• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Протокол четвертого заседания Общественно-консультативного совета при Самарском УФАС России

 

П Р О Т О К О Л

 четвертого заседания Общественно-консультативного совета при Самарском УФАС России

 

 19 июня 2009 г.                                                                                   №  ____4____

 

 Председательствовал:                      

Сопредседатель Общественного Совета                                         - Терегеря В.И.

 

Секретарь:   

ведущий специалист-эксперт Самарского УФАС России            - Намычкина Д.В.

 

Присутствовали:    

Члены ОКС, их уполномоченные представители:

Сопредседатель Совета                                                                     - Торкановский П.Е.

 

Помощник председателя Федерации профсоюзов

Самарской области                                                                              - Степанов Г.П.

 

Исполнительный директор Союза работодателей

Самарской области                                                                               -   Паротькин Ю.Г.

 

Руководитель     пресс-службы       Общественной

организации «Самарская областная организация

Союза журналистов России»                                                               - Аглиулина Т.Р.

 

Исполнительный          директор        Самарского

областного     отделения    «Деловая        Россия»                           - Антонов В.В.

 

Заведующий       кафедрой       гражданского     и

предпринимательского права ГОУ ВПО «СГЭУ»                           - Пилецкий А.Е.

 

Сопредседатель     Самарского     регионального

отделения       общероссийской       общественной

организации        малого             и           среднего

предпринимательства        «Опора           России»                             - Тихонов В.А.

 

Директор  центра  торгов  и  конкурсов Торгово-

промышленной     палаты   Самарской     области                            - Кожевников В.Н.

 

Руководитель    регионального    общественного

объединения   по  защите    прав    потребителей                             - Данилкин Б.А.

 

Председатель     НП   «Объединение предприятий

и предпринимателей Самарской области «Лидеры»                      - Китарова Н.Д.

 

 

Приглашенные:

Заместитель           Руководителя          Управления                         - Пак Л.Л.

 

Начальник      отдела      контроля   законодательства

о естественных монополиях                                                                 - Воложанинова Ю.В.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1)    Обращения граждан и хозяйствующих субъектов, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, в общественные организации Самарской области. Оценка общественными организациями наиболее значимых нарушений антимонопольного законодательства, законодательства РФ о рекламе, законодательства о естественных монополиях и о государственном, муниципальном заказе;

2)    Общественная значимость рынка электроэнергии. Подготовка аналитической записки о создании конкурентного рынка энергетики на основе внедрения объектов малой энергетики;

3)     Утверждение плана работы на ІІ полугодие.

 

       Терегеря В.И.поприветствовал присутствующих, рассказал о повестке дня, предложил поменять местами І и ІІ вопрос и еще раз утвердить повестку дня.

Провели открытое голосование.

проголосовали «ЗА»: 12

проголосовали «ПРОТИВ»: 0

воздержались: 0

 

Постановили: поменять местами І и ІІ вопросы повестки, рассмотреть вопросы во вновь утвержденном порядке.

 

 І     О создании конкурентного рынка энергетики

 До заседания Антонов В.В. передал Совету Аналитическую записку (Приложение 1).

Слушали: Антонов В.В. сообщил, что  в конце 2005 года Губернской Думой  был принят Закон Самарской области от 27.12.2005 №233-ГД «Об утверждении областной целевой программы развития малой энергетики в Самарской области на 2006-2015 годы», который утверждал программу по развитию малой энергетики. Для реализации этой программы на практике было создано ОАО «СамРЭК». Программой было предусмотрено создание порядка 30 объектов на территории Самарской области. 10% финансирования должно было поступать из бюджета области, 90% предполагалось получить из внебюджетных фондов. За несколько лет существования компании были разработаны проекты строительства 4 объектов. В апреле 2009 года закон утратил силу. «Деловая Россия» обращалась в Самарскую Губернскую Думу и Министерство промышленности и энергетики Самарской области с аналитической запиской и предложением обратиться в Государственную Думу с законодательной инициативой. Правительством Самарской области было принято Постановление об установлении расходного обязательства области на 2010 в размере 135 млн.рублей по проведению предпроектных и проектных работ по строительству малой энергетики.

Терегеря В.И. предложил членам Совета задать вопросы Антонову В.В.

Торкановский П.Е. просил пояснить, в какой форме докладчик видит участие Совета в решении данной проблемы.

Антонов В.В. сообщил, что хотел бы узнать, какие ресурсы могут быть выбраны для продвижения этой идеи, исходя из компетенции Совета и УФАС. Добавил, что сейчас «Деловой России» был создан специальный Комитет по малой энергетике, который выносит освещаемый вопрос на федеральный уровень.

Терегеря В.И. : «Появились ли за время действия программы новые объекты»?

Антонов В.В.сообщил, что в Самарской области за время действия программы были разработаны проекты 4 объектов. Ни одного из них не реализовано.

Терегеря В.И. поинтересовался, есть ли интерес к этой программе среди частных инвесторов, ведь программа предусматривает получение только 10% из бюджета.

Антонов В.В. сообщил, что инвесторы из  других областей, в которых подобные программы принесли  положительные результаты, проявляют интерес. Конкретных назвать не могу.

Терегеря В.И. :  «Почему закон был снят с исполнения?»

Антонов В.В.высказал мнение, что реальных оснований для отмены не было. Официальные источники ссылались на отсутствие денег в связи с экономическим  кризисом.

Торкановский П.Е. высказал мнение, что  вопрос малой энергетики с учетом конкретного определения объектов малой энергетики представляет большой интерес, особенно в плане поручения В.В.Путина по разработке программ развития конкуренции в регионах. При этом, одна из отраслей, где возможно развитие конкуренции –энергетика. Выразил сожаление, что в представленной аналитической записке отсутствуют расчеты и иные обоснования.

Антонов В.В. ответил, что общественная организация «Деловая Россия», в отличие от Министерства промышленности и энергетики Самарской области, не может писать обоснование по малой энергетике. Общественность и Совет может ставить данный вопрос в социальнозначимом плане и попытаться убедить власть в необходимости существования подобной программы. Предложение «Деловой России» заключается в создании и продвижении проекта закона по малой энергетики  в Государственную Думу с помощью Самарской Губернской Думы, а также через каналы общественных организаций.

Торкановский П.Е. высказал позицию, что есть проблема, связанная необходимостью развития конкуренции во всех отраслях, в том числе в энергетике. Но на деле сложилось так, что в 2005 году была принята программа, а в 2009 году ее отменили. При этом деньги на нее выделялись, но почему-то программа «не пошла». Совет хотел бы услышать в чем заключались проблемы, почему программа не сработала, какое должно быть вмешательство Совета и какое должно быть воздействие.

Антонов В.В. подчеркнул, что ставит данный вопрос в постановочном плане. В случае необходимости выяснения обстоятельств отмены данной программы, а также получения дополнительных сведений, видит возможность создания рабочей группы и рассмотрения вопроса во втором полугодии.

Терегеря В.И. предложил членам Совета высказать мнения по данному вопросу. Кожевников В.Н.отметил, что в Аналитической записке был затронут вопрос ЖКХ и многотарифных счетчиков, который представляется важным для каждого потребителя. Однако в связи с личной заинтересованностью потребителя, данный вопрос может быть решен не «сверху», как предлагал докладчик, а «снизу».

Пилецкий А.Е.  предложил прекратить обсуждение данной проблемы, а докладчику  доработать вопрос с учетом замечаний и повторно вынести его на обсуждение.

Торкановский П.Е. резюмировал, что проблема была поставлена правильно; еще раз сослался на поручение Председателя Правительства,  в соответствии с которым  каждому субъекту РФ к концу 2009 года необходимо разработать программу развития конкуренции. При этом развитие конкуренции в тепло- и электроэнергетике могло бы быть частью этой программы. Для того, чтобы грамотно сформулировать и внести предложения,  необходимо, чтобы  данный вопрос был в компетенции антимонопольного органа и Совета. В частности, вопрос  использования счетчиков мог бы также  прозвучать как предложение в единую программу.

Терегеря В.И. предложил проголосовать за принятие к сведению доклада об общественной значимости рынка электроэнергетики.

Провели открытое голосование.

проголосовали «ЗА»: 12

проголосовали «ПРОТИВ»: 0

воздержались: 0

Терегеря В.И. предложил проголосовать за внесение предложений по включению в областную программу развития конкуренции вопроса развития конкуренции на рынке энергетики путем создания объектов малой энергетики.

Провели открытое голосование.

проголосовали «ЗА»: 12

проголосовали «ПРОТИВ»: 0

воздержались: 0

Антонов В.В. предложил  создать рабочую группу по подготовке Аналитической  записки, сделав акцент на развитии конкуренции.

Тихонов В.А. выразил готовность оказать помощь в подготовке записки.

Торкановский П.Е. попросил до 30 июля выслать предложения по составу группы, которая до октября должна будет сформулировать предложения по включению в областную программу развития конкуренции.

Антонов В.В. предложил на сентябрьском заседании Совета представить развернутый план-проспект предложений.

Терегеря В.И. предложил проголосовать за создание рабочей группы, которая должна будет доработать аналитическую записку до сентября.

Провели открытое голосование.

проголосовали «ЗА»: 12

проголосовали «ПРОТИВ»: 0

воздержались: 0

Постановили: 1) принять к сведению доклад об общественной значимости рынка малой энергетики;

2) внести предложения по включению в областную программу развития конкуренции вопроса развития конкуренции на рынке электроэнергетики путем создания объектов малой энергетики;

3) создать рабочую группу, которая должна будет доработать аналитическую записку до сентября 2009 года к очередному заседанию Совета.

 

 

ІІ    Об обращениях граждан и хозяйствующих субъектов, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, законодательства РФ о рекламе, законодательства о государственном, муниципальном заказе,в общественные организации Самарской области

 

Терегеря В.И. предложил членам Совета выступить с докладами на данную тему. Тихонов В.А. задал вопрос, законно ли с общественной организации «ОПОРА России»  при обращении в муниципальные органы для аренды помещения, требуют баланс, а также доказательства того, что «ОПОРА России» - общественная организация, основной целью деятельности которой не является извлечение прибыли.

Торкановский П.Е. сообщил, что муниципальное имущество может сдаваться в аренду 2 способами: на конкурсе либо аукционе и без торгов для целей, прописанных в законе как цели государственной или муниципальной помощи. Занимающиеся предпринимательской деятельностью организации сюда не относятся, куда бы ни шла их прибыль. При этом  муниципальные органы обязаны выяснить, для каких целей помещение берется в аренду. Резюмировал, что данный вопрос не содержит признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Аглиулина Т.Р сообщила, что уже более 10 лет при Союзе журналистов работает Большое жюри – правовая этическая комиссия, которая рассматривает обращения граждан, журналистов. 6 заключений было выдано по запросам Самарского УФАС России. Кроме того совместно с Управлением в этом году был проведен семинар по ненадлежащей рекламе для районных и городских газет. Подчеркнула, что Большое жюри и в дальнейшем будет взаимодействовать с Самарским УФАС.

Кожевников В.Н.сообщил, чтов ТПП жалоб о нарушении антимонопольного законодательства не поступало. Что касается рекламного законодательства и законодательства о закупках – ТПП работает в порядке консультаций.

Тихонов  В.А. отметил, что существует проблема разных подходов к оценке кадастровой стоимости земли.

Торкановский П.Е. подчеркнул, что антимонопольный орган может вмешаться, когда конкурентная среда находится под угрозой. Когда, например, для производителей одного товара, работающих на одинаковых площадях,  в разных субъектах установлены разные налоги, тогда в едином экономическом пространстве созданы неравные условия для конкуренции хозяйствующих субъектов, и антимонопольное ведомство готово вмешаться.

Китарова Н.Д. затронула вопрос о стоимости топлива. Сообщила, что Роснефть держит оптовые и розничные цены ниже, чем конкуренты, что содержит признаки нарушения конкурентного законодательства.

Торкановский П.Е.  пояснил, что «Роснефть» обязана за 90 дней сообщать в ФАС о предполагаемом росте цен более чем на 5%. В связи с этим рост цен всегда немного запаздывает. Это своего рода сдерживающий механизм, чтобы «Роснефть» не инициировала рост цен.

Китарова Н.Д. добавила, что «Роснефть» в июне –июле несколько лет подряд держит свои оптовые и розничные цены ниже, чем у остальных.

Торкановский П.Е. подчеркнул, что если хозяйствующий субъект продает топливо по разным оптовым ценам другим хозяйствующим субъектам- это является нарушением.

Антонов В.В. сообщил, что хозяином «Евросети» стал «Вымпелком». В связи с этим сотовые салоны начинают ориентироваться на основного хозяина, несмотря на то, что договоры на продвижение услуг заключены со всеми операторами. Предупредил, что от региональных операторов могут пойти обращения.

Также высказал мнение, что причиной «незапуска» «Икеа» может быть конкурентная борьба.

Торкановский П.Е. сообщил, что достоверная информация по данному вопросу отсутствует. Самарское УФАС России, естественно, будет следить за развитием событий.

Степанов Г.П. сообщил, что в ФПСО обращений о нарушении антимонопольного законодательства не поступало. Однако возникали вопросы об установлении тарифов на пассажирском муниципальном транспорте в г.Самара. Самарское УФАС России в данном нововведении признаков нарушения законодательства не обнаружило.

Торкановский П.Е. ответил, что Управление в этой проблеме разобралось и нарушений не обнаружило. Не было ограничений ни по кругу потребителей, ни по кругу предпринимателей. Там стоял вопрос социальной справедливости, а не конкуренции.

Терегеря В.И. предложил в случаях поступления в общественные организации  обращений с признаками нарушения антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о закупках – сообщать об этом в Управление.

Торкановский  П.Е. добавил, что обращения можно пересылать Ответственному секретарю по электронной почте. Управление готово в необходимых случаях давать разъяснения, особенно если обращения имеют массовый характер.  

Терегеря В.И. предложил проголосовать  за  принятие докладов членов совета к сведению, за оперативное информирование УФАС в случаях поступления  в общественные организации обращений, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, законодательства РФ о рекламе и о государственном, муниципальном заказе.

Провели открытое голосование:

проголосовали «ЗА»: 12

проголосовали «ПРОТИВ»: 0

воздержались: 0

Постановили:

1)    принять к сведению доклады членов Совета;

     2) членам Совета оперативно информировать УФАС об обращениях с признаками нарушения антимонопольного законодательства, законодательства РФ о рекламе и о государственном, муниципальном заказе.

 

 

ІІІ   Об утверждении плана работы на ІІ полугодие 2009 года

 

Терегеря В.И. напомнил, что на сентябрьское заседание выносится вопрос о создании конкурентной среды на рыке энергетики

Тихонов В.А. сообщил, что  с 1 июля, вероятно,  ЭКЛЗ будет отменена для предприятий, уплачивающих ЕНВД. Не согласился с формулировкой «рынок ЭКЛЗ», т.к. их выпускает одна организация. Подчеркнул, что стоимость услуги по установке ЭКЛЗ тоже выросла в этом году на 130 рублей, а сама ЭКЛЗ подорожала более чем на 30%.

Торкановский П.Е пояснил, что антимонопольное законодательство трактует понятие  рынка как введение в оборот определенного товара. При этом на данном рынке существует несколько продавцов, и  каждый из них имеет разные затраты на оказание данной услуги. Кассовые аппараты для всех категорий предпринимателей отменить не могут. Поэтому эту тему есть смысл поднимать.

Терегеря В.И. предложил для рассмотрения вопроса «Рынок лекарственных средств Самарской области» пригласить представителей Росздравнадзора и Ассоциации фармацевтов.

Антонов В.В. предложил, чтобы ответственными исполнителями было не только Управление, но и члены Совета, которые бы также готовили доклады.  

Аглиулина Т.Р  предложила подготовить доклад по вопросу «Недобросовестная реклама и практика ее пресечения на территории Самарской области».

Китарова Н.Д. предложила подготовить доклад о ценах на нефтепродукты.

Торкановский П.Е. предложил в части рассмотрения вопроса о региональной программе развития конкуренции запросить Министерство экономического развития и торговли Самарской области доложить о состоянии дел в данной сфере.

Торкановский П.Е. пояснил, что в вопросе «О доступе малого бизнеса к участию в программах государственного и муниципального заказа» речь идет о допуске малого бизнеса к бюджетным деньгам. Если  такая проблема действительно есть - можно пригласить представителей ГУОТ Самарской области. Также рассказал о положительном опыте Ульяновской области, в которой во всех муниципалитетах организован уполномоченный орган. Это практика на порядок снижает количество нарушений. Подчеркнул, что из Самары обращений поступает меньше, чем из Тольятти, и нарушений там больше. Добавил, что Закон  требует, чтобы  каждый Заказчик в течение одного финансового года размещал у субъектов малого предпринимательства не менее 10% и не более 20% от общего объема полученного финансирования. При этом  ответственность за несоблюдение этого требования не предусмотрена.

Кожевников В.Н. высказал мнение, что сегодня малый бизнес участвует практически в 100% торгов. А создание квот для малого бизнеса является давлением на заказчика.ТПП готова подготовить этот вопрос.

Терегеря В.И. предложил для более объективного и краткого проведения совещаний любые материалы для ознакомления присылать заранее.

Пилецкий А.Е предположил, чтобы докладчики до начала заседаний готовили проекты решений.

Антонов В.В. предложил Управлению разработать шаблон оформления материалов с проектами решений.

Торкановский П.Е предложил закрепить такое положение в регламенте.

Терегеря В.И. предложил проголосовать за утверждение плана работы с учетом внесенных корректив и внесение изменений в Регламент.

Провели открытое голосование:

проголосовали «ЗА»: 12

проголосовали «ПРОТИВ»: 0

воздержались: 0

Постановили: утвердить план работы Совета на ІІ полугодие 2009 года (Приложение 2), внести изменения в Регламент.

 Сопредседатель ОКС

при Самарском УФАС России                                                            В.И.Терегеря                                               

 Секретарь     ОКС

при Самарском УФАС России                                                            Д.В.Намычкина

                                                                    

 

Дата проведения Совета: 
19 июня 2009, 14:00