Об изменениях в законе «О защите конкуренции» и в КоАП РФ

04 июля 2016 года вступили в законную силу  Федеральный закон от 03.07.2016 №264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и Федеральный закон   от 03.07.2016 №316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанными нормативными актами вносятся существенные изменения в антимонопольное законодательство.

Так, например, вводятся иммунитеты для определенных Законом №264-ФЗ хозяйствующих субъектов в отношении злоупотребления ими доминирующим положением и заключения отдельных антиконкурентных соглашений.

Согласно внесенным изменениям  теперь положение хозяйствующего субъекта-юридического лица, учредителем которого является одно физическое лицо (в том числе ИП) или несколько физических лиц не может быть признано доминирующим. Кроме того  между ними допускаются соглашения, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 400 миллионов рублей. Обращаем внимание, что пункт содержит некоторые исключения в части видов хозяйствующих субъектов (к таковым, например,  относятся финансовые организации, субъекты естественной монополии на товарном рынке, хозяйственные общества, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования и т.д.)

Изменения коснулись статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающей антимонопольные требования к торгам, запросам котировок цен, запросам предложений.

Так, часть 4 статьи 17 Закона дополнена положением, согласно которому антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по их результатам сделок недействительными только в случае, если их проведение является обязательным в соответствии с законодательством.

Новой частью 5.1 в статье 25.1 Закона внесены изменения в процедуру проведения внеплановых выездных проверок. Теперь выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации. Исключение составляют субъекты естественных монополий, а также внеплановые выездные проверки по соблюдению требований, установленных частью 1 статьи 11 Закона.

Также с целью уменьшить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты и в рамках контроля за экономической концентрацией увеличена стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации и его группы лиц. Указанная стоимость должна превышать 400 миллионов рублей, вместо прежних 250 тысяч рублей.

В соответствии с изменениями в законодательстве  положения статьей 13 и 14 Закона о защите конкуренции  теперь не распространяются на хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность посредством организации торговой сети. Положения действительны также в том случае, если  совокупная выручка от реализации товаров в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 миллионов рублей.

Дополнительно сообщаем, что с 04 июля 2016 года внесены изменения и в Кодекс об административных правонарушениях в части особенности привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, Федеральным законом № 316-ФЗ введена новая статья 4.1.1, предусматривающая замену административного штрафа предупреждением. Согласно  части  1 этой статьи лицам,  являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4КоАП.  Исключение составляют случаи, предусмотренные часть. 2 статьи 4.1.1.

Административное наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.3319.319.519.5.119.6,19.8,19.8.2, 19.23частями 2 и 3 статьи 19.27статьями 19.2819.2919.3019.33 настоящего Кодекса.

Также следует учитывать, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

К таким случаям относятся впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при отсутствии имущественного ущерба.

В случае замены административного наказания на предупреждение дополнительное административное наказание не применяется.