Анализ состояния конкуренции на рынках услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным, межмуниципальным и межрегиональным маршрутам за 2017-2018 гг

В соответствии с поручением ФАС России от 19.03.2019 г. № АГ/21305/19 Самарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынках услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным, межмуниципальным и межрегиональным маршрутам за 2017-2018 гг.

 

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По результатам анализа установлено, что услуги перевозок пассажиров и багажа в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении относятся к разным товарным рынкам и не могут считаться взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми).

Действующим законодательством предусмотрено несколько видов перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси. В рамках анализа установлено, что в связи с различиями состава покупателей и продавцов, месту, способу и условиям приобретения услуг, а также в силу несовпадения по существенным признакам и свойствам, перечисленные виды услуг перевозок пассажиров и багажа не могут считаться взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) и должны быть отнесены к разным товарным рынкам.

Самарским УФАС России в рамках проведенного анализа исследовались услуги регулярных перевозок пассажиров и багажа. При проведении анализа установлены три основных типа перевозок, осуществляемых на территории Самарской области: муниципальные, межмуниципальные и межрегиональные автобусные перевозки. Таким образом, были определены три рынка услуг регулярных автобусных перевозок: по муниципальным маршрутам, по межмуниципальным маршрутам и по межрегиональным маршрутам.

Анализ показал, что муниципальные маршрутные автобусные перевозки частично взаимозаменяемы с другими видами городского транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, железная дорога), однако эта взаимозаменяемость ограничена направлениями и маршрутами, где имеется соответствующая сетевая инфраструктура.

Автобусный транспорт, используя дороги общего назначения, является наиболее мобильным видом городского общественного транспорта, способен гибко адаптироваться к потребностям в перевозках и при необходимости восполнять недостаток услуг других видов транспорта.

В целом можно исходить из того, что муниципальные автобусные перевозки в большинстве случаев не заменимы перевозками других видов транспорта, перевозчики «сетевых» видов транспорта не конкурируют с автобусными перевозками, занимая свою устойчивую нишу, а автобусные перевозчики конкурируют между собой за большой объем остаточного спроса на перевозки, который по объективным причинам не могут удовлетворить «сетевые» виды транспорта.

Регулярные пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам устанавливаются органами местного самоуправления. Для получения права осуществления деятельности на данном рынке перевозчики должны пройти конкурсный отбор.

 

Межмуниципальные перевозки осуществляются в границах Самарской области между различными муниципальными образованиями (городскими округами и муниципальным районами).

В качестве потенциально взаимозаменяемого вида транспорта для перемещений между муниципальными образованиями региона рассмотрены пригородные железнодорожные перевозки. Вместе с тем, при изучении маршрутной сети установлено, что дублирование маршрутов автобусного и железнодорожного транспорта в Самарской области является минимальным, транспортная доступность железнодорожного транспорта в сравнении с автобусным более ограничена, данные виды транспорта имеют существенные различия по способу и условиям приобретения услуг. В связи с этим их нельзя признать взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) друг друга.

Регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам устанавливаются министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области. Для получения права осуществления деятельности на данном рынке, как и на рынке перевозок по муниципальным маршрутам, перевозчики должны пройти конкурсный отбор.

 

Действующее федеральное и региональное законодательства в сфере осуществления регулярных пассажирских перевозок выделяет два вида муниципальных и межмуниципальных перевозок с точки зрения государственного ценового регулирования: перевозки по регулируемым тарифам – установленным уполномоченным органом (министерством, администрацией), так называемые «социальные» перевозки», и перевозки по нерегулируемым тарифам – формируемым хозяйствующими субъектами самостоятельно, так называемые «коммерческие» перевозки.

По муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярные перевозки в Самарской области осуществляются как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам.

«Социальные» и «коммерческие» перевозки являются лишь частично, но не полностью взаимозаменяемыми для потребителей. Так, «социальные» перевозки не взаимозаменяемы с «коммерческими» для части потребителей – обладателей проездных документов многоразового пользования, в том числе льготных. Услуги различаются по стоимости, однако по качеству часто не отличаются. «Социальные» и «коммерческие» перевозчики могут осуществлять деятельность на разных непересекающихся маршрутах.

