Итервью журналу Самара: Петр Торкановский: «Приходится оперативно снижать напряжение на рынках»

 

Петр Торкановский: «Приходится оперативно снижать напряжение на рынках»
 
Ольга Дымникова
 
По современным законам рынка, все участники торговых процессов должны иметь равные условия. Существенная роль в государственном регулировании торговой деятельности принадлежит регулированию антимонопольному. Насколько легко получается контролировать рынки, в интервью нашему журналу рассказал руководитель Самарского управления федеральной антимонопольной службы РФ Петр Торкановский.
 
 
- Петр Евгеньевич, одна из целей деятельности ФАС — проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе в сфере торговли, а также содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора в России. Была ли каким-либо образом скорректирована работа с учетом экономического кризиса?
- Поддержка предпринимательства как таковая не закреплена за антимонопольным органом и не входит в круг его полномочий. Самарское УФАС России занимается пресечением нарушений в сфере антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, в сфере размещения заказов на поставки товаров для федеральных государственных нужд, а также устранением административных барьеров органов государственной власти, что по сути своей является защитой и поддержкой предпринимательства.
Во время кризиса обычно у всех, и у нас в том числе, возрастает интенсивность работы. С одной стороны, появляется много срочных заданий, а с другой – в кризисное время приходит значительно больше обращений от граждан и хозяйствующих субъектов. Показателем такой интенсивности, в том числе, является документооборот. По данным 2008 года объем как входящей, так и исходящей корреспонденции составил  порядка 8 тысяч документов; в 2009 году Управление отправило 12 тысяч документов, поступило к нам 12,5 тысяч, и только за 9 месяцев текущего года мы направили 9 тысяч писем, а получили 10. В связи с такой нагрузкой средний срок рассмотрения обращений граждан увеличился, возросло  количество дел, рассматриваемых в течение одного рабочего дня и участие в судебных заседаниях.
Кроме того, в условиях экономического кризиса был ужесточен контроль над органами власти, чьи действия могут привести к ограничению конкуренции. Усилились меры по противодействию и выявлению согласованных действий; все так же активно используется процедура №94-ФЗ для обеспечения справедливой конкуренции и противодействия коррупции.
Значительно возросло количество заданий, по которым мы отчитываемся. Возникают проблемы, связанные с рынком продовольственных товаров, и приходится оперативно снимать напряжение на рынках, не давая проблемам разрастаться.
 
- Вы имеете в виду проблемы, связанные с засухой и ростом цен на продтовары?
- Засуха – не единственная причина роста цен. Вопрос в том, насколько он обоснован. Кто-то объясняет этот феномен экономическими законами, кто-то себестоимостью и затратами производителей. Так, по законам рыночной экономики цена является результатом взаимодействия спроса и предложения, но попытка все свести к предложению, посчитанному по собственным, не всегда экономически обоснованным правилам, достаточно спорна.
Еще одна проблема, с которой мы сейчас сталкивается, связана с провозглашенной руководством страны открытостью. Это абсолютно грамотное и правильное решение, но, к сожалению, оно не полностью поддерживается ресурсами. Сегодня практически у всех есть доступ в Интернет – и у различных государственных инстанций, будь то прокуратура или антимонопольная служба, и у обычных граждан. Человеку вечером после работы ничего не стоит зайти на сайт и написать обращение – а мы должны обработать каждое из них. Мы сейчас работаем практически за пределами нормальных возможностей. Раньше мы пытались делать аналитику, понять, в чем причина того или иного вопроса – к сожалению, сейчас эта часть работы не является основной и обязательной. При увеличении нагрузки мы вынуждены лишь прямо исполнять те регламенты, которые прописаны государством. Это снимает какую-то часть творческого потенциала нашей работы.
 
