У нас еще много материалов о картелях

Самарское обозрение

Руководитель УФАС - о вероятности появления новых дел о сговорах в сфере строительства

Недавно в Тольятти прошло масштабное совещание-семинар ФАС России Приволжского и Уральского округов, на котором самарские антимонопольщики предложили изменить процедуру внесения компаний в реестр недобросовестных поставщиков. Почему в прошлом году в списке недобросовестных оказался лишь каждый пятый из тех, на кого указали заказчики? Можно ли ожидать в Самаре новых дел о картельных сговорах? Сговаривались ли продавцы бензина в регионе о завышении цен этим летом? А также о том, кто поплатился в Самаре за незаконное использование символики чемпионата мира, и многом другом в интервью "СО" рассказал руководитель Самарского УФАС России Леонид Пак.

- В материалах докладов выступающих говорилось о том, что антимонопольной службе следует более тщательно подходить к вопросу включения подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков. Даже предлагалось продлить срок для вынесения решения по такому делу с десяти дней до трех недель. Почему в управлении пришли к такому выводу?

- Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) был создан для того, чтобы обезопасить заказчиков. Сам механизм включения в РНП очень простой. Заказчик обязан сообщить в антимонопольную службу о подрядчике, который уклонился от подписания контракта, не исполнил его или с ним был расторгнут контракт в одностороннем порядке по инициативе заказчика. Мы, подтвердив такой факт, просто включали компанию в РНП.

Однако потом некоторые из них начали жаловаться в суды и говорить, что были разные обстоятельства, в том числе форс-мажорные. Суды принимали решения в их пользу, то есть были сделаны выводы, что включение в РНП - это форма ответственности хозяйствующего субъекта, значит, должна выясняться вина этих лиц. А по действующему законодательству у нас всего 10 дней, чтобы принять решение о внесении в РНП или отказе, это очень мало. Поэтому мы говорили на семинаре-совещании, что необходимо увеличить срок, иначе негативные последствия возникают в первую очередь для рынка.

Мы сейчас, конечно, наработали определенные механизмы выявления недобросовестности - смотрим сайты, пользуемся различными системами, определяя, действующий это субъект или нет, есть ли муниципальные или государственные контракты, как они исполнены. Но на все это требуется достаточно много времени. А в РНП включается не только сам хозяйствующий субъект, но и его директор и учредитель. То есть норма очень действенная, но она должна применяться осторожно, а для этого нужно время.

Также мы предлагаем установить на законодательном уровне, что в случае наличия судебных разбирательств с участием заказчика и поставщика решение о внесении в РНП антимонопольная служба будет принимать после завершения процесса.

- Насколько вероятно, что такие поправки будут внесены в федеральное законодательство?

- На семинаре были представители центрального аппарата ФАС России. Наши предложения будут рассматриваться на коллегиальном органе ФАС России и потом отправляться в правительство. Раньше к РНП относились довольно просто - все мы понимаем, что наши предприниматели могут перерегистрироваться, осуществлять деятельность, например, через третьих лиц, но сейчас мы наблюдаем, что хозяйствующие субъекты в большинстве случаев очень трепетно воспринимают их включение в реестр. Люди начинают дорожить своей деловой репутацией. Это происходит еще и потому, что закон о контрактной системе предполагает в определенных случаях наличие опыта у участников торгов.

- В последнее время Самарское УФАС России часто отказывает заказчикам во включении компаний в реестр недобросовестных поставщиков. Можно ли привести конкретные цифры?

- В прошлом году поступило 348 обращений, по результатам их рассмотрения в реестр было внесено 64 субъекта. А в первом полугодии 2018 года поступило 68 обращений, и включили 19 субъектов. Налицо снижение числа заявлений.

Эти две цифры проанализировать достаточно непросто. Есть много факторов - как то, что поставщики стараются более добросовестно исполнять свои обязанности, так и то, что мы стали требовать с заказчиков доказательства недобросовестности поставщиков.

- За последнее время Самарская область "прославилась" сразу несколькими громкими делами о картельных сговорах. Ведутся сейчас еще какие-то проверки, которые могут привести к подобным делам?

- "Прославилась" область, конечно, в кавычках. Просто у нас было очень большое дело и сфера очень щепетильная, которая касается каждого, - медицина. На самом деле сговоры происходят по всей России. Всего в одном-двух регионах не выявлено ни одного такого соглашения. У нас же в самарском управлении сейчас очень много материалов в рассмотрении, которые свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства в части создания картелей. Поэтому надо задуматься всем заказчикам, если у них постоянно выигрывает один и тот же подрядчик. Придет время, и кто-то из общественных организаций, или правоохранительных органов, или контролирующих органов заинтересуется, и как бы не получилось, как с "Современными медицинскими технологиями".

