многоквартирные дома п. Рощинский, ответы на которые до настоящего времени не получены.

При этом, общая задолженность населения п. Рощинский за полученные коммунальные услуги перед ОАО «РЭУ» составляет в настоящее время 45 млн. руб.

 

 Вместе с тем, указанные доводы не могут быть приняты как обоснование правомерности несоблюдения ОАО «РЭУ» установленных для него в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, по следующим основаниям.

Согласно части 13 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также - коммерческий учет) - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

Статья 19 Закона о теплоснабжении предусматривает, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

 Согласно пункту 9.1.43 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Министерством энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», в соответствии с которыми для контроля расхода тепловой энергии, теплоносителя, утечки сетевой воды, возврата конденсата в тепловых пунктах, устанавливаются теплосчётчики и счётчики теплоносителя.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона об энергосбережении, целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно положениям статьи 2 Закона об энергосбережении, энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» одно из основных направлений энергетической стратегии – способность сферы  экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращать нерациональные затраты на внутреннее энергообеспечение и дефицитность топливно – энергетических балансов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Доминирующим фактором нерациональных затрат являются потери неизбежно возникающие на этапах транспортировки энергии от поставщика к потребителю.

 Таким образом, несоблюдение ОАО «РЭУ» обязательных требований положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении приводит к неэффективному использованию энергоресурсов и нерациональным затратам на внутреннее энергообеспечение, что по своему характеру имеет значительную степень общественной опасности.

В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

Таким образом, рассматриваемое бездействие ОАО «РЭУ» образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Поскольку результатом рассматриваемого бездействия ОАО «РЭУ» явилось ущемление интересов Ф. И.В., которое могло нанести последней имущественный вред, то в силу части 1 статьи 25.2 КоАП РФ, в рамках производства по настоящему делу Ф.И.В. является потерпевшей.

 

Как следует из материалов настоящего дела, на территории п.г.т. Рощинский находится 30 многоквартирных жил  ых дома, в которых расположено 2330 квартир.

Из представленной ОАО «РЭУ»  информации следует, что в 30 многоквартирных жилых домах отсутствуют  коллективные приборы учета тепловой энергии и горячей воды.

В  2330 квартирах   установлено 174 индивидуальных прибора учета потребления используемой горячей воды. При этом, указанные индивидуальные приборы  были установлены нанимателями жилых помещений в многоквартирных жилых домах  самостоятельно. Вместе с тем, согласно устным пояснениям представителей  ОАО «РЭУ», Общество не совершало действий по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов на территории п.г.т. Рощинский.

Таким образом, из имеющихся материалов дела № 82-10304-14/6 об административном правонарушении, ОАО «РЭУ» не исполнена обязанность по оснащению коллективными приборами учета  горячей воды и тепловой энергии  на 30  объектах, подлежащих оснащению. Кроме того, ОАО «РЭУ» не исполнена обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета  горячей воды  на 2156 объектах.

Место совершения административного правонарушения: территория п.г.т. Рощинский, на которой расположены многоквартирные жилые дома.

Дата совершения административного правонарушения – 01.07.2013г.

 

Принимая во внимание необходимость осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат по определению обстоятельств и причин совершения указанного административного правонарушения, руководствуясь частью 4 статьи 28.3, статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, Приказом ФАС России от 19 ноября 2004 г. № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении», начальником отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России Н.В. Тишиной вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении по делу № 82-10304-14/6 и проведении административного расследования в отношении ОАО «РЭУ» (исх. № 3528/6 от 26.03.2014г.). Одновременно истребованы документы, указанные в Определении об истребовании сведений (исх. № 3529/6 от 26.03.2014г.).

В ответ на Определение об истребовании от 26.03.2014 г., ОАО «РЭУ»  (письмо от 07.04.2014г  № 964, письмо от 09.04.2014 г. № 9963) представило запрашиваемые сведения. 

Составление протокола по делу об административном правонарушении № 82-10304-14/6 было назначено на 23.05.2014г. Уведомление о составлении протокола по делу № 82-10304-14/6 было получено ОАО «РЭУ», что подтверждается почтовым уведомлением.

На составление протокола 23.05.2014 г. явился представитель ОАО «РЭУ» - Каракозова Е.В. по доверенности от 09.01.2014 г. № 1, Долин С.Н. по доверенности от 15.01.2014 г. № 5.Копия протокола вручена Каракозовой Е.В.

Рассмотрение дела об административном правонарушении № 82-10304-14/6  было назначено на 05.06.2014г. на 14 часов 00 минут.     Определение о назначении времени и места рассмотрения дела от 26.05.2014 г. исх. № 5871                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               /6 было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении, а также посредством факсимильной связи.

В связи с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу, в соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ, срок рассмотрения дела об административном правонарушении № 82-10304-14/6 в отношении ОАО «РЭУ»  был продлен до 05.07.2014 г. Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении № 82-10304-14/6 от 05.06.2014г. исх. № 6344/6  и определение об отложении рассмотрения дела было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.

 Рассмотрение дела об административном правонарушении №  82-10304-14/6    было назначено на 17.06.2014г. на 14 часов 00 минут.

Таким образом, ОАО «РЭУ» надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

 

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей  24.5 КоАП РФ.

Согласно статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Указанные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела не установлены.

Факт совершения ОАО «РЭУ» административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ (событие административного правонарушения)  подтверждается:

 - материалами дела № 82-10304-14/6;

 - протоколом об административном правонарушении от 23.05.2014 г.

 

При определении размера административного штрафа учтены положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, характер совершенного ОАО «РЭУ» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, определенных статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая характер  и  степень вины, исходя из принципа соразмерности наказания и тяжести допущенного нарушения, считаю возможным применить наказание в виде минимального штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, установленного санкцией части 12 статьи 9.16  КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9 и 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Применить к ОАО «РЭУ» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Сумма штрафа, вынесенного за нарушение антимонопольного законодательства, исполняется в полном объеме на следующий счет:

Получатель: УФК по Самарской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области г. Самара).

Назначение платежа: административный штраф в соответствии с частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях,  согласно постановлению Самарского УФАС России от 17.06.2014 г. по делу № 82-10304-14/6.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях, штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя

Самарского УФАС России                                                                                          …

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

17 июня  2014 г.                                                                                                                Постановление

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №82-10304-14/6

 

 г. Самара

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарского УФАС России).., рассмотрев материалы дела № 82-10304-14/6 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО «РЭУ» по факту несоблюдения Обществом установленных для него в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось поступление в Самарское УФАС России заявления Ф. И.В. о действиях Филиала ОАО «РЭУ» «Самарский», содержащее сведения  о несоблюдении Обществом установленных для него в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

                                    

Событие административного правонарушения и его квалификация:

 

Как следует из содержания заявления, ОАО «РЭУ» в лице Самарского филиала является организацией, оказывающей услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению  на территории Волжского района, п.г.т. Рощинский.

Согласно доводам, изложенным в заявлении, Филиал ОАО «РЭУ» «Самарский» не соблюдает установленные для Общества в качестве обязательных требования об установке коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов, предусмотренные частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к системам центрального водоснабжения.

В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В части 5 статьи 13  Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012 года.

В случае, если в вышеназванный срок собственником объекта не исполнена обязанность по оснащению приборами учета воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, указанная обязанность по установке прибора учета возлагается на соответствующую ресурсоснабжающую организацию.

При этом, действующим законодательством установлено, что действия по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах, ресурсоснабжающие организации обязаны совершить в срок до 01 июля 2013 года.

 

Как следует из материалов настоящего дела, исходя из содержания Устава ОАО «РЭУ», Общество осуществляет эксплуатацию коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, передача и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание  и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе наружных сетей теплоснабжения, сетей горячего и холодного водоснабжения, сетей водоотведения, наружных линий электроснабжения, кабельных линий и инженерных систем, реализацию электрической, тепловой энергии и других энергоносителей, в качестве одного из основных видов деятельности, и является сетевой организацией.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 643-р, ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

 В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1074-р от 29 июля 2011 г. Минобороны России  обязано обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов ОАО «РЭУ» - объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.

В соответствии с положениями Государственного контракта № 3-ТХ от 01 ноября 2012 г.  на оказание услуг тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, ОАО «РЭУ» обязуется оказать услуги теплоснабжения в объеме, соответствующем качеству и иным требованиям, установленным контрактом.

