Основные проблемы рынка автомобильного топлива – отсутствие его прозрачности и наличие монополий

 


 

Проблемы российского рынка автомобильного топлива обсудили российские и украинские специалисты конкурентных ведомств на заседании Круглого стола «Проблемные вопросы деятельности антимонопольных органов России и Украины и пути их решения».

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин познакомил украинских коллег с практикой российского антимонопольного ведомства по выявлению нарушений в сфере топливно-энергетического комплекса.

Территориальными органами ФАС России в конце 2010 и начале 2011 года было возбуждено более 70 дел по нарушению антимонопольного законодательства на товарных рынках нефтепродуктов.

«В ФАС России поступают жалобы от независимых участников рынка либо о невозможности приобретения нефтепродуктов, либо о нерентабельности осуществления ими хозяйственной деятельности в связи с высокими закупочными ценами, - сообщил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, - при этом нефтяные компании ссылаются на затруднения, возникшие в связи со вступлением в силу требований Техрегламента, на конъюнктуру биржевых торгов, на неоднозначное формирование цен внутреннего рынка, и ни одна компания не обосновала причины несоразмерной динамики цен».

В 2008, 2009 и 2011 году ФАС России провела три «нефтяных волны» дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе. Нарушения выразились в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты; создании дискриминационных условий для покупателей на оптовых рынках нефтепродуктов в РФ; установлении экономически, технологически и иным образом необоснованных различных цен на нефтепродукты.

В начале часть судебных решений выносилась в пользу ФАС, а часть - в пользу нефтяных компаний. С самого начала было понятно, что окончательное решение будет приниматься высшей судебной инстанцией. Два таких прецедентных решения Высшего арбитражного суда РФ состоялись. Первое (1-ая волна) – по делу в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг», второе (2-ая волна) – в отношении ОАО «Газпромнефть». Решения, предписания и постановления о наложении штрафа ФАС России и в том, и в другом случае были признаны законными и обоснованными. Перечисленный в доход бюджета суммарный штраф превысил 15 миллиардов рублей. 

Уже во время «третьей волны» дел нефтяники решили не судиться с ФАС и признали нарушения в рамках возбужденных дел. Задача состоит в том, чтобы юристы компаний начали работать над предупреждением нарушений антимонопольного законодательства, а не над устранением их последствий. 

Сегодня ФАС России предлагает ряд законодательных мер, направленных на развитие конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов:

- реализация положений «третьего антимонопольного пакета», в части формирования условий ликвидной биржевой торговли;

- перераспределение фискальной нагрузки на нефтяные компании, в целях стабилизации ситуации на рынках нефтепродуктов; 

- принятие законопроектов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации»

Два разработанные ФАС России законопроекта «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» направлены на создание условий эффективного функционирования рынков нефти и нефтепродуктов.