Октябрьский холод

Обогреватель «накрутил» на 3 тысячи
Первым делом корреспондент попытался заглянуть в котельную на улице Пионерской. Но за железную свежеокрашенную дверь с надписью «Посторонним вход воспрещен» не пустили. «Не имею права», - пожал плечами мастер котельной Николай Венедиктов и сам вышел на улицу. Стоя под холодным ветром, который вовсю дует с Волги, мастер рассказывал, как коллеги ждут работы и электричества. За долги энергетики отключили четыре котельные Октябрьска еще 2,5 месяца назад. Днем, пока светло, работники занимаются текущими делами: красят оборудование, приводят его в порядок, убираются, что-то ремонтируют.
Ночью пытаются выжить без света и тепла. Жгут свечи и фонарики, напяливают на себя всю одежку, у кого что найдется.
Эта котельная, когда заработает, обогреет 130 домов. Направляемся в одну из ближайших двухэтажек. Пенсионерка Зоя Попова встречает гостей, закутавшись в теплую шаль. Приглашает выпить чаю. Разуваемся - полы ледяные. Хозяйка дает нам тапки - и они холоднющие. Сравниваем показатели на термометрах, домашнем и уличном. В квартире +12, за окном +3.
«Не понимаю, почему мы без тепла, - Зоя Попова достает квитанции об оплате «коммуналки». - Я каждый месяц добросовестно отдаю деньги за все услуги. Вот последний раз погасила все платежи
4 октября. Хорошо, что погода весь октябрь хорошая стояла. На улице было солнечно и теплее, чем дома. Мы днем все около подъездов грелись».
Выйдя от Поповых, едем на улицу Весеннюю. Здесь стоят частные кирпичные дома. Хозяйка одного из них - молодая мама двух дочек Ульяна Саранцева. На ее руках полугодовалая Варенька, «упакованная» в теплый комбинезон и шапочку. В детской работает обогреватель, но температура в комнате не выше +17 градусов. Иногда, чтобы согреть вторую половину дома, Ульяна включает газ на плите. Но и этого опасного топлива хватает ненадолго. Тепло выветривается за считанные минуты.
«Мы с дочками теперь спим в одной комнате. Обогреватель работает круглые сутки, иначе не согреться, - говорит Ульяна. - Примерно подсчитала, что за октябрь мы уже «накрутили» электричества на 3 тыс. рублей. А куда деваться? Девочки у меня недавно отболели бронхитом одна за другой. В комнате старшей дочки от влажности по стенам пошел грибок, обои отваливаются, окна, как видите, покрыты «испариной». Никогда такого не было, потому что отопление вовремя давали всегда. Старшая дочка Ярослава жалуется, что в школе находиться невозможно, пальцы ручку не держат от холода».

«Как греемся? На руки дуем»
Посочувствовав молодой семье, направляемся в школу №11, куда ходит Ярослава. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Людмила Райник ведет нас по коридорам, показывая пустую школу. Чтобы дети проводили здесь как можно меньше времени, уроки сократили до 30 минут. Занятия идут только в одном классе, который учится во вторую смену.
Заглядываем: дети за партами сидят в куртках, учительница ведет урок, завернувшись в пальто. Идем дальше. У встречного семиклассника спрашиваем: «Как вы греетесь?» - «На руки дуем». В одном из переходов между этажами изо рта идет пар! В школе только одно теплое место - столовая, туда и ходят греться. К Людмиле Райник подходят учителя: «Что делать с осенним балом? Должна быть праздничная одежда у детей. Во что я их одену? В праздничные шубы?». «Осенний бал, скорее всего, придется отменить», - вздыхает Райник.
По пути из школы в городскую администрацию заходим в детский сад. Заведующая Юлия Калмыкова сетует, что ей не разрешают приостановить работу учреждения. Все равно из 145 детей сейчас утром приходят всего 70, да и то большинство из них родители забирают после обеда. Малышню объединяют в одну группу, чтобы было теплее. Дети в теплых пижамах поверх колготок и кофт, под двумя одеялами, каждое свернуто в два раза, кто-то даже в шапках. В спальнях работают обогреватели, но температура всего +15 градусов. «По нормам,  в помещении у нас должно быть +20...+22 градуса, в спортзале допускается +19, - говорит Юлия Калмыкова. - Но с утра у нас +11...+13, и только обогреватели помогают поднять показания термометра до +15. Много детей болеет, педагоги тоже держатся из последних сил».
Мы прощаемся на мажорной ноте: Калмыковой при нас позвонили с радостной вестью, что отопление дадут в ближайшие дни. И ведь не обманули - уже в ночь после нашего визита в детсад здесь стало тепло. Появилось отоп­ление и в школе, так что осенний бал состоится.

Мэр тоже подмерзает
Последний пункт нашего путешествия по Октябрьску - городская администрация. Не скрою, что первым делом проверяю батареи. Холодные! Теперь понятно, почему в холле и коридорах так зябко. «Мэр запретил нам включать отопление, - улыбается руководитель пресс-службы городской администрации Марина Трегубова. - Сказал, что пока во всех домах не будет тепло, здесь топить не даст».
Сергей Родионов, конечно, сам не рад такому положению дел в родном городе. Но что делать, если муниципалитет и впрямь должен энергетикам, и те заранее предупреждали, что не дадут тепло, пока не получат деньги. «Как же так случилось? - спрашиваю мэра. - Вы ведь знали, что энергетики настроены всерьез». «Мы действительно задолжали, - подтверждает Родионов. - Денег нет, потому что отдавали их на устранение текущих аварий, плюс налоги. К тому же вынуждены были в прошлом отопительном сезоне потратить 7,15 млн руб. на обогрев двух домов за железной дорогой. Раньше их обеспечивало предприятие, которое в прошлом году поставило мэрию перед фактом, что топить не будут. Кстати, жители этих домов задолжали за «коммуналку» 841 тыс. руб. А общий долг жителей Октябрьска перед энергетиками - 17 млн рублей».
Родионов не снимает с себя ответственности за долги. Те финансы, которые должны идти на оплату за потребленную энергию, приходится отвлекать на устранение аварий. Если не устранить - потеряем и тепло, и деньги, и жителей. Очень уж изношены сети. В Октябрьске встречаются даже чугунные и асбестовые трубы, по которым идет вода. Вот и не доходит оплата за услуги энергетикам - оседает на подлатанных трубах.

Жители согреются к 29 октября
По СНиПам, с начала отопительного сезона, то есть с 15 октября, дается две недели на подключение отопления. 24 октября неработающие котельные начали подготавливаться к подаче отопления, где-то уже будут подтапливать, так что к 29 октября отопление поступит во все замерзающие дома.
К решению проблемы подключились областные власти. Под гарантию министерства ЖКХ и правительства Самарской области городской мэрии будет предоставлен заем, который и закроет долги перед энергетиками.
23 октября глава города Сергей Родионов подписал четырехстороннее соглашение о намерениях по погашению задолженностей перед «Самараэнерго».
Всем, кто сейчас мерзнет, автоматически сделают перерасчет, так что платить больше, чем нужно, не будет никто.
Прокуратура Октябрьска проведет доследственную проверку по факту прекращения ОАО «Самараэнерго» подачи электроэнергии в котельные города, сообщает пресс-служба прокуратуры Самарской области.
Прокурорская проверка показала, что 24 сентября компания ограничила подачу электроэнергии, отключив котельные №4 и №9 в связи с задолженностью МУП «Жилищное управление». Таким образом, лишились тепла не только должники, но и жители, исправно вносящие плату за коммунальные услуги. Напомним, 5 октября в Октябрьский городской суд было направлено исковое заявление о признании действий энергоснабжающей организации незаконными. Кроме того, прокуратура Октябрьска инициировала доследственную проверку о наличии в действиях должностных лиц ОАО «Самараэнерго» признаков состава преступления, предусмотренного статьей «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от иных источников жизнеобеспечения».

Ольга Перькова, начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Самараэнерго»: 
- ОАО «Самараэнерго» неоднократно, как в период подготовки к

отопительному сезону, так и после его начала, уведомляло региональное Минэнерго, мэрию Октябрьска и самого потребителя о невозможности обеспечения энергоснабжения котельных в условиях наличия столь значительной задолженности. Однако это не привело к погашению долгов. Более того, начиная с сентября 2012 года задолженность МУП Октябрьска «Жилищное управление» выросла на 3 млн рублей.
Игорь Зятчин, прокурор Октябрьска:
- ОАО «Самараэнерго» является субъектом естественных монополий в области электроэнергетики, поэтому действия компании являются нарушением антимонопольного законодательства. Материалы направлены в Самарское УФАС для проверки деятельности компании. По факту выявленных нарушений прокуратурой города в адрес руководителя Сызранского отделения ОАО «Самараэнерго» внесено представление, действия по ограничению подачи электроэнергии на котельные №4 и №9 МУП «Жилищное управление» обжалованы в судебном порядке.