В рамках рассмотрения дела установлено, что ОАО «РЭУ» оказывает услуги горячего водоснабжения на территории п.г.т. Рощинский. Согласно устным пояснениям представителей ОАО «РЭУ», в настоящее время договор, в рамках которого осуществляется оказание услуг горячего водоснабжения, заключенный между Министерством обороны Российской Федерации и  ОАО «РЭУ» отсутствует.

Вместе с тем, представителями ОАО «РЭУ» подтверждено, что фактически потребителям предоставляются услуги горячего водоснабжения на территории п.г.т. Рощинский.

 

Кроме того, в соответствии Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2013 N 441"Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей Самарской области", установлены тарифы на горячую воду для ОАО "РЭУ" (филиал ОАО "РЭУ" "Самарский", муниципальный район Волжский, с. Рождествено) в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение).

Учитывая изложенное, поскольку Министерством обороны Российской Федерации не исполнена обязанность по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах, ОАО «РЭУ» как организация, которая осуществляет снабжение тепловой энергией и горячей водой, было обязано с 01 июля 2012 года, в соответствии с требованиями частей 9 и 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, совершить действия по установке приборов учёта используемых энергетических ресурсов в жилых домах. При этом, указанную обязанность в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении ОАО «РЭУ» следовало исполнить до 01 июля 2013 года.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что указанная обязанность ОАО «РЭУ» до настоящего времени не исполнена. Указанные обстоятельства также подтверждаются устными пояснениями представителей ОАО «РЭУ», озвученными при рассмотрении дела.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ОАО «РЭУ» всех зависящих от Общества мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для их соблюдения, в материалы дела не представлены.

 

Письмом от 07.04.2014 г. № 964  ОАО «РЭУ»  представило в адрес Самарского УФАС России письменные пояснения относительно неисполнения ОАО «РЭУ» обязанности по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В обоснование правомерности своего бездействия ОАО «РЭУ» ссылается на то, что денежные средства на закупку и установку приборов учета у ОАО «РЭУ» отсутствуют.

Кроме того как следует из письменных пояснений, Филиалом ОАО «РЭУ» «Самарский» неоднократно направлялись обращения в адрес ОАО «Славянка» и ФГКУ «Приволжско - Уральское ТУИО» МО РФ (представитель собственника жилых домов п. Рощинский) о принятии мер по установке приборов учёта на многоквартирные дома п. Рощинский, ответы на которые до настоящего времени не получены.

При этом, общая задолженность населения п. Рощинский за полученные коммунальные услуги перед ОАО «РЭУ» составляет в настоящее время 45 млн. руб.

 

 Вместе с тем, указанные доводы не могут быть приняты как обоснование правомерности несоблюдения ОАО «РЭУ» установленных для него в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, по следующим основаниям.

Согласно части 13 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также - коммерческий учет) - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

Статья 19 Закона о теплоснабжении предусматривает, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

 Согласно пункту 9.1.43 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Министерством энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», в соответствии с которыми для контроля расхода тепловой энергии, теплоносителя, утечки сетевой воды, возврата конденсата в тепловых пунктах, устанавливаются теплосчётчики и счётчики теплоносителя.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона об энергосбережении, целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно положениям статьи 2 Закона об энергосбережении, энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» одно из основных направлений энергетической стратегии – способность сферы  экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращать нерациональные затраты на внутреннее энергообеспечение и дефицитность топливно – энергетических балансов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Доминирующим фактором нерациональных затрат являются потери неизбежно возникающие на этапах транспортировки энергии от поставщика к потребителю.

 Таким образом, несоблюдение ОАО «РЭУ» обязательных требований положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении приводит к неэффективному использованию энергоресурсов и нерациональным затратам на внутреннее энергообеспечение, что по своему характеру имеет значительную степень общественной опасности.

В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

Таким образом, рассматриваемое бездействие ОАО «РЭУ» образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Поскольку результатом рассматриваемого бездействия ОАО «РЭУ» явилось ущемление интересов Ф. И.В., которое могло нанести последней имущественный вред, то в силу части 1 статьи 25.2 КоАП РФ, в рамках производства по настоящему делу Ф.И.В. является потерпевшей.

 

Как следует из материалов настоящего дела, на территории п.г.т. Рощинский находится 30 многоквартирных жил  ых дома, в которых расположено 2330 квартир.

Из представленной ОАО «РЭУ»  информации следует, что в 30 многоквартирных жилых домах отсутствуют  коллективные приборы учета тепловой энергии и горячей воды.

