Самарское УФАС выявило нарушение в акте Думы г.о. Самары, устанавливающем различные коэффициенты при определении размера арендной платы за использование земельных участков.

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил правомерность позиции УФАС относительно Решения Думы г.о.Самара об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за их использование. Аналогичное решение ранее вынес Арбитражный суд Самарской области.

 

Поводом для разбирательств послужило поступившее в УФАС заявление Самарского регионального профсоюза предпринимателей на Решение Думы г.о. Самара от 25 июля 2017 № 218 «Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории г.о. Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов» (Решение).

 

Самарское УФАС России  установило, что в приложении Решения были утверждены коэффициенты, влияющие на размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории г.о. Самара.

 

При этом числовые значения коэффициентов вида использования земельного участка различались в зависимости от вида используемого объекта торговли, а также в зависимости от места расположения земельного участка (район города).

 

Применение при расчете размера арендной платы указанных коэффициентов ставит в неравные условия лиц, осуществляющих экономическую деятельность на одном товарном рынке, с использованием земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

20 сентября 2018 года Самарское УФАС России выдало предупреждение Думе г.о. Самара о необходимости внесения изменений в Приложение к Решению.

 

Однако предупреждение Думой г.о. Самара в установленный срок исполнено не было, в связи с чем антимонопольным органом было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В результате рассмотрения дела Комиссия Самарского УФАС признала нарушение Думой г.о. Самара пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в принятии Решения в части установления различных числовых значений коэффициентов вида использования земельных участков, расположенных на территории г.о. Самара, в зависимости от вида используемого объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания (капитальное или временное), от вида торгового помещения, в котором осуществляется предпринимательская деятельность (магазины, торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), рынки), а также в зависимости от места расположения земельного участка (район города) в отсутствие надлежащего экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка), который создает дискриминационные условия и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Комиссия Самарского УФАС России выдала Думе г.о.Самара предписание об отмене или изменении указанного Решения.

 

Решение и предписание Самарского УФАС России было безуспешно оспорено 30 сентября 2020г. в  Арбитражном суде Самарской области. 14 декабря 2020 г.  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение Арбитражного суда без изменения.