• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Особая роль

ОСОБАЯ РОЛЬ

 
Петр Торкановский: «Сегодня председатель Правительства РФ отводит антимонопольной службе особую роль!»
 
По итогам ежегодного рейтинга, проводимого федеральной антимонопольной службой России среди 82-х своих территориальных подразделений, Самарское управление ФАС РФ переместилось с 23-го на 13-е место. Каковы основные параметры оценки Самарского управления федеральной антимонопольной службы в интервью «Первому» рассказывает руководитель Самарского УФАС России, государственный советник РФ 3 класса Петр ТОРКАНОВСКИЙ.
 
- Думаю, главная причина того, что работа нашего управления по итогам прошедшего года была оценена так высоко, заключается в том, что мы всегда стараемся учитывать обстоятельства деятельности всех участников экономического процесса и не принимаем скороспелых решений. На итоги рейтинга весьма существенно повлияла наша активность, направленная на пресечение нарушений закона о госзаказах, и, как следствие, довольно большое количество обжалований областными структурами наших предписаний. Кстати, жалоб на эти структуры поступает очень много, в основном они связаны с не допуском целого ряда хозяйствующих субъектов к участию в конкурсах на получение разного рода государственных заказов. Причина таких отказов, как правило, стандартна – недобросовестность потенциальных исполнителей. Но в действительности, за этим кроется намерение продолжать работу лишь с теми компаниями, с которыми уже сложились определенные дружественные отношения, а также, зачастую, неспособность заказчика сформулировать четкие технические характеристики тех продуктов и услуг, которые ему необходимы.
- Какие задачи стоят перед вашей службой сегодня, в этот непростой период кризиса в России?
- По большому счету, задачи, которые призвана решать антимонопольная служба, не изменились. Просто сегодня их значение существенно возрастает. Об этом говорит и Председатель Правительства РФ, который отводит антимонопольной службе особую роль в современных, весьма непростых условиях. Во-первых, необходимо более тщательно подходить к распределению бюджетных средств, и, следовательно, требуется особый контроль за этой деятельностью. Сейчас в 94-й закон о госзаказах вводится целый ряд поправок для того, чтобы обеспечить более эффективную работу. Мы надеемся, что эти меры позволят существенно экономить бюджетные средства, и в определенной степени снизить коррупцию в стране. Еще одно направление деятельности ФАС –борьба с картельными сговорами. Правда, это больше работа центрального аппарата нашей службы, и в 2009 году ей будет уделено особое значение. Кстати, это прямое указание В.В.Путина.
В условиях кризиса действительно возникает соблазн в большей степени использовать административный ресурс для достижения не совсем благовидных целей. Если посмотреть статистику за 2008 год, больше половины дел, которые рассматривались антимонопольными органами, связаны именно с разного рода злоупотреблениями властных структур всех уровней. Теперь при неоднократных нарушениях к виновным  должностным лицам будет применяться дисквалификация. А к тем, кто вовремя не уплачивает штрафы за нарушения, предусмотренные административным кодексом, будем применять такую меру, как удвоение суммы штрафа.
Также одна из главных наших задач – контроль за ростом цен. К сожалению, уровень развития конкуренции в нашей стране еще недостаточен. Нет опыта, традиций и механизмов, подобных тем, которые длительное время используются в странах с развитой рыночной экономикой. Поэтому и приходится применять административные меры для того, чтобы отсутствие конкурентной среды не привело к негативным последствиям. Мы должны следить, чтобы не было сговоров на соответствующих рынках, чтобы цены не поднимались просто потому, что общество не в состоянии оценить реальную стоимость тех или иных товаров, и не может потребовать от продавцов снижение цен отказом покупать их продукцию. Зачастую, общество просто не в состоянии отреагировать подобным образом в силу определенного этапа развития того или иного рынка, где спрос не является эластичным. К таким товарам, к примеру, сейчас можно отнести хлеб, сахар, бензин. Цены на них поднялись, рынок определился, и тот, кто снижает цены, вызывает у потребителя сомнение в качестве товара. Разумеется, распространением информации о том, какая цена является справедливой, должна заниматься не только антимонопольная служба, но и другие экономические органы. Приемы, с помощью которых можно этого добиться, известны, они применялись нами и раньше. Так, например, в свое время, когда в Самарской области проходила приватизация аптечной сети и оптовых аптечных складов, стал издаваться журнал, где публиковались цены на все медицинские препараты у различных продавцов и производителей, которые выходили на рынок. Это, собственно, и позволило на какие-то лекарства снизить цены и не допустить по другим позициям их необоснованное повышение. Однако существуют моменты, когда рост цен на том или ином рынке является обоснованным и необходимым, даже если это обстоятельство и не нравится потребителю. Эта мера нужна для того, чтобы капитал перетекал из одной сферы в другую, чтобы поступали инвестиции, в результате чего в конечном итоге цены бы снижались. Вот если в этом случае бороться с ростом цен, то получим монополистов, ограничение конкуренции и еще больший в будущем рост цен на те или иные товары и услуги. Мы должны очень внимательно за этим следить. Допустим, сегодня в губернии не существует проблемы с обеспечением автомобильными заправками, с мощностями по производству хлеба, хранению зерна и выпуску муки. Значит, в этих сферах рост цен будет необоснован. Нужно анализировать каждый конкретный случай индивидуально, с тем, чтобы предупредить негативные последствия для экономики, если вдруг кто-то решит воспользоваться неразвитостью рынка для собственного обогащения. ФАС стоит на страже этого, и впредь будет пресекать такого рода попытки.     
