Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 2015 - 2016 г. на территории Самарской области

Общие положения

 

Основанием для анализа состояния конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения является приказ ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 - 2018 годы» (далее – План работы ФАС России). Целью проведения данного анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Анализ проведен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок), а также методическими указаниями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения ФАС России (далее - методические указания).

В ходе исследования была использована информация представленная:

- Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области о хозяйствующих субъектах, действующих на исследуемом рынке;

- хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 2015 - 2016 годах.

 

Временной интервал исследования

 

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер. В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы, временным интервалом анализа конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения является период с 01.01.2015 по 31.12.2016 года.

 

Продуктовые границы товарного рынка

 

  В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

  Искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

  Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

  Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.

  Пользователями автомобильных дорог являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

  Под платной автомобильной дорогой понимается автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с Законом об автомобильных дорогах.

  Под автомобильной дорогой, содержащей платный участок понимается автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (далее также - платный участок автомобильной дороги).

  Согласно статье 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляется в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 года № 767 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

а) автомагистраль;

б) скоростная автомобильная дорога;

в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Закона об автомобильных дорогах.

Для автомобильной дороги класса "автомагистраль" устанавливается IА категория.

Для автомобильной дороги класса "скоростная автомобильная дорога" устанавливается IБ категория.

Для автомобильной дороги класса "обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)" могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.

Согласно статье 15 Закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона об автомобильных дорогах проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям статьи 33 Закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги; капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Исходя из этого из всех работ, связанных со сферой дорожной деятельности, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения являются сопоставимыми по введенным критериям, взаимозаменяемыми и могут быть отнесены к одному рынку.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог относится к классу 42 «Строительство инженерных сооружений» подклассу 42.1 «Строительство автомобильных и железных дорог», группам 42.11 «Строительство автомобильных дорог и автомагистралей».

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого рынка являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

 

Географические границы товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

На основании вышеизложенного, а также в соответствии с методическими указаниями географические границы рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения определены административными границами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, географическими границами рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения является территория Самарской области.

 

Состав хозяйствующих субъектов

 

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (далее - потенциальные продавцы).

В соответствии с пунктом 5.2. Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

 

Покупателем работ на рассматриваемом рынке является уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области (Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области), осуществляющий функцию заказчика работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области.

Продавцами на исследуемом рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включаются генеральные подрядчики, осуществляющие работы в указанной сфере.

Состав хозяйствующих субъектов на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения представлен в Приложении № 2.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа, расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж;

- объем поставок (отгрузок);

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Расчет объемов рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется на основании суммарной стоимости выполненных работ по заключенным договорам (контрактам, соглашениям) (руб.).

Доля хозяйствующего субъекта (генерального подрядчика (подрядчика)), действующего на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения определяется по итогам каждого года (2015 г., 2016 г.) и рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема выполненных работ данного хозяйствующего субъекта к общему объему рассматриваемого рынка за указанные периоды в стоимостном выражении.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Показатели, используемые при расчете доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.

Объемы финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на территории Самарской области, а так же перечень лиц осуществляющих функции заказчиков работ на исследуемом рынке представлены в Приложении № 1.

Объемы и доли хозяйствующих субъектов на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на территории Самарской области в 2015 - 2016 гг. приведены в Приложении № 4.

В Приложении № 5 отображены сведения о стоимости работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, выполненных подрядчиком самостоятельно, а также стоимость аналогичных работ, переданных на субподряд.

 

Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации использовался коэффициент рыночной концентрации CR3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

 

 

2015 год

2016 год

CR3

92,96%

94,24%

HHI

3324

4559

 

 

Барьеры входа на товарный рынок

 

Хозяйствующими субъектами, действующими на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, отмечаются следующие барьеры входа на товарный рынок:

 

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- большие затраты на перевооружение производственных фондов для более эффективной работы, а также на текущий ремонт машин и механизмов и капитальный ремонт всего оборудования;

- ограниченная доступность финансовых ресурсов для создания строительной организации или реорганизации по сравнению с крупными хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- при осуществлении строительных работ существует возможность больших затрат на подготовку земельного участка для дальнейшего строительства и приобретение сырья (в основном нерудных строительных материалов), составляющих частей железобетонных конструкций;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- содержание основных производственных фондов в условиях постоянного роста коммунальных платежей;

- издержки получения доступа к необходимым информационным ресурсам и правам интеллектуальной собственности;

- транспортные ограничения, выразившиеся в повышении цен на моторное топливо;

 

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- стандарты и предъявляемые к качеству и безопасности выполняемых строительных работ;

- получение разрешений и контроль за производством работ со стороны ГИБДД;

- прохождение процедуры оформления разрешения на строительство автомобильной дороги требует сбора большего количества документов;

- несоблюдение сроков рассмотрения заявлений на получение разрешительных документов, а также необоснованностью отказов;

- на этапе сдачи объекта в эксплуатацию существует необходимость прохождения экспертизы на соответствие нормам федерального закона «Об автомобильных дорогах».

 

Оценка состояния конкурентной среды

 

На основании данных о составе хозяйствующих субъектов, а также руководствуясь пунктами 7.1 и 7.2 Порядка проведения анализа, по результатам проведенного анализа установлено, что рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 2015 - 2016 годах относится к рынкам с высоким уровнем концентрации (70%<=CR-3<=100%, 2000<=HHI<=10000).

С учетом указанных показателей уровней концентрации исследуемого рынка, можно сделать вывод о том, что рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 2015 - 2016 годах относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

 

Выводы и предложения

 

Строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения требует применения сложных технических решений и специализированной техники. Значительные объемы первоначальных капитальных затрат при длительных сроках окупаемости этих вложений создают высокие барьеры для возможности организации предпринимательской деятельности в отрасли для нового хозяйствующего субъекта. Строительные предприятия постепенно адаптируются к условиям хозяйствования, однако, данный процесс протекает очень медленно. Организации не обладают резервами долговременной устойчивости на рынке. В связи с чем, основным решением данной проблемы может послужить формирование потока постоянных инвестиций, который из года в год необходимо стабилизировать и корректировать.

Обозначенный процесс позволит привлечь в хозяйственный оборот исследуемого регионального рынка новых хозяйствующих субъектов из других регионов за счет создания дополнительных транспортных связей, повысить конкурентоспособность и эффективность данной отрасли путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные рынки, поспособствует росту предпринимательской и деловой активности на исследуемом рынке. Данный процесс поспособствует созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения хозяйствующих субъектов в нашем регионе.