Леонид Пак: «Мониторинг цен проводили ежедневно, включая выходные»

Коронавирус, экономика и конкуренция на различных рынках - явления, которые сегодня стали очень взаимосвязаны. Как защитить потребителей от необоснованного повышения цен на те, или иные товары и услуги?  Об этом и не только мы беседовали с гостем нашей редакции - Руководителем Самарского Управления федеральной антимонопольной службы Леонидом Паком.

В. Шепелев,  корреспондент ГТРК «Самара»

- В непростой экономической ситуации контроль за участниками рынка, ценами, особенно на продукты, становится особенно важен. Как изменилась работа антимонопольного ведомства, когда коронавирус «дошел» до нашего региона?

- Работа стала интенсивнее. В самом начале всей этой ситуации поступало очень много обращений, связанных в дефицитом определенных товаров, например, масок, дезинфицирующих средств, антисептиков. Также было много обращений по поводу роста цен на определенные позиции - лимон, имбирь и так далее. И по поручению Правительства, ФАС России мы с апреля месяца начали вести в ежедневном режиме наблюдение за ценами во всех крупных торговых сетях. Включая выходные дни сотрудники Управления выходили и проводили мониторинг по определённому  списку товаров – для того чтобы выявлять, действительно ли происходит необоснованный рост цен. Необходимо отметить, что мы можем рассматривать признаки нарушения законодательства только в тех случаях, когда субъекты одновременно повышают цены на одни и те же виды товаров. Либо, если субъекты доминируют, тоже повышают какие-то цены. Но, по доминированию на розничных рынках говорить не приходится, у нас этого нет. По поставщикам – определённые вопросы были.

Что касается медицинских масок. Мы также выходили на проверки в Самарской области и проверяли цены на эти изделия. Но факты необоснованного повышения цен не подтвердились. То есть компании и сами закупали по высокой цене, соответственно и продавали по высокой, потому что в Российской Федерации цены на эти товары не регулируются государством и, по большому счету, цена формируется за счет спроса. А во всем мире спрос на маски медицинские и антисептики резко вырос и надо понимать, что это общая такая ситуация в тот период была. Тем более, что производство в основном сосредоточено в Китае и их внутренняя ситуация  очень сильно повлияла на спрос и цены.  И у нас в Самарской области какого-то необоснованного роста цен не было. Сейчас уже мжоно наблюдать как происходит снижение.

- Лимоны и имбирь оказались очень показательны... Как только ФАС вмешалась на федеральном уровне, как-то очень быстро все нормализовалось на рынке...

- Там на самом деле, наверное, повлияли на ситуацию какие-то нерыночные, спекулятивные механизмы, тенденции... Действительно, какие-то средства массовой информации распространили сведения, что это помогает от чего-то... Но, наверное, всегда лимон, витамин С помогал от чего-то, как и имбирь, наверное, тоже. Но то, что он спасает от коронавируса, это было, мягко говоря, преувеличение, что и спровоцировало такой ажиотаж. Наши коллеги, которые находились в тех регионах, где были перепродавцы или крупные поставщики уже начали возбуждать и рассматривать дела, запрашивать у них сведения... В Самарской области таких крупных поставщиков нет – все они из других регионов. Поэтому, как только наши коллеги вмешались – цены на эти товары стабилизировались везде.

- А какие товары входят в зону вашего постоянного контроля, мониторинга?

 

- Это список потребительской корзины: хлеб, мясо на кости: говядина, свинина, баранина, яблоки, картофель, капуста, рис, гречка, пшено, мука, сахар, соль, масло подсолнечное, рыба - другими словами, самые, такие, "ежедневные" продукты, которые постоянно используются, находятся в потребительской корзине. На эти товары, мы, конечно, осуществляем мониторинг. Что касается, например, категории деликатесов и так далее - мы их не мониторим... Это другая история, другой рынок.