- В мае утверждена региональная «Программа развития конкуренции в Самарской области на 2010-2012 гг.», которая затронет практически все сферы экономики региона. Как вы оцениваете ее потенциальный эффект?
- Развитие конкуренции является одной из приоритетных задач, поскольку именно благоприятная конкурентная среда сможет обеспечить устойчивый и долгосрочный экономический рост и повышение конкурентоспособности нашего региона. Еще во времена перестройки начался разговор о свободных рыночных отношениях, однако «Программа развития конкуренции на 2010-2012 гг.» является первой в нашей области, где системно идет речь о конкуренции.
Программа рождалась достаточно тяжело. Есть несколько мнений относительно того, должна ли быть программа по развитию конкуренции отдельной или являться непременным атрибутом других программ. К сожалению, эта разница мнений нашла отражение в самой программе: она говорит о неких мерах, которые должны быть реализованы, и одновременно опирается на другие программы, располагающие финансовыми ресурсами.
Эффект от реализации «Программы развития конкуренции в Самарской области на 2010-2012 гг.» зависит от качественного исполнения программных мероприятий. Должно что-то поменяться в подходах властей субъектов к развитию рынков, чтобы рост эффективности   достигался не только за счет административного ресурса, но и за счет развития конкурентной среды. Для этого необходимо четкое выполнение поставленных задач ответственными исполнителями.
Периодически можно слышать разговоры о том, что России не обязательно иметь завод по производству автомобилей или авиационных двигателей, да и вообще много без чего можно обойтись. Но мы не можем превратиться в сырьевую страну, которая не имеет развитой промышленности и инфраструктуры. А чтобы продукт производился и был востребован, он в первую очередь должен быть конкурентоспособным. Программа развития конкуренции как документ имеет краткосрочный характер и должна совершенствоваться в зависимости от ситуации на конкретном товарном рынке и по мере выявления новых административных барьеров, а также дополняться, затрагивая все больше секторов экономики Самарской области.
В идеале, при выполнении всех поставленных задач, Программа будет способствовать не только повышению конкурентоспособности экономики региона, но и модернизации предприятий и созданию условий для обеспечения населения области   товарами и услугами.
 
- Какое участие принимает Самарское УФАС в реализации Программы?
- Самое активное. Сотрудники антимонопольной службы входят в рабочую группу.
 
- Каковы основные мероприятия и направления деятельности самарского отделения ФАС на текущий год?
Наши мероприятия посвящены главным образом защите конкуренции. К сожалению, нам приходится выполнять еще и некоторые другие функции, но так было с самого начала существования антимонопольного органа в России – таким образом построена административная система. Например, мы контролируем в настоящее время установку приборов учета и действия, связанные с подключением к энергосистемам.

 

 

-

 

 

 
К слову, судя по количеству поступающих заявлений, на сегодняшний день остается актуальной проблема подключения к электрическим сетям, а также ограничения режима потребления электроэнергии. Так, на ЗАО «Кинельэнерго» был наложен штраф в размере 983 тысячи рублей по факту злоупотребления доминирующим положением; ЗАО «Средневолжская сетевая компания» необоснованно уклонилось от заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
 
Даже в рамках антимонопольного законодательства мы имеем два комплекса работ: с одной стороны, мы занимаемся пресечением монополистической деятельности и защищаем конкуренцию среди хозяйствующих субъектов, с другой – достаточно большая часть антимонопольных дел посвящена антиконкурентным действиям непосредственно органов власти. Это и акты, которые ограничивают конкуренцию, и выдача незаконных преференций, и нарушение различного рода процедур, и наделение полномочиями органа власти хозяйствующих субъектов. Так, например, администрация г.о. Сызрань наделила хозяйствующий субъект функциями органа местного самоуправления при организации пассажирских перевозок по регулярным городским маршрутам; мэрия г.о. Тольятти создавала необоснованные препятствия осуществлению деятельности  предпринимателей на рынке   перевозок.
В части контроля антимонопольного законодательства на финансовых рынках Самарское УФАС  рассматривает дела, связанные с незаконными (в соответствии со ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции») заключением и пролонгацией органами власти и естественными монополиями договоров оказания финансовых услуг без проведения торгов (мэрия г.о. Тольятти, ОАО «ВолгаТелеком»), а также с ограничивающими конкуренцию соглашениями между банками и страховыми компаниями (ООО «Русфинанс Банк» и ООО «Сожекап Страхование Жизни»; ЗАО «Страховая группа «УралСиб» и ОАО «Национальный Торговый Банк»).
В плане защиты конкуренции идет последовательное изменение нормативной базы. В 2009 году был принят второй антимонопольный пакет законов, сейчас готовится третий – это очередные шаги по совершенствованию всей системы, причем мы стараемся уйти от инерции социалистической системы  и подойти к рыночной экономике. Этот процесс перехода, думаю, завершен только в плане политического понимания его необходимости.
 
