Леонид Пак о справедливости штрафных санкций и эффективности работы антимонопольного ведомства

 

С весны этого года сотрудники региональной Федеральной антимонопольной службы усилили внимание к контролю за распространением рекламных объявлений о продаже недвижимости. Помогут ли данные меры предотвратить появление новых обманутых дольщиков в Самарской области? Как часто в регионе нарушается закон «О рекламе»? Специально для читателей «НРН» руководитель Самарского УФАС Леонид Пак ответил на эти и многие другие вопросы.

- C чем связано увеличившееся внимание УФАС по Самарской области к порядку подачи и опубликования рекламных объявлений о продаже недвижимости?

- Осуществлением контроля за размещением рекламы, в частности связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, наше ведомство занимается достаточно давно. В последнее время, действительно, интерес к данной теме несколько усилился, в том числе в связи с недавним совещанием в прокуратуре Самарской области, на котором прокурор области Мурат Кабалоев высказался относительно очень серьезной и тревожной ситуации в регионе с наличием огромного количества обманутых участников долевого строительства. На сегодняшний день проблема долевого строительства также взята на контроль губернатором области. Это в том числе способствовало усилению нашего контроля за рекламой объектов недвижимости и строительства и тем самым предотвращению в силу наших возможностей появления новых обманутых дольщиков.

- Какие наиболее частые нарушения вы отмечаете в рекламных объявлениях в сфере недвижимости?

- Наиболее частые нарушения в порядке подачи и опубликования рекламных объявлений связаны с отсутствием полного объема информации о месте и способе получения проектной декларации, наличии разрешения на строительство, а также сведений о наличии документов по оформлению земельного участка под строительство. Если какие-либо из вышеперечисленных сведений при подаче рекламы отсутствуют, то тогда действия рекламодателя являются нарушением 28 статьи закона «О рекламе».

- Насколько часто происходят подобные нарушения? Сколько вы уже направили предписаний?

- В течение текущего года нами были выданы предписания одиннадцати различным компаниям, в числе которых были как риэлторские агентства, так и застройщики. Все эти зафиксированные нарушения были связаны как раз с рекламой привлечения денежных средств участников долевого строительства. Причем, говоря о компаниях-застройщиках, стоит отметить, что у некоторых из них разрешительная документация отсутствовала в принципе.

- Работаете ли вы в контакте с органами власти региона и муниципалитетов?

- Наша деятельность проходит в формате достаточно плотного взаимодействия как с прокуратурой, так и с органами местного самоуправления и представителями власти региона. Мы периодически направляем запросы в органы местного самоуправления о наличии соответствующей документации у хозяйствующих субъектов, подающих рекламу о продаже недвижимости, в прокуратуру же нами направляются материалы относительно выявленных нарушений. Кроме того, между управлением и областным министерством строительства заключено соглашение о взаимодействии, в рамках которого в наш адрес направляются документы, содержащие признаки нарушения законодательства о рекламе, при необходимости специалисты министерства принимают участие в заседаниях комиссий по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе.

- Можно ли сказать, что данные ошибки допускаются из-за незнания законодательства или же строительные, риэлтерские компании намеренно вводят СМИ в заблуждение?

- На этот вопрос тяжело дать однозначный ответ. В любом случае, на мой взгляд, подобные нарушения – это прежде всего результат халатного отношения к собственной деятельности. Но последствия такой халатности достаточно серьезные. Как известно, Самарская область является всероссийским «лидером» по количеству обманутых дольщиков. Компании обязаны знать законодательство и предпринимать все достаточные меры для его выполнения. В случаях же, когда у застройщика документов на строительство нет как таковых, естественно, имеет место умышленное нарушение законодательства.

- Как вы планируете устанавливать размер штрафа, ведь, к примеру, для риэлторской компании штраф в 100 тысяч равносилен банкротству?

- Я согласен с тем, что действующие сейчас размеры штрафных санкций от 100 до 500 тысяч рублей не всегда адекватны, но именно в таких размерах они зафиксированы на страницах Кодекса об административных правонарушениях. В любом случае каждый раз мы тщательно подходим к анализу значимости нарушения, степени вины нарушителя и негативного для потребителя эффекта с целью назначения наказания, адекватного содеянному.

- Как происходит сама процедура отслеживания нарушений, связанных с подачей рекламы о продаже недвижимости?

- У нас существуют три основных инструмента контроля: собственный мониторинг силами специалистов управления, прием заявлений, а также информация о нарушениях, поступающая из прокуратуры и органов местного самоуправления. Осуществление мониторинга по этому направлению не очень трудоемко – реклама о продаже объектов недвижимости в Самаре сконцентрирована в специальных тематических изданиях, количество которых ограничено. Кроме того, на сайте министерства строительства Самарской области размещен перечень «проблемных» объектов долевого строительства.

- На ваш взгляд, насколько совершенны текущие законодательные механизмы контроля за рекламой продаж недвижимости, нуждаются ли они в каких-либо корректировках?

- Я думаю, что существующие механизмы вполне эффективны, и придумывать какие-либо дополнительные меры для контроля рекламы не следует. Можно лишь несколько дифференцировать штрафные санкции в зависимости от размеров и рода деятельности организации. Также размер санкции может быть привязан к объему полученной прибыли от осуществления деятельности в этой сфере.

- Весной при обсуждении в губернской думе возможных решений проблемы обманутых дольщиков ряд депутатов предлагали создать на открытом интернет-ресурсе реестр недобросовестных застройщиков. Тогда данная идея не получила никакого развития, поскольку большинство законодателей решило, что ваше ведомство выступит против этой инициативы.

- По этому поводу тяжело изложить какую-либо четкую позицию. Кто будет составлять такой список? Каковы будут критерии включения в него? Включение в подобный список той или иной фирмы, действительно, может оказать значительное влияние на деятельность организации. Нельзя забывать, что практически любая фирма сейчас может оказаться в сложной экономической ситуации, и благодаря попаданию в подобный список организация запросто может никогда больше не выбраться из текущего непростого положения. К тому же существование подобных списков должно быть закреплено нормативными правовыми актами. Если этот реестр ограничивает чьи-либо права, то это возможно лишь на основании федерального закона, однако такого закона пока не существует.