Разъяснения ФАС России по поводу включения услуг водо- и тепло снабжения в общий объем размещения заказов у субъектов малого предпринимательства

          Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) дает следующие разъяснения по вопросу применения норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части возможности включения услуг водо- и теплоснабжения и услуг, связанных с командированием сотрудников при определении общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства.

Согласно части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа, в том числе у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 642 в перечень товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства (далее - Перечень), включены: «Пар и горячая вода (теплоэнергия)» (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее - ОКДП) - 4030000), «Природная вода и лед» (код по ОКДП 4100000), «Услуги гостиниц и ресторанов» (кед по ОКДП 5500000).
В связи с тем, что указанные услуги входят в Перечень, ФАС России считает, что при размещении данных заказов путем проведения торгов, запроса котировок заказчики обязаны руководствоваться положениями статьи 15 Закона о размещении заказов.
При этом, в соответствии с пунктами 2, 26 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае оказания услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также в случае оказания услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания).
Таким образом, нормами Закона о размещении заказов не запрещено размещение заказа у субъектов малого предпринимательства, как у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляется оказание вышеуказанных услуг.
Частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов установлено, что государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.
Таким образом, размещение заказа у субъектов малого предпринимательства, как у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании пунктов 2, 26 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов не может быть учтено при определении общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства.