Самарский областной суд оставил решение районного суда без изменений. Постановление городской администрации по эвакуации невостребованных умерших признано недействующим
Самарский областной суд г.Самары оставил решение Ленинского районного суда без изменения, подтвердив тем самым правомерность позиции УФАС в отношении постановления городской администрации по эвакуации невостребованных умерших.
Напомним, ранее Самарское УФАС России обратилось с административным иском в Ленинский районный суд г.Самары, в котором просило признать не соответствующим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления в законную силу решения суда Постановление Администрации г.о.Самара от 14.08.2012 N 1073 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета г.о. Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), ИП, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории г.о.Самара, в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по эвакуации невостребованных умерших" (далее – Порядок).
По мнению Самарского УФАС России, указанный нормативный акт противоречит требованиям законодательства о защите конкуренции.
Рассматриваемый Порядок устанавливает механизм предоставления за счет средств бюджета г.о.Самара на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий юридическим лицам, ИП, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории г.о.Самара, в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по эвакуации невостребованных умерших.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения. Удовлетворение потребностей муниципальных нужд должно осуществляться посредством процедур, установленных N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Такие услуги могут быть оказаны любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурсной основе. Выполнение услуг по эвакуации невостребованных и безродных умерших должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур.
Закрепление в нормативном правовом акте органа местного самоуправления возможности предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по эвакуации умерших является средством оплаты работ для муниципальных нужд, то есть носит возмездный характер, и не может быть квалифицировано в качестве «субсидии».
Удовлетворение муниципальных нужд посредством выделения бюджетных средств без осуществления процедур, установленных Законом о контрактной системе, создает преимущество конкретному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении (недопущении) конкуренции.
Кроме того, прокурор г.о. Самары обратился с административным заявлением с аналогичными требованиями, поскольку указанный нормативный правовой акт противоречит требованиям бюджетного законодательства и содержит коррупциогенные факторы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, УФАС и Прокуратура просили признать не соответствующим закону и недействующим вышеуказанное Постановление Администрации г.о.Самара.
По результатам рассмотрения дела № 2А-2259/2020 11 сентября Ленинский районный суд решил административные исковые заявления удовлетворить и признал недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Администрации г.о.Самара.
8 декабря Самарский областной суд, в свою очередь, оставил решение Ленинского районного суда без изменения.