О предоставлении государственных и муниципальных преференций

Сфера деятельности: Контроль органов власти

            Одним из направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы в рамках Закона о защите конкуренции является контроль за предоставлением и использованием государственной и муниципальной преференции.  

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, определенных статьёй 19 Закона о защите конкуренции:
1) обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развитие образования и науки;
3) проведение научных исследований;
           4) защиты окружающей среды;
          5) сохранение, использование, популяризация и государственная охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
 6) развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей;
7) развитие физической культуры и спорта;
8) обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производство сельскохозяйственной продукции;
           10) социальная защиты населения;
           11) охрана труда;
           12) охрана здоровья граждан;
           13) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
14)          определяемые другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации цели (например, Федеральным законом от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственный поддержке кинематографии Российской Федерации»).
Следует обратить внимание на особенности предоставления государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае, если на одно и то же имущество претендует несколько субъектов малого или среднего предпринимательства, предоставление имущества одному из них путем предоставления государственной или муниципальной преференции приведет к недопущению конкуренции, что является основанием для отказа в предоставлении преференции. Поэтому, при подаче заявления на предоставление государственной или муниципальной преференции в данном случае необходимо представить доказательства об отсутствии других претендентов на получение данного имущества.
Статьей 20 Закона о защите конкуренции предусмотрен порядок предоставления государственной или муниципальной преференции.
По общему правилу преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Однако установлен ряд исключений из этого правила. Так, не требует предварительного согласия антимонопольного органа предоставление преференции:
1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу (100 тысяч рублей).
Частью 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлен перечень случаев передачи имущества и иных объектов гражданских прав, не являющихся государственной или муниципальной преференцией:
1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.
Для получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы  местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.
Оплата государственной пошлины за подачу такого заявление не требуется.
К указанному заявлению прилагается обязательный перечень документов, установленный  частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции:
1) проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества.
2) перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение 2 лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем 2 года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения.
3) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение 2 лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем 2 года, с указанием кодов видов продукции (для единообразия представления информации следует представлять сведения об основных показателях хозяйственной деятельности по форме утвержденной Приказом ФАС России от 17.04.2008 № 129);
4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация;
5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу;
При определении группы лиц хозяйствующего субъекта, которому  предоставляется государственная или муниципальная преференция, следует руководствоваться определением группы лиц, данным в статье 9 Закона о защите конкуренции и приказом ФАС России от 24.11.2008 № 497.
    6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.
В случае представления заявления и (или) документов не соответствующих требованиям части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган в течение 10 дней со дня получения указанного заявления принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) документов в порядке, установленным федеральным антимонопольным органом, и возвращает заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения. При этом срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет 14 дней с даты получения заявителем уведомления.
В случае, если в ходе рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган придет к выводу о том, что действия, на осуществление которых в указанном заявлении испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной или муниципальной преференцией, антимонопольный орган в десятидневный срок с даты представления указанного заявления в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает решение о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется, о чем в день принятия такого решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения.
Антимонопольный орган рассматривает поданное заявление о даче согласия на предоставления государственной или муниципальной преференции в срок, не превышающий 1 месяца.
По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает следующие решения:
1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в части 1 статьи 19 и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;
2) о продлении срока рассмотрения заявления, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения. По указанному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на два месяца;
3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;
4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции. Такое мотивированное решение с обоснованием применения указанных в нем ограничения или ограничений принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию.
 
Самарское УФАС России обращает Ваше внимание:
1. Действие статьи 19 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущество некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность, приносящую им доход, то есть не являются хозяйствующими субъектами;
2. В случае признания антимонопольным органом данного лица хозяйствующим субъектом процедура предоставления государственного имущества должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям, установленным антимонопольным законодательством.
3. В случае, если решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции дано в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции.
 
Последствия нарушения Закона о защите конкуренции при использовании государственной или муниципальной преференции определены статьей 21 вышеназванного закона.
В силу статьи 21 Закона о защите конкуренции, в случае если при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган установит несоответствие ее использования заявленным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме.
В 2009 году Самарским УФАС России было рассмотрено 78 заявлений о даче согласия на предоставление преференции.
По результатам рассмотрения таких заявлений были приняты решения:
- о том, что согласия антимонопольного органа не требуется – 40;
- о даче согласия на предоставление преференции – 25;
- о даче согласия на предоставление преференции и введения ограничения в отношении   ее предоставления– 4 (такое решение принимается антимонопольным органом в случаях, когда предоставление преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию);
- об отказе – 9 (такое решение принимается, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона «О защите конкуренции», или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции).