Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования

 

Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования

 

Основанием для изучения состояния конкуренции на рынке услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования (далее – техническое обслуживание ВДГО)  явилось поступление в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) заявления гражданина.

Анализ рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Анализ проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг технического обслуживания ВДГО. В задачи исследования входит:

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке;

- определение объемов товарного рынка и долей действующих на них хозяйствующих субъектов;

- определение уровня концентрации на товарном рынке;

- выявление барьеров входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, оценки преодолимости существующих барьеров входа на товарный рынок;

- составление общей оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

При анализе и оценке состояния конкуренции на данном товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, представленные организациями, осуществляющими услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

 

Временной интервал исследования

 

В связи с тем, что для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на этом рынке по состоянию на 2010г. – первое полугодие 2011 года.

Продуктовые границы товарного рынка

 

Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, предварительное определение товара проводится на основе:

  • условий договора, заключенного в отношении товара;

  • нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

  • общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

  • товарных словарей или справочников товароведов.

Согласно условиям договора на техническое обслуживание ВДГО № 550127 от 01.08.2010г., заключенного с ООО «Средневолжская газовая компания», специализированная организация обязуется в течение срока действия настоящего договора производить техническое, аварийное обслуживание, ведение эксплуатационно-технической документации ВДГО, ремонтно-заявочное обслуживание внутриквартирного газового оборудования Заказчика.

Согласно п.3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549, внутридомовое газовое оборудование – это газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 №329-ст, предусмотрен Раздел E «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», предусмотрен класс «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды» (код 40), который включает:

40.2 Газы горючие искусственные и услуги по распределению газообразного топлива по трубопроводам;

40.22 Услуги по распределению газообразного топлива и торговле газообразным топливом, подаваемым по трубопроводам;

40.22.11 Услуги по распределению газообразного топлива по трубопроводам (распределительным сетям газоснабжения).

Эта группировка включает:

- услуги по распределению газового топлива всех видов по системам распределительных трубопроводов.

Эта группировка также включает:

- услуги по техническому обслуживанию приборов учета расхода газа.

Техническое  обслуживание  внутридомового газового оборудования включает в себя комплекс  операций и профилактических работ по поддержанию работоспособности или исправности ВДГО, с целью их безопасной эксплуатации, в объеме  работ, установленных Стандартами отрасли "Техническая эксплуатация газораспределительных систем"  (ОСТ 153-39.3-051-2003).

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 и Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. № 549, поставка газа возможна только при наличии у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении со специализированной организацией.

В соответствии с п.10.3.3 стандарта  отрасли "Техническая эксплуатация газораспределительных систем"  (ОСТ 153-39.3-051-2003),согласованного Госгортехнадзором  России, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.06.2003г. №259, техническое обслуживание и ремонт газопроводов и газоиспользующего оборудовании жилых зданий производится только эксплуатационной организацией.

Согласно разделу 3 стандарта  отрасли "Техническая эксплуатация газораспределительных систем"  (ОСТ 153-39.3-051-2003), эксплуатационная организация – это специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов СУГ, резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий (ГРО, организация – собственник, арендатор объекта газораспределительной системы).

Выполнение работ по договору технического обслуживания ВДГО осуществляется специализированной организацией.

Согласно п.3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549, специализированной организацией является газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

На основании изложенного, налицо критерий технологического производственного единства объектов, связанных общим назначением: транспортировкой, поставкой газа и обеспечением безопасности услуги газоснабжения потребителям на соответствующей территории.

В пункте 23 Порядка содержания и ремонта ВДГО в Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 закреплено, что аварийное обслуживание ВГДО осуществляется аварийно-диспетчерской службой специализированной организации либо организацией, с которой специализированной организацией заключен договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы, на основании заявок физических и юридических лиц.

В соответствии с пунктами 8, 9, 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 , наличие договора о техническом обслуживании ВГДО и аварийно-диспетчерском обеспечении ВГДО, является обязательным условием для заключения договора газоснабжения.

Исходя из содержания указанных нормативных актов техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение ВДГО осуществляется специализированной организацией комплексно.

В п. 18 Порядка содержания и ремонта ВДГО указывается, что ремонтные работы могут выполняться на основании ремонтной заявки с целью оперативного устранения выявленных неисправностей. Это значит, что у потребителя существует возможность заключения договора на техническое обслуживание ВДГО без включения в данный договор дополнительных услуг, в частности на ремонтно-заявочное обслуживание.

Однако наличие такой возможности у потребителей по аварийному обслуживанию не бесспорно по следующим основаниям.

П/п «к» п.21 Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан буквально предписывает потребителю заключить единый договор о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении. Обязательность аварийного обслуживания в составе работ по техническому обслуживанию ВДГО следует и из положений п/п «г» п.4 Порядка содержания и ремонта ВДГО.

Согласно п.4.1 Порядка содержания и ремонта ВДГО в Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 техническое обслуживание ВДГО включает в себя выполнение:

а) технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;

б) технического обслуживания и ремонта групповых и индивидуальных баллонных установок;

в) технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования;

г) аварийного обслуживания потребителей газа и проведения аварийно-восстановительных работ.

В связи с вышеизложенным возможность потребителя разделить услугу по договору технического обслуживания ВДГО на отдельные услуги не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

- применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

- качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления) и т.д.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», продуктовые границы рынка определяются в соответствии с функциональным назначением товара.

Функциональное назначение технического обслуживания ВДГО определяется стандартом  отрасли "Техническая эксплуатация газораспределительных систем"  (ОСТ 153-39.3-051-2003), утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.06.2003г. №259, в соответствии с которым при техническом обслуживании  ВДГО жилых и общественных зданий выполняются следующие виды работ:

-проверка (визуальная) соответствия установки газоиспользующего оборудования и прокладки газопроводов в помещении нормативным требованиям;

-проверка (визуальная) наличия свободного доступа к газопроводам и газоиспользующему оборудованию;

-проверка  состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки газопроводов через наружные и внутренние конструкции зданий;

-проверка герметичности соединений и арматуры приборным методом или мыльной эмульсией;

-проверка  целостности и укомплектованности газоиспользующего оборудования;

-проверка работоспособности и смазка  кранов  (задвижек), установленных на газопроводах, при необходимости, перенабивка сальниковых уплотнений;

-проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб газоиспользующего оборудования с дымовым каналом, наличие притока воздуха для горения;

-разборка и смазка всех кранов бытового газоиспользующего оборудования;

-проверка работоспособности автоматики безопасности бытового газоиспользующего оборудования, ее наладка и регулировка;

-очистка горелок от загрязнений, регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы оборудования;

-проверка герметичности (опрессовка) бытового газоиспользующего оборудования;

-выявление необходимости замены или ремонта  (восстановление) отдельных узлов и деталей газоиспользующего оборудования;

-проверка наличия специальных табличек у газовых горелок, приборов и аппаратов с отводом сгорания в дымоход, предупреждающих об обязательной проверке наличия тяги до и после розжига оборудования;

-инструктаж потребителей по правилам безопасного пользования газом в быту.

Возможность заменить услугу по техническому обслуживанию ВДГО на какую-либо другую услугу у потребителя отсутствует, так как необходимость осуществления технического обслуживания ВДГО потребителями закреплена нормативно в п/п «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ 21.07.2008 г. № 549.

Исходя из вышеизложенного, продуктовые границы анализируемого рынка можно определить как услуги по техническому обслуживанию ВДГО, включая работы по аварийно-диспетчерскому обеспечению ВДГО.

 

Географические границы товарного рынка

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

Согласно пунктам 4.2, 4.3. Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Предварительное определение географических границ товарного рынка показывает, что организации, осуществляющие услуги по техническому обслуживанию ВДГО, предоставляют данные услуги в границах муниципальных районов и городских округов.

Территорией, на которой выявлено нарушение антимонопольного законодательства, является муниципальный район Большеглушицкий Самарской области.