- Каким образом строится работа с торговлей?
- С точки зрения антимонопольных подходов, эта сфера ничем не отличается от строительства или сельского хозяйства. Отличаются технологии, процедуры, подходы и построения схем снижения затрат. Как и в любой отрасли, в торговле мы тоже должны находить решения, как и где целесообразно эффективно усиливать конкуренцию, чтобы добиться снижения затрат или повышения качества продукции или услуг, в зависимости от того, что требуется потребителю.
 
- Какие вопросы, входящие в сферу полномочий Самарского УФАС, остаются не решенными?
- Что касается контроля рекламного законодательства, к нашему большому сожалению, многие хозяйствующие субъекты в борьбе за потребителя не гнушаются использованием непристойных и оскорбительных образов в рекламе.
     Актуальной остается проблема смс-рассылки рекламных сообщений без согласия абонента.
    За последнее время мы выявили целый пласт нарушений со стороны строительных компаний. Зачастую в их рекламе, связанной с привлечением денежных средств для строительства многоквартирных домов, отсутствовали сведения о месте и способе получения проектной декларации, что является нарушением части 7 ст. 28 Закона о рекламе. Были и случаи, когда содержащаяся в рекламе информация о наличии инфраструктуры на строящемся объекте не находила своего документального подтверждения. Например, недавно мы столкнулись с совершенно неожиданным нарушением законодательства по рекламе строительства, когда вместо договора долевого участия заключался договор предварительной купли-продажи – сама по себе непонятная форма договора… К счастью, после проведения серии проверок выяснилось, что это единичный случай.
 К нашему сожалению, не уменьшилось количество выявляемых нарушений при проведении установленных 94-ФЗ процедур: это и необоснованный отказ в допуске к участию в торгах/запросе котировок, и уклонение от заключения контракта, что влечет за собой включение в реестр недобросовестных поставщиков, и нарушения при оформлении документации.
 
- Вы даете какие-то консультации заинтересованным лицам и компаниям?
- Консультаций мы не даем, но разъяснительная работа, безусловно, нужна: в законы периодически вносятся различные поправки, и чаще всего страдают не те, кто закон осознанно нарушает, а те, кто не успел перестроиться. В прошлом году, например, мы активно проводили разъяснительную работу относительно того, что необходимо раскрытие информации сетевыми организациями по электроэнергетике: компания должна сообщить, как идет работа, каковы потери, где имеются проблемы, какие были аварийные ситуации и так далее, с тем чтобы этой информацией можно было воспользоваться для ориентировки. Соответственно, в прошлом году мы рассказывали и разъясняли, а в этом начинаем применять более жесткий подход и штрафуем.
www.samara.fas.gov.ru.Кроме того  нас есть официальный сайт, на котором размещаются   принимаемые нами решения, обзоры и иные полезные материалы -
 
- В соответствии с новым Законом о торговле антимонопольному органу делегируются дополнительные функции. Чего можно предпринимателям ожидать в этой связи?
- Когда этот закон разрабатывался, мы стремились прописать в нем антимонопольные требования, связанные с возможностью усиления конкуренции на этом рынке. В чем мы видим проблему сужения конкуренции? Торговые сети активно увеличивают свои доли на рынках, ограничивая возможности выхода туда местным товаропроизводителям и становясь своеобразными регуляторами рынка.
Если мы хотим поддерживать местный бизнес и своих товаропроизводителей, то необходимо контролировать доли присутствия сетей на рынках, чтобы они четко соответствовали регламенту. Наиболее характерный пример – приобретение «Копейки» «Пятерочкой», в частности, в Чапаевске при условии, что «Копейка» продаст ряд магазинов.
Также в законе определены требования к договорам – что там может содержаться и чего не должно быть, чтобы сети не использовали свое доминирующее положение на рынке. Были проведены мероприятия, связанные с выдачей предложений по изменению этих договоров. Но это пока первый этап работы. На следующем этапе нужно привлекать к административной ответственности тех, кто не соблюдает требований Закона.
 