В  2330 квартирах   установлено 174 индивидуальных прибора учета потребления используемой горячей воды. При этом, указанные индивидуальные приборы  были установлены нанимателями жилых помещений в многоквартирных жилых домах  самостоятельно. Вместе с тем, согласно устным пояснениям представителей  ОАО «РЭУ», Общество не совершало действий по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов на территории п.г.т. Рощинский.

Таким образом, из имеющихся материалов дела № 82-10304-14/6 об административном правонарушении, ОАО «РЭУ» не исполнена обязанность по оснащению коллективными приборами учета  горячей воды и тепловой энергии  на 30  объектах, подлежащих оснащению. Кроме того, ОАО «РЭУ» не исполнена обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета  горячей воды  на 2156 объектах.

Место совершения административного правонарушения: территория п.г.т. Рощинский, на которой расположены многоквартирные жилые дома.

Дата совершения административного правонарушения – 01.07.2013г.

 

Принимая во внимание необходимость осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат по определению обстоятельств и причин совершения указанного административного правонарушения, руководствуясь частью 4 статьи 28.3, статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, Приказом ФАС России от 19 ноября 2004 г. № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении», начальником отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России Н.В. Тишиной вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении по делу № 82-10304-14/6 и проведении административного расследования в отношении ОАО «РЭУ» (исх. № 3528/6 от 26.03.2014г.). Одновременно истребованы документы, указанные в Определении об истребовании сведений (исх. № 3529/6 от 26.03.2014г.).

В ответ на Определение об истребовании от 26.03.2014 г., ОАО «РЭУ»  (письмо от 07.04.2014г  № 964, письмо от 09.04.2014 г. № 9963) представило запрашиваемые сведения. 

Составление протокола по делу об административном правонарушении № 82-10304-14/6 было назначено на 23.05.2014г. Уведомление о составлении протокола по делу № 82-10304-14/6 было получено ОАО «РЭУ», что подтверждается почтовым уведомлением.

На составление протокола 23.05.2014 г. явился представитель ОАО «РЭУ» - Каракозова Е.В. по доверенности от 09.01.2014 г. № 1, Долин С.Н. по доверенности от 15.01.2014 г. № 5.Копия протокола вручена Каракозовой Е.В.

Рассмотрение дела об административном правонарушении № 82-10304-14/6  было назначено на 05.06.2014г. на 14 часов 00 минут.     Определение о назначении времени и места рассмотрения дела от 26.05.2014 г. исх. № 5871                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               /6 было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении, а также посредством факсимильной связи.

В связи с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу, в соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ, срок рассмотрения дела об административном правонарушении № 82-10304-14/6 в отношении ОАО «РЭУ»  был продлен до 05.07.2014 г. Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении № 82-10304-14/6 от 05.06.2014г. исх. № 6344/6  и определение об отложении рассмотрения дела было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.

 Рассмотрение дела об административном правонарушении №  82-10304-14/6    было назначено на 17.06.2014г. на 14 часов 00 минут.

Таким образом, ОАО «РЭУ» надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

 

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей  24.5 КоАП РФ.

Согласно статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Указанные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела не установлены.

Факт совершения ОАО «РЭУ» административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ (событие административного правонарушения)  подтверждается:

 - материалами дела № 82-10304-14/6;

 - протоколом об административном правонарушении от 23.05.2014 г.

 

При определении размера административного штрафа учтены положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, характер совершенного ОАО «РЭУ» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, определенных статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая характер  и  степень вины, исходя из принципа соразмерности наказания и тяжести допущенного нарушения, считаю возможным применить наказание в виде минимального штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, установленного санкцией части 12 статьи 9.16  КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9 и 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Применить к ОАО «РЭУ» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Сумма штрафа, вынесенного за нарушение антимонопольного законодательства, исполняется в полном объеме на следующий счет:

Получатель: УФК по Самарской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области г. Самара).

Назначение платежа: административный штраф в соответствии с частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях,  согласно постановлению Самарского УФАС России от 17.06.2014 г. по делу № 82-10304-14/6.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях, штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя

Самарского УФАС России                                                                                          …

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 82-10304-14/6 [format] => [safe_value] => 82-10304-14/6 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-20 09:10:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-17 09:10:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1403688423 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Самарское УФАС России )