«Розга ум бодрит и возбуждает память»

В книжных магазинах Самары выставили на продажу березовые прутья

В преддверии нового учебного года одна из книготорговых компаний Самары расширила свой ассортимент. Помимо тетрадей, учебников и канцелярских принадлежностей, школьникам и их родителям предлагается приобрести «розги ученические». Цена на столь необычный товар весьма демократична. За 99 рублей 90 копеек, помимо связки ивовых прутьев, покупателю вручается инструкция по применению. Согласно памятке, розги (с небольшой силой) следует прикладывать к «нуждающемуся в воспитании». При необходимости действие повторяется нужное количество раз. Предмет, «пробуждающий в чадах любознательность и усердие», пользуется небывалым спросом. В некоторых магазинах сети розги уже раскупили.

«Розги — ветви с древа знания!»

Розги активно продвигаются. Руководство книжной сети задействовало свыше 20 баннеров и 100 информационных щитов. В социальных сетях вместе с рекламным текстом сотрудники компании выложили фрагмент фильма о Михаиле Ломоносове с цитатой «Розга ум бодрит и возбуждает память». Пользователи сочли рекламную выходку неуместной и обвинили магазин в призывах к жестокости. Жаркие споры по поводу резонансной кампании разгорелись не только в интернете. Накануне один из жителей региона обратился в управление Федеральной антимонопольной службы России. По его мнению, содержание рекламно-информационных материалов противоречит действующему закону «О рекламе» и призывает к насилию и жестокости. По информации пресс-службы ведомства, в настоящий момент сотрудники управления ведут работу по сбору необходимой для возбуждения дела информации.

Торговля розгами вызвала недоумение и уполномоченного по правам ребенка в Самарской области Татьяны Козловой. Неделю назад она направила обращение в облпрокуратуру. В интервью корреспонденту РП омбудсмен призналась, что в ее практике был всего один случай, когда рекламный текст послужил причиной обращения в УФАС. В центре внимания тогда оказалась реклама весьма дорогостоящего детского спортивного оборудования со слоганом, гласившим, что данный товар является необходимым критерием и условием успешности детей. Родителей смутила дифференциация на категории «бедный — богатый», «успешный — неуспешный». Но даже это, по мнению Козловой, не способно конкурировать с иронией руководства книжного магазина.

— Это самая что ни на есть пропаганда агрессии и насилия. Получается, что солидная организация, занимающаяся реализацией учебников и художественной литературы, попросту продает «орудия», используемые для телесных наказаний детей, — поясняет Татьяна Козлова. — На мой взгляд, современные и уважающие себя родители должны использовать иные методы и средства, которые не будут унижать достоинство ребенка.

Руководство магазина с обвинением не согласилось, никакого призыва к агрессии реклама, по его мнению, не содержит. К тому же розги, согласно текстам пресс-релизов компании, присутствуют на гербе Рособрнадзора и Службы судебных приставов. Оригинальным рекламным шагом сотрудники компании хотели привлечь внимание к истории образования, к приближающемуся учебному году и к своему бренду.

— Для нас это — шутка. Мы рассчитывали на чувство юмора. Большинство людей приходят в магазин с улыбками и делают снимки на фоне розог. Родители же часто отвечают на вопросы детей «а что такое розги?», потому как нынешняя молодежь не знает, что это такое, — говорит директор книготорговой сети Армен Мнацаканян.

В магазине корреспонденту РП рассказали, что оригинальная идея родилась в результате мозгового штурма: в «блице» участвовали и рядовые сотрудники, и руководство. Продавцам, кстати, впоследствии и пришлось воплощать идею в жизнь.

— Те розги, которые есть у нас, — это собранные нашими сотрудниками ветки от декоративной обрезки деревьев, их любой может сделать, — пояснили в магазине.

Такие розги может сделать каждый, считают продавцы товара

Такие розги может сделать каждый, считают продавцы товара. Фото: Галина Курочкина/«Русская планета»

 

Среди потребительских качеств товара в инструкции по применению указаны высокая гибкость, хлесткость и износостойкость. Продавцы утверждают, что спрос есть: раскупаются розги быстро. Причину ажиотажа вокруг «эксклюзивного» товара попытался объяснить медицинский психолог, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги Юрий Кудрин.

— Я думаю, что родители восприняли это так же, как и я, когда увидел эти объявления. Это некая шутка. Связано это, скорее, с тем, что сейчас есть интерес к хендмейду. И это воспринимается, как некий юмор. Потому что мы прекрасно понимаем, что родители, применяющие насилие в реальности, скорее всего, не станут покупать розги, а воспользуются ремнем. Тратить деньги на это они точно не будут. Смею предположить, что часть этих предметов купили сами ученики. Это интересное, смешное и уникальное предложение для Самары. Я не думаю, что это будет применяться для наказания учеников, — отмечает эксперт.

Содержание рекламно-информационных материалов на соответствие положениям закона «О рекламе» проверяет специально созданная комиссия УФАС, в состав которой, согласно регламенту, входят как минимум трое должностных лиц ведомства. Привлекли к проверке и независимых экспертов.

Читайте в рубрике «Закон»СКР проверит отца Евгении ВасильевойВ Госдуме предлагают убедиться в законности происхождения средств, которыми государству компенсировали ущерб по делу опальной чиновницы МО РФСКР проверит отца Евгении Васильевой

— Для всесторонней объективной оценки рекламного образца на предмет соответствия требованиям законодательства нами был осуществлен запрос членам экспертного совета по рекламе, — пояснила корреспонденту РП специалист Самарского УФАС Алина Самсонова. — Помимо представителей областных ведомств (Роскомнадзора, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, министерств строительства и здравоохранения, департамента благоустройства и экологии), сюда вошли коллегия Большого жюри Союза журналистов России, юристы, представители общественных фондов, образовательных учреждений и религиозных конфессий.

Православные священники не против наказания детей, но без рукоприкладства. Настоятель храма Луки Крымского (Самара) иерей Алексей Васильев считает: все должно быть в меру, процесс воспитания не должен переходить в жестокость.

— Наказывать при воспитании необходимо, ведь человек (пусть и маленький) не должен чувствовать абсолютную безнаказанность. Что тогда из него получится? — рассуждает священник. — Но связано это должно быть не с ненавистью и со злобой, и уж тем более не с причинением боли ребенку. Принцип должен быть таков: я забочусь о своем ребенке, следовательно, я беспокоюсь о его воспитании.

— Вы задаете провокационный вопрос. Я скажу, что можно, и вы припишите сюда все муки ада, — говорит протоиерей Иоан Мохов, настоятель храма святителя Спиридона (Самара). — Тут, знаете, есть некий нюанс. Вопрос в самом определении наказания — что есть «наказание»? Вы вспомните детские сказки. Там написано: матушка Добрыни Никитича сына «понаказывала». Она что, била его? Вот вопрос. Поэтому отношение к тому, наказывать ли и чем наказывать — это прерогатива родителей. Каждый родитель должен по своему усмотрению, сообразуясь с нравственностью и религиозностью, решать сам. Не наказывать? Дай вам Бог, чтобы дети так воспитывались. Я не буду приводить личный пример, но у нас в семье наказывали, вот и вырос нормальным человеком. Вопрос наказания должен лежать, я думаю, в сфере прав родителей. Наказывать можно, но смотря чем. Вот условно до 1917 года у нас была другая страна (территория-то и сейчас осталась прежней), вот там и розгами секли, и на горох ставили, но не за просто так ведь наказывали, от нечего делать. Все должно быть для пользы дела. И нет здесь никаких проблем. Единственное, что у нас все обычно бросаются в крайности: если уж наказывать, то до крови, чуть ли не до смерти. Воспитание должно быть мотивированным. Но однозначно дети должны знать о наказаниях.

«Сейчас воспитывают по-другому»

Горожане к «креативу» относятся по-разному. Одни считают рекламу забавной, другие удивляются значительному вниманию к столь незначительному вопросу.

— Я, когда их увидел, подумал, что к нам вернулась царская Россия. Просто сейчас воспитывают по-другому. Многие родители даже голос не повышают на своих детей, а розги так вообще перебор, — комментирует Алексей Модный, ведущий детских мероприятий.

— Сейчас школьная пора, и подобная акция — всего лишь способ привлечь внимание к магазину, ведь все родители готовят детей к новому учебному году. Не думаю, что реклама призывает к насилию. Часто, гуляя по магазину, наблюдаю следующую картину: сначала люди улыбаются, смеются, а затем обращают внимание на вторую часть сообщения, где указан перечень скидок на ассортимент товаров магазина. Тут, кстати, стоит отметить, что чувство юмора у горожан напрочь отсутствует, — говорит Мария Соловьева, постоянная покупательница книжного магазина.

В случае подтверждения признаков нарушения закона о рекламе инициаторам акции грозит штраф — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей

Иллюстрация Нормана Роквелла к книге «Приключения Тома Сойера»

 

Тем временем управление Федеральной антимонопольной службы в соответствии с возложенной на него компетенцией проводит проверку соблюдения рекламного законодательства. В дальнейшем, после того как будут собраны все необходимые сведения, последуют процессуальные меры. В случае подтверждения признаков нарушения закона о рекламе компании грозит штраф — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Впрочем, это руководителей сети не пугает. Стоила ли овчинка выделки, они скажут в сентябре, когда тысячи самарских школьников пойдут учиться.

— С продажами у нас все в порядке. Как сказалась или не сказалась рекламная кампания на уровне продаж, будем говорить после окончания горячего сезона. Но то, что количество посетителей в наших магазинах увеличилось, — это факт, — резюмирует Армен Мнацаканян.