- Сейчас ФАС на федеральном уровне обращает серьёзное внимание и на так называемые "прогнозы", когда некие "ассоциации производителей и услуг" начинают готовить рынок к предстоящим повышениям цен. Например, о резком подорожании туристических путевок на российские курорты. Насколько мне известно, сейчас стоит вопрос о том, что за такие "прогнозы", которые будоражат рынок тоже необходимо нести ответственность и отвечать за негативные последствия.

- Вообще в наше информационное время, когда лица, которые обладают определенным влиянием, делают заявления о каких-то возможных явлениях на рынках - они должны осознавать, что эти шаги требуют огромной ответственности. Тоже относится и к рекламе. Например, была реклама одного лекарственного препарата, где сообщалось, что якобы его прием будет влиять на общую заболеваемость коронавирусом. И даже можно избежать его. Наши коллеги рассматривали это дело. Центральный аппарат ФАС возбудил дело, были запрошены сведения у Минздрава. Было подтверждено, что таких испытаний не проводилось и такие утверждения, они, конечно, безусловно, недобросовестны. Было вынесено решение о нарушении с соответствующими санкциями в отношении компании.

И конечно, такие заявления они провоцируют ажиотажное поведение потребителей. Этого делать нельзя. По поводу повышения цен, я бы вообще предостерег всех, особенно должностных лиц об этом говорить. Потому что рынок сам отрегулирует и покажет, какая будет цена. И предвосхищать эти события, я думаю, неправильно.

- Кстати, о рекламе средств от коронавируса. В интернете предлагают лечить и делать профилактику заговорами, амулетами, народными методиками - естественно, не бесплатно и совсем не дешево. Какая та ответственность за это тоже есть?

- Если это связано с рекламой, то - да, возможно возникновение ответственности. Если это реклама того или иного товара, который, как говорят "спасает" ...  Нужно, конечно, понимать, что какая-то часть людей может последовать такому совету и воспользоваться такими странными услугами. Если это факт рекламы - то можно фиксировать, и мы рассмотрим такие обращения. В СМИ, наружной рекламе - мы это не отмечали таких фактов. Возможно, такие сообщения были в соцсетях, немассовых изданиях... Потребителям, конечно, нужно тоже быть внимательными и критически относиться к подобной информации.

- Ровно год назад в Самарской области была принята "дорожная карта" по повышению конкретности в регионе. Почему было важно принять этот документ, и на какие сферы  предполагается уделить особое внимание? 

- На самом деле там затронуты практически все важные сферы: это образование, здравоохранение и дорожное строительство, и культура. Все это сделано, чтобы развивать в Самарской области конкуренцию. Такие акты, они  вообще системно подходят к увеличению конкретности на тех или иных рынках, в конечном итоге положительно влияют на цены на товары, помогая выявлять справедливую цену. И в Самарской области было принято такое решение. Мы почти все рынки охватили и в рамках этих актов все органы государственной власти региона и очень многие органы муниципальные создали для себя систему недопущения нарушения конкуренции – всё это так называемая «антимонопольная компания», система внутреннего контроля. Потому что по факту, сам факт нарушения, конечно, можно констатировать и привлекать к ответственности, но ущерб уже нанесен и компенсация этого ущерба - намного сложнее и тяжелее, нежели превентивно это сделать и предотвратить. И поэтому должностные лица, уже сейчас работая по этой схеме, большее внимание уделяют именно условиям конкурентности, тем или иным рынкам, для того, чтобы не создавать таких условий, когда останется одна компания. 

- По многим сферам в Самарской области и так конкуренция достаточно высокая. В той же медицине, стоматологии. Частные бизнес активно входит во многие сферы - у нас даже частные детские сады, одни из первых в стране появились. Производство кирпича - 100 процентов частный сектор. И задача стояла, чтобы не допустить снижения этого уровня конкурентности. Но вот как раз сейчас, когда коронавирус повлиял на положение многих компаний, из-за возникших трудностей, кто-то из участников может прекратить деятельность. И вот это не очень хорошо...

