Министерству строительства Самарской области выдано предупреждение

Министерству строительства Самарской области выдано предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших  возникновению признаков нарушения антимонопольного законодательства. 

Самарским УФАС России в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ГКУ «УКС» было выявлено, что Министерство строительства направляло в ГКУ «УКС» письма, которые  подтверждали обоснованность  действий учреждения как хозяйствующего субъекта на рынке строительного контроля, которые могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Ранее в антимонопольное ведомство  поступило обращение ООО «Стройконтроль»   на действия ГКУ «УКС». Заявитель в своем  обращений указывал, что   ГКУ «УКС»   принимает участие в  торгах, осуществляемых в рамках 44-ФЗ, предметом которых является  осуществление строительного контроля. Принимая участие в  закупках ГКУ «УКС» предлагает цену ниже себестоимости  их выполнения, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям 135-ФЗ.

Было установлено, что ГКУ «УКС»  в течение 2018 года  подавало заявки на участие  в  шести закупках на осуществление строительного контроля объектов капитального строительства,  заказчиками которых являлись органы местного самоуправления или  муниципальные бюджетные учреждения. Так, например,  в мае  2018  МБУ «Управление градостроительства и ЖКХ Волжского района» проводило  аукцион  с  начальной (максимальной)  ценой контракта - 4,9 млн. рублей. Победителем было признано ГКУ «УКС» с ценой контракта 166 тысяч рублей.

Заявки, поданные  ГКУ «УКС»  для участия  в торгах, содержали предложения о цене контракта от 80 до 96% ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Однако ГКУ «УКС»  вправе осуществлять  строительный контроль только  на тех объектах капитального строительства, на которых оно выполняет функции заказчика-застройщика (данное обстоятельство  обусловлено Уставом учреждения).

Несмотря на данное обстоятельство ГКУ «УКС»  принимало участие в закупочных процедурах на выполнение строительного контроля.

В соответствии с ч.  3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

По результатам рассмотрения  обращения ООО «Стройконтроль» ГКУ «УКС» было выдано предупреждение на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции  о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения участия в закупочных процедурах.

Однако ГКУ «УКС» не исполнило  предупреждение, выданное антимонопольным ведомством. В октябре 2018 года  отношении учреждения возбуждено дело по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения  материалов дела, возбужденного в отношении ГКУ «УКС», выявлено, что последнее обращалось  с запросами в адрес Министерства строительства. Согласно ответам Министерства  «ГКУ «УКС» имеет право осуществлять строительный контроль в процессе строительства и реконструкции объектов капитального строительства в качестве  деятельности приносящей доход, что предусмотрено Уставом учреждения».

            По мнению антимонопольного ведомства, ГКУ «УКС»  необоснованно совмещает функции органа исполнительной власти Самарской области и функции хозяйствующего субъекта. При этом данное совмещение не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ или Постановлениями Правительства РФ.

С учетом вышеизложенного, действия Министерства  строительства Самарской области по направлению в ГКУ «УКС» писем, подтверждающих обоснованность действий учреждения как хозсубъекта на рынке строительного контроля содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Министерству строительства выдано предупреждение о недопустимости совершаемых действий.

Для справки: Рассмотрение дела в отношении ГКУ «УКС» продолжается,  в адрес УКСа направлено заключение об обстоятельствах дела.