В отношении МБУ «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» и АО «Кошелев – Проект Самара» возбуждено дело по признакам заключения антиконкурентного соглашения

Самарским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении   МБУ «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» и АО «Кошелев – Проект Самара».

Ранее в адрес антимонопольного ведомства поступили материалы из Прокуратуры Волжского района о действиях заказчика и хозяйствующих субъектов при проведении аукционов по строительству двух детский садов и двух общеобразовательных школ (объекты расположены в жилом микрорайоне «Кошелев-проект») в Волжском районе Самарской области.

В ходе рассмотрения имеющихся материалов и по результатам выездной внеплановой проверки было установлено, что победитель четырех аукционов еще до проведения торгов начал строительство вышеуказанных объектов. Указанные действия свидетельствуют о заключении антиконкурентного соглашения между заказчиком и хозяйствующими субъектами.

 Так, например, заказчиком в 2016 году было запланировано проведение закупки по строительству объекта «Детский сад А-16/1».

29 апреля 2016 года было размещено извещение о проведении электронного аукциона. На участие в аукционе было подано 5 заявок, допущено - 2. По результатам торгов победителем было признано ЗАО ППСО АО «Авиакор» со снижением цены закупки 0,5% от начальной максимальной цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта составляла более 83 млн. рублей.

6 июня 2016 года между заказчиком и победителем был заключен государственный контакт, в соответствии с которым срок выполнения работ до 25 декабря 2016 года.

Однако строительство данного объекта началось еще в 2015 году до проведения процедуры закупки, указанные обстоятельства подтверждаются документами, изъятыми в ходе проверки МБУ «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района.

Техническое задание для проведения закупки фактически было разработано субъектами рынка, о чем свидетельствуют договоры безвозмездного пользования проектно-сметной документацией, заключенные между заказчиком и ЗАО «ППСО» АО «АВИАКОР».

Хозяйствующие субъекты заранее имели доступ к информации, которая другим участникам рынка стала известна лишь после опубликования извещений о проведении электронных аукционов в единой информационной системе.  Следовательно, ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» и АО «Кошелев-Проект Самара» имели преимущественные условия по сравнению с другими участниками рынка.

Аналогичные факты были установлены по трем оставшимся социальным объектам.

По результатам рассмотрения всех имеющихся фактов и сведений в отношении заказчика и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «Кошелев-Проект Самара было возбуждено дело по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Стоит отметить, что самой распространенной формой нарушения на территории Российской Федерации (по данным ФАС России за 2018 год) являются антиконкурентные соглашения между заказчиком и участниками торгов. В 2018 году антимонопольными органами было возбуждено 300 дел о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что на 32% больше чем в 2017 году. Антиконкурентные соглашения наносят существенный вред бюджету государства и оказывают негативное влияние на состояние конкуренции как на федеральных, так и на региональных товарных рынках.

Для справки: в соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.