Топливо стремится вверх В Самарской области на протяжении девяти месяцев наблюдается рост цен на бензин

В Самарской области на протяжении девяти месяцев продолжается рост цен на бензин и дизельное топливо. При этом среднее подорожание меньшее, чем в целом по стране. Если в России цены на бензин возросли на 8,9%, то в Самарской области – на 7,2%. Эксперты считают, что подорожания связаны с амбициями нефтяных компаний и могут вызвать панические настроения в обществе.

В России с мая текущего года продолжается рост цен на бензин. За предыдущую неделю, по данным Росстата, цены выросли 0,1% до 43,4 руб. за литр. Рост наблюдается третью неделю подряд, до этого цены были стабильными. Дизельное топливо тоже продолжило дорожать: на прошлой неделе цена выросла на 0,3%, до 44,9 руб. за литр, с начала года она увеличилось на 10,9%. Бензин дорожал в 45 регионах, больше всего в Чите — на 3,0%, Ханты-Мансийске — на 1,8%, Кызыле и Благовещенске — на 1,7%.

Наибольший скачок цен наблюдался в мае текущего года. Тогда бензин по стране подорожал на 6,5%, дизельное топливо – на 5,7%.

В Самаре, по данным министерства экономического развития и инвестиций региона, по состоянию на 27 сентября литр бензина марки АИ-92 в среднем стоил 41,3 руб., марки АИ-95 – 44,1 руб. за литр.

Однако на ряде заправок можно увидеть, что бензин марки АИ-95 может стоить более 45 руб. за литр.

В целом в регионе за девять месяцев хотя и был зафиксирован рост цен на бензин, он оказался ниже, чем в целом по стране. Если в России цены на бензин возросли на 8,9%, то в Самарской области – на 7,2%. На дизельное топливо в среднем по России цены выросли на 10%, у нас – на 8,8%.

Эксперты отмечают, что в Самарской области преобладает паническое настроение среди водителей. Исполняющая обязанности председателя Самарского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Ольга Доронина рассказала, что водители не понимают, почему дорожает топливо в условиях и так недешевой жизни.

«У нас не только бензин подорожал, но и газомоторное топливо. Водители видят динамику росту и не понимают, почему так происходит. Мы понимаем, что топливо будет только дорожать, и нет никаких предпосылок, чтобы приостановить его рост или стабилизацию цены. Впереди холода, для обогрева транспортного средства понадобится много топлива. Сейчас все понимают, что в выходные лучше не брать автомобиль, особенно при передвижениях на небольшие территории. Общее настроение водителей паническое»,- сказала госпожа Доронина.

Член комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды самарской губернской думы Михаил Матвеев убежден, что себестоимость всей энергетики в России небольшая. «Речь идет исключительно об аппетитах людей, которые контролируют эти направления. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда пытаемся разобраться в тарифообразовании различных структур. В результате образуется замкнутый круг. Если спросить, к примеру, тех, кто добывает нефть, почему цены повышаются, они отвечают, что подорожало электричество. Спросишь у поставщиков электричества – они ссылаются на цены нефть. Получается, что одни повысили цены, потому что другие повысили»,- сказал господин Матвеев.

Руководитель самарского УФАС Леонид Пак отметил, что рост цен на топливо далеко не всех водителей заставит отказаться от использования личного автомобиля. «Как обыкновенный обыватель останавливался на заправках, куда заезжают наши граждане и заправляются по цене явно выше среднерыночной. И могу сказать, что это маркетинг. Люди точно также могут покупать одежду, делая выбор в сторону известного бренда, при том, что себестоимость товара явно ниже»,- сказал господин Пак.

Вместе с тем он отметил, что не видит причин для проверки деятельности нефтяных компаний. «Сейчас много игроков на рынке, и цены у всех разные, поэтому вряд ли можно говорить о сговоре»,- рассказал эксперт.

Кандидат экономических наук Александр Дебрусалиев увидел положительные стороны в повышении цен на бензин и возможном отказе водителей от пользования личными автомобилями.

«В первую очередь улучшится экологическая ситуации, поскольку будет меньше выхлопов. Люди станут больше ходить пешком, пользоваться альтернативными способами передвижения – самокатами, велосипедами. Все это улучшит здоровье людей, продолжительность жизни. При этом, кстати, снизится и потребление топлива. Кроме того, повысится социальное взаимодействие, например, сотрудники компаний смогут возить друг друга по очереди»,- считает господин Дебрусалиев.

Вячеслав Сорокин