- Вы абсолютно правы. Действительно, государство должно обратить на это внимание, в частности, Правительство Самарской области, чтобы помочь каким-то компаниям выйти обратно на рынок, восстановиться быстро или, в каких-то случаях не закрыться, не прекратить деятельность, чтобы они конкурентную среду поддерживали. Я не забываю тот случай, когда в свое время вводилось регулирование на медицинские препараты по списку жизненно важных в Самарской области и мне звонили коллеги из других регионов, говорили "почему у вас цена такая низкая до сих пор. У нас введено госрегулирование государственное, а у вас цена ниже ". На что мы отвечали, что у нас как раз еще не введено госрегулирование, но Правительство области отстаивало позицию, что нужно дать как можно больше создать возможностей для конкуренции, чтобы выявлялась справедливая цена. И вот на тот момент это был показательный пример - цена у нас была самой низкой по этому списку жизненно важных препаратов. Поэтому, когда государство создает такие условия, мы можем добиться самую справедливую цену. Я не говорю "низкую" - самую справедливую цену для наших потребителей, для наших жителей. И вот эта система она как раз и призвана к тому, чтобы создать эти условия на рынке.

- На Ваш взгляд, в каких сферах нам есть ещё куда двигаться, где не 100 процентная конкуренция?

- Дело в том, что такую систему вводят все регионы Российской Федерации, потому что был Указ Президента, Госсовет был по этим вопросам. И здесь Самарская область исторически находилась в хорошем положении - у нас конкурентная среда достаточно хорошо развита. Здесь у нас происходит, скажем так, конкуренция и с другими субъектами федерации.

- А как быть с таким явлением, как протекция "своих" производителей. Например, если Самара, что называется "пускает всех" - у нас очень открытый рынок, но самарские производители часто жалуются, что их где-то вытесняют. Отдельные республики, области таким образом "защищают" своих поставщиков. Вот с этим антимонопольная служба тоже, наверное, должна бороться?

- Не так давно у нас выла видеоконференцсвязь ФАС России, где мы, все коллеги, по всем регионам обсуждали этот вопрос. И Москва нас убедительно просила направлять такие материалы о случаях, где есть местный протекционизм. У нас в Самарской области такого нет. Но, в некоторых соседних регионах, не буду говорить каких, в свое время такие примеры были и приходилось меры принимать. Сейчас это происходит не в такой форме открытой, например: "из Самарской области товар не завозить, продаем только своё". Такого нет. Более завуалировано... Но в любом случае, сигналы производителей нам важны, чтобы мы могли оперативно реагировать.

- А такая проблема как доступ местных, небольших производителей на полки в супермаркеты крупных федеральных сетей сейчас решена?

- Понимаете, полки торговых сетей, они не резиновые и производителей намного больше, чем этих полок. Мы неоднократно и в совете по конккурентности при Губернаторе Самарской области рассматривали этот вопрос. Наши местные производители, особенно небольшие, не всегда соответствуют требованиям качества или стандартам этих торговых сетей, не могут предоставить необходимые объемы. Я бы сказал, что задача создания конкурентности - не только попадания на полку в крупный супермаркет, а создания вообще сети торговой в регионе, муниципальных образованиях… Для этого создаются логистические центры в том числе в Самарской области. Ещё один важный аспект – схема торговых объектов в каждом муниципалитете. Мы еще зачастую видим архаичный, консервативный подход, когда предпочтение отдается торговым сетям против мелких каких-то предпринимателей... Надо создавать условия для небольших производителей. Например, большие сетевые магазины - за городом, а в шаговой доступности – предпринимательские.