В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, определение географических границ товарного рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

В соответствии с пунктом 11.2 Постановления Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 №9 «Об утверждении правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», зона обслуживания аварийно-диспетчерских станций определяется с учетом обеспечения прибытия аварийной бригады к месту аварии за 40 минут. Опрос организаций, осуществляющих услуги по техническому обслуживанию ВДГО, показал, что 3 организации из 4 опрошенных предоставляют свои услуги на территориях муниципальных образований.

На основе анализа данных, полученных от организаций, а так же, согласно методическим рекомендациям, можно выделить тридцать два локальных рынка:

  1. Алексеевский район

  1. Безенчукский район

  1. Большеглушицкий район

  1. Большечерниговский район

  1. Волжский район

  1. г.о. Жигулёвск

  1. г.о. Новокуйбышевск

  1. г.о. Октябрьск

  1. г.о. Отрадный

  1. г.о. Самара

  1. г.о. Сызрань

  1. г.о. Тольятти

  1. г.о. Чапаевск

  1. Исаклинский район

  1. Кинельский район

  1. Кинель-Черкасский район

  1. Клявлинский район

  1. Кошкинский район

  1. Красноармейский район

  1. Красноглинский район

  1. Красноярский район

  1. Нефтегорский район

  1. Пестравский район

  1. Похвистневский район

  1. Приволжский район

  1. Сергиевский район

  1. Ставропольский район

  1. Сызранский район

  1. Хворостянский район

  1. Челно-Вершинский район

  1. Шенталинский район

  1. Шигонский район

 

Таким образом, географические границы товарных рынков определены как границы локальных рынков.

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок.

В связи с невозможностью такого входа на рынок (обладанию статусом специализированной организации сопутствует необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при их длительных сроках окупаемости), состав хозяйствующих субъектов ограничен перечнем субъектов, действующих на рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, включаются организации, оказывающие услуги по техническому обслуживанию ВДГО.

Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по техническому обслуживанию ВДГО на рассматриваемых локальных рынках в 2010 – 1 полугодии 2011 годах представлен в Таблице 1:

 

Объем рынка и доли хозяйствующих субъектов

 

Согласно пункту 6.1 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж;

- объем поставок (отгрузок);

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Расчет объема рынка услуг по техническому обслуживанию ВДГО за 2010 -1 полугодие 2011 гг. осуществлен на основании объема продаж услуг по техническому обслуживанию ВДГО, включая аварийно-диспетчерское обеспечение, в стоимостном выражении.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на данном рынке в стоимостном выражении представлены в Приложении 1.

 

Уровень концентрации товарного рынка

 

В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220,если количество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке менее 15, то для оценки состояния конкурентной среды используется коэффициент рыночной концентрации для трех крупнейших хозяйствующих субъектов (СR3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Показатели уровня рыночной концентрации представлены в Таблице 2.

На всех локальных рынках 70% <= CR3 <= 100%, 2000 <= HНI <= 10000. Согласно Порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, такие рынки признаются высококонцентрированными.

 

 

Барьеры входа на товарный рынок

 

Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

- преимущество хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями услуг по техническому обслуживанию ВДГО.

Административные ограничения:

- требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;

- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

- стандарты и предъявляемые к качеству требования.

Кроме того, производителями услуг по техническому обслуживанию ВДГО были отмечены следующие барьеры:

- наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов таких, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:

  • создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;

  • требует необходимости участия потенциальных участников рынка вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок;

- необходимо обладать статусом специализированной организации для предоставления услуг по техническому обслуживанию ВДГО.

 

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Анализ рынков услуг технического обслуживания ВДГО показал, что территория Самарской области разделена на 32 локальных рынка услуг технического обслуживания ВДГО, каждый из которых является рынком с неразвитой конкуренцией и высоким уровнем экономической концентрации.

На 25 локальных рынках доминирует ООО «Средневолжская газовая компания». На 3 локальных рынках доминирующим хозяйствующим субъектом является ОАО «Сызраньгаз». Территорией доминирования ООО «Экотерм-проект С» и ООО «Волжская Газовая» являются по два локальных рынка.