Таким образом, на рынке услуг автобусных регулярных перевозок по муниципальным маршрутам следует выделять два сегмента – рынок «социальных» перевозок и рынок «коммерческих» перевозок. Оценка состояния конкурентной среды проведена как в целом по рынку, так и дополнительно по сегментам социальных (по регулируемым тарифам) и коммерческих (по нерегулируемым тарифам) перевозок.

 

Межрегиональные маршруты устанавливаются по предложениям юридических лиц, намеревающихся осуществлять регулярные пассажирские перевозки в границах не менее двух субъектов Российской Федерации. Регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам осуществляются только по нерегулируемым тарифам. Перевозчики осуществляют свою деятельность на основании свидетельств, выданных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проведение конкурентных процедур (аукционов, конкурсов, пр.) на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по межрегиональным маршрутам действующим законодательством не предусмотрено.

 

При определении географических границ рынка услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам Самарским УФАС России учтено, что услуга по перевозке пассажиров может быть приобретена только там, где она потребляется. Перевозку пассажиров в муниципальном образовании (поселении, городском округе и пр.) могут осуществлять только хозяйствующие субъекты, действующие на территории указанного муниципального образования.

Таким образом, географическими границами деятельности перевозчиков, оказывающих услуги автобусных регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым и нерегулируемым тарифам, являются административные границы соответствующего муниципального образования поселения, городского округа.

Оказание услуг регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным маршрутам сопряжено с использованием специальной транспортной инфраструктуры. Исходя из потребительских характеристик рассматриваемых услуг перевозка пассажиров осуществляется по маршруту в границах не менее двух муниципальных районов или городских округов или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа Самарской области.

В связи с этим географическими границами рынка услуг регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным маршрутам определены границы от пункта отправления до пункта назначения на территории Самарской области.

Аналогичным образом определены географические границы услуг регулярных автобусных перевозок по межрегиональным маршрутам. Так, для каждого маршрута границами являются пункт отправления (пункт назначения), расположенный на территории Самарской области, и пункт отправления (пункт назначения), расположенный на территории административно-территориальных границ других субъектов Российской Федерации (Ульяновская область, Оренбургская область, Нижегородская область, Саратовская область, Пензенская область, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Чувашия, Республика Марий Эл, Республика Удмуртия, Пермский край).

 

Анализ показал, что на рынке услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам и межмуниципальным маршрутам в 2017-2018 гг. осуществляли деятельность хозяйствующие субъекты, имевшие лицензии на право осуществления регулярных перевозок и победившие в конкурсных отборах, проведенных органами местного самоуправления Самарской области и министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области соответственно. На рынке регулярных автобусных перевозок по межрегиональным маршрутам осуществляли деятельность 5 хозяйствующих субъектов.

При проведении Самарским УФАС России опроса перевозчиков, действующих на исследуемых рынках, выявлено наличие ряда экономических и административных барьеров, препятствующих доступу на товарный рынок.

 

В рамках анализа антимонопольным органом определен объем исследуемых рынков, уровень концентрации и развитости конкуренции на них.

По результатам анализа установлено, что во всех муниципальных образованиях Самарской области, где присутствуют муниципальные перевозки, в каждом сегменте рынка имелся хозяйствующий субъект, занимающий долю более 50%, за исключением г.о. Тольятти в 2017-2018 гг. и г.о. Сызрань в 2018 г.

Анализ показал, что рынок услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам в 2017-2018 гг. на территории Самарской области, за исключением г.о. Тольятти и г.о. Сызрань, относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

На территории г.о. Тольятти в 2017-2018 гг. и на территории г.о. Сызрань в 2018 г. рынок услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам относился к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией.

Рынок услуг регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам также характеризуется высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.

Для маршрутной сети автобусных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Самарской области характерно присутствие на маршруте одного перевозчика, исключение составляет направление перевозки г.о. Самара – г.о. Тольятти (новый город), где перевозки осуществляются двумя хозяйствующими субъектами.

В результате анализа Самарским УФАС России установлено, что на рынке услуг регулярных автобусных перевозок по межрегиональным маршрутам хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на исследуемом рынке с долей более 50% в 2017-2018 гг., не имелось. При этом существенную долю на рынке, близкую к 50%, в рассматриваемых периодах занимали два хозяйствующих субъекта АО «Евразийская корпорация автовокзалов» и ООО «Авто-Экспресс».