- В связи с этим напрашивается вопрос, а как население воспринимает деятельность ФАС, существует ли обратная связь?
- Не так давно автономная некоммерческая организация «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП») провела исследование на тему «Оценка уровня восприятия объектами мониторинга качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг ФАС России». Иными словами, экспертами как раз и была проанализирована наша работа с точки зрения ее восприятия обществом. Были рассмотрены следующие регионы: Москва
(центральный аппарат и территориальный орган), Башкортостан, Краснодар, Тамбов, Самара, Брянск, Пенза, Тверь, Дагестан, Ярославль, Чувашия, Санкт-Петербург, Калуга и Калининград. Нас, разумеется, больше всего интересуют результаты этого исследования в отношении нашей губернии. Оказалось, что доля отрицательных оценок исполнения государственных функций сотрудниками антимонопольных органов у нас минимальна, по сравнению с остальными исследуемыми регионами (5,6%). А доля положительных оценок составила в общей сложности 88,9% - второе место после Санкт-Петербурга, где этот показатель равен 92,3%. 
– Петр Евгеньевич, как ваше ведомство контролирует сферу рекламы?
- Всего в 2008 году нами было рассмотрено 598 фактов, указывающих на нарушения рекламного законодательства. Количество таких нарушений, рассмотренных нашим управлением, увеличилось в 1,3 раза. Всего же в прошлом году нами, а также мировыми судами было вынесено 72 постановление о наложении штрафа на общую сумму 3516 000 рублей.
Реклама – мощнейший инструмент воздействия на сознание людей и, особенно, молодежи. Об этом не стоит забывать, и относиться к этому инструменту нужно очень ответственно. Допустим, такой пример, в преддверии 8 марта на улице Полевой был вывешен баннер с изображением обнаженного мужчины, а внизу подпись: «Обращайтесь по такому-то телефону…» Интересно, каким нормам морали и нравственности отвечает такая реклама!? Подобных образцов не должно быть категорически. Еще одно направление в сфере рекламы, где часто происходит нарушение закона – некорректное использование русского литературного языка. Рекламные объявления пестрят разного рода нелитературной лексикой, что противоречит действующему законодательству об использовании русского литературного языка. Пресекать такого рода креативную деятельность я считаю своим долгом. Так как, по моему глубокому убеждению, разрушение национального самосознания напрямую связано с разрушением языка. А значит и появление такой рекламы – диверсия против общества. Государство  должно адекватно отвечать на эти действия.
- Насколько успешно складываются взаимоотношения вашей службы с областной администрацией?
- Я вижу желание областной администрации эффективно взаимодействовать с ФАС.
В прошлом году я встречался с губернатором, мы обсудили ряд общих для нас вопросов. 
Наши специалисты принимают участие в работе тех комиссий, где это необходимо. Так что никаких проблем во взаимоотношениях  с губернскими властями у нас не существует.
- Как вам видится будущее России после ее выздоровления от экономической болезни? Говорят, что это будет новый мир. Какая роль, по-вашему, в этом новом мире уготована ФАС? Произойдет ли перезагрузка ФАС вместе с новым миром?
- На мой взгляд, деятельность антимонопольного органа и внимание к ней со стороны общества, вне зависимости от того, в какое время мы живем, распределяется, если так можно выразиться, по синусоиде. То есть в какие-то моменты общество считает, что эта служба очень важна, и ей уделяется больше внимания. В какие-то моменты наблюдается ослабление этого внимания. Это вполне обычное явление. Я не верю в то, что общество, в котором мы окажемся после кризиса, будет сильно отличаться от того, в котором мы живем сейчас. Ведь, по большому счету, отношения между людьми за последние семь тысяч лет мало изменились. Стали другими производительные силы, объемы получаемой информации, но не отношения между людьми. А вот приемы управления экономикой, вне всякого сомнения, после кризиса претерпят изменения. Мы сейчас увидели целый ряд недостатков в той экономической системе (особенно в ее финансовом секторе), которая до последнего времени использовалась в мире. И недостатки эти придется устранять. Но вопросы, связанные с необходимостью защиты справедливой конкуренции, какие бы механизмы не использовались, все равно останутся в том же объеме. 
 
 
 
Журнал Самарской губернии «Первый», №002, апрель 2009
Алевтина Лукьянова