Не звони мне, не звони!

Нужно больше рекламы!

Сразу стоит отметить, что навязчивая реклама, распространяемая с помощью SMS-сообщений и звонков, делится на два типа: ту, на которую вы давали согласие (даже если не помните этого) и совершенно вам не известная. Зачастую, оформляя в магазине дисконтную карту или пользуясь услугами банков и организаций связи, человек подписывает договор, не вчитываясь в него. А в нем прописан пункт о том, что пользователь, указывая свой телефон, дает согласие на получение рекламных сообщений и звонков. Причем не только от компании, с которой заключается договор, но и от организаций-партнеров.

В этом случае рассылка рекламы законна и не нарушает ваших прав. Однако есть важное условие: абонент, согласившийся на получение рекламы, может в любой момент от нее отказаться. Как пояснили «ВК» в Управлении ФАС по Самарской области, абонент вправе обратиться к оператору мобильной связи с требованием о прекращении передачи на его телефон коротких текстовых сообщений от надоедливого коммерсанта. Также можно написать заявление непосредственно в компанию, рассылающую SMS и настойчиво предлагающую свои услуги в ходе телефонных звонков. Ваше требование прекратить подобный прессинг должно быть воспринято с первого же обращения.

В УФАС отмечают, что направлять обращение оператору связи или заказчику рассылки следует в письменной форме, на имя руководителя компании. Отправка письма по электронной почте или устное обращение не является доказательством его получения надлежащим лицом. А вот продолжение рассылки рекламы абоненту даже после письменного отказа нарушает федеральный закон «О рекламе». И для защиты своих прав абонент может обратиться в антимонопольную службу. К жалобе необходимо приложить пакет документов: копию обращения к оператору мобильной связи, фотографии рекламных сообщений с экрана телефона и договор на оказание услуг.

В УФАС готовы принимать обращения по почте или при личном обращении. Документы, направленные с помощью электронной почты, должны быть заверены электронной цифровой подписью. Обращение будет рассматриваться в течение 30 дней. И в случае подтверждения правонарушения на компанию может быть наложен штраф от 100 до 500 тыс. рублей. Должностные лица, допустившие неразрешенную пользователем рекламу, будут должны заплатить от 4 до 20 тыс. рублей, физические лица - от 2 до 2,5 тыс. рублей.

Нарушают приватность

Если же вы уверены, что нарушаются ваши персональные данные, например, если звонки от неизвестных вам компаний начинаются с обращения по имени-отчеству, и при этом вам не могут внятно объяснить, откуда у них эта информация, то можно направить жалобу в Управления Роскомнадзора по Самарской области. В приложении к ней необходимо предоставить копии документов, удостоверяющих личность, копию договора на оказание услуг связи, а также детализацию звонков/разговоров по номеру телефона с выделением звонков от организации, рассылающей ненужную вам рекламу и материалы. Необходимо подтвердить информацию о том, что ваши персональные данные стали достоянием общества (вполне подойдет аудиозапись разговора, где вас называют по имени).

Впрочем, что касается законных и незаконных звонков и SMS, то можно попробовать справится с ними самостоятельно. Так, на сайте Мегафона есть страница «SMS-фильтр», воспользовавшись которой абонент может оградить себя от нежелательных сообщений. Подключить услугу можно одним из следующих способов: отправить с телефона сообщение с текстом «Вкл.» или «On» на номер 5320, набрать на телефоне сервисный номер *532*1# или через веб-сайт системы самообслуживания «Личный кабинет». Также абонент может воспользоваться услугой «Запрет звонков», подключив которую можно заблокировать нежелательные входящие или исходящие звонки.

Абонентам МТС доступен сервис «Антиспам»: необходимо переслать рекламное SMS, поступившее на номер абонента, на номер 6333 и действовать в соответствии с полученными от оператора инструкциями. Кроме того, современные смартфоны имеют возможность блокировки нежелательных звонков, и спам-номера можно просто занести в «черный список».