- В каких сферах сейчас еще рассматривается информация о возможных картелях?

- Лидирующие сферы, в которых раскрываются картели, - это здравоохранение и строительство. Министерство строительства Самарской области и министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области тоже должны подумать о том, что если у них побеждают одни и те же компании, то это, очевидно, отсутствие конкуренции и необходимо принимать меры по улучшению ситуации.

- 17 августа Самарское УФАС приняло решение об аннулировании торгов по выбору управляющей компании для 56 домов военного городка в Рощинском. Таким образом, на время дома вернулись под управление ООО "ГУЖФ". Почему антимонопольная служба приняла такое решение?

- При проведении конкурса местная администрация установила определенные критерии. В частности, необходимо было, чтобы все участники размещали информацию о своей деятельности в ГИС ЖКХ. Администрация выявила, что не все компании делают это, и обоснованно отклонила заявки подобных фирм, но выбрала победителем ту компанию, которая тоже не полностью заполняет эти сведения. Был применен неравный подход. Поэтому торги были аннулированы. Теперь должен пройти новый конкурс.

- Должна прийти новая компания?

- Наверное, у нас есть в области компании, которые заполняют эти сведения, и они придут. Либо просто эти участники внесут в систему сведения. В этом ничего сложного нет. ГИС ЖКХ подталкивает УК к тому, чтобы они стали более прозрачными.

- В преддверии чемпионата мира по футболу распределялись крупные контракты. Много ли было жалоб на результаты распределения? Какие-то жалобы были удовлетворены?

- Такие контракты никак не идентифицируются, там нет в названии такой преамбулы. Но из того, что нам удалось выявить с примерным пониманием того, что эти объекты связаны с чемпионатом, мы рассмотрели 11 жалоб и две из них признали обоснованными. Это жалобы ООО "Строймонтаж-М" на действия закупочной комиссии Главного управления организации торгов Самарской области при проведении запроса предложений на выполнение строительно-монтажных работ по проектированию и строительству сооружений для сбора, очистки и перекачки поверхностных сточных вод с площадки, предназначенной для размещения футбольного стадиона и других объектов игр чемпионата мира по футболу. Вторая - жалоба АО "ВТС Метро" на действия аукционной комиссии ГКУ СО "Региональный телекоммуникационный центр" при проведении аукциона на реконструкцию трамвайной линии от площади Урицкого до Московского шоссе со строительством новой линии от улицы Ташкентской до стадиона. Был зафиксирован неправомерный отказ, выдали предписание, и компании были допущены.

- В других регионах управления ФАС сообщали о фактах незаконного использования символики чемпионата мира по футболу. В Самарской области были такие дела?

- В сети кофейных киосков Friend Coffee была неправомерно использована символика на кружках. Там делали маркировку без согласия правообладателя. Мы провели проверку, и в результате компанию оштрафовали на 100 тысяч рублей. Обращалось Агентство по интеллектуальной собственности, которое отслеживало ситуацию в регионах в интересах ФИФА. Это было еще в период подготовки к чемпионату.

- В последнее время стало меньше слышно о случаях борьбы ФАС с неэтичной рекламой. Почему?

- Некоторые хозяйствующие субъекты используют неэтичную рекламу и нашу реакцию на нее как определенный пиар. Так, компания "Элвес" сначала дала рекламу с Бараком Оба-мой, тогда область прогремела на всю Россию и даже за ее пределами. Компания получила экономический эффект, о чем учредитель сказал на заседании антимонопольной службы. От следующей серии он тоже ожидал получить выгоду, но мы намеренно не стали постоянно освещать эту тему, чтобы не давать информационного повода, хотя дел было очень много. И, наверное, скоро мы расскажем об этом подробнее.

Да и заявлений не очень много стало поступать по рекламе. Раньше было очень активно население, постоянно писали жалобы. Не могу сказать, что рекламный рынок стал цивилизованным, но, безусловно, положительные подвижки есть.

- Скачок цен на бензин вызвал раздражение и недоумение у автомобилистов. ФАС проверяла компании на наличие сговора?

- В целом вы замечаете принципиальные изменения в ситуации с конкуренцией в Самарской области?

- Пока, к сожалению, нет. В прошлом году был подписан указ президента об утверждении национального плана по развитию конкуренции. Прошел Госсовет в апреле этого года, посвященный развитию конкуренции. Есть сигнал сверху, и, в конце концов, есть такие дела, как у нас, которые свидетельствуют о необходимости создания конкуренции, потому что конкуренция выявляет справедливые цены и лучшее качество товаров.

Мария Гуторова