• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

За право строить метро в Самаре борются москвичи и местные «короли госзаказа»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
С 2014 года компания Сергея Рейнюка выиграла тендеров более чем на 5 млрд рублей

В битве за самарское метро наступило временное затишье. Некоммерческое партнерство «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» и ОАО «Московский Метрострой» отозвали из производства свои жалобы на торги на проведение строительно-монтажных работ по завершению станции «Алабинская» в день, когда должно было состояться их рассмотрение. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».

Конкурентные игры

Обе организации жаловались антимонопольщикам на действия самарского областного «Управления капитального строительства», выступавшего заказчиком работ по завершению «Алабинской». Претензии к структуре, которую возглавляет Светлана Моравская, заключались в том, что условия оценки заявок, объявленные управлением, ограничивают конкуренцию. Дело в том, что опыт и квалификацию потенциальных подрядчиков собирались оценивать по общей сумме госконтрактов, заключенных компаниями в период в 2014 и 2015 году. При этом не учитывалась специфика заключенных контрактов и их исполнение, только сумма. Согласно документам закупки, 100 баллов по этому критерию могла получить только организация, портфель госзаказов которой за указанный период превышает 4 млрд рублей. Максимальная цена спорного подряда же составляет 988 млн рублей.

Происходящее напоминает шахматную партию: «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» и «Московский Метрострой» подали жалобы 15 октября. Их рассмотрение назначили на 20 октября, но уже 16 октября стало известно, что торги отменены «Управлением капитального строительства». Внятных причин отмены озвучено так и не было, но известно, что в ближайшее время подряд снова выставят на аукцион. Примечательно, что в день, когда свернули торги, руководитель управления Светлана Моравская сообщила корреспонденту «ФедералПресс.Приволжье» что находится за границей.

Пошли на взлет

Необъяснимое с госзаказами на развитие самарского метрополитена началось в прошлом году, когда компания «ВТС-Метро» (ГК «Волгатрансстрой»), фактически строившая «Алабинскую», не стала участвовать в торгах на строительство вестибюля и платформы станции, выполнение архитектурно-отделочных работ и художественной росписи, благоустройство территории. В апреле 2014 года этот контракт получило ООО «С.И.Т.И», причем без какой-либо конкурентной борьбы: компания, которую возглавляет Сергей Рейнюк, была единственным участником аукциона.

История возвышения ООО «С.И.Т.И» заслуживает отдельного внимания. Компания, созданная в 2008 году, до 2014 года особой активности не проявляла, но в прошлом году внезапно стала одним из фаворитов регионального госзаказа. На официальном сайте фирмы указано, что ООО «С.И.Т.И» работает на таких объектах, как технопарк «Жигулевская долина», строит жилой квартал в «Южном городе», занимается берегоукреплением возле села Рождественно, строит физкультурно-оздоровительный комплекс в Костромском переулке, работает над трассой М5 на участке «Самара - Тольятти» и строит коллектор бытовой канализации к ЧМ-2018.

По данным портала «Госзатраты», с 2014 года ООО «С.И.Т.И» получило государственных подрядов на сумму более 5,5 млрд рублей. Чаще всего в роли заказчика выступало региональное «Управление капитального строительства». Интересно, что в документах контракта на реконструкцию дороги «Волжский – аэропорт «Курумоч» статус компании Сергея Рейнюка указан, как «учреждение и предприятие уголовно-исполнительной системы» (по закону, предприятия УИС имеют привилегии при участии в торгах).

Таинственный лоббист

Эксперты утверждают, что условия оценки заявок на завершение «Алабинской», которые опротестовывали ОАО «Московский метрострой» и «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов», играли на руку как раз компании Рейнюка. Некоторые даже связывают неожиданный «взлет» ООО «С.И.Т.И» в деле получения господрядов с наличием у компании покровителя в самарском Белом доме. Отдельные блогеры заявляют, что интересы фирмы лоббирует первый заместитель министра строительства Самарской области Андрей Крикуненко, но в пресс-службе регионального минстроя сообщили: Крикуненко не имеет никакого отношения к проведению тендеров.

Косвенно на наличие «куратора» среди областных чиновников может указывать ситуация, сложившая при строительстве ФОК в Костромском переулке. Напомним, прошедшим летом областная Счетная палата проверила ход работ над объектом. Аудиторы выяснили, что работы были несколько раз переданы по цепочке субподрядчикам. Специалистам не удалось установить, осуществляли ли некоторые «звенья» цепи хоть какую-то хозяйственную деятельность. Сроки сдачи объекта были сорваны. При этом заказчик (ГКУ СО «Управление капитального строительства») имел право проверить количество реальных исполнителей контракта и согласовывать привлечение новых субподрядчиков, но правом этим пользоваться почему-то не стал.

Не менее интересным выглядит то, что недавно областное ГУП «Стройконтроль» (в обязанности которого входят проверка производимых подрядчиками работ на соответствие проектной и рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов и др.) возглавил бывший заместитель директора по строительству ООО «С.И.Т.И» Артур Максимов.

Генеральный директор компании Сергей Рейнюк комментировать ситуацию отказался, сославшись на занятость. Ранее он публично заявлял, что ООО «С.И.Т.И», скорее всего, будет участвовать в торгах на завершение «Алабинской», если их снова запустят.

ОНФ следит за «С.И.Т.И»

Заместитель председателя комитета по строительству и транспорту, депутат самарской губернской думыАлексей Чигеневполагается, что большой портфель госзаказов может рассказать о компании многое. «С одной стороны, это может быть показателем высокого профессионализма. С другой стороны, это может говорить, что у организации есть лоббистские возможности. В случае с «С.И.Т.И», я ничего плохого в этом не вижу. Для участия в торгах нужны средства (в частности, на обеспечение заявки и т.д.), банки тоже не будут работать «с кем попало». Если компания выполняет большинство работ по госзаказу своими силами – это хорошо, если передает субподрядчикам – это серьезный минус», - сказал Алексей Чигенев.

Руководитель региональной рабочей группы ОНФ «За честные закупки»Вадим Нуждинсчитает, что при оценке квалификации и опыта подрядчика нельзя руководствоваться суммой заключенных ранее контрактов. «Подрядчика характеризует не количество заключенных, а количество выполненных тендеров. И качество их выполнения. Сейчас получается, что в Самарской области есть одна организация, на которую просто посыпались госзаказы. Что эта компания сделала такого сверхъестественного? Кто ее курирует? Насколько мне известно, уставной капитал ООО «С.И.Т.И» составляет 10 тысяч рублей. Портфель господрядов – около 6 млрд рублей. До прошлого года фирма работала на субподрядах, сама тендеры не выигрывала. Более того, она и сейчас не может самостоятельно осилить объемы, которые получила. Это означает, что работы будут передаваться субподрядчикам», - уверен самарский «фронтовик».

Источник:http://fedpress.ru/news/econom/train/1445426699-za-pravo-stroit-metro-v-samare-boryutsya-moskvichi-i-mestnye-koroli-goszakaza