            Еще один момент – заключение договоров на нестационарную торговлю. Часто бывает, что местные органы власти подписывают их только  на 11 месяцев или год. Конечно, удобно, когда каждый год приходит предприниматель и что-то у тебя просит - но ведь он не может в таких условиях быть уверен, что будет завтра, через год... Нужно сделать, например на пять лет и торги проводить, чтобы человек понимал, что он может вкладывать, торговать. Будет пополняться бюджет - платой за право заключения договора. Но это один раз и на пять лет - и далее человек может спокойно работать, по утвержденной схеме. Вот такие задачи, системные должны решаться для развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

- Ещё одна важная часть "дорожной карты", о которой мы с вами говорили - это развитие конкуренции в сфере ЖКХ, энерго-, газоснабжении... Насколько я знаю, постоянно ведется мониторинг в этих отраслях:  доступность подключения, обоснованность тарифов, условий и так далее...

- Да, это стало уже такой, рутинной нашей работой. Граждане обращаются в случаях, когда не могут подключить свои здания и сооружения к сетям - неважно каким: электричество, газ, тепло, вода. Как правило, обращаются именно граждане. Предприятия тоже бывают - но реже. И эта сфера перенесена из антимонопольного законодательства в Кодекс об административных правонарушениях, где нарушаются правила и мы выявляем такие факты и  привлекаем к ответственности. Действительно, заявлений много, обращений много. Здесь, наверное, сложность в организации работы у тех или иных компаний. Штрафы там немаленькие, начинаются от 600 тысяч рублей. И у нас почти все уже компании уже по одному разу нарушили и мы уже их рассматриваем повторно...

- Борьба с нарушениями при проведении торгов и различных конкурсных процедур. Тоже важное направление вашей деятельности. Здесь вы активно контактируете с общественниками. Какие есть успехи?

- Выявленные нами нарушения я не считаю какими-то успехами, честно говоря. Это беда общая наша. И лучше бы поменьше было нарушений и побольше честных закупок. Кроме того, сейчас активно идет реализация национальных проектов и у нас есть прямые поручения руководства на постоянную проверку всех закупочных процедур, которые проходят в этой сфере. А это и образование и культура и здравоохранение, чистая вода, дороги... И средств много выделяется на это и контроль государство усиливает и усиливает. Работы у нас много в этом направлении: это и проведение процедуры торгов и выявление картелей или сговоров между хозсубъектами и должностными лицами. Я понимаю иногда желание тех или иных руководителей упростить себе задачу. Простое, конечно, решение - пойти, договориться. Но последствия очень негативные - для всех нас на самом деле. И лиц участвующих и для экономики и для области и для региона и для имиджа региона. Это всё очень плохо сказывается. У нас таких дел достаточное количество. У нас есть группа рабочая при прокуратуре по конкуренции и торгам, где мы обмениваемся информацией. Туда входят  мы и правоохранительные органы и общественные организации, Общероссийский народный фронт..

- Важно ведь и превентивно работать, чтобы не допустить нарушений...

- Да. В рамках общественных слушаний мы сейчас поддерживаем свой сайт, канал в ютубе, инстаграме для того, чтобы постоянно разъяснять изменения в законодательстве. Потому что законодательство действительно меняется и меняется практика и для того, чтобы всем участникам этого процесса было понятно мы стараемся максимально открыто показывать, где находятся границы, за которыми мы  будем преследовать и применять санкции. А санкции немаленькие - 3, 4 миллиона, 20 миллионов мы накладывали, штрафы были. То есть там совершенно разные диапазоны и, как правило, мы доводим дело до конца и взыскиваем эти штрафы.

Посетители нашего портала tvsamara.ru часто спрашивают, как обратиться в антимонопольную службу, можно ли это сделать электронным способом?

- Да, через портал госуслуг можно подать к нам обращение. Можно писать к нам как в электронном виде, так и по традиционной почте. Но, хочу отметить, что если это, все-таки важное дело - а у нас спектр работы очень большой - это и закупки и реклама и антимонопольное законодательство и ценовое регулирование? - если вопросы все-таки сложные, то необходимо соблюдать установленный регламент подачи официальных заявлений и жалоб. На нашем сайте этот порядок подробно описан.