Министерству строительства Самарской области выдано предупреждение
Министерству строительства Самарской области выдано предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Самарским УФАС России в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ГКУ «УКС» было выявлено, что Министерство строительства направляло в ГКУ «УКС» письма, которые подтверждали обоснованность действий учреждения как хозяйствующего субъекта на рынке строительного контроля, которые могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ранее в антимонопольное ведомство поступило обращение ООО «Стройконтроль» на действия ГКУ «УКС». Заявитель в своем обращений указывал, что ГКУ «УКС» принимает участие в торгах, осуществляемых в рамках 44-ФЗ, предметом которых является осуществление строительного контроля. Принимая участие в закупках ГКУ «УКС» предлагает цену ниже себестоимости их выполнения, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям 135-ФЗ.
Было установлено, что ГКУ «УКС» в течение 2018 года подавало заявки на участие в шести закупках на осуществление строительного контроля объектов капитального строительства, заказчиками которых являлись органы местного самоуправления или муниципальные бюджетные учреждения. Так, например, в мае 2018 МБУ «Управление градостроительства и ЖКХ Волжского района» проводило аукцион с начальной (максимальной) ценой контракта - 4,9 млн. рублей. Победителем было признано ГКУ «УКС» с ценой контракта 166 тысяч рублей.
Заявки, поданные ГКУ «УКС» для участия в торгах, содержали предложения о цене контракта от 80 до 96% ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Однако ГКУ «УКС» вправе осуществлять строительный контроль только на тех объектах капитального строительства, на которых оно выполняет функции заказчика-застройщика (данное обстоятельство обусловлено Уставом учреждения).
Несмотря на данное обстоятельство ГКУ «УКС» принимало участие в закупочных процедурах на выполнение строительного контроля.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
По результатам рассмотрения обращения ООО «Стройконтроль» ГКУ «УКС» было выдано предупреждение на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения участия в закупочных процедурах.
Однако ГКУ «УКС» не исполнило предупреждение, выданное антимонопольным ведомством. В октябре 2018 года отношении учреждения возбуждено дело по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В рамках рассмотрения материалов дела, возбужденного в отношении ГКУ «УКС», выявлено, что последнее обращалось с запросами в адрес Министерства строительства. Согласно ответам Министерства «ГКУ «УКС» имеет право осуществлять строительный контроль в процессе строительства и реконструкции объектов капитального строительства в качестве деятельности приносящей доход, что предусмотрено Уставом учреждения».
По мнению антимонопольного ведомства, ГКУ «УКС» необоснованно совмещает функции органа исполнительной власти Самарской области и функции хозяйствующего субъекта. При этом данное совмещение не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ или Постановлениями Правительства РФ.
С учетом вышеизложенного, действия Министерства строительства Самарской области по направлению в ГКУ «УКС» писем, подтверждающих обоснованность действий учреждения как хозсубъекта на рынке строительного контроля содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Министерству строительства выдано предупреждение о недопустимости совершаемых действий.
Для справки: Рассмотрение дела в отношении ГКУ «УКС» продолжается, в адрес УКСа направлено заключение об обстоятельствах дела.