ФАС России проанализировала практику лицензирования медицинской деятельности в субъектах Российской Федераци

 


 

3 ноября 2011 г. (за исключением отдельных положений) вступил в силу новый Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", заменивший Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».



Одновременно, ФАС России завершила и подвела итоги анализа практики лицензирования медицинской деятельности в субъектах Российской Федерации, проведенного территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы. По результатам анализа было установлено следующее. Всего выявлено 385 случаев нарушений при отказе в выдаче лицензии. В 78% (301) случаев нарушения совершались лицензирующими органами в отношении частных организаций и индивидуальных предпринимателей. Треть (301 из 1070) отказов частным организациям и индивидуальным предпринимателям сопровождалась нарушениями со стороны лицензирующих органов. В отношении государственных и муниципальных учреждений нарушения составили 4% (84 из 1874) отказов.



В подавляющем большинстве случаев вместо переоформления действующей лицензии выдавались новые лицензии: 11 234 - на новый срок, 4 270 – на новое место, а 5 753 – на новый вид работ (услуг). Процедура переоформления лицензии в связи с изменением места осуществления лицензируемого вида деятельности или изменением работ (услуг) в составе медицинской деятельности не осуществлялась лицензирующими органами в течение 10 лет.

Было выдано 11 234 лицензий на новый срок (с выездной проверкой, в течение 45 дней), было переоформлено на новый срок 4 222 лицензий (без выездной проверки, в течение 10 дней) или 27% от всех продленных лицензий. Таким образом, преимущественно использовалась процедура выдачи новой лицензии, что не предусмотрено законодательством.

При этом продление срока действия лицензии в отношении государственных и муниципальных учреждений осуществлялось путем переоформления в 42% случаев, а частным организациям и индивидуальным предпринимателям в 16% случаев, т.е. в 2,6 раза реже. В остальных случаях оформлялась новая лицензия.

Доля проверок по жалобам граждан (4 260) в общем объеме предлицензионных (43 206) и внеплановых (4260) проверок составила 9%. 3 188 жалобы (43% всех жалоб) не сопровождались проверкой. 

Имели место избыточные предлицензионные проверки (не менее 23 749 проверок). Выдача новой лицензии занимает 45 дней и сопровождается проверкой с выездом на место, часть выездных предлицензионных проверок не обоснованы, повлекли значительные расходы бюджета и рост административных барьеров.

Таким образом, деятельность лицензирующих органов направлена преимущественно на проверку условий и возможности осуществления деятельности. В тоже время проверка конкретных результатов деятельности лицензиатов, в том числе по жалобам граждан, на предмет их соответствия лицензионным требованиям и условиям проводится не в полном объеме.

В анализируемом периоде наблюдается значительный рост числа жалоб граждан, что свидетельствует о неудовлетворенности населения медицинскими услугами. Количество внеплановых проверок пропорционально увеличивалось. Однако рост количества проверок привело к снижению их результативности, выраженной в доле привлечения лицензиатов к ответственности по итогам проверок с 53% в 2008 г. до 33% в 2010 г.



Следует отметить, что в новом законе о лицензировании отдельных видов деятельности нашли отражение многие положения Методических рекомендаций, разработанных ФАС России, реализация которых призвана способствовать исключению административных барьеров в ходе прохождения процедуры лицензирования, соблюдению прав и законных интересов лицензиатов и соискателей лицензии.

Вместе с тем новый закон предусматривает при переоформлении лицензии проведение выездной проверки, что ранее не требовалось в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и (или) изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, также увеличен срок принятия решения — 30 дней вместо 10 дней.

Эта норма сохранит сложившуюся практику, при которой значительная часть проверок направлена на проверку возможности соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий вместо проверки деятельности (по жалобам, в плановом порядке). В этом случае сохранится рост числа жалоб пациентов, снижение удовлетворенности населения качеством медицинских услуг и рост административных барьеров, поскольку лицензирующие органы при проверке возможности соблюдения требований лицензиатами зачастую проверяют деятельность, превышая свои полномочия, подменяя тем самым механизм плановых проверок.



Так как закон предусматривает, что в этом случае предмет проверки (перечень документов) будет определяться Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, то ФАС России считает целесообразным при переоформлении лицензии в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и (или) изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, закрепить в Положении о лицензировании медицинской деятельности проведение только документарной проверки (без выезда на место) с предоставлением заключения Роспотребнадзора на новое место (новые работы, услуги), а в случае дополнения перечня работ, услуг также документов об образовании специалистов, необходимых для выполнения этих услуг.



Такая мера позволит переместить акцент лицензионного надзора и контроля на проверку реальной деятельности лицензиатов, при поступлении жалоб, при проведении плановых проверок в качестве профилактических мероприятий, что безусловно повысит удовлетворенность населения качеством медицинских услуг (в известных пределах, зависящих от органов лицензирования) и снизит административные барьеры.


 

С аналитической запиской по итогам оценки сложившейся практики лицензирования медицинской деятельности и информационной таблицей к ней можно ознакомиться здесь.