- На сайте ФАС есть 2 реестра – реестр недобросовестных поставщиков (РНП) и реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке свыше 35% (РХС). Как они способствуют контролю над рынком и предотвращению его монополизации? Часто ли в эти реестры попадают самарские компании и предприятия?
Целью этих реестров не является предотвращение монополизации рынков. Они выполняют конкретные функции информирования и своеобразной профилактики, предупреждения дальнейших нарушений. Этот механизм очень хорошо работает в отношении крупных, стабильно работающих предприятий, которые давно присутствуют на рынке. РНП по сути позволяет заказчикам «отфильтровать» недобросовестных поставщиков при размещении заказа, а РХС облегчает процедуру установления факта злоупотребления доминирующим положением хозяйствующим субъектом.

 

 

-

 

 

 
 
 
- Какую политику намеревается проводить УФАС в отношении компаний, торгующих продуктами питания? После неурожайного лета уже заметно некоторое повышение цен.
- Мы считаем, что здесь необходимо в первую очередь выявлять нарушения антимонопольного законодательства. Но при этом главное – не только искать сговоры, но и выявлять причины роста цен, например, возникновения ажиотажного спроса: кто вбросил информацию и как именно, почему она оказала такое воздействие, как повлияла на объемы продаж, насколько уменьшились имеющиеся запасы, каких рисков можно ожидать и т.д., чтобы не допускать повторения таких ситуаций.
Так, летом наши сотрудники провели проверки на рынках социально значимых товаров, в рамках которых посетили 50 продовольственных магазинов, чтобы убедиться, что на полках присутствуют продовольственные товары первой необходимости (например, хлеб, молоко, подсолнечное масло), а цены меняются в основном обоснованно. В целом ситуация на продовольственных рынках области стабильная.
 
- А как Вы прокомментируете недавнюю ситуацию с гречкой?
- Мероприятия показали, что гречневая крупа (ядрица) на период проверки была в наличии лишь в 20 магазинах (40%). Согласно информации, представленной торговыми сетями, увеличение розничных цен на этот продукт было вызвано увеличением оптовых (закупочных) цен. По нашим данным, оптовые цены поставщиков по состоянию на сентябрь 2010 г. установлены в диапазоне 49-51 руб. за 1 кг.
При этом в Управление постоянно поступали заявления от физических лиц, а также запросы средств массовой информации о резком повышении цен гречневую крупу в магазинах Самарской области.
28 сентября в отношении оптовых поставщиков гречневой крупы - ООО фирма «Эхо», ООО «ТД-Холдинг», ООО «РЕСУРС», ООО «Владимир и Ко», ООО «Алекон», ООО «Самарская Нива», ООО «АгроМир» было возбуждено дело по признакам осуществления согласованных действий (статья 11 Федерального закона «О защите конкуренции»). На сегодняшний день мы можем говорить только о признаках согласованных действий. Установление факта нарушения антимонопольного законодательства требует глубокого и всестороннего анализа.
 
Плашка №1:
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарныхрынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
 
Плашка №2:
Самарское УФАС России активно содействует лицам, обращающимся за защитой своих прав в отношении недопущения недобросовестной конкуренции, в том числе в части незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридических лиц.
 
Плашка №3:
В федеральной части реестра хозяйствующих субъектов находится порядка 600-700 хозяйствующих субъектов, 7 из них зарегистрированы на территории Самарской области (ОАО «Волгабурмаш», ОАО «АвтоВАЗ», ЗАО «Алкоа СМЗ», ЗАО НПЦ «Инфотранс», Волжское нефтеналивное пароходство «ВОЛГОТАНКЕР», ОАО «Трансаммиак»).