Леонид Пак: "Торги призваны определить лучшего поставщика, но зачастую эта цель не достигается"

Руководитель УФАС по Самарской области -  о самых известных нарушениях антимонопольного законодательства.

16 ноября глава ФАС Игорь Артемьев во время выступления на правительственном часе в Государственной Думе РФ  сделал громкое заявление о том, что  95% проводимых госкорпорациями закупок являются имитацией.  О том, как обстоят дела с исполнением закона о госзакупках в Самарской области, в каких отраслях чаще всего нарушается антимонопольное законодательство, а также о том, как выстроено сотрудничество с федеральным регулятором и территориальными антимонопольными службами субъектов РФ в интервью "СитиТрафику" рассказал глава Самарского УФАС России Леонид Пак.

 

- Какова ситуация с госзакупками в Самарской области?

- Торги призваны определить лучшего поставщика, который предлагает  лучшую цену, но, как отметил в своем выступлении Игорь Артемьев, зачастую эта цель не достигается. Закон о контрактной системе в сфере закупок – это целая система, которая планирует все этапы закупки, включая проведение процедуры торгов и последующий контроль их исполнения. Все органы, задействованные в этой системе, должны стремиться к тому, чтобы торги выигрывал  поставщик с лучшим предложением цены и иных условий, но на практике это происходит далеко не всегда. В Самарской области мы не можем сказать, какой точно процент  всех проводимых госзакупок осуществляется  с нарушениями, поскольку не все из них обжалуются в уполномоченных органах, но мы также понимаем, что законодательство и правоприменительная практика должны развиваться.  Стоит при этом отметить, что согласно нашей внутренней  статистике за 9 месяцев 2016 года из общего числа жалоб, признанных УФАС обоснованными, 25 % приходится на торги, проводимые федеральными заказчиками, 12% - областными, остальные 63% обоснованных жалоб приходятся на муниципалов. 

- В каких отраслях чаще всего нарушается антимонопольное законодательство?

- Много нарушений мы фиксируем в инфраструктурных отраслях: электроэнергетика, газ, тепло, вода. Но зачастую по таким нарушениям нам достаточно выдать предупреждение, чтобы организации прекратили противоправные действия.  Много нарушений выявляем в сфере рекламы и в части нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов власти.   

По статье о соглашениях, ограничивающих конкуренцию, нарушения есть, но их немного. Несмотря на это они являются социально значимыми. Достаточно большое количество нарушений выявляется по признакам недобросовестной конкуренции; по ним мы, как правило, тоже выдаем предупреждения, что связано с введенными в этом году иммунитетами для малых и средних предпринимателей. Если говорить о нарушениях в рамках 44-ого Федерального закона о госзакупках, то по нему количество жалоб не меняется на протяжении уже трех лет, оно держится на достаточно высоком уровне  и составляет порядка 1300 поступивших жалоб в год.  Также мы отмечаем рост  жалоб по 223-ому Федеральному закону о закупках товаров юридическими лицами. 

- Как антимонопольная служба борется с картелями?

- С картелями идет постоянная борьба, но она достаточно сложная и трудоемкая. Картельные сговоры мы выявляем примерно раз в год и возбуждаем дела. В преступном сговоре, к слову сказать, могут участвовать и органы власти, если финансовые средства связаны с госбюджетом. Чаще всего такие сговоры происходят при проведении торгов.  

- Можно ли отнести к картельному сговору дело о "Современных медицинских технологиях" и областном Минздраве?

- Да, это как раз одно из таких дел, но по нему, возможно, будут применены и  другие статьи. К участию в деле помимо прочих привлечены  Министерство здравоохранения Самарской области, Самарская областная клиническая больница имени В.Д. Середавина. Поэтому необходимо дать оценку всем действиям, которые совершались сторонами при проведении торгов. В этом вопросе мы очень тесно сотрудничаем с правоохранительными органами, в частности со Следственным комитетом РФ по Самарской области.  В настоящее время расследование продолжается, мы собираем доказательства. 

- Есть ли новые факты по этому делу?

- В сентябре мы привлекли в качестве соответчика по делу компанию из Татарстана – ООО "Медсимвол" и в качестве заинтересованных лиц московскую компанию с зарубежным участием ООО "ДжиИ Хэлскеа" и ООО "Мастермедтех"  по ходатайству заинтересованной стороны.  Дело обрастает новыми обстоятельствами, которые нам предстоит проанализировать, и для этого, в частности,  мы привлекаем новых лиц. 

- Как вы предполагаете, когда может завершиться расследование этого дела?

- По закону такие дела мы вправе рассматривать 3 месяца. В исключительных случаях, когда необходимо получить дополнительные доказательства, мы можем продлить срок рассмотрения еще на 6 месяцев, и это уже сделано. Во всем мире такие дела рассматриваются очень долго. За рубежом  рассмотрение  дел о картельных сговорах может длиться год, а то и два.  Такие дела очень сложные, и законодательство это учитывает.   Сейчас, как известно, сговоры не заключаются в письменном виде. В большинстве случаев, сговор - это череда действий, устных пояснений и договоренностей, электронная переписка, поэтому нам необходимо собрать и проанализировать большой объем информации. 

- Как осуществляется ваше сотрудничество с федеральным регулятором? Сотрудничаете ли вы с антимонопольными службами других субъектов РФ?

- Мы постоянно сотрудничаем с территориальными органами  Приволжского федерального округа. У нас есть совет руководителей территориальных органов ФАС в ПФО, на заседаниях которого мы выносим сложные вопросы на повестку дня, обмениваемся опытом, вырабатываем единые подходы. С некоторыми территориальными управлениями мы сотрудничаем в рамках специализации и обмениваемся правоприменительной, в том числе судебной практикой. Например, Самарское УФАС специализируется в области пассажирских перевозок, а также  рынков газа и электроэнергетики.

С центральным аппаратом, помимо методического взаимодействия, проводятся совместные проверки. Например, в начале года ФАС возбудило дело в отношении компаний, занимающихся поставкой медикаментов. Сотрудники центрального аппарата приезжали в Самарскую область и совместно с нашими специалистами проводили выездные проверки организаций.

- Теперь хотелось бы поговорить о нарушениях законодательства о рекламе. Продолжают ли поступать жалобы от жителей?

- К нам регулярно поступают жалобы на рекламу как от граждан, так и от правоохранительных органов. Например, на рекламу алкогольных напитков, в частности, пива. Недавно подобное нарушение мы выявили в Сызрани, где на рекламной конструкции был размещен товарный знак, зарегистрированный по классу пива, что не допускается законом о рекламе. Есть обращения, связанные с смс-рассылками. К примеру, недавно к нам поступило обращение от гражданина, которому "М-Видео" без его согласия прислало смс-сообщение о рекламной акции. Это тоже является нарушением законодательства. К нам поступают жалобы и на рекламу с использованием бранных слов. Несколько недель назад мы наложили штраф  на гражданина, который рекламировал строительные услуги, и делал это  с использование нецензурных выражений. 

- Часто ли предприниматели прибегают к использованию рекламы "на грани фола"?

- Достаточно часто. Мне кажется, это связано с культурой отдельных наших предпринимателей, которые пытаются найти "изюминку" в рекламе таким странным способом. 

- Как обстоит дело с рекламой интим-салонов, которые еще существуют в регионе?

- После череды громких разбирательств такие организации стали проводить грань между рекламой интимных услуг и неинтимных услуг. Если они не рекламируют незаконный вид деятельности, мы не может возбудить дело о нарушении рекламного законодательства.  Отмечу, что в последнее время обращения от граждан по этому вопросу к нам не поступали, если поступят, мы их внимательно рассмотрим. 

- Продолжаются ли разбирательства по делу о рекламной компании  книжного магазина "Метида"?

- В настоящее время компания "Метида" оспаривает наше решение о признании рекламы розог незаконной в Арбитражном суде Самарской области.  Очередное судебное заседание по этому делу назначено на 1 декабря. 

- Выносит ли решения УФАС в отношении микрофинансовых организаций?

- На рекламу финансовых услуг, микрозаймов и микрокредитов, поступает очень много жалоб. Как правило, все нарушения сводятся к тому, что организации не полностью раскрывают информацию об условия выдачи и погашения кредита. Недавно мы выдали штраф в размере 100 тысяч организации  "ЧестноДеньги" и штраф в размере 4 тысячи рублей  заместителю ее руководителя. Несколько недель назад штраф был также наложен на должностное лицо "Зберзайм".  Такие компании наши решения  обжалуют крайне редко.

- Какова роль "народных корреспондентов" в соблюдении антимонопольного законодательства?

- Обращения граждан – это очень хорошее подспорье для нас. К примеру, мы не всегда можем  выявить сомнительную рекламу в том или ином месте нашего большого города или в печатном издании, в сети интернет.  В октябре, например, в наше Управление поступило 25 обращений от граждан. Но далеко не всегда мы возбуждаем на основании них дела. Граждане дают свою субъективную оценку спорным ситуациям, мы же оцениваем их с точки зрения законодательства и нашей практики.   

- В Самарской области не стало Госфинконтроля, известного своими скандальными проверками. После его ликвидации многие говорили о том, что отчасти функции ликвидированного Госфинконтроля перейдут к областному УФАС. Как вы сами оцениваете подобные перспективы? Готовы ли вы "подхватить знамя" Ольги Михеевой, или же считаете, что ваши ведомства никогда не были равнозначны по  своим функциям?

- С точки зрения полномочий,  существовавший Госфинконтроль выполнял широкий круг задач, поскольку осуществлял как финансовый контроль, так и контроль, связанный с проведением торгов. Мы же, согласно законодательству, осуществляем только контроль над проведением торгов.   Подхватить знамя Госфинконтроля мы не можем. Его функции перешли Министерству управления финансов Самарской области и специально созданному контрольному департаменту Самарской области. Но мы  будем  сотрудничать с ними, как ранее сотрудничали с Госфинконтролем, поскольку вместе контролируем один 44-ФЗ Федеральный закон о госзакупках. Надеюсь, мы будем  координировать эту работу так же, как нам удавалось это делать с Ольгой Михеевой. 

- А бывали ли случаи, когда Самарское УФАС рассматривало уникальные для России дела?

- У нас было необычное дело по 44-ФЗ. В документации к одному аукциону были неправильно прописаны требования в части использования патентов.  Было указано, что необходимо предоставить товар только в соответствии с определенным патентом, но им обладало только одно лицо, поскольку оно его и  придумало.  Мы изучили материалы и установили нарушение законодательства. В этом случае, кстати, наша позиция совпала с позицией Госфинконтроля. 

- А как вы можете прокомментировать ситуацию в городе Тольятти, связанную с предложением утвердить различные коэффициентами за арендную плату для продавцов разной продукции?

- В Тольятти нестационарные торговые объекты платили арендную ставку выше, чем стационарные. Наше Управление установило, что нормативный правовой акт Думы Тольятти, который определял арендную ставку, противоречит антимонопольному законодательству. Нашу позицию поддержал Верховный суд РФ. Теперь депутаты Думы Тольятти предлагают внести изменения в постановление Правительства Самарской области об арендной плате и таким образом все-таки ввести дифференцированные ставки арендной платы для продавцов в зависимости от коэффициента социальной значимости. Но что делать в случае, если торговец хлебом вдруг захочет продавать алкоголь? Ему пересмотрят арендную ставку? Сколько это займет времени и сколько инстанций придется обойти?  Зачем все эти сложности? Порой их целесообразность вызывает сомнения. Частое изменение правил игры не ведет ни к чему хорошему.

- Можно ли назвать ситуацию с таким регулированием ставок в Тольятти беспрецедентной?

- Ряд других муниципальных образований поддерживают эту идею, но инициатива исходит от Тольятти. Мы такое же решение выносили и по городу Отрадному, и по другим муниципальным образованиям. Причем, подобные решения с установлением разных ставок более актуальны для городов, чем для сел. 

- А как продвигается дело, связанное с КШП "Дружба"?

В настоящее время оно рассматривается в Верховном суде РФ. Самарский областной суд вынес решение о признании недействительным  решения депутатов Думы Тольятти "О внесении изменений в Положение о порядке передачи в безвозмездное пользование, аренду и субаренду имущества, являющегося муниципальной собственностью города Тольятти", потому что оно противоречит закону. Представители органа местного самоуправления очень лукаво прописали, что любая организация, которая ранее работала на этой территории три года, может прийти и работать здесь. Но на практике  соответствовать данным условиям им могли только две организации. Получается, что выбора никакого не было.  Отмечу, что законодательство оставляет за директором школы право заключать договор с  любой компанией без торгов. Ведь, возможно, в городе появится  компания с  лучшим предложением, новыми технологиями приготовления пищи и новым подходом к школьному питанию, но таким документом Дума Тольятти просто закрыла дорогу инициативам. 30 ноября будет рассматриваться апелляционная жалоба мэрии Тольятти и организаций, занимающихся школьным питанием, в Верховном суде. 

Ксения Маянова, фото автора