Отрадненский городской суд подтвердил законность постановления о наложении штрафа за картельный сговор

Сфера деятельности: Товарные рынки

Постановлением Самарского УФАС России от 11 марта 2020 г. на должностное лицо ООО «СамараТоргРесурс» был наложен административный штраф в размере 20 000 рублей по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ. Лицо, привлеченное к ответственности, обратилось в Отрадненский городской суд Самарской области с жалобой на указанное постановление.


19 мая 2020 года Суд принял решение об отказе в удовлетворении жалобы заявителя и признал постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным. Штраф на генерального директора ООО «СамараТоргРесурс» наложен за заключение антиконкурентного соглашения в целях поддержания цены на аукционе по выполнению работ по эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления объектов газового хозяйства МАУ «Центр материально-технического обеспечения» г.о. Отрадный Самарской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 6,5 млн рублей.


Антимонопольным органом от следственного органа получены материалы уголовного дела, содержащие доказательства переговоров и переписки трех участников торгов – ООО «СамараТоргРесурс», ИП К.В.П., ООО «СК АДАМАНТ», а также представителя заказчика торгов - МАУ «Центр материально-технического обеспечения» г.о. Отрадный Самарской области. Хозяйствующие субъекты достигли договоренности о модели поведения на торгах, направленной на создание видимости конкурентной борьбы. Они совместно готовились к электронному аукциону, формировали заявки в условиях достигнутого соглашения, подавали ценовые предложения в ходе торгов, используя единую инфраструктуру. Об отсутствии намерений добросовестно конкурировать на аукционе свидетельствует также факт отсутствия лицензий у двух участников сговора на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, необходимой для выполнения работ по контракту, в том числе у ООО «СамараТоргРесурс».


По итогам аукциона победу в нем одержал ИП К.В.П. и заключил с заказчиком торгов муниципальный контракт по цене, отличающейся от начальной на 0,5%.  Антимонопольный орган принял решение о признании в действиях ООО «СамараТоргРесурс», ИП К.В.П., ООО «СК АДАМАНТ» нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения субъектами-конкурентами), а также о признании в действиях ИП К.В.П., ООО «СК АДАМАНТ» и заказчика торгов МАУ «Центр материально-технического обеспечения» г.о. Отрадный Самарской области нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения заказчиком и участниками торгов). На основании данного решения генеральный директор ООО «СамараТоргРесурс» и был привлечено к административной ответственности.


В ходе судебного разбирательства должностное лицо, оспаривавшее постановление, заявляло о том, что имеющиеся доказательства взаимодействия не подтверждают намерений хозяйствующих субъектов ограничить конкуренцию на торгах. Относительно отсутствия лицензии, требуемой заказчиком торгов для выполнения работ по контракту, генеральный директор пояснила, что Общество подало пакет документов на получение лицензии, но не получило ее к моменту проведения торгов, в связи с чем вины в действиях организации не имеется. 

Вместе с тем, Суд, изучив материалы дела, установил, что данные доводы заявителя жалобы не подтверждаются документально, а в материалах дела имеются доказательства, опровергающие заявленные доводы.
По итогам рассмотрения жалобы Суд пришел к выводу о том, что участники торгов вступили в сговор с целью ограничения конкуренции, поддержания высокого уровня цены на торгах и обеспечения победы в них конкретного субъекта – ИП К.В.П. Суд поддержал позицию Самарского УФАС России о том, что антиконкурентное соглашение было реализовано, и указал на недопустимость таких действий.

 

Для справки: заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них влечет наложение административного штрафа 
- на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; 
- на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
За заключение хозяйствующими субъектами ограничивающих конкуренцию соглашений также может наступать уголовная ответственность по статье 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Ограничение конкуренции».