Андрей Кашеваров: Вопросы пресечения недобросовестной конкуренции занимают значительную долю в полномочиях антимонопольных органов

Сегодня, 26 августа 2010 года, заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров выступил с докладом на Круглом столе «Проблемные вопросы деятельности антимонопольных органов России и Украины и пути их решения».



Первую часть своего выступления перед украинскими коллегами замглавы ФАС России посвятил вопросам недобросовестной конкуренции - любым действиям хозяйствующих субъектов или группы лиц, направленным на получение преимуществ в предпринимательской деятельности и противоречащим законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Такие действия причинили или могут причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Перечень форм недобросовестной конкуренции не является закрытым, отметил А.Кашеваров. 



Рассказывая о формах недобросовестной конкуренции, замглавы ФАС отметил следующие: введение в заблуждение в отношении производителя товара, в отношении места производства товара (регулируется п.2 ч.1 ст.14 закона); некорректное сравнение хозяйствующим субъектов производимых и реализуемых товаров с товарами, производимыми и реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (п.3 ч.1 ст.14 закона); продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг (регулируются п.4 ч.1 ст.14 закона).



Отдельно Андрей Кашеваров остановился на крайне важном аспекте недобросовестной конкуренции, связанном с защитой олимпийской и паралимпийской символики в рамках подготовки и проведения Олимпиады в Сочи в 2014 году. Так, статьей 8 Федерального закона «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи» установлен запрет на недобросовестную конкуренции в форме продажи, обмена или иного введения в оборот товара, если при этом незаконно использовалась олимпийская и (или) паралимпийская символика, а также введения в заблуждение, в том числе путем создания ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским и (или) Паралимпийским играм ( в том числе в качестве спонсора). 



Далее Андрей Кашеваров поделился с украинскими коллегами практикой выявления и сбора доказательств недобросовестной конкуренции. Для выявления любого из видов недобросовестной конкуренции необходимы доказательства, в первую очередь, подтверждающие наличие конкурентных отношений между заявителем и лицом, в отношении которого подано заявление. Это и сведения о вводимых в гражданский оборот товарах и услугах (договоры купли-продажи, поставки, товарные накладные, счета-фактуры, рекламные буклеты, информационные материалы, официальные Интернет-сайты); и образцы товаров или их фото, а также иные доказательства. 

При сборе и фиксации доказательств в сети Интернет, отметил А.Кашеваров, возможно изучение протоколов нотариального осмотра Интернет-сайтов и осмотра Интернет-сайтов сотрудниками антимонопольного органа, а также сведений об администраторе доменного имени. 

Завершая тему недобросовестной конкуренции, замглавы ФАС России перечислил виды наказания за ее проявления, в частности, обратил внимание на то, что за одну из форм недобросовестной конкуренции (при введении в оборот товара с незаконным использованием исключительных прав) предусмотрен «оборотный штраф», зависящий от суммы выручки от реализации товара.



Подводя итог Андрей Кашеваров отметил: «Вопросы пресечения недобросовестной конкуренции занимают значительную долю в полномочиях антимонопольных органов, поскольку направлены на недопущение ведения нечестной предпринимательской борьбы и содействуют нормальному развитию рынка».



Вторую часть выступления Андрей Кашеваров посвятил отдельным вопросам применения российским антимонопольным ведомством Закона о рекламе. Так замглавы ФАС России остановился на рекламе финансовых услуг, в частности рекламе кредитов, в которой при указании одного из условий, определяющих стоимость кредита для заемщика, должны быть указаны и все иные такие условия. Также Андрей Кашеваров отметил практику выявляемых нарушений в рекламе биологически активных добавок и рекламе табака и сообщил о предлагаемых изменениях законодательства в этой части. 



Завершая выступление, Андрей Кашеваров отметил: «Законодательство о рекламе в целом построено таким образом, чтобы не допускать введения потребителей в заблуждение и распространения в рекламе